Школа фотомастерства. Резкость

 
Многие уверены, что, во-первых, все объекты в кадре должны быть резкими (причем чем более резкими, тем лучше), а во-вторых, с наводкой на резкость прекрасно справляется автоматика. Оба тезиса совершенно неверны!

Резкость кадру нужна в большинстве случаев, но далеко не всегда и заметим, далеко не везде. Все зависит от особенностей создаваемой картины.
Вы же не требуете максимальной резкости от акварели или от картины маслом? Если на картине изображен дождливый день или, например туманное утро, то избыток резкости попросту убьет создаваемое изображением настроение. Сказанное справедливо как для рисунка, так и фотографии!

Однако фотолюбитель значительно чаще сталкивается с ситуациями в которых резкость необходима. Но она не должна быть излишней! Наиболее распространенным примером является портрет. Лицо человека на картинке, демонстрируемой на экране, нередко оказывается в полтора-два раза больше оригинала Эффектно, конечно, но эффект может получиться разный: при таком увеличении становятся заметны даже мельчайшие дефекты кожи.  Чтобы этого не происходило, при съемке портретов нужно уменьшать (или, как говорят фотографы, смягчать) резкость.

Фотографы, использующие цифровые камеры, предпочитают снимать с максимально доступной резкостью, а размывать изображение — если, конечно, это потребуется — в ходе последующей обработки кадра. Подход разумный: ведь средствами редактора изображений всегда можно сделать нерезкое изображение из резкого кадра, однако обратное действие выполнить почти невозможно.

Глубина резкости
При наводке на фокус в кадре резко отображаются объекты, расположенные в некотором диапазоне расстояний от объектива. Этот диапазон называется глубиной резкости.
Контролируя глубину резкости, фотограф может достичь интересных визуальных эффектов. Например, снимая с малой глубиной резкости, легко выделить главный объект в композиции, находящийся на переднем или заднем плане. В этом случае резким получится только он, а все остальные предметы в поле кадра — расплывчатыми и поэтому от композиционного центра не отвлекающими.

Обычно точка, на которую произведена фокусировка, делит глубину резкости в соотношении один к двум, то есть треть глубины резкости находится перед этой точкой, а две трети — за ней.
Фотографирование с малой глубиной резкости — классический прием съемки портретов. В таком случае портретируемый оказывается оторванным от фона, и ничто не отвлекает от созерцания лица. В данном случае глубина резкости измеряется сантиметрами: глаза человека проработаны хорошо, а, например, уши — согласитесь, менее значимая деталь, чем зеркало души! — уже чуть-чуть не в фокусе, чтобы даже они не отвлекали зрителя от созерцания глаз и мимики.

При съемке с малой глубиной резкости нужно соблюдать особую осторожность: даже небольшие — в пределах нескольких сантиметров! — изменения дистанции до снимаемых объектов могут привести к тому, что нужные предметы окажутся за пределами зоны резкости.

При съемке с большой глубиной резкости ситуация обратная — объект может приблизиться к камере или удалиться от нее, но при этом все равно получится на снимке резким! Это очень удобно, например, при съемке людей, играющих в подвижные игры, резвящихся детей, животных и так далее. Отсутствие необходимости корректировать наводку на резкость позволяет фотографу сосредоточиться на интересных позах и ракурсах, упрощая процесс «остановки мгновений».

Глубина резкости может быть бесконечной. То есть при определенных условиях на сенсоре будут резко отображены все предметы, удаленные дальше некоторого расстояния (обычно оно находится в диапазоне от 3 до 5 м).

Как можно управлять глубиной резкости? Есть два способа. Классический - управление с помощью диафрагмы. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем выше глубина резкости (и наоборот). Для использования этого способа нужно переключить камеру в режим с приоритетом диафрагмы (обычно он обозначается как Aperture Priority или АР; подробнее - RTFM) и вручную задать требуемое значение (чем меньше диафрагменное число, тем больше отверстие).

Как быть, если этот режим недоступен? Для уменьшения глубины резкости можно использовать сюжетный режим «Портрет» (Portrait), который есть практически на всех камерах, а для увеличения глубины резкости — режим «Пейзаж» (Landscape).