ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» по формированию элементарных математических представлений детей 6-7 лет в группах развивающего обучения
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Роман Лариса Михайловна, педагог дополнительного образования ДДТ "Центральный"
Обучению дошкольников азам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин - началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Таким образом, основная цель данной программы – формирование элементарных математических представлений детей 6-7 лет.
Основные задачи, которые ставит перед собой данная программа:
Развивающие: Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале). Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные: Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Воспитательные: Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе, воспитание навыков речевого обоснования действий.
Программа опирается на методику Е.И. Щербаковой, Т.И. Ерофеевой и опыт работы Е.В. Камениковой. Программа рассчитана на год. Курс обучения – 30 занятий, продолжительность которых 25 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа ориентирована на возможности детей этого возраста и учитывает требования современного начального обучения. Материал дается в соответствии с основным принципом дидактики – «от простого к сложному», от конкретного абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.
Первостепенное значение в обучении дошкольников математики имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Наибольшей степенью обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях.
В программе математического развития можно выделить 8 разделов:
1. Знания о количестве и счете.
2. Состав чисел первого десятка.
3. Решение арифметических задач.
4. Формирование представлений о размере.
5. Формирование геометрических понятий.
6. Формирование представлений и понятий о пространстве.
7. Ориентировка во времени.
8. Развитие логического и творческого мышления.
2. Состав чисел первого десятка.
3. Решение арифметических задач.
4. Формирование представлений о размере.
5. Формирование геометрических понятий.
6. Формирование представлений и понятий о пространстве.
7. Ориентировка во времени.
8. Развитие логического и творческого мышления.
Необходимые условия и фундамент математического развития дошкольника – это умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше – меньше, равенство – неравенство. Формирование представления о величине предметов и понимания отношения длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, больше – меньше, позволяет наглядно показать детям математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функций отношений.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Перспективным и важным является проблемно-поисковый метод обучения. Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей. Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия, возможность задать вопросы, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех детей.
Условия реализации программы.
1. Тщательность подготовки к каждому занятию.
2. Творческий подход к занятию.
3. Выполнять программу последовательно.
4. Доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку.
5. Поддерживать интерес ребёнка.
6. Иметь наглядный дидактический материал.
2. Творческий подход к занятию.
3. Выполнять программу последовательно.
4. Доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку.
5. Поддерживать интерес ребёнка.
6. Иметь наглядный дидактический материал.
Уровни освоения программы.
Преимущество этой программы в том, что она позволяет восполнить пробелы в подготовки к школе детей, которые не посещают по тем или иным причинам детские дошкольные учреждения.
Результаты освоения программы индивидуальны и зависят от особенностей психологического развития ребёнка.
Предполагаемые результаты к концу обучения:
Преимущество этой программы в том, что она позволяет восполнить пробелы в подготовки к школе детей, которые не посещают по тем или иным причинам детские дошкольные учреждения.
Результаты освоения программы индивидуальны и зависят от особенностей психологического развития ребёнка.
Предполагаемые результаты к концу обучения:
Средний уровень развития детей:
• Понимает отношение между смежными числами от 1 до 10. Знает структуру арифметической задачи (условие, вопрос). Решает простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составляет задачи по картинке, числовым примерам.
• Различает и называет многоугольники (треугольники, четырёхугольники, шестиугольники), называет и показывает их элементы, делит геометрические фигуры на части, классифицирует по размеру и форме.
• Понимает и объясняет взаимное размещение предметов в пространстве.
• Ориентируется во времени, пользуется часами.
• Понимает отношение между смежными числами от 1 до 10. Знает структуру арифметической задачи (условие, вопрос). Решает простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составляет задачи по картинке, числовым примерам.
• Различает и называет многоугольники (треугольники, четырёхугольники, шестиугольники), называет и показывает их элементы, делит геометрические фигуры на части, классифицирует по размеру и форме.
• Понимает и объясняет взаимное размещение предметов в пространстве.
• Ориентируется во времени, пользуется часами.
Высокий уровень развития детей.
• Понимать содержание арифметической задачи, действия сложения и вычитания, знает цифры, знаки «+»,«-», «=». Умеет решать простые арифметические задачи, используя приёмы вычислительной деятельности.
• Различает, называет и сравнивает между собой многоугольники. Делит геометрические фигуры на части, составляет фигуры путём построения, деления, трансформации. Осуществляется целенаправленные поисковые действия. Решает математические логические задачи, головоломки.
• Ориентируется в ограниченном пространстве.
• Ориентируется во времени, осознанно пользуется единицами времени.