ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Я познаю мир» по формированию представлений об окружающем мире у детей 3-4 лет в группах развивающего обучения

  
Срок реализации программы: 1 год
 
Автор-составитель:  Баталова Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования
 
 
Основой мировосприятия трёхлетнего ребёнка является предметное содержание действительности. При этом всё, с чем сталкивается малыш на пути своего познания, (предметы, явления, события), воспринимаются им как единственное в своём роде. Постигая один объект за другим, ребёнок накапливает в своём сознании разрозненное представление о них. Накопления сведений о мире плохо связаны между собой. Иными словами, ребёнок познаёт предметы, но не видит, а значит и не познаёт, связи между этими предметами. Поэтому мир трёхлетнего ребёнка – это отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления.

Ребёнок трёх лет познаёт мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием. Действительно, внимание малышей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Выбрав объект для познания, ребёнок стремится завладеть им, взять его в руки. Получив его, малыш обследует объект самыми разнообразными способами: вертит, сжимает в руках, пробует на вкус, нюхает, трясёт, бросает и т.п. «Насытившись» одним объектом, ребёнок принимается за другой,  и каждый раз действует по одной схеме, по одному алгоритму: пытаясь завладеть интересующим его объектом и проделать с ним множество разнообразных действий. Иными словами, ребёнок познаёт мир по принципу: что вижу, действую, то и познаю.

Известно, что любой предмет нашего материального мира несёт в себе две группы характеристик: внешние, телесные характеристики и внутренние, скрытые характеристики. К первой группе относятся все те же характеристики, которые человек может воспринимать с помощью сенсорики (различных органов чувств). Это величина, размер, цвет и форма и пр., а также различные свойства. Ко второй  относится целевое назначение предмета и его функции (для чего? как?).

Познавательная активность ребёнка до трёх лет направлена на изучение первой группы характеристик предмета (внешних). Ребёнок 3-4 лет испытывает потребность постичь вторую группу характеристик (внутреннюю), его интересует, для чего нужен тот или иной предмет, как им пользоваться.
Самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трёхлетний ребёнок не может, так как в его арсенале имеется только один способ познания: вижу – действую. Его необходима помощь взрослого. Через скрытые характеристики  дети начинают постигать серьёзные связи и зависимости нашего мира, целевое назначение и функции предмета, у детей формируется осознанное отношение к этим предметам – бережное отношение. Бережное отношение проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению.

Цель данной программы – заложить основы ориентации в мире, мире человека – рукотворном мире и мире природы.
 
Задачи и основные направления для реализации цели:
Развивающие.  Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности:
- внедрять в педагогическую работу методы и приёмы , побуждающие детей к различной степени активности: от наблюдений до практической деятельности.
- знакомить с миром человека, использовать в работе: решение проблемных ситуаций, загадки-движения, разбор и комментирование путаниц.
- использовать также разбор и комментирование путаниц природоведческого характера.
Образовательные.  Расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения:
- знакомить детей с предметным содержанием окружающего рукотворного мира в следующем объёме: наименование предмета, внешние признаки (свойства и качества), целевое назначение предметов, функции предметов;
- знакомить с конкретными представителями животного и растительного мира (внешние признаки и яркие характерные особенности);
- в игровой форме знакомить детей со строением собственного тела (две руки, две ноги, голова (два глаза, нос, рот, два уха), туловище).
Воспитательные.  Формировать основ познавательного, бережного, сознательного отношения к окружающему миру:
- периодически проигрывать с детьми «Проблемы игрушек», содержание которых связано с житейскими ситуациями, с поведенческими проблемами;
- своим личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам, к друг другу.
- вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты, явления природы.
 
В основу данной образовательной программы положена методика Гризик Т.И.  с собственными  авторскими дополнениями. На данный момент идёт опробование программы Гризик Т.И., что предполагает дальнейшую корректировку, дополнения, переработку отдельных тем.
 
Особенности методики обучения.   Основы мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях широко используются наглядные пособия, лучше даже, если это не картинки с изображениями, а непосредственно сами предметы, чтобы ребенок мог потрогать, взять, поиграть, оценить с помощью педагога свойства и качества, целевое назначение и функции предметов. Именно поэтому для закрепления представлений детей о качествах и свойствах бумаги запланированы практические занятия по изготовлению снежинок из бумаги и бумажных самолётиков, для закрепления представлений детей о качествах и свойствах резины: занятия с надуванием воздушных шариков и игрой с ними.

При изучении темы «Мой дом» также мы не ограничиваемся только работой с картинками. Здесь на занятии помогает демонстрация макета кукольного дома из бумаги с открывающимся фасадом и откидывающейся крышкой. Благодаря этому дети могут непосредственно заглянуть в дом и познакомиться, таким образом, с устройством и назначением различных комнат.

При знакомстве с временами года можно провести наблюдение из окна, намечая и отмечая изменения, происходящие с окружающим миром. Педагог помогает отметить характерные для данного времени года признаки, которые затем дополнительно иллюстрируются картинками.
 
Особенности методики – это ведущий игровой метод. В связи с тем, что в дошкольном возрасте внимание детей неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха используются подвижные игры, которые переметают – основные задания. При проведении занятий возможны различные творческие варианты: игры дидактические, творческие, сюжетно-ролевые и другие.
Каждое занятие требует серьёзной подготовки педагогов, тщательного подбора материала.

В качестве отдыха, а также сменной деятельности используем на занятиях контурные изображения предметов по каждой конкретной теме для раскрашивания. Эти контурные изображения заранее подготавливаются педагогом по числу детей в группе. При наличии трафаретов по данной теме, например «фрукты», «одежда», ребёнку будет самому интересно сделать контурные изображения в альбоме и раскрасить их.

По теме занятий хорошо подбирать и подвижные игры. Например, к занятию «Лесные животные зимой» подходит подвижная игра: «Зайка».
Ход игры: педагог предлагает детям послушать стихотворение, помогает им осмыслить содержание текста, а также тех движений, которые нужно выполнять.
Педагог: У зайчика зимой тёпленькая беленькая шубка. (Летом – серенькая). У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы лучше слышать. Когда зайчику холодно, и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладошки). А если зайка совсем замерз, он начинает прыгать – вот так. Давайте поиграем в зайку.
Педагог вызывает самого смелого ребенка, который будет исполнять роль зайки. Остальным детям предлагается взяться за руки и встать в хоровод.
Дети вслед за педагогом произносят следующие слова и выполняют соответствующие движения: садятся на корточки, ладошками изображают ушки, хлопают, делают подскоки.
 
Зайка беленький сидит    
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок,
Надо зайке поскакать.
 
По окончании обучения ребёнок должен знать:
- целевое назначение и функции различных предметов окружающего рукотворного, уметь классифицировать их по видам: «мебель», «обувь», «одежда», «инструменты», «транспорт», «посуда»;
- знать о характерных изменениях в природе в разные времена года;
- правильно определять времена года;
- уметь различать диких зверей и домашних животных;
- уметь различать овощи и фрукты;
- уметь различать предметы природного и рукотворного мира;
- иметь представление о других объектах живой природы: рыбах, насекомых, птицах.