Школа фотомастерства. Съемка водных поверхностей


Покрытые льдом водоемы и русла рек менее интересны при съемке пейзажа, а вот открытая вода позволяет включать в кадр отражения наземных предметов.
И если в первом случае неподвижная вода озера полностью отразила форму стволов деревьев, лишь несколько притемнив их, то во втором случае плывущие по реке небольшие льдины придали ее поверхности пространственность и материальность. Небо при печати этого снимка было специально притемнено, с тем чтобы сосредоточить внимание зрителя на противоположном берегу реки и стоящих там домах.

Блики на поверхности воды, волны, плавающая ряска и т. п. оживляют снимки, делают их более живописными. Однако абсолютно гладкую, неподвижную воду, чистая поверхность которой зеркально отражает стоящие на противоположном берегу деревья, кустарники и иные предметы, воспроизвести на снимках значительно труднее. Но достаточно поверхности воды подернуться легкой рябью от малозаметного дуновения ветерка, как она становится сразу же зримо ощутимой, приобретает на снимках пространственность.
 
Ряска и листья кувшинок на поверхности лесного озера также способствуют передаче объемности водной поверхности, в то время как их отсутствие лишает нас возможности ощутить на снимках (при съемке в безветренную погоду) плоскость водного зеркала.

Очень интересные снимки могут быть получены во время весеннего разлива рек, когда водой покрыты большие пространства лесов и пойменных лугов. В это время листва на деревьях только начинает появляться. Она светлая по тональности и ажурная, что хорошо передается на снимках. Во время таких весенних съемок не следует злоупотреблять оранжевыми и красными светофильтрами; оптимальную тонопередачу на снимках обеспечит желто-зеленый светофильтр.

Важную роль при съемке пейзажей, в особенности с водными поверхностями, играет высота точки съемки. Чем ниже мы опустим фотоаппарат, приближая его к уровню воды, тем меньшую площадь будет занимать на снимке водная поверхность. По мере увеличения высоты точки съемки поверхность воды будет занимать в кадре все большую площадь, а ее объемность на снимке будет уменьшаться. Это явление становится особенно заметным при использовании длиннофокусных объективов.