ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «АБВГДейка» по обучению грамоте детей 5-6 лет в группах развивающего обучения. Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Роман Лариса Михайловна, педагог дополнительного образования.
Хорошо известно, как порой трудно ребенку, который не умеет читать, - осваивать программу первого класса. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова с его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка.
По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота восприятия, любознательность и яркость воображения. Данная программа по обучению грамоте предусматривает не только обучение детей чтению. Большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, овладению звуковым анализом слов, знакомству со слоговым строением слова, словесным ударением, предложением.
По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота восприятия, любознательность и яркость воображения. Данная программа по обучению грамоте предусматривает не только обучение детей чтению. Большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, овладению звуковым анализом слов, знакомству со слоговым строением слова, словесным ударением, предложением.
Основной целью данной программы по обучению грамоте является обучение детей 5 лет сознательному плавному слоговому чтению, формирование умений звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха.
В связи с этим, в программе выделяются следующие задачи:
В связи с этим, в программе выделяются следующие задачи:
Развивающие – развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Образовательные - формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции, ознакомление детей со всеми буквами русского алфавита, обучение слоговому и слитному способам чтения.
Воспитательные – формирование умения работы в коллективе, воспитание аккуратности, формирование интереса к чтению.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 25 минут.
Программа модифицирована. В основе программы лежит авторская программа Шумаевой Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с использованием метода проведения звукового анализа Л.Е.Журовой и игровых приемов Н.А. Зайцева.
Программа модифицирована. В основе программы лежит авторская программа Шумаевой Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», с использованием метода проведения звукового анализа Л.Е.Журовой и игровых приемов Н.А. Зайцева.
При разработке программы были предусмотрены следующие принципы:
1) принципы последовательности (содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с возрастными возможностями ребенка);
2) принцип доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3) принцип наглядности (использование широкого круга наглядных пособий);
4) принцип индивидуализации (учет психологических особенностей детей);
5) принцип результативности (соответствие целей обучения и возможностей их достижения);
6) принцип «межпредметности» (связь с другими предметами: развитием речи, окружающим миром).
Особенности методики обучения
В основу программы заложен принцип развивающего обучения. Обучение осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения.
Методы и приемы находятся в единстве, где ведущим видом деятельности является игровая.
При решении программных задач используются следующие методы:
1. информационно-рецептивный (иллюстрационно объяснительный);
2. репродуктивный (воспроизведение и неоднократное повторение);
3. проблемный (постановка проблемы и поэтапное ее решение);
4. исследовательский (творческие задания).
1. информационно-рецептивный (иллюстрационно объяснительный);
2. репродуктивный (воспроизведение и неоднократное повторение);
3. проблемный (постановка проблемы и поэтапное ее решение);
4. исследовательский (творческие задания).
Формы организации:
1. фронтальная;
2. работа по подгруппам;
3. индивидуальная;
1. фронтальная;
2. работа по подгруппам;
3. индивидуальная;
Выбор типа занятия зависит от цели занятия, от тех задач, которые ставятся на данном этапе прохождение программы:
1. занятие по усвоению новых знаний;
2. занятие по обобщению и систематизации пройденного материала;
3. игровые занятия (построения занятия в виде сюжета);
4. практическое занятие (закрепление каких-то полученных знаний и умений);
5. итоговые занятия (на закрепление пройденного материала);
6. комплексные (или интегрированные занятия, совместные занятия);
7. тестирование (самостоятельная работа с целью выявления уровня усвоения программы).
1. занятие по усвоению новых знаний;
2. занятие по обобщению и систематизации пройденного материала;
3. игровые занятия (построения занятия в виде сюжета);
4. практическое занятие (закрепление каких-то полученных знаний и умений);
5. итоговые занятия (на закрепление пройденного материала);
6. комплексные (или интегрированные занятия, совместные занятия);
7. тестирование (самостоятельная работа с целью выявления уровня усвоения программы).
Условия реализации программы. Условиями реализации программы является наличие наглядных пособий, дидактических игр, раздаточного материала, большой разгрузкой азбуки, индивидуальных касс букв и слогов, использование различных приемов и методов, главным из которых является игровой.
Структура занятий
1. Артикуляционная гимнастика или разминка
2. Фронтальная работа с азбукой большого формата
3. Элементы игры или словесные игры
4. Физкультминутка
5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками
6. Итоги
1. Артикуляционная гимнастика или разминка
2. Фронтальная работа с азбукой большого формата
3. Элементы игры или словесные игры
4. Физкультминутка
5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками
6. Итоги
Предполагаемые результаты
В конце года дети должны:
1. хорошо владеть понятиями: «слово», «звука», «буква», «предложение».
2. различать гласные и согласные звуки
3. определять ударный гласный звук
4. правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
5. правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры
6. уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце
7. проявлять интерес к чтению, родному языку
В конце года дети должны:
1. хорошо владеть понятиями: «слово», «звука», «буква», «предложение».
2. различать гласные и согласные звуки
3. определять ударный гласный звук
4. правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
5. правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры
6. уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце
7. проявлять интерес к чтению, родному языку
Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи
Для проверки уровня осознания элементов языка и речи детям в индивидуальном порядке предлагается выполнить такие задания:
• скажи одно слово;
• произнеси одно предложение;
• произнеси один звук;
• произнеси один слог.
Для проверки уровня осознания элементов языка и речи детям в индивидуальном порядке предлагается выполнить такие задания:
• скажи одно слово;
• произнеси одно предложение;
• произнеси один звук;
• произнеси один слог.
Далее детям предлагается:
1. разделить слова на слоги, назвать их последовательность;
2. задание на установление количества и последовательности звуков в слове;
3. чтение слов на карточке;
4. чтение предложения.
По характеру ответов оценивают правильность выполнение заданий и судят о степени развития элементарного осознания названных языковых элементов. Достаточным можно условно считать правильное выполнение трех из четырех предложенных задач.