Направленность образовательной программы
Говоря о направленности, следует различать такие понятия направленность, направление и формулу «программа направлена на...».
Направленности образовательных программ определены Федеральным Законом «О дополнительном образовании» (ст. 5, п. 4):
научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого- биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической естественно- научной и других направленностей.
Направление образовательной программы определяется тем конкретным родом занятий, который осуществляется в данном объединении (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив и т.д.).
Следует отметить также важный момент при работе с этими понятиями: «направленность» образовательной программы определяется не направлением деятельности (!), а ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целями и задачами образовательной программы. Так, например, программа клуба фехтования может быть не физкультурно-спортивной, а социально-педагогической направленности, если в постановке целей педагог делает акцент, прежде всего, на воспитании качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современное общество (лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными проблемами и т.д.). Кстати, о таком клубе писал Владислав Крапивин в книге «Мальчик со шпагой».
Формула «программа направлена на...» используется для более детального пояснения цели программы. Например: цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов ребенка. Программа направлена на развитие творческих способностей детей, обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность, наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности.