Школа фотомастерства. Особенности естественного освещения при съемке людей


Главным объектом фотографирования для нас всегда был и остается человек. Поэтому рассмотрим особенности естественного освещения при различной высоте солнца над горизонтом, а также в пасмурную погоду применительно к съемке людей.

Оптимальным для наиболее правильного воспроизведения на снимках объемов и форм человеческого лица, для передачи портретного сходства следует считать передне-боковое, диагональное освещение, при котором направленный солнечный свет падает на лицо под углом 40—50° к горизонту и 15—30° к плоскости симметрии головы. При таком освещении тени от надбровных дуг, носа, губ, подбородка и т. д. не искажают форм лица, а лишь наилучшим образом их выявляют.
 
 
 
Фотографировать людей с плоскими лицами и мелкими чертами лучше при более высоко расположенном солнце (55—65° над горизонтом), а при крупных, характерно выраженных чертах лица более приемлемо освещение, создаваемое невысоко расположенным солнцем (30—40° над горизонтом).

Большое значение имеет направленность солнечных лучей в горизонтальной плоскости. Так, переднее, фронтальное солнечное освещение делает лицо более плоским, нивелирует его формы, что особенно заметно при низко расположенном на небосводе солнечном диске. При боковом освещении, наоборот, не только форма, но и малейшие неровности кожи лица становятся отчетливо заметными. Если же солнечный свет падает на лицо и фигуру человека сзади (задне-боковое и контровое освещение), то находящееся в тени лицо может быть освещено только светом неба и светом, отраженным от близко расположенных предметов. В этом случае вокруг головы и фигуры человека возникает яркий световой контур — ореол, четко выделяющий фигуру на фоне окружающих предметов, но не создающий светотеневого рисунка на самом лице. Если при этом интенсивность подсветки небом или светом, отраженным окружающими предметами, мала, то на снимке получится лишь контурное изображение человека.

Деление освещения на фронтальное, передне-боковое, боковое и контровое носит в некоторой степени условный характер, поскольку светотеневой рисунок, видимый на снимке, определяется не только взаимным расположением человека и солнечного диска на небосводе, но и направлением съемки.
Говоря о различных типах солнечного освещения, мы подразумеваем при этом, что фотографируемый человек обращен лицом к фотоаппарату. Если же мы снимаем человека в профиль, боковое освещение его лица может оказаться направленным навстречу объективу, т. е. контровым. Поэтому при съемке принято считать освещение фронтальным или контровым, передне- или задне-боковым относительно направления съемки. Что же касается освещения лица и всей фигуры человека, то оно будет совпадать с вышеназванными только тогда, когда человек обращен лицом к фотоаппарату.

Рассмотрим особенности фотографирования людей при естественном освещении. Собираясь на воскресную прогулку в парк или отправляясь во время отпуска в туристское путешествие, вы обязательно захватите с собой фотоаппарат — спутник нашего досуга и отдыха. На пляже и в лесу, во время экскурсии фотоаппарат поможет вам запечатлеть лица друзей и спутников, окружающую обстановку и происходящие события. Мы фотографируем людей на улицах городов и сел, в парках и скверах, у воды и высоко в горах, на стадионах и у архитектурных памятников. Подчас условия съемки не позволяют нам выбрать наилучшее освещение или дождаться подходящей погоды. Поэтому в каждом конкретном случае надо, ориентируясь на возможности освещения, подбирать как точку съемки, так и положение фотографируемого человека в окружающем его пейзаже.

При съемках на улицах и площадях города всегда следует учитывать   экранирующее   действие   зданий   и   иных   архитектурных сооружений, ограничивающих подсветку теневых участков объекта съемки светом неба. Если необходимо сфотографировать человека или группу людей на фоне городского пейзажа (у памятника или какого-либо  здания),  желательно  так  разместить  людей,   чтобы солнечные   лучи   освещали   их   лица   передне-боковым   светом. Не рекомендуется размещать людей в тени зданий, чтобы их фигуры при съемке проецировались  на ярко освещенную солнцем сторону здания, улицы или площади. Освещенность фона не должна быть выше освещенности лица и фигуры человека, в противном случае на снимке окружающий человека пейзаж не проработается или, что еще хуже, человек будет выглядеть на этом фоне темным силуэтом.

При фронтальном, передне-боковом и даже при боковом освещении людей можно фотографировать на фоне освещенных зданий, улиц и всей панорамы города, однако во избежание значительных контрастов не следует использовать в качестве фона темные или затемненные здания и архитектурные ансамбли. В узких улочках, где в период освещения солнечными лучами одной из сторон контраст светотени очень велик (поскольку подсветка неба почти полностью отсутствует), следует снимать на теневой стороне улицы, особенно в местах, расположенных напротив освещенных солнцем светлых зданий. Отраженный от них солнечный свет можно также использовать в качестве подсветки.

Существенное влияние на освещение находящегося на улице человека может оказать и листва деревьев. В летнее время их кроны не только экранируют свет неба, но и разбивают солнечный свет на бесчисленное количество отдельных бликов. Поэтому в тени густых деревьев освещение носит характер рассеянного, ненаправленного, а в тени деревьев с редкой листвой пятна солнечного света из-за высокого контраста весьма затрудняют съемку.

Этими же особенностями обладает освещение в парках и лесах. Там, где деревья стоят вплотную друг к другу и их кроны соприкасаются, подсветка светом неба отсутствует полностью, листва деревьев рассеивает свет в очень малой степени и контраст между освещенными и теневыми участками на лице и фигуре человека при его освещении светом солнца оказывается чрезвычайно высоким. Воспроизвести столь значительный интервал яркостей объекта съемки фотографическая эмульсия часто не в состоянии. Поэтому для съемки людей в солнечную погоду среди лесных массивов следует либо выбирать обширные поляны, свободные от деревьев с развесистой кроной, либо использовать лесные опушки.

Условия съемки в парках и лесных массивах значительно улучшаются, если солнце закрыто легкими полупрозрачными облаками. И хотя освещенность под кронами деревьев при этом очень сильно падает, одновременно с этим происходит и снижение контрастности   освещения,   что   весьма   благоприятно   отражается   на снимках.
 
При съемках на открытых пространствах, в поле, у берега моря или реки и т. д. контраст солнечного освещения значительно ниже, чем в лесу, хотя в полуденные часы летних месяцев, особенно в южных районах нашей страны, он может достигать значительных величин. Использование подсветки, возникающей в результате отражения солнечного света от светлой поверхности песчаного пляжа или воды, позволяет снизить контрасты полуденного освещения, особенно в случае съемки по направлению солнечных лучей.
 
В заключение рассмотрим чрезвычайно мягкое светотональное освещение, возникающее в короткие промежутки времени, предшествующие восходу и следующие сразу после захода солнца. Это освещение очень напоминает освещение в пасмурную погоду, но отличается незначительной направленностью света, поскольку небо в месте восхода (или захода) солнечного диска светлее, чем другие участки небосвода. Именно в таких условиях освещения был сделан портретный снимок (ил. 72), причем наиболее освещенная часть небосвода находилась справа, за спиной фотографа. Фоном для съемки служило небо и поверхность совершенно спокойного моря, не отличающиеся друг от друга по тональности в этих условиях освещения.

Промежуток времени между заходом солнца и наступлением темноты или между темными предрассветными сумерками и восходом солнца очень непродолжителен, и поэтому снимать в этих условиях надо весьма оперативно. В связи с невысокой освещенностью приходится использовать выдержки в 1/60 или 1/30 и полностью открывать диафрагму объектива. Следует учесть, что наше зрение не в состоянии уловить и правильно оценить степень быстро изменяющейся освещенности объекта съемки, поэтому каждый раз непосредственно перед фотографированием необходимо с помощью экспонометра производить замер освещенности и вносить соответствующие коррективы в установленные значения выдержки или диафрагмы. Это же правило в полной мере относится к съемке в утренние и вечерние часы, когда величина освещенности и соотношение света неба и солнца быстро изменяются в значительных пределах.