Т.И. Казанцева. У истоков творчества

 

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, умениями и навыками, но и в развитии его эмоциональной сферы. Необходимо согласованное функционирование двух систем - интеллектуальной и эмоциональной, так как без эмоциональной зрелости интеллект малозначим. Жизнь показала, что люди, имеющие устойчивое эмоциональное развитие, веру в себя и в свои силы, добиваются больших успехов, чем отличники. Поэтому коррекцию недостатков эмоциональной сферы ребенка, эмоциональное благополучие считаем одной из приоритетных задач.

Для реализации этой задачи мы избрали кружково-студийную работу. Такая форма работы имеет определенные преимущества. Навыки и знания, которые получают здесь дети – не самоцель, а средство развития личности. Учитываются точка зрения и интересы ребенка: не диктовать, а слушать, не покорять, а спрашивать. Ребенок имеет право на настроение, даем возможность высказаться, так как невостребованные эмоции умирают. Тактичная, ненавязчивая помощь рождает уверенность в своих силах.  «У меня получилось!» -это и признание и похвала, а значит и психологический комфорт.

Ребенока можно сравнить с маленьким волшебным сундучком, открытым миру и ожидающему от него новых сюрпризов. И чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления, тем ярче воображение ребенка, интереснее ассоциации, а это значит, что его интуитивная тяга к музыке, живописи станет осмысленнее. Если же у человека пусто внутри, и он ни чем не восхищен, то и выражать ему нечего.

Помня об этом, мы много внимания уделяем эмоциональной и интеллектуальной насыщенности занятий, стараясь сделать процесс восприятия и выражения  неделимым, наполняя жизнь детей яркими впечатлениями. Сочетаем слово, музыку и изображение – это эстетически воспитывает. В работе с детьми используем диафильмы, слайды. Оборудована специальная комната – кинозал, где дети могут увидеть красоту природы, необычной красоты бабочек и цветы, народные игрушки, произведения искусства, закомятся с миром сказок. Музыка усиливает впечатление от  увиденного изображения.

Педагоги используют технологию «встроенных педагогических задач», технологию интегрированного обучения, при этом особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи экологии и детского творчества. Каждая травинка, каждый цветок красив по-своему. Деревья разговаривают, грустят и веселятся, как люди. Море дышит, протягивая волны-ладошки веселому живому солнышку. На одном из занятий в изостудии дети работали над темой «Деревья как люди». Из окна была видна чудесная панорама: елки, березы, рябины. Педагог включила музыкальную запись вальса П.И. Чайковского. И случилось чудо -вдруг налетел ветерок, и деревья в такт вальса закачались. Сколько было у детей восторга и радости! Дети надолго запомнили этот «танец деревьев». К теме «Деревья» возвращались на занятиях несколько раз, используя разные техники:

• Осеннее дерево – печатание бумагой.
• Весеннее дерево – сухая щетинистая кисть.
• Зимнее дерево – мелок, угольный карандаш.
• Дерево  Колдуньи – техника раздувания.

Связывая экологию с детским творчеством, предлагаем детям для знакомства и работы темы:
• Были бы у елочки ножки.
• В кого ты хочешь превратиться?
• Носит одуванчик  желтый сарафанчик.

Мы убедились, что ребенок не полюбит окружающий мир, пока не увидит его красоту, не обрадуется, не удивится. А не видя красоты вокруг, не радуясь и не восхищаясь, он остается глухим к тому, что его окружает, легко разрушая то, что создано другим человеком.

Обсуждая с детьми тему для рисования, педагоги стараются преподнести ее так, чтобы у детей возникли вопросы и устойчивый интерес к теме. Так, работая над сказками А. Пушкина, мы длительное время путешествовали «по неведомым дорожкам». Результатом стала выставка работ «У Лукоморья»:

• Белки грызут золотые орешки.
• По лесу гуляет избушка на курьих ножках.
• Русалка сушит свои красивые волосы и др.

Темы и изобразительные материалы подбираем так, чтобы детские работы получилась выразительной, так как рисовать невыразительно детям неинтересно. Например, впечатления от новогоднего праздника дети выражают в виде коллажей, коллективных работ, крупных портретов. А чтобы работа получилась наиболее выразительной, используем разнообразные техники и материалы:

• монотипия (Чего на свете не бывает).
• кляксография (Угадай, кто спрятался?)
• рисование ниткой  сказочных зверей. (Кто мы? Придумываем кличку и сказку об этом животном ).

Малыши с восторгом «проявляют» волшебные рисунки, выполненные свечкой, мятой бумагой или губкой.
Продуктивная, творческая деятельность детей старшего возраста более интересна и насыщенна. Это разнообразные рисунки:

• по проработанному фону – натюрморт «Овощи и фрукты»
•  граттаж «Город ночью»
• выдувание портретов («Снежная королева»)
• батик  (узелковая, солевая техника, свободная роспись)
• пластилиновые сказки» Гуси – лебеди»
• персонажи кукольного театра (показ спектаклей малышам) «Теремок»
• пособия по математике «Веселый поезд»
• пособия по развитию речи «Опиши утенка».
• создание диафильмов по мотивам русских народных сказок.

Проверить уровень чувственной зрелости и готовность к восприятию искусства, помогают детские портреты, на которых показаны разные эмоциональные переживания и состояние души человека: по выражению глаз, позе. Дети, рисуя, определяют различные эмоциональные состояния человека (радость, злоба, грусть, печаль, покой).

Дети, как большие художники, с помощью цвета передают свое отношение к предмету. Читаем детям разные сказки и стихи о симфонии цвета, и под впечатлением от услышанного дети рисуют волшебные цветы - цветок радости, грусти, надежды, счастья и любви.

Стало традицией в нашем дошкольном учреждении проведение выставок-вернисажей: «При солнышке - тепло, при матери – добро», "Моя любимая сказка", "Путешествие в Африку" и другие.
 
Наши воспитанники приняли участие в городской выставке, посвященной  70-летию Новосибирского зоопарка, в конкурсе детского творчества "Сибирь. Медвежий угол". Многие воспитанники в дальнейшем продолжают  обучение в художественно-эстетических школах, домах творчества района и города.

Вопрос обучать всех или заниматься только со способными к художественному творчеству детей перед нами не стоит, так как художником будет один из ста, а учиться думать, чувствовать, переживать необходимо научить каждого ребенка. Именно поэтому студия художественно-эстетического развития «Цветик-семицветик» продолжает работать и  в 2008 году отмечает свое десятилетие.
С днем рождения, СЕМИЦВЕТИК! Доброго пути!
 

Казанцева Тамара Ильинична,  педагог высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, руководитель изостудии "Цветик-семицветик" МДОУ ЦРР детского сада № 376 «Дельфиненок», г. Новосибирск