Школа фотомастерства. Задачи фотоискусства


Какие задачи решает любительская фотосъемка?

Любительская фотосъемка, как и любые другие действия, совершаемые по любви (то есть для удовольствия и без принуждения) должна решать одну-единственную задачу: приносить радость. И просто замечательно, если радует она не только вас, но и окружающих. Пути достижения этой цели могут быть различны. Каковы они? Любительская фотография помогает производить фиксацию реальности, служит средством самовыражения, является одним из поводов для коммуникации и, наконец, способна перерастать в искусство. Рассмотрим эти четыре дороги чуть подробнее.

Фиксация реальности

Мир вокруг нас непрерывно меняется; изменения происходят столь же быстро, сколь и необратимо. Проходит некоторое время, и то, что еще недавно нас окружало, уже не существует. Оно осталось в нашей памяти, но человеческая память — не самое надежное хранилище. Частички вчерашнего дня не покинут нас и завтра в одном только случае: если они будут сфотографированы. При этом наш мир в одной из своих многочисленных вариаций останется с нами очень надолго: настолько, что его смогут увидеть наши дети и внуки, через годы и десятилетия. Вокруг нас так много того, что просто-таки просится на снимок! Это могут быть события большие и маленькие, эффектные и значимые только для нас самих.
Закаты и грозы, новогодние елки и новорожденные котята, первое сентября (самое первое! а потом второе, третье...) и волны прибоя, первая дочкина каша и листопад в Ярославле, бабочки и цветы, мизансцена в любительском театре и дурацкая вывеска в Петербурге, заснеженный лес и цветущие яблони в вашем саду, луч света, пробившийся сквозь осенние тучи, и картофелина необычной формы, небывалый урожай и мокрые после дождя листья, морозный узор на окне и сосульки, плачущие на весеннем солнце... Этот список вы можете без труда продолжить сами, и дополнять бесконечно (рис. 1.2). Заметьте, мы даже не упоминаем того, что встречается за пределами вашей постоянной среды обитания — во время путешествий в дальние страны. Фотографируйте — в будни и праздники, и эти дни навсегда останутся с вами. А вместе с ними — ваши мысли, ощущения и эмоции, маленькие открытия, огорчения, победы, потери и радости.

Фотографии — это основа вашей персональной летописи. Это вклад в историю вашей семьи и учебное пособие по вспоминанию для растущих детей. Тем интереснее, что вспомнить по вашим снимкам они смогут не только события собственных коротеньких жизней, но и дела давно минувших дней...
 
 
Самовыражение

Сейчас модно выделяться. Стремясь отличаться от других, мы приобретаем автомобили и меняем прически, закачиваем новые рингтоны в свои мобильные телефоны и старательно покрываемся загаром, делаем татуировки и выбираем бижутерию. Однако в нашем мире массового производства по-настоящему привлекают внимание только вещи ручной работы — штучные, авторские. Поверьте, удачно сделанный вами фотоснимок способен дольше удерживать внимание окружающих, чем новая машина, и принесет больше очков в вашу копилку общественной благосклонности.

На своих фотографиях вы можете продемонстрировать другим мир, как видите его только вы. Ведь каждый из нас воспринимает реальность по-своему, не так, как другие. Вы посещаете места, где бывали далеко не все люди из вашего ближайшего окружения (будь это курорт в Австралии или лесная полянка неподалеку от Купавны, ваша собственная дача на Карпинском кургане или монохромное кафе на Васильевском острове), бываете в интересных компаниях, отмечаете уникальные события... Показать все это другим для фотографа — счастье и смысл жизни (как бы высокопарно это ни звучало).
Необычные ракурсы способны с неожиданной стороны показать привычные вещи, которые сто раз на дню попадаются на глаза вам и вашим сослуживцам, друзьям, домочадцам, землякам... Таким способом можно запечатлеть свой взгляд на мир, а через это видение продемонстрировать окружающим и себя самого — наблюдательного, креативного, талантливого.

А ведь некоторые сделанные вами снимки, наиболее красивые и эффектные, будучи распечатанными, могут служить для украшения вашей квартиры в качестве картин (в рамах) или постеров (без рам), стать «обоями» для рабочего стола компьютера, КПК, смартфона. Благодаря возможностям графических редакторов и программ систематизации фотоархивов, из своих снимков совсем несложно собрать календарь, коллаж, альбом... В таком виде «остановленные мгновения» могут послужить не только для внутреннего употребления, но и в качестве оригинальных подарков.

Есть у фотографии как средства самовыражения еще один бесспорный плюс: снимки позволяют фотографу лучше понять себя, продемонстрировать свой взгляд — самому себе. Любительская фотография — один из методов самопознания и медитации? Да!

Кстати, фотосъемка (в отличие от хакерства или рисования граффити, например) — безусловно положительно воспринимается людьми разных поколений, вне зависимости от их пола, возраста и места жительства. Так что, фотографируя, вы занимаетесь делом, которое является весьма достойным и респектабельным в глазах широкой общественности. Что ж, формирование собственного положительного имиджа — тоже средство самовыражения, и почему бы фотографии не сыграть в нем свою роль?
 

Коммуникация

Фотографии катализируют общение. Появление новых удачных фотографий — повод для их демонстрации. То есть для встреч, совместного просмотра, обмена впечатлениями. Системы электронного обмена изображениями — в частности MMS — позволяют мгновенно поделиться увиденным с человеком в любой точке земного шара. В этом общении не нужны слова, а потому не требуются и переводчики.

Кроме того, снимки позволяют визуализировать мысли (а за счет этого — лучше понимать друг друга). В актуальности народной мудрости гласящей, что лучше один раз увидеть, легко убедиться в ходе любого party, на котором люди собираются по поводу возвращения человека из отпуска или деловой поездки.
Укатав своими фотошоу родных, близких и не очень близких, но все же знакомых, фотограф всегда может перебраться на просторы Интернета — к его услугам сотни открытых фотогалерей, которые посещают миллионы зрителей (среди них немало и критиков, и коллег-советчиков).

Каждый человек, имеющий достаточно распространенное увлечение, неизбежно начинает общаться с единомышленниками. Чем плоха возможность расширить круг общения и познакомиться с действительно интересными, творческими, неравнодушными людьми, с которыми к тому же вам всегда будет о чем поговорить (у кого-то поучиться новому, а кого-то и поучить самому)?

Но общаться можно (и нужно, разумеется) не только с фотографами, но и с теми, кому интересны ваши фото, вне зависимости от того, держали ли они когда-нибудь в руках камеру. Все фотографы значительную часть снимков делают не столько для себя, сколько для того, чтобы продемонстрировать их другим людям: знакомым, родственникам, коллегам.
 
 
Искусство

Мы не будем теоретизировать о том, чем любительские фото отличаются от профессиональных, а репортажные снимки — от работ фотохудожников. В контексте нашей книги важно не то, что их различает, а то, что их объединяет, причем не только друг с другом, но и с другими видами визуальных искусств.
Вы не задумывались о том, почему с распространением фотографии художники продолжают писать портреты, натюрморты, пейзажи? Ведь получить соответствующие изображения с использованием фотокаме- ры, казалось бы, проще, чем при помощи кистей, карандашей, мелков и угля... Все дело в том, как мы полагаем, что самовыражаться каждый человек пытается собственными, для него одного оптимальными средствами. Кисть и фотоаппарат в этом плане одинаково эффективны — для разных людей.

Каждый художник — любого уровня и вне зависимости от специализации — не просто фиксирует своими инструментами реальность, а создает изображение, которое — даже схематичное! — реальней реальности. Художник всегда создает иллюзию! Достаточно того, что на плоскость (на холст, например, или на лист бумаги) переносится трехмерное изображение. Причем таким образом, что у зрителя возникает иллюзия объема! Играть человеческим восприятием реальности так просто, если знать, как это правильно делать.

Продолжая манипулировать особенностями нашего восприятия, художник передает посредством созданного изображения свой замысел. Синие тона, например, воспринимаются как холодные, а красные и желтые — как теплые, хотя на реальную температуру холста (или листа) окраска, разумеется, не влияет.
Манипулируют художники и более сложными ассоциациями: например, наличие на изображении ветки цветущей яблони создает у зрителя ощущение весны, того же эффекта можно достичь, показав человеку ландыши, подснежники или сирень, а вот желтые листья, астры или георгины однозначно укажут на осень.

Художник может показывать невидимые предметы (например, ветер) и даже нечто, находящееся за рамками изображения! Например, воображение услужливо дорисует открытое окно за пределами картины, если зритель увидит на краю тонкие развевающиеся занавески.

Играя совокупностью нарисованных и подразумеваемых предметов (а также некоторых образов), художник создает композицию, которая также оказывается «говорящей», сообщающей зрителю некоторую информацию, и при этом, возможно, отражает отношение автора к изображенному на картине.
Реальность — лицо человека, дом, пейзаж, бытовая сценка, цветы и так далее — при этом играет вспомогательную функцию и, теоретически, может даже отсутствовать (вспомним работы супрематистов или знаменитый «Черный квадрат»). В создании своих работ художник вполне может полагаться лишь на собственную фантазию да богатство своей палитры. Выбор технического средства определяет лишь технологии, доступные для создания иллюзии. И тут открывается единственная существенная разница между фотографами и художниками всех остальных направлений: фотограф не может обойтись без реальности, ибо в этом случае ему просто нечего будет снимать.