ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Развивающие игры» для детей 3-6 лет в группах развивающего обучения
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Баталова Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования.
Умственное развитие – важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребенок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.
Хаотичные взаимоотношении ребенка с окружающей действительностью не могут обеспечивать полноценное умственное развитие. Необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого. Наиболее удачными его формами являются игровые упражнения и дидактические игры. Виды развивающих игр для детей дошкольного возраста могут быть различные: игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования.
Цель программы развивающих игр имеет два аспекта:
? познавательный (обучение способам действия с предметами),
? воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).
? воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).
Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Особенности методики обучения.
На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:
1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.
2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.
2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
На каждом занятии прелагается наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты не просто сопровождают, «обслуживают» иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизируют его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают здесь в единстве.
Занятия должны проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Работа с настольными играми чередуется с подвижными, использованием физкультминуток.
Особые игры – соревновательные, в которых самое главное для ребенка – выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели.
Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.
Если ребенок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам.
Ребенку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими детьми, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Это игры-хороводы, некоторые сюжетные игры, требующие взаимодействия.
В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. У таких детей полезно повышать их самооценку, уверенность в своих силах. Нужно постоянно отмечать успехи и достижения ребенка, даже незначительные: «Смотри, каким ты стал ловким, как у тебя хорошо получается!».
Все игры-задания предполагают тесное сотрудничество педагога и ребенка. Сначала педагог знакомит ребенка с заданием, помогает его решить или показывает способ выполнения, т.е. играет активную роль. Затем взрослый постепенно переходит на равноправную позицию.
Если даже облегченный вариант задания труден для ребенка, предложить самое простое задание, чтобы он не потерял уверенности в своих силах. Поощрять нужно не только удачное решение, но и попытки ребенка преодолевать трудности. Обращать внимание на все его успехи, пусть даже незначительные.
Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей.
Эффективны элементы театрализованной деятельности на занятиях. Фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям прелагается показать деда, бабку, внучку, собаку Жучку, кошку и мышку из сказки «Репка». При этом дети имитируют движения и голоса героев сказки. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрализованное занятие «Изобрази эмоцию»
Ход занятия:
1. Введение. Объяснение понятия «эмоция» (душевное переживание, чувство)
2. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.
3. Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.
1. Введение. Объяснение понятия «эмоция» (душевное переживание, чувство)
2. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.
3. Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.
«Баба-яга» (злость). Баба-яга поймала Аленушку и велела ей затопить печку, чтобы потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба-яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
«Один дома» (страх). Мама-зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок остался в домике один. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Зайчонку страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь.
«Про Таню» (горе и радость)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
Перед этюдами отмечаются характерные особенности той или иной эмоции:
«радость» - веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое;
«грусть» - глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз;
«страх» - брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт;
«злость» - брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.
«радость» - веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое;
«грусть» - глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз;
«страх» - брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт;
«злость» - брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.
На этом же занятии можно провести игру «Испорченный телефон».
Все участники, кроме педагога и одного из детей, закрывают глаза, «спят». Педагог показывает одному из участников (это тот, кто не закрывает глаза) какую-нибудь эмоцию.
Участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и предает ему свою версию увиденного. И так до последнего игрока.
После этого педагог беседует с детьми о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали, а они изображали, по каким признакам определили именно эту эмоцию.
По окончании занятия педагог поощряет детей за старание и просит попрощаться с ним сначала с эмоцией грусти, затем с эмоцией радости.
Все участники, кроме педагога и одного из детей, закрывают глаза, «спят». Педагог показывает одному из участников (это тот, кто не закрывает глаза) какую-нибудь эмоцию.
Участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и предает ему свою версию увиденного. И так до последнего игрока.
После этого педагог беседует с детьми о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали, а они изображали, по каким признакам определили именно эту эмоцию.
По окончании занятия педагог поощряет детей за старание и просит попрощаться с ним сначала с эмоцией грусти, затем с эмоцией радости.