ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ИНТЕЛЛЕКУТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА" для детей 5–6 лет на 1 год обучения
Автор: Левадная Елена Борисовна, педагог дополнительного образования
Успешность обучения ребенка в начальной школе зависит от того, насколько развиты его познавательные способности. К наиболее важным из них относится, во-первых, умение разбирать условия разнообразных задач, проводить их полный и точный анализ.
Во-вторых, необходимо умение планировать деятельность по решению задач: намечать, сколько нужно сделать действий, выбрать, какие из них выполнить раньше, какие – позже.
В-третьих, невозможно правильно решать задачи, если плохо развито умение обосновывать способ решения, т.е. рассуждать о том, соответствует он условиям задачи или не соответствует.
Недостаточное развитие этих познавательных умений тормозит освоение всех учебных дисциплин начальной школы, но, в первую очередь, мешает достижению хорошей успеваемости по математике и грамматике.
Практика показала, что, когда ребенку предлагают решать поисковые задачи на занимательном материале, его сообразительность заметно улучшается. Поступив в школу, такой ребенок, по свидетельству учителей, не испытывает затруднений в освоении учебного материала, опережая в этом многих своих сверстников.
Программа предлагает систематический курс занятий по развитию у дошкольников основных интеллектуальных способностей – анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Знание основ логики важно для каждого человека, так как умение правильно мыслить, доказывать истинность или логичность своих либо чужих утверждений, высказываний, предположений является жизненной необходимостью. Обучать логике необходимо уже в дошкольном возрасте, когда формируется абстрактное, а не только конкретное мышление. Законы логики действуют во все времена, для всех национальностей, всех профессий. Знание логики способствуют культурному и интеллектуальному развитию личности.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Они состоят из теоретической и практической части. Материал заданий курса ориентирован на детей 5-6 лет. Названный курс занятий включает в себя «Введение» и 5 тем. Четыре основные темы осваиваются в циклах из 17 занятий. Каждый цикл состоит из трех серии занятий. Каждая тема включает в себя 4-6 занятий на метериале какого-то одного вида задач. Пятая тема состоит из трех занятий на развитие авторского мышления и завершает курс.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – учебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей произвольности, самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии производится коллективное обсуждение решения задач определенного вида.
Благодаря этому методу у детей формируется осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполненных шагах при решении задач. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей.
В курсе используются задачи разной степени сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них подбираются задачи, которые они могут решать успешно.
Цель программы.
Развитие у детей четырех основных интеллектуальных способностей: анализировать, контролировать, планировать и рассуждать.
Задачи:
- Искать и находить новые решения;
- находить необычные способы достижения запланированного результата;
- находить новые подходы к предлагаемым ситуациям.
Оценка результатов реализации образовательной программы.
- знание начальных теоретических основ решения интеллектуальных задач;
- умение работать в коллективе и индивидуально над предложенной интеллектуальной задачей;
- умение разбирать условия предлагаемых задач, проводить их полный и точный анализ;
- умение планировать деятельность по решению задач;
- умение обосновывать способ решения;
- устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности.
Краткое содержание тем.
1. Вводное занятие:
- задачи на «соотнесение понятий и предметов».
2. Развитие способности анализировать:
- решение задач на «сходство»;
- решение задач на «отличие»;
- решение задач на «пересечение».
3. Развитие способности комбинировать:
- решение задач «одна клетка»;
- решение задач «две клетки»;
- решение задач «все клетки».
4. Развитие способности рассуждать:
- решение задач на «совмещение»;
- решение задач на «отрицание»;
- решение задач на «сопоставление».
5. Развитие способности планировать:
- решение задач на тему «петух»;
- решение задач на тему «волк»;
- решение задач на тему «лиса».
6. Развитие авторского мышления:
- решение и составление задач на «пространственные отношения»;
- составление задач на «комбинирование»;
- составление задач на «перемещение».
Результативность курса «Интеллектуальная культура» определяется по следующим параметрам:
- овладение элементарными геометрическими представлениями;
- формирование поисковой активности;
- развитие творческого мышления.
- овладение элементарными геометрическими представлениями;
- формирование поисковой активности;
- развитие творческого мышления.