Школа фотомастерства. Съемка животных, птиц и растений
Очень интересна во все времена года съемка в крупном масштабе (и даже макросъемка) животных, птиц, насекомых и многих мелких деталей окружающего вас пейзажа, которые подчас не менее ярко и образно характеризуют состояние природы и время года, чем панорамные снимки всего ландшафта. Так, о дождливой погоде могут выразительно рассказать стекающие по веткам кустарника капельки воды, а о наступлении осени — лежащие на мокром асфальте листья или каштаны. Необходимо лишь внимательно присмотреться к окружающему вас миру — и вы сразу же найдете десятки и сотни сюжетов для съемки.
Для съемки макропейзажа более всего подходят объективы с фокусным расстоянием в полтора-два раза большим, чем у нормального объектива. Сильно диафрагмировать объектив не нужно — вывод близко расположенных предметов из зоны резкости помогает сосредоточить внимание зрителя на главном в кадре. Очень внимательно при такой съемке нужно следить за фоном, чтобы его пестрота или какие-либо находящиеся вне зоны резкости объектива предметы не нарушили целостности снимка, его композиционного единства. Лаконизм в изображении макропейзажа так же необходим, как и при съемке обычных ландшафтов.
Фотоохота на животных и птиц требует специальных навыков как с точки зрения техники съемки, поскольку чаще всего приходится использовать объективы с фокусным расстоянием 300 мм и больше, так и с точки зрения поведения фотографа в это время. Несмотря на то, что «фотовыстрел» не причиняет непосредственного, видимого вреда птицам и животным, подходить близко к их гнездам и норам не следует — после вашего посещения птица может не вернуться в гнездо и птенцы погибнут. Поэтому при съемке необходимо не только вести себя предельно тихо и осторожно, но и постоянно помнить, что окружающий вас животный и растительный мир очень легко раним. Всегда стремитесь поступать так, чтобы ваши дети и внуки могли не только увидеть птицу или зверя на вашем снимке, но и ощутить радость от встречи с ними в естественных условиях природы.
Ценность снимков животных, птиц и насекомых во многом зависит от удачного момента съемки и соответствующего освещения. Посмотрите, с каким деловым и в то же время задиристым видом шагает маленькая птичка по земле.
Значительно большей выдержкой обладают пауки. Они могут быть неподвижны часами, что и позволяет выбрать при съемке паутины с пауком наиболее подходящий фон. Расположенные вне зоны резкости объектива просветы между стволами (внизу) и кронами деревьев превратились на снимке в размытые пятна, подчеркнувшие пространственность снимка. Однако наиболее красивы сплетенные пауками сети поутру, после того как на них осядут мельчайшие капельки росы. В этом случае паутину следует снимать в контровом свете на фоне темных крон деревьев или лесной чащи.
Наш взгляд, направленный на окружающий мир в поисках сюжетов съемки, всегда привлекают цветы. Они чаруют богатейшими оттенками красок и разнообразием своих форм. Наверное, трудно найти фотолюбителя, который ни разу не соблазнился бы съемкой роз, однако очень часто эти королевы цветочного царства на снимках больше похожи не на цветы, а на кочаны капусты. Здесь, как и при фотографировании пейзажей, перевод красочности объекта съемки в монохромность снимка сводит на нет все очарование цветка. Поэтому при выборе цветов для фотографирования также следует пользоваться красным светофильтром, который поможет вам увидеть их такими, какими они будут на черно-белом-снимке.
Наиболее привлекательны с точки зрения черно-белой фотографии не яркие, красочные цветы, а обладающие специфичной формой, например водяные лилии. При плоском, лобовом солнечном освещении они менее фотогеничны, чем в контровом свете, когда каждый лепесток как будто излучает свет, а на поверхности воды видны тень и отражение цветка.
Невзрачные с первого взгляда полевые одуванчики, эти белые пушистые шарики, как будто специально предназначены для фотографирования, следует только найти удачную точку съемки. Если одуванчик сфотографирован на фоне заходящего солнечного диска, то благодаря проходящему через цветок свету видна его внутренняя структура, а расположенные рядом стебельки, с которых уже облетели семена, создают необходимый смысловой контраст.