ПРОГРАММА «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ СИБИРИ» историко-краеведческого клуба «Исток 39» на 4 года обучения для подростков 11-15 лет

 
Авторы:  Галямина Галина Ивановна,  педагог дополнительного образования высшей  квалификационной  категории,  Назарова Ларса Васильевна, педагог дополнительного образования высшей  квалификационной  категории
 
Рецензенты: Боровиков Леонид Иванович,  кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики НИПКиПРО,   Нохрина Татьяна Ивановна, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИАиЭ СО РАН
 
 
Современные условия диктуют настоятельную необходимость разнообразия содержания и форм работы с подростками. Именно данная возрастная категория обучающихся в меньшей степени охвачена организованным педагогическим воздействием, чем дети дошкольного и младшего школьного возраста. В результате подростки либо попадают под влияние асоциальных групп, либо замыкаются в рамках сугубо личных интересов, что ограничивает возможности их творческого развития. Широкие возможности для педагогического решения этой острой социальной проблемы   предоставляет система дополнительного образования детей. Самые смелые замыслы, творческие проекты, немыслимые в рамках школьного урока, могут найти здесь свое реальное  воплощение, а у педагога появляется возможность с наибольшей полнотой реализовать свой творческий потенциал.

В Доме детского творчества «Центральный» с 1983 года действует историко- краеведческий клуб «Исток-39». В основу его деятельности  положена образовательная программа «Юные исследователи Сибири», Программа рассчитана  на четыре года обучения и ориентированная на подростков от 11 до15 лет.
Основная авторская идея, которую мы стремились реализовать в работе с подростками, может быть определена как создание благоприятных условий для социального, физического и интеллектуально- творческого развития детей, обеспечивающего максимальное разрешение типичных проблем подросткового возраста.

Идею разностороннего развития в условиях подросткового историко- краеведческого клуба мы подкрепили принципом вариативного выбора подростками траектории своего индивидуального социально- нравственного и интеллектуально- творческого роста.  При этом вариативность выбора не должна быть спонтанной: она должна опираться на реальный уровень их интеллектуального, социального и физического развития, подтвержденный мониторинговой диагностикой.

Предлагаемая программа рассчитана на подростков 11 -15 лет. В  подростковый   период существенно изменяется иерархия значимости  отдельных социальных групп. Возрастает роль общества сверстников, в то время как влияние родителей, семьи, несколько снижается. Потребность в общении со сверстниками становится одним из ведущих мотивов поведения. В то же время для них характерно стремление быть и считаться взрослым, что проявляется в усложнении и многообразии как видов деятельности, так и социальных ролей. Говоря о психологических особенностях подростков, нельзя забывать и о большом значении формы, в которую облечен тот или иной вид деятельности. Привлекательность “романтики” и ее атрибутов в этом возрасте общеизвестна. На этот период приходится усложнение интеллектуальной деятельности, начинает  формироваться сознательный контроль над нею. Выбор данной возрастной группы обусловлен также и  тем, что в это время в школе идет систематическое изучение истории и у многих ребят проявляется интерес к этой области знаний.

Организационной формой, избранной для реализации содержания данной программы, является клуб. В рамках многопрофильного клуба есть возможность реализовать свойственное этому возрасту стремление к самостоятельности и самоопределению. В повседневной жизни подросток включен в основном в рамки довольно жестко регламентированных “ взрослых ” структур, где его место и ролевая позиция определены, а возможность выбора или ограничена, или исключена. Клуб, как сугубо добровольное объединение на основе общих интересов, предоставляет подросткам и юношам  возможность выйти за рамки этой строгой регламентации.

Подростки  воспринимают клуб в основном как центр общения, однако не следует забывать, что клуб является одним из центров дополнительного образования. Успешная самореализация подростков, в том числе и в коллективе сверстников, возможна только на основе овладения ими комплекса определенных знаний, умений и навыков, приобретенных за время пребывания в клубе.

Основной принцип организации образовательного процесса заключен в следующем: работа клуба осуществляется по двум  направлениям: историко-краеведческому и туристско-краеведческому. Обучение  по каждому  из данных направлений предусматривает несколько уровней овладения материалом: базовый, углубленный и профессионально-ориентированный. Освоение программы на одном уровне является основой для продолжения занятий на другом, более высоком. Желательно, чтобы обучающиеся последовательно переходили с одного уровня на другой. При наличии соответствующей подготовки, возможно подключение к работе клуба на более высоком уровне, минуя предшествующий. Кроме того, подросток может ограничить свое пребывание в клубе занятиями по программе только одного уровня. Освоение образовательной программы клуба предполагает актуализацию знаний, полученных обучающимися в общеобразовательной школе по курсам  истории, географии, биологии, черчения, технологии, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

В клубе может заниматься любой подросток, проявивший интерес к данному виду деятельности. Для участия в походах и летней походно-экспедиционной практике необходимо письменное разрешение родителей и врача-педиатра.  Группы формируются из учащихся одного возраста. Количество обучающихся в группе от 10 до 12 человек в соответствии с техническими возможностями учебного помещения.

Программа всего курса обучения  рассчитана на четыре года. Первые два года обучения предусматривают освоение  базового уровня, третий год посвящен освоению программы углубленного уровня, четвертый год занятий отводится на освоение программы профессионально-ориентированного уровня.

Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Занятия по туристско-краеведческому и историко-краеведческому направлению проходят по 4 часа в неделю в группах первого и второго года обучения и 5 часов в неделю в группах третьего и четвертого года. На одну учебные группы первого и второго года  отводится 140 часов и 175 часов на группы третьего и четвертого в год. 
Программой предусмотрены как аудиторные занятия, так  и учебно-тренировочные выходы в пригородную зону и учебные экскурсии. Кроме того, программа включает участие в соревнованиях по туристическому многоборью, спортивному ориентированию  и участие в научно-практических конференциях школьников.
В летний период проводится походно-экспедиционная практика: археологическая  экспедиция и многодневные походы различной степени сложности. Подготовка и проведение походно-экспедиционной практики изложена в соответствующей части программы. Отдельные разделы программы посвящены организации учебно-исследовательской работы и организации воспитательной работы в клубе.
 
 
Цели и задачи образовательной программы
Цель: формирование подростка как разносторонне развитой личности, сочетающей в своем жизненном опыте широту кругозора, социально активную нравственную позицию, убежденность в ценности здорового образа жизни.
Задачи
? образовательные:
? приобщение к участию в учебно-исследовательской деятельности;
? освоение и развитие навыков самостоятельного научного поиска;
? воспитательные:
? формирование таких социально-значимых черт личности, как инициатива, самостоятельность, ответственность;
? формирование навыков адаптации к различным условиям;
? повышение самооценки личности и содействие укреплению социальной позиции подростка.
? развивающие:
? развитие навыков общения;
? расширение и обогащение социально- коммуникативного опыта подростков;
? формирование опыта исследовательской деятельности.
 
Дифференциация целей и задач по уровням освоения образовательной программы

Цели и задачи базового уровня образовательной  программы  (1 год обучения)
Программа данного уровня рассчитана на детей в возрасте 11- 12 лет. Этот год посвящен знакомству с новыми для подростка научными дисциплинами и видами деятельности.
Цель: сформировать   интеллектуальные   основы для развития  творческой, разносторонне развитой личности

Задачи
? образовательные:
? познакомить обучающихся с новыми для них  научными  дисциплинами (палеонтологией, антропологией, археологией) и новыми видами деятельности(туризм, ориентирование);
? сформировать общее представление  об основных этапах развития жизни на Земле, этапах антропогенеза и основах археологической периодизации;
? познакомить обучающихся с особенностями вещественных источников;
? заложить основы навыков самостоятельной работы с научно-популярной литературой;
? познакомить  обучающихся с основными туристическими понятиями и терминам;
? обучить  основам топографии и картографии;
? сформировать первоначальные  навыки пешего туризма, ориентирования на местности и работы с картой
? воспитательные:
? заложить основы осознанного стремления к здоровому и активному        образу жизни;
? сформировать основ устойчивого коллектива  подростков.
? развивающие:
? расширить  и обогатить социальный опыт подростков.

Цели и задачи базового уровня  образовательной  программы (2 год обучения)
Программа данного уровня рассчитана на подростков 12-13 лет и предполагает знакомство этнографией и рядом вспомогательных исторических дисциплин, расширение теоретической  и практической базы в области туристско-краеведческой подготовки 
 
Цель:  сформировать практическую и теоретическую базу дальнейшей успешной самореализации в туристско-краеведческой и историко-краеведческой деятельности

Задачи
? образовательные:
? освоить  понятийный аппарат, объект и методы исследования в этнографии, ономастике и ряде вспомогательных исторических дисциплин;
? обучить основам камеральной обработки материала;
? расширить теоретическую базу по туристско-краеведческой подготовке;
? закрепить и совершенствовать навыки техники пешего туризма;
? сформировать  представление  о возможностях родного края как объекта различных видов туризма
? воспитательные:
? развивать адаптационные навыки к различным социальным и природным условиям;
? на основе совместной социально-значимой деятельности укрепить внутригрупповые связи меду обучающимися
? развивающие:
? совершенствовать навыки самообслуживания в походно-экспедиционных условиях;
? расширить кругозор обучающихся в изучаемых областях знаний;
? развивать коммуникативные навыки обучающихся;
? развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой, навыки самостоятельного изложения полученной информации, сформировать первоначальные навыки работы со специальной литературой.
 
Цели и задачи углубленного уровня  образовательной  программы  (3 год обучения)
Программа данного уровня рассчитана на подростков 13-14 лет, имеющих опыт участия  в работе походно-экспедиционного отряда. Основное внимание сосредоточено на углубленном изучении основ археологии Северной Евразии и отработке навыков самостоятельных действий в походно-экспедиционных условиях
Цель:
опираясь на  расширение кругозора обучающихся, подготовить подростков к выходу на новый для них обобщенно-творческий уровень реализации знаний и умений в области историко-краеведческой и туристско-краеведческой деятельности
Задачи
? образовательные:
? познакомить обучающихся с археологическими культурами и археологическими памятниками Северной Евразии и Сибири;
? познакомить с элементами горного туризма;
? обучить  основам оказания первой помощи в походно-экспедиционных  условиях;
? познакомить с основами ведения археологической полевой документации
? воспитательные:
? на основе полученных знаний и освоенных практических навыков, развивать творческую инициативу  обучающихся;
? сформировать социально-активную личностную позицию обучающихся;
? укрепить  взаимодействие и взаимопонимание внутри коллектива обучающихся
? развивающие:
? развить навыки самостоятельной работы со  специальной литературой, закрепить навыки самостоятельного анализа  полученной информации;
? сформировать навыки самостоятельного принятия решений в походно-экспедиционных  условиях.
 
 
Цели и задачи профессионально-ориентированного уровня  образовательной  программы (4 год обучения)

Программа данного уровня рассчитана на подростков 14 – 15 лет, освоивших базовый и углубленный  уровни образовательной программы. Занятия предусматривают совершенствование в освоении навыков различных видов туризма и в учебно-исследовательской деятельности.

Цели:
формирование теоретической и практической  базы для возможной специализации в  изучаемых областях  знаний и видах деятельности
Задачи
? образовательные:
? сформировать научно обоснованное представление о традиционной культуре и истории коренных народов Сибири как неотъемлемой части мировой истории и культуры;
? познакомить обучающихся с основными этапами этнической истории коренных народов Сибири;
? показать характерные черты традиционной материальной и духовной культуры коренных народов Сибири;
? совершенствовать практические навыки в области пешего туризма;
? обучить  практическим навыкам горного туризма, его технике и тактике ориентирование в горах,  особенности прохождения маршрута и преодоления препятствий;
? обучить первоначальным навыкам поисково-спасательных действий
? воспитательные:
? сформировать навыки профессионального самоопределения;
? сформировать личность подростка как носителя коллективистских, 
гуманистических начал в обществе
? развивающие:
? развивать навыки самостоятельного поиска информации и анализа научного материала;
? развивать  навыки  по  обеспечению безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных условиях;
? развивать умение работать в команде, в коллективе, соподчиняя личные и общественные интересы.

Организация учебно-исследовательской деятельности
Учебно-исследовательская  деятельность предполагает знание обучающимися основных этапов научного исследования. Учебно-исследовательская работа в то же время является отражением результативности занятий в клубе, одним из показателей эффективности его работы.

Цель:
развитие познавательной, интеллектуальной, творческой активности обучающихся, приобщение подростков к научному поиску
Задачи:
? развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности
? освоение подростками основных этапов научного исследования
? развитие трудолюбия, целеустремленности.
 
Организуя учебно-исследовательскую деятельность в историко-краеведческом клубе, мы придерживаемся следующих  правил:
? учитываем возрастные особенности учеников, не допускаем форсирования, перегрузок
? опираемся на сформированную базу знаний, умений, навыков, ставим перед ними задачу, которая соответствует уровню подготовки, но требует  поиска дополнительной информации
? соблюдаем принцип постепенности в привлечении подростков к занятию этой работой, постепенно усложняя стоящие перед ними задачи
? обязательно предоставляем возможность публичного выступления с результатами учебно-исследовательской работы
? привлекаем обучающихся к занятию этим видом деятельности только на сугубо добровольной основе 

Интеграция воспитательно-образовательных задач в рамках летней походно-экспедиционной практики
Логическим завершением учебного процесса является участие детей в подготовке и проведения археологической экспедиции и походов различной степени и категории сложности.
Цель:     приобщить подростков к общественно-полезному труду по охране культурно-исторического наследия Родины
Задачи:
? освоить  практические навыки пешего туризма и полевой археологии
? сформировать  бережное, уважительное, подлинно хозяйское отношение к родной земле, к родной природе
? обучить практическим навыкам жизнедеятельности в походно-экспедиционных условиях
? развить навыки деятельности в коллективе и сплотить коллектив обучающихся.

В июне начинается новый период занятий: подготовка к летней походно-экспедиционной практике, состоящий из трех этапов: 1 - подготовительный этап, 2 - основной этап, 3 – заключительный этап.

Необходимым условием участия подростков в походно-экспедиционном отряде является вакцинация против клещевого энцефалита, разрешение врача- педиатра и разрешение родителей. В   работе походно-экспедиционного отряда клуба могут принимать участие все обучающиеся, в том числе выпускники клуба. Минимальное количество участников в походно-экспедиционном отряде - 6 человек, максимальное – 25. Минимальная продолжительность похода или экспедиции - 4дня, максимальная – 25 дней.
Перед началом подготовительного этапа проводится собрание родителей и участников отряда для обсуждения организационных вопросов. Непосредственно с членами походно-экспедиционного отряда работа начинается с организационного сбора. В дальнейшем работа проводится небольшими группами из 2-5 человек, которые выполняют конкретное задание. Таким образом, общая нагрузка на каждого подростка не превышает допустимой нормы (приложение 4;9;10).

Воспитательная работа по  формированию сплоченного подросткового коллектива
Успешное осуществление целей и задач, стоящих перед педагогами в плане организации воспитательной работы возможно только при наличии сформированного коллектива как высшего уровня развития  детской группы.
Цель:
сформировать коллектив обучающихся как  определяющего  средового условия развития подростка
Задачи:
? создать условия для проявления социально-значимой активности подростков и  развития  их коммуникативных навыков
? сформировать чувство сопричастности к коллективу клуба, к его делам, воспитать уважительное отношения к клубу, бережное отношение к его традициям,  моральным и материальным ценностям
? создать благоприятный эмоционально-психологический климат в клубе, организовать неформальное общение подростков в коллективе,
? развить навыки  самостоятельного  структурирования свободного времени.

Историко-краеведческий подростковый клуб несет не только образовательные функции. Он является местом общения подростков. На основе общих интересов и совместных занятий общими видами деятельности клуб объединяет подростков обучающихся в разных школах и не связанных друг с другом близким районом проживания. Объединить подростков в подлинно сплоченную группу можно только в ходе совместной социально-значимой деятельности. Поэтому важнейшее место в системе воспитательной работы клуба занимает проведение различных мероприятий, как досугового характера, так и организационно-хозяйствекнного. Воспитательная работа клуба строится таким образом, чтобы с самого начала занятий каждый подросток участвовал в организации и проведении различных мероприятий, пробовал себя в различных видах деятельности. Это и проведение клубных праздников, участие в хозяйственных делах по благоустройству клуба и ремонту оборудования, подготовка и проведение походов и экспедиции. Успешное завершение совместного начинания дает каждому члену коллектива осознание значимости собственного вклада в общее дело, формирует самосознание полноправных членов клуба. Подросток, осознавший свою причастность к коллективу через личное участие в делах клуба, перестает ощущать себя сторонним наблюдателем. Реализовав себя в клубе, как в небольшой части общества, подросток получает опыт успешной самореализации в социуме в целом.

Планирование и  дифференциальная диагностика результативности реализации образовательной программы  «Юные исследователи Сибири»
 
Образовательная программа историко-краеведческого клуба предусматривает знакомство обучающихся с несколькими научными дисциплинами и освоение ими  определенных практических навыков. Обучающиеся знакомятся с основами таких научных дисциплин как палеонтология, историческая антропология,  археология, этнография, вспомогательные исторические дисциплины (ономастика, топонимика, геральдика и т.д.). В сфере туристско-краеведческой подготовки воспитанники овладевают основами топографии, осваивают и развивают навыки ориентирования на местности по картам, компасу и с использованием природных ориентиров. Приобретают и совершенствуют навыки пешего, лыжного и горного туризма, включая умение пользоваться туристическим снаряжением и специальным туристическим снаряжением.

Важным критерием результативности занятий является последовательное продвижение обучающихся от базового уровня к профессионально-ориентированному, что находит свое проявление в повышении степени сложности учебно-тренировочных походов,   соревнований и конференций. От однодневных походов выходного дня в пригородной зоне, обучающиеся переходят к походам 1 и 2 степени сложности и, затем, к участию в многодневных походах 1-2 категории сложности. Старшие подростки осваивают роли помощника руководителя во время учебно-тренировочных выходов для начинающих. От соревнований  и конференций внутри клуба обучающиеся переходят к соревнованиям и конференциям городского и областного уровней.

Обучающиеся первого года по программе базового уровня должны:
? освоить основные понятия и термины палеонтологии, антропологии, археологии, топографии и туризма
? иметь представление об основных этапах развития жизни на Земле, стадиях антропогенеза, знать археологическую периодизацию
? освоить первоначальные навыки ориентирования, бивачных работ, техники вязки туристических узлов и полевой археологии
? освоить навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой

Обучающиеся второго  года по программе базового уровня должны:
? освоить понятийный аппарат и иметь представление об объекте и методах исследования этнографии, ономастике и ряде вспомогательных исторических дисциплинах
? освоить технику преодоления природных препятствий с помощью специального туристического снаряжения со страховкой и самостраховкой
? закрепить и расширить знания в области картографии и  топографии
? освоить первоначальные навыки камеральной обработки  археологического материала
? приобрести первоначальные навыки работы со специальной литературой

Обучающиеся третьего года по программе углубленного уровня должны:
? знать основы археологии Северной Евразии и Сибири
? знать основные понятия и термины горного туризма
? освоить элементы техники горного туризма
? освоить первоначальные навыки действий в нестандартных ситуациях, включая приемы оказания первой помощи
? уметь самостоятельно работать со специальной литературой и составлять реферативные сообщения
? уметь работать с археологическими коллекциями и  знать основы работы с археологической полевой документацией.

Обучающиеся четвертого года по программе профессионально-ориентированного  уровня должны:
? знать основные этапы этнической истории народов Сибири
? знать характерные черты традиционной культуры коренных народов Сибири
? знать технику и тактику горного туризма
? на высоком уровне владеть навыками работы со специальным туристическим снаряжением
? освоить первоначальные навыки поисково-спасательных действий
? уметь прокладывать оптимальный маршрут по картам различной сложности
? уметь работать с полевой документацией и владеть навыками фиксации хода археологических раскопок
? владеть навыками самостоятельной учебно-исследовательской работы.

Освоив образовательную программу клуба от базового до профессионально-ориентированного уровня, подросток приобретает широкий круг знаний, умений и навыков позволяющий ему с большим успехом, чем его сверстники ориентироваться в непростых условиях современного мира и находить возможности для наиболее полной реализации творческого потенциала своей личности. Разработанная в нашем клубе модель выпускника позволяет легко в этом убедится.

Эффективность обучения по данной программе определяется путем систематического контроля за уровнем освоения обучающимися содержания образовательных курсов. Контроль осуществляется в течение всего процесса обучения. Формы контроля различны. Предпочтение отдается скрытым формам:
? учебные игры
? семинары и конференции
? викторины
? смотры и слеты
? походы и экспедиции.

Дважды в течение учебного года (в декабре и в мае) проводится дифференциальная диагностика реализации образовательной программы «Юные исследователи Сибири» в форме тестовых заданий. В конце учебного года, по окончании теоретического цикла занятий, проходит клубный смотр готовности к летнему походно-экспедиционному сезону «К полевому готов!» Программа смотра включает соревнования по ориентированию, контрольно-комбинированный маршрут и научно-практическую конференцию «Путешествие в древность». Смотр завершается выдачей «лицензий на право участия в летних походах и экспедициях».

Эффективной и оригинальной формой проведения диагностики результативности образовательного процесса в клубе является слет Юных археологов и краеведов «Искатели древностей». Слет проводится в первую неделю июня. В организации и проведении слета принимают обучающиеся и выпускники клуба. Слет является открытым мероприятием, в котором принимают участие команды из других районов города.
 Одной из основных задач работы клуба является развитие коммуникативных навыков, содействующих успешной социальной адаптации в обществе. Педагоги используют косвенные данные, свидетельствующие об успешной социализации подростков  в обществе:
? активизация позиции обучающихся внутри творческого объединения, т. е. переход от роли пассивных участников к роли помощников педагогов в организации клубных мероприятий
? активное участие  обучающихся в различных мероприятиях за пределами клуба.

Большую помощь в диагностике результативности образовательной программы оказывают отзывы родителей о позитивном влиянии клуба на развитие их детей и свидетельства самих воспитанников.