Извлечения из Методических рекомендаций

 
Извлечения из "Методических рекомендаций по вопросам аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей, разработанных Управлением по вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ и центром развития дополнительного образования детей МО России"
 
 
Дополнительные образовательные программы
  4.1. В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2.6 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательная программа учреждения – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Разбивка содержания образования по учебным курсам, по дисциплинам, по годам обучения составляет учебный план образовательного учреждения, регламентирующий организацию образовательного процесса в нем.
  4.2. В условиях нынешнего состояния системы дополнительного образования детей (достаточно короткий интервал перехода из системы внешкольного образования в систему дополнительного образования детей, неустоявшийся понятийный аппарат, отсутствие единых требований к дополнительным образовательным программам и продолжающиеся дискуссии по вопросу их классификации) опыт деятельности образовательных учреждений дополнительной образовательной программой образовательного учреждения понимаются совокупность и единство образовательных программ. Вопрос о выделении признаков, составляющих сущность дополнительного учреждения, обеспечивающей в единстве обучение, воспитание и развитие детей, является на сегодня серьезной проблемой, требующей научной разработки.
  4.3. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" каждое образовательное учреждение самостоятельную программу (программы).
  4.4. Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это новый вид организационно-нормативного, оперативного документа, предусмотренного Законом РФ "Об образовании" (п. 5 ст. 14 и п. 6. ст. 32).
• Образовательная программа учреждения – это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения дополнительного образования детей через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, подчиненные целостному воздействию на личность, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.
  4.5. Целью образовательной программы учреждения является создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей уровневое развитие детей и активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью.
  4.6. При запросе аттестационной комиссией дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении, необходимо учитывать, чтобы:
• программа была последнего года обучения (для программы от двух лет и более);
• программа реализовывалась в учреждении не менее трех лет;
• программа была рассчитана по срокам обучения не менее чем на один год;
• по программе было осуществлено не менее двух выпусков. В учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы разной направленности, аттестационная комиссия запрашивает не менее одной программы по каждому направлению.
  4.7. В ходе аттестации экспертная оценка дополнительной образовательной программы дается в соответствии с заявленными в программе уровнем и направленностью содержания образования.
 
 
Дополнительные образовательные программы учебных групп и детских коллективов
  6.1. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива это:
• документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию достижения целей, предполагаемый конечный результат;
• документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;
• индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями. 
6.2. Примерная классификация программ дополнительного образования детей.
6.2.1. В дополнительном образовании различают следующие типы программ:
• типовая (примерная);
• модифицированная или адаптированная;
• экспериментальная;
• авторская.

6.3. Структура образовательной программы.
6.3.1. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа.
6.3.1.1. Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического совета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации программы; автор программы; данные о рецензентах.

6.3.1.2. Разделы программы:
• Введение
• Основные направления и содержание деятельности.
• Условия реализации программы.
• Механизм оценки получаемых результатов.
6.3.1.3. Тематическое планирование (количество часов по каждой теме по годам обучения).
6.3.1.4. Содержание разделов программы (краткое изложение тем каждого раздела с указанием форм и методов организации учебно-воспитательных программ).
6.3.1.5. Список используемой литературы (автор, название книги, место и год издания).
6.3.1.6. Наличие рецензий: (методический совет учреждения дополнительного образования детей), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

Такая структура образовательной программы учебной группы и ее оформление придают данному документу определленную юридическую силу, указывают на взаимосвязь заказчика и исполнителя, а также показывают уровень профессиональной подготовки разработчика программы.

Общие требования к программам дополнительного образования
7.1. В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности учреждения дополнительного образования педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей разработаны общие требования к программам. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива должна:
• иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представление о перспективах развития коллектива, т.е. создавать максимально полное представление о целях и задачах, этапах реализации, о прогнозируемых и механизмах их достижения;
• сочетать действия, направленные на творческое развитие личности каждого ребенка и на создание необходимых условий для развития всех занимающихся детей;
• давать представление о задачах и конечных результатах работы с детьми в данном учебном году и о собственных критериях их оценки;
• содержать собственную систему диагностики (индивидуальных возможностей ребенка, интересов, готовности к восприятию материала, оценки знаний и умений и т.д.);
• содержать планирование этапов работы коллектива, прогнозирование промежуточных результатов, определение критериев их оценки;
• предусматривать организацию специальной работы, направленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и педагогами;
• осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности;
• планировать работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности ребенка;
• предусматривать организацию творческих отчетов коллективов, открытых занятий;
• быть гибкой и допускать внесение изменений;
• создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры;
• обеспечивать качество образования, при котором уровень развития детей адекватен современному уровню общественного развития.

7.2. При оценке образовательной программы необходимо учитывать:
• то, что программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности;
• специфику учреждения и его материально-техническое обеспечение;
• профессиональную подготовку руководителя и контингент обучающихся.

7.3. Программа дополнительного образования включает:
• четко сформулированные, ясно изложенные и ранжированные по характеру освоения цели и задачи обучения по данной направленности;
• описание содержанных структур предлагаемой программы и условий организации совместной деятельности детей и педагога;,
• описание конкретных педагогических действий, направленных на овладение технологиями познавательной деятельности;
• описание диагностических инструментов и особенности их использования при выявлении уровня развития интересов и некоторых личностных характеристик обучающихся, варианты коррекции полученных результатов;
• учебно-тематический план программы с примерным объемом времени по каждой теме (теория и практика).