ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» по формированию элементарных математических представлений у детей 3-6 лет в группах развивающего обучения

 
 
Срок реализации программы: 3 года

Автор-составитель: Роман Лариса Михайловна, педагог дополнительного образования
 
 
Программа обучения математике в современной науке приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируется представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста даёт не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов, с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.
Программа предусматривает овладение детьми специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и др.

Основная цель программы - формирование элементарных математических представлений у детей 3-6 лет, привить интерес к математике, развить математические способности ребёнка.
Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития. Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач,  воспитание аккуратности и самостоятельности.
Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии. Длительность занятия 25 мин.

Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
 
Математическое развитие детей осуществляется по следующим разделам:
1. Ознакомление с числом и обучение счёту.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка в пространстве.
5. Ориентировка во времени.
6. Логические задачи.
 
На занятиях используются словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а так же метод практических заданий.
В занятия включены физкультминутки, представляющие собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации, а также на закрепление математических понятий.
 
Основные задачи в работе с детьми 3-4 лет:
1. Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
2. Активизировать словарный запас детей, закреплять навыки речевого общения.
3. Познакомить с основными геометрическими фигурами как эталонами.
4. Познакомить с числами от 1 до 5.
5. Учить различать предметы разных размеров по величине.
6. Учить различать понятия: слева и справа.
 
Предполагаемые результаты:
Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами от 1 до 5, с названиями частей суток и временами года, узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трёх тел (шар, куб, цилиндр), научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа.
 
Основные задачи в работе с детьми 4-5 лет.
1. Расширить знания о временах года и частей суток.
2. Познакомить с числами и цифрами от 1 до 5, сформулировать представление о взаимосвязи числа и цифры.
3. Познакомить с порядковым счётом.
4. Формировать понятия о независимости числа от величины, пространственное расположение предметов.
5. Развивать глазомер и зрительно-двигательную координацию. Закреплять умение правильно пользоваться словами: ”большой”, “маленький”, “ещё меньше”, “самый маленький”, “короткий”, “ещё короче”, “самый короткий”, “высокий”, “пониже”, “ещё пониже”, “самый низкий”.
6. Учить ориентироваться на листе бумаги, помочь усвоить понятия “левый верхний и нижний угол”, “правый верхний и нижний угол”, “середина”.
7. Развивать мыслительные операции – анализ и синтез предметов сложной формы, развивать внимание, память.
 
Уровни развития детей к концу года.
Средний уровень. Считает предметы, их изображения в пределах пяти; понимает значение количественного и порядкового счёта, разницу между ними. Узнаёт и называет цифры (1-5). Понимает, что при счёте последнее названное число принадлежит ко всей группе пересчитываемых предметов. Понимает, что равенство из неравенства можно получить двумя способами: увеличением меньшего или уменьшением большего множества на один предмет (на единицу). Сравнивает предметы по размеру. Знает названия и особенности таких геометрических фигур, как круг, квадрат. Треугольник, куб, шар, цилиндр. Ориентируется в пространстве от себя ( впереди, сзади, слева, справа) и во времени, понимает и обозначает части суток словами: утро, день, вечер, ночь. Обозначает последовательность действий ( сначала, потом, в конце) или действия (вчера, сегодня, завтра).
Высокий уровень. Пересчитывает и отсчитывает предметы, их изображения в пределах пяти. Понимает, как образуется число. Знает цифры в пределах пяти. Понимает, как образуется число. Знает цифры в пределах пяти. Умеет сравнивать группы предметов, отличающиеся по количеству на один элемент. Группирует множества по одному из признаков: цвету, форме, размеру, количеству. Понимает и различает количественный и порядковый счёт. Выделяет отдельные параметры, сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, строит ряд размеров.
Знает названия и понимает особенности геометрических фигур ( квадрат, круг, треугольник, цилиндр, куб), использует их как эталоны обозначений формы предметов.
Ориентируется в пространстве. Использует в активном словаре слова и выражения: впереди меня, за тобой, под окном, между деревьями.
Ориентируется во времени, выделяет части суток словами: утро, день, вечер, ночь. Описывает последовательность действий, использует слова: завтра, вчера, сегодня.
 
Основные задачи в работе с детьми 5-6 лет.
1. Формировать основные элементы познавательной деятельности:
а) запас знаний, умений и навыков;
б) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
в) умение понимать суть учебной задачи и выполнить её самостоятельно;
г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
д) способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач;
е) развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
2. Познакомить с цифрами от 6 до 10, с математическими знаками, понятиями «больше», «меньше».
3. Познакомить с новыми геометрическими фигурами, учить преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания, разрезания, выкладывания из счётных палочек).
4. Учить делить предметы на 4 части, определять, что часть меньше целого, а целое больше части.
5. Познакомить с названиями дней недели и месяцев.
6. Учить определять место положения предметов по отношению к другому лицу.
 
Уровни развития детей шестого года жизни.
Средний уровень развития детей.
Умеет считать в пределах десяти. Знает цифры. Понимает и умеет объяснять разницу между количественным и порядковым счетом. Знает количественный состав чисел 2 и 3 из единиц. Сравнивает предметы по размерам накладыванием, прикладыванием, измерением. Понимает, что такое условная мера, умеет самостоятельно измерять. Устанавливает ряд размеров по одному из параметров (длине, ширине, высоте, толщине). Знает особенности геометрических фигур (стороны, углы). Умеет группировать их по конкретным признакам: цвету, размеру и др.
Ориентируется от любого предмета в ограниченном пространстве: групповой комнате, на площади стола, листе бумаги.
Знает и показывает дни недели по порядку. Понимает, из каких частей состоят сутки: утро, день, вечер, ночь.
Высокий уровень развития.  Знает числа и цифры в пределах десяти, понимает отношения между смежными числами, количественный состав числа из единиц в пределах пяти, считает в прямом и обратном порядке.
Сравнивает предметы по двум-трем параметрам одновременно. При сравнении предметов по размеру используют условную меру, понимает, что результат измерения зависит от выбранной меры.
Правильно называет элементы геометрических фигур: стороны, углы, вершины. Умеет переконструировать геометрические фигуры путём практических и мысленных операций.
Ориентируется в пространстве от любого предмета, используя знания и умения в самостоятельной деятельности.
Ориентируется во времени. Знает дни недели, времена года по порядку, осознанно использует в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра. Умеет пользоваться моделями времени. Понимает объективность, непрерывность (продолжительность), необратимость времени.