ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет в группах развивающего обучения


Срок реализации программы: 1 год.

Автор-составитель:  Роман Лариса Михайловна, педагог дополнительного образования ДДТ "Центральный"

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи.

Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличавшихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе. Ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предлагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Состояние психологической готовности к усвоению грамоте у большинства детей происходит в пять шесть лет. Чтобы избежать дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к чтению. С самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного.

Программа по обучению грамоте детей 6-7 лет является продолжением программы «АБВГДейка».
Основной целью данной программы является совершенствование навыка чтения, формирования слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов).

В связи с этим основными задачами данной программы являются следующие:
Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.
Образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.
Воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Программа модифицирована. Опирается на методику Журовой Л.Е.

Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 25 минут.

Особенности методики обучения.  Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Формы организации занятий
1. Фронтальная (работа со всей группой).
2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).
3. Индивидуальная.

Методами успешной реализации программы является:
• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
• Наглядный (наблюдение, рассматривание).
• Практический (словесные игры; дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд»).

Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Журовой Л.Е., материал для чтения Клемановой Л.Ф. «Читалочка».
Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Планируемые результаты.
В конце года дети должны хорошо:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит».
2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
4. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
5. Составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения.
 
 
Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.  Детям предлагается задание:
1. Скажи одно слово.
2. Скажи один звук;
a) скажи, сколько звуков в слове «дом»;
b) назови звуки в этом слове;
3. Скажи одно предложение.
a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…»
b) назови первое, второе, третье слово.
4. Прочитай предложение «Дети играют» или «Дети идут в школу».
 
Оценка результатов
Высшая общая оценка составляет 10 баллов.
Первые 3 задания:
верный ответ – 1балл;
неверный – 0 баллов.
Четвертое задание:
Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов;
Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл;
По слогам (послоговое чтение) – 2 балла;
Слитное (целыми словами) – 3 балла.