Л.М. Иванова. Методика реализации дифференцированного подхода к учащимся в школьном курсе «Экономическая и социальная география мира»

 
 
10 класс
 
Дифференцированный подход является одной из традиционных проблем в педагогике и методике обучения географии. Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.
 
 
Урок географии в МОУ гимназии № 1
 
Проблема дифференцированного подхода актуальна в курсе экономической и социальной географии мира в 10 классе, так как идет сокращение учебных часов, но в тоже время необходимо подготовить всех учащихся к итоговой аттестации по данному курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся.

Дифференцированный подход включает весьма широкий круг педагогических действий.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего определение, которое рассматривает дифференцированный подход как систему мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп школьников, работающих по единой учебной программе. Сущность дифференцированного подхода заключается:

a) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;
b) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;
c) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».

Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критериев дифференциации применяются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями школьников (обучаемость, обученность и познавательный интерес к географии), характеризующие ученика как целостную личность. Каждое из выбранных свойств ученика в значительной степени определяет успешность обучения. Доминирующим должен быть уровень обученности, поскольку от него в значительной степени зависит обучаемость и степень сформированности познавательного интереса. Такой подход к изучению типичных индивидуальных различий школьников наиболее соответствует современным психолого-педагогическим взглядам и задачам школы.

Изучение типологических особенностей учащихся включает выявление показателей их определения, на основании которых строятся диагностические материалы.
Эффективным способом диагностики обученности являются диагностические проверочные работы, обучаемости - ШТУР (школьный тест умственного развития), который чаще всего используется психологами на практике. Для определения уровня познавательного интереса к предмету эффективным способом диагностики является анкетирование.

Ведущим условием осуществления дифференцированного подхода к учащимся на уроках кроме изучения типологических особенностей являются также выделение временных типологических групп. На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы учащихся:
 
I. группа с высоким уровнем обученности, которая включает две подгруппы:
a. с устойчивым интересом к географии;
b. с устойчивым интересом к другим предметам.

II. группа со средним уровнем обученности, которая также включает две подгруппы:
a. с устойчивым интересом к географии;
b. с устойчивым интересом к другим предметам.

III. группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к географии и другим предметам.
 
Кроме того, дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности типологических групп школьников с помощью специально разработанных средств обучения географии и приемов дифференциации деятельности.

В практике обучения наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы учащихся.
Одним из условий организации дифференцированной самостоя¬тельной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.
На основе учета типов дифференцированных заданий и показателей обученности составлена система дифференцированных заданий (табл. 1).
 
Таблица 1
 
Виды заданий
Группа учащихся в зависимости от уровня обученности
 
С высоким уровнем
Со средним уровнем
 С низким уровнем
 По сложности
III уровень
Проблемные задания
II уровень
Репродуктивные задания
 I уровень
Выполнение заданий на воспроизведение
По интересам
С устойчивым интересом - задания практического и теоретического характера. С устойчивым интересом к другим предметам - задания межпредметного характера
Добровольные
задания в занимательной форме
По характеру помощи 
Задания выполняются без помощи учителя
Получают краткую инструкцию
Получают подробный план-памятку
 
    
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения географических знаний и умений;
2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;
3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся. Дифференцированные задания по курсу «Экономическая и социальная география мира» целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.

Самостоятельная учебная работа в школе и дома - это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов учащихся.

Для облегчения работы учителя и учащихся, рекомендую составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и продвинутого уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, - задания для сильных учеников. В базовом уровне задания для групп учеников с разным уровнем обученности рекомендую показывать различным шрифтом: для слабых - курсивом, для средних - обычным. Задания для учащихся с разным уровнем устойчивости познавательного интереса показывать различными значками. В своей работе я использовала следующие обозначения: значком « » обозначала задания для учащихся с устойчивым интересом к географии, значком « » обозначала задания для учащихся с устойчивым интересом к другим предметам и значком « » - задания для учащихся с неустойчивым интересом к географии и другим предметам.

Приведем примеры дифференцированных заданий при изучении темы «Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы» с учетом уровня обученности и устойчивости познавательного интереса к географии.

Базовый уровень
 Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран Зарубежной Европы минеральными ресурсами по следующей форме:
 
Нефть и природный газ
Каменный уголь
Бурый уголь 
Железная руда
Руды цветных металлов 
Горно-химическое сырье
 
 
 
 
 
 
 
        
Внесите в таблицу названия только тех стран, которые обладают большими запасами перечисленных минеральных ресурсов. Сделайте вывод.
Используя карты атласа, определите, из каких регионов мира зарубежная Европа получает готовые виды сырья. Объясните, почему при относительной бедности природными ресурсами страны зарубежной Европы достигли высокого уровня развития промышленности.
 
Продвинутый уровень
  Используя типовой план (учебник В.П. Максаковского) дайте характеристику природных предпосылок для развития промышленности региона.
Для осуществления дифференцированного подхода составляется также технологическая карта уроков, содержащая дифференцированные задания и система уроков с применением сборника дифференцированных заданий.
 
 
Литература
1. Апатова Л.В. Выделение типологических групп учащихся как условие совершенствования методов обучения географии в средней школе / Под ред. Алферьевой. - М.: МГОИ, 1986.
2. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003.
3. Махова И.П. Дифференцированные задания по курсу «Экономичес¬кая и социальная география мира» // География в школе. -1998. - № 2. -С. 80.
4. Максаковскш В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 2003.
5. Нечепуренко Г.Я. Дифференцированный подход к учащимся в обучении экономической и социальной географии мира: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М.: 1986.
6. Осмоловская ИМ. Организация дифференцированного обучения в современной школе. - М.: Воронеж, 1998.
 
Л.М. Иванова, учитель географии высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 1, г. Новосибирск