ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью детей 4-7 лет в группах развивающего обучения

 
Срок реализации программы: 3 года
 
Автор-составитель: Роман Лариса Михайловна, педагог дополнительного образования ДДТ "Центральный"
 
 
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей.
Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре.

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности  людей, о предметах и явлениях.
 
Основная цель программы - расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность.
Основные задачи данной программы.
Развивающие – развить речь детей, обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, активности.
Образовательные – сформировать знания об окружающем их мире.
Воспитательные – воспитать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботится о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к её истории. Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.

Данная программа является модифицированной и адаптирована к системе дополнительного образования. Программа рассчитана на третий курс для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.

Содержание программы составляют следующие темы:
1. Семья
2. Родной город
3. Родная страна
4. Труд взрослых
5. Предметный мир

По каждой теме предлагается определённый объём знаний с постепенным усложнением и повторением ранее изученного, с учётом дидактических целей и возраста детей. Программа опирается на методику Алешиной Н.В.

Особенности методики обучения.  Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов.  Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств).

Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.
Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие  мышление, внимание, воображение  ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.

Особый смысл приобретает учебная деятельность, так как дети готовятся к школе и этот переход не должен быть резким.  Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.

В целом, работа с дошкольниками по данной программе поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности.
 
Условия реализации программы.   Для успешной реализации задач данной  программы необходимы: карты мира, России, родного города; глобус; иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия; предметы сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения;  изделия  или иллюстрации народного творчества; технические средства: магнитофон, видеомагнитофон с аудио и видеокассетами.
 
Предполагаемые результаты к концу обучения:
1. Устойчивость  интереса детей к данному предмету.
2. Расширение кругозора детей.
3. Применение знаний в практической деятельности.
4. Развитие речи обогащение словарного запаса детей, умение вести содержательный диалог.
5. Повышение уверенности детей.