ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УМНЫЕ ЗАНЯТИЯ» по теме «Веселый этикет» для детей 5–6 лет. На 1 год обучения
Автор: Левадная Елена Борисовна, педагог дополнительного образования
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть умение говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие.
Развитие интеллектуальных способностей через речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована предлагаемая нами методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Предлагаемая данной программой система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и нужным ему в дальнейшей жизни (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции обучающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик – мальчик, мальчик – девочка, девочка – девочка, брат – сестра, бабушка – внук, учитель – ученик, ребенок – взрослый, знакомый – незнакомый. Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые знания и упражнения, в том числе ролевые игры, ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Прорабатывая учебные тексты данной программы, ребенок должен соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Именно на это рассчитан дидактический материал – тематически связанные рассказы из жизни мальчика Феди, его близких и друзей, а так же любимых героев мультипликационных фильмов и сказок.
В рассказах и диалогах использован принцип контраста, позволяющий детям, с одной стороны, критиковать не правильное в поведении и речи, с дугой – отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу.
Цель программы: раскрытие коммуникативных возможностей обучаемых средствами ролевых игр.
Задачи программы:
- развитие коммуникативных качеств личности;
- развитие речи;
- развитие психических процессов, обеспечивающих интеллектуальную деятельность детей дошкольного возраста;
- развитие творческого воображения;
- воспитание волевых черт характера и понятия успешности личности;
- развитие основных интеллектуальных умений и навыков: сопоставление наблюдательность, память, анализирование, рассуждение, планирование.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет и реализуется на учебно-игровых занятиях с наполняемостью групп не более 6 -7 человек. Общий объем 36 часов. Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно. При необходимости теоретические и практические занятия объединяются. Группа занимается один раз в неделю. Длительность занятия 30 минут.
Каждой занятие смонтировано по принципу сценария. Оно носит занимательный игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а так же нравственных установок. На занятиях дети должны себя чувствовать достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться.
Оценка результатов реализации образовательной программы:
- умение владеть этикетными стереотипами;
- умелое использование собственно речевых норм в единстве с общими правилами культуры;
- осознание нравственных понятий и принципов.
Краткое содержание тем.
1. Знакомство. Опорные понятия: партнеры общения, общение как речевое воздействие, ролевые позиции (взрослые и дети, отец и мать, знакомый и незнакомый, мальчик и девочка и др.); контакт в процессе общения.
2. Поведение за столом. Опорные понятия: этикет – правила поведения и речи, принятые в данном обществе в данное время. Речевой этикет – система устойчивых выражений (этикетных формул), соответствующих различным ситуациям общения. Этикетная формула: слово (спасибо), сочетание слов (большое спасибо), предложение (Благодарю вас за вкусное угощение), регулярно употребляющиеся в той или иной ситуации общения. Национальный этикет– правила поведения и речи, принятые у данного народа. Русский этикет.
3. У тебя в гостях подруга или друг. Разговор с гостем. Начало разговора: формулы приветствия, приглашения, одобрения. Беседа с гостем, совместные занятия, формулы похвалы. Сопутствующие сигналы: дружелюбный тон, улыбка, общая приветливость, внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта русских.
4. Прощание с гостем. Опорные понятия: стилистическая окраска этикетных формул. Формулы нейтральные, употребляемые во всех случаях (до свидания); стилистически окрашенные: разговорные (пока) и книжные (рады вас приветствовать). Устаревшие этикетные выражения, которые могут встретиться в речи пожилых людей, а также в речи литературных персонажей.
5. Игра в гости. Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда правильно взять в руки чашку, столовую ложку. Умение вести беседу за едой. Традиционное русское угощение. Хлебосольство как проявление русского гостеприимства.
6. Прощание перед сном. Речевой этикет в семье. Традиционное пожелание спокойной ночи перед сном. Пожелание добрых снов.Необходимые приготовления ко сну (умывание, чистка зубов). Спокойное поведение перед сном. Колыбельные песни. Сопутствующие сигналы: тихий ровный тон, спокойные манеры, добрая улыбка.
7. Утреннее приветствие. Этикет в семье и за ее пределами. Традиционное приветствие в момент пробуждения как знак внимания и любви к близким. Тон утреннего приветствия. Поведение членов семьи перед уходом из домую Доброе настроение и добрые слова. Приветствие в адрес взрослого соседа, воспитателя, учителя, обмен приветствиями между детьми. Сопутствующие этикетные выражения: обращение к знакомому и незнакомому, формулы привлечения внимания, разговор о погоде, о прошедшей ночи, о планах на день и вечер, о самочувствии.
8. Об уступчивости. Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье, в кругу друзей. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями (уступайте друг другу), между девочками и мальчиками (уступай девочке), между молодыми и пожилыми (уступай пожилому), между сильными и слабыми (уступай слабому). Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение. Сопутствующие сигналы: ровный, приветливый тон, уравновешенность, спокойный взгляд, нерезкие жесты.
9. Вежливая просьба. Опорные понятия: вежливость как средство достижения цели. Речевые приемы вежливости: просить, но не требовать; просить, но не унижаться и не клянчить; спорить, но не ссориться. Речевые формы выражения просьбы. Просьба, адресованная старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Вежливая просьба в разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Обращение к незнакомым людям, умение сформулировать суть просьбы. Мера непринужденности в общении с незнакомыми. Смежные этикетные формулы: обещание, согласие, извинение, благодарность, уступка, совет, предложение, разрешение. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, негромкий голос, нерезкие жесты.
10. Поведение в общественном транспорте. Освоение предметной ситуации: автобус, троллейбус, трамвай, метро (умение войти, выйти, оплатить проезд). Правила общения с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место), Сопутствующие сигналы: негромкость разговора, предупредительность, умение не причинять неудобство тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира. Жесты помощи.
11. Этикетные задачи. Предлагаются различные игровые ситуации на закрепление пройденного материала с 1 по 10 занятия.
12. Поведение у театральной кассы. Освоение предметной ситуации: театральный билет, его функция, оплата. Речевое поведение: общение с кассиром (обращение, беседа). Сопутствующие формулы: приветствие, просьба, согласие, отказ, благодарность.
13. В театре (кино, цирке). Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведения зрителей до спектакля и во время спектакля, после него. Речевое поведение: общение с билетером, работником гардероба, с другими зрителями (как пройти на свое место), друг с другом во время спектакля и после него (обмен впечатлениями). Освоение новых слов: спектакль, антракт, фойе, билетер, гардероб и др. Параметры поведения : скромность, умение не привлекать к себе внимание окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств.
14. В поликлинике. Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение. Умение точно назвать свой адрес, фамилию, имя в регистратуре. Формулы обращения в условиях поликлиники: просьбы, извинения, благодарности. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолеть страх. Освоение новых слов и выражений: пациент, история болезни, рецепт, регистратура и др.
15. В детской библиотеке. Освоение предметной ситуации: читательский абонемент, условия выдачи книги на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Речевое поведение в читальном зале. Сопутствующие этикетные формулы благодарности, приветствия и прощания, адресованные библиотекарю. Рассказ о прочитанной книге, ее оценка.
16. Поведение в кафе. Освоение предметной ситуации: буфет, буфетчица, официант, самообслуживание, разные виды кафе. Сопоставление поведения за столом дома, в гостях. В детском саду и в кафе. Речевое поведение: разговор с буфетчицей, официанткой. Умение сделать заказ, поблагодарить. Разговор за столом, Закрепление этикетных навыков поведения за столом. Сопутствующие формулы извинения, отказа. Параметры поведения: сдержанность, умение негромко говорить, не быть резким и грубым.
17. В парикмахерской. Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Поведение клиента в ожидании стрижки. Беседа с мастером: обращение к мастеру, просьба, согласие, отказ. Поведение во время стрижки, преодоление возможного страха. Выражение удовлетворения и благодарности. Прическа и этикетный образ человека. Понятие о вкусе и чувстве меры. Беседа о женских и мужских прическах, о прическах старинных и современных, о взаимосвязи прически и характера человека.
18. Этикетные задачи. Предлагаются различные игровые ситуации на закрепление материала с 12 по 17 занятий.
19. Утешение. Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова ободрения, поддержки. Русские пословицы, предающие утешение. Шутка как способ утешения. Утешение, адресованное взрослому и ребенку. Подбадривание, сочувствие как свидетельство понимания горя, неприятностей друга, знакомого, близкого человека. Как помочь словом и делом. Ситуации утешения в русском фольклоре. Сопутствующие сигналы: добрый, сочувствующий тон, внимательный взгляд, ласковые жесты.
20. У постели больного. Опорные понятия: доброта, чуткость, сострадание, польза и вред для здоровья человека, забота о больном. Беседа с больным. Добрые слова и поступки. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Выбор темы для беседы. Этикетные запреты и рекомендации (не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни). Этикетные формулы приветствия, дружеского общения, пожелания здоровья, совета, утешения, сочувствия, подбадривания. Соблюдение правил гигиены. Параметры поведения: нерезкие движения и жесты, негромкий голос, исключение повышенной эмоциональности, приветливая улыбка. Проявление деликатности (не хвастаться своим здоровьем и силой). Поведение в доме, где есть больной. Поведение самого больного.
21. Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. Опорные понятия: возрастная дистанция в общении, ролевые позиции старшего и младшего, ответственность старшего за младшего, благородство и милосердие. Заботливое отношение к младшим членам семьи. Внимательное отношение к младшим незнакомым, помощь им. Слова ободрения, утешения. Контактные этикетные формулы совета, просьбы, согласия, разрешения, пожелания. Знакомство с младшим незнакомым. Формулы внимания. Отношение к малышам и беззащитным животным. Сопутствующие сигналы: дружеский тон при отсутствии фамильярности, сюсюканья.
22. Разговор с незнакомым на улице. Опорные понятия: ролевые позиции (знакомый – незнакомый). Типовые ситуации, в которых возникает необходимость беседы с незнакомым (на улице, во дворе, в транспорте, в магазине, в кафе и др.). Начало разговору: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Контактные этикетные формулы извинения, просьбы, благодарности, прощания. Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
23. Обращение к взрослому знакомому. Опорные понятия: ролевые позиции, степень знакомства, родства, пол, возраст общающихся. Разговор со знакомым, но не близким человеком. Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени. Выбор темы для беседы по ситуации. Контактные этикетные формулы: выражение радости, благодарность, предложение, просьба, разрешение. Параметры поведения: уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать, приветливость, сдержанность.
24. Вежливый разговор по телефону. Опорные понятия: общение с невидимым собеседником, различные ролевые позиции. Освоение предметной ситуации: набирание номера, пользование телефонной трубкой, значение звуковых сигналов. Речевое поведении: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора,, выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики. Освоение некоторых типичных речевых ситуаций (звонок родителям на работу, разговор с подругой или другом, разговор с родителями друзей, разговор со взрослым незнакомым). Степень официальности разговора. Некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, информация о чем-либо, просьба. Этикетные ошибки в телефонных разговорах, шутки и степень их допустимости, умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, умение найти нужную громкость голоса.
25. Разговор о животных и с животными. Опорные понятия: доброта к бессловесному существу, человек и природа. Беседы о животных: их повадках, их отношении к человеку и роли в жизни человека, отношение к животному, забота о нем, сострадание к бездомному животному, преодоление страха перед животным. Возможность разговора с животными (понимают ли животные человеческую речь?). Выбор кличек для различных животных. Ухо за животными.
26. Поздравления и пожелания. Поздравления по поводу различных дат. Традиционные праздники, церковные праздники. Партнеры общения. Индивидуальные и коллективные поздравления. Стиль поздравления. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Использование индивидуальных творческих способностей при подготовке поздравлений и подарков. Пожелания ко дню рождения и в связи с праздником. Создание праздничной атмосферы. Традиционные праздничные игры, шутки, розыгрыши. Параметры поведения: умение демонстрировать хорошее настроение, непосредственность, искренность, раскованность, изобретательность.
27. Прощание с близкими перед отъездом. Разговор близких людей перед отъездом. Добрые чувства и добрые слова. Контактные этикетные формулы: пожелание, совет, утешение, подбадривание. Ситуация расставания: прощание, обещание писать или звонить. Сопутствующие жесты и традиции (например, садиться перед отъездом). Письма с дороги. Их форма и содержание.