Книжные новинки. Профильное обучение в ОУ. Элективные курсы

 
2010 год издания
 
Е. А. Александрова. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников
Издательство: НИИ школьных технологий, 2010 г.
В книге прослеживается, как развивалась идея педагогики свободы в России и за рубежом, а также раскрывается суть современной философии педагогической поддержки ребенка. Запросы старшеклассников и их родителей к педагогической деятельности сегодня стремительно меняются. Все более востребованными становятся личностный рост и свободное развитие взрослеющего человека, становление его индивидуальности и способность к самоопределению. От педагога в этих условиях все в большей степени требуются помощь, поддержка и сопровождение школьника в реализации им своей индивидуальной образовательной траектории.
Книга написана в научно-методическом стиле, имеет прецедентный характер.

 

Г. В. Резапкина. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки
В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса "Психология и выбор профессии". В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы. Цель программы - сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей. Издательство: Генезис, 2010 г.

 

Г. В. Резапкина. Скорая помощь в выборе профессии
"Скорая помощь в выборе профессии" - современная технология профориентационной работы со школьниками, разработанная и апробированная в Московском областном центре профориентации молодежи. В комплект входит набор методик и бланков, а также практическое руководство, содержащее методические рекомендации для профконсультантов, школьных психологов и учителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении старшеклассников.
Комплект можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

 

За здоровый образ жизни. 9 класс. Элективный курс
Предлагаемая программа и конспекты занятий межпредметного интегрированного элективного курса "За здоровый образ жизни" расширят знания девятиклассников в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на реализацию возможностей человека в современном обществе.
В ресурсном обеспечении курса использованы крылатые слова, легенды, пословицы, сравнения, аналогии, литературный материал, направленные на развитие волевых усилий обучающихся в борьбе с болезнями.
Пособие предназначено учителям биологии, экологии и ОБЖ, педагогам дополнительного образования.

 

Е. М. Пототня. Свойства и строение органических соединений
Серия: Элективный курс
В методическом пособии приведена программа элективного курса с тематическим планированием, даны рекомендации по организации занятий с учащимися и ответы на вопросы, размещенные в учебном пособии. Комментарии к практическим заданиям касаются как предметного содержания, так и электронного оформления. Учитель должен быть знаком с базовыми современными информационно-коммуникационными технологиями, а также иметь навыки работы с редакторами химических формул. Пособие поможет учителю развить у учащихся предметные и информационно-коммуникационные компетентности.
Для учителей химии в профильных школах и методистов.

 

Н. И. Дорожкина
Элективные курсы по истории. 8-11 классы
В пособие включены подробные разработки двух элективных курсов по истории. Курс "Награды России" рассчитан на развитие предпрофильной подготовки в 8-9 классах средней школы. Предлагаемый материал позволит педагогу познакомить учащихся с наградной системой Российского государства и вспомогательной исторической дисциплиной - фалеристикой.
Ознакомительно-развивающий курс "Ключи к тайнам Клио" ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся 10-11 классов, расширение их кругозора и разработан как способ ориентации школьников на профессиональную деятельность.
Пособие адресовано учителям и всем, кто интересуется отечественной и мировой историей.

 

Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. и др.
Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода: Учебно-методическое пособие
 
В учебном пособии содержится сущностная характеристика личностно ориентированного управления профильным обучением. Раскрываются методологические основания профильного обучения, характеризуется личностно ориентированная управляющая и управляемая подсистемы профильного обучения. Особое внимание в работе уделяется вопросам организации профильного обучения: комплектованию профильных классов, технологии профилизации образовательного пространства. В учебном пособии предложен вариант организации территориальной (муниципальной) сети образовательных учреждений. Работа содержит материалы, характеризующие проектную и исследовательскую деятельность в профильном обучении. Значительное место в книге отводится описанию элективных курсов. В учебном пособии раскрываются требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в организации профильного обучения в школе.
Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, специалистам органов управления образованием, слушателям факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, преподавателям системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, а также студентам педагогических вузов.

 

Воронина Е.В.
Электив: Профильное обучение: Модели организации, управленческое и методическое сопровождение: Из опыта работы

В этой книге собраны материалы, посвященные опыту формирования сети образовательных учреждений, реализующих концепцию профильного обучения в условиях эксперимента.
В результате четырех лет экспериментальной деятельности в этих учреждениях сложились различные формы организации профильного обучения.
В книге представлены реальные учебные планы, методическое сопровождение профильного обучения; рассматривается опыт психологического сопровождения процессов самоопределения в системе предпрофильной подготовки, изменений систем оценивания учебных достижений учащихся.
В сборнике содержится нормативная база эксперимента по введению профильного обучения в Российской Федерации, рекомендации РАО по его проведению в регионах.
 

 

Профильное образование в школе: практика и теория
Электронное пособие
Предназначен руководителям образовательных учреждений при организации профильного обучения в средней школе: представлен теоретический и практический материалы. В виде иллюстрированных примеров и рекомендаций представлены организация проектной и исследовательской деятельности учащихся, что, несомненно, заинтересует учителей-предметников, работающих в старших классах.

Руководители различного уровня могут использовать готовые "семинар-презентации" (слайд-лекции) по заявленной проблеме, которые при наличии медиа-проектора и широкого экрана можно применять для демонстрационного показа на аудиторных занятиях, а также для локального изучения вопросов в малых группах.

Диск включает следующие разделы:
• Нормативная база. Данный раздел включает федеральные и примерные локальные документы, стандарты общего образования, программы по предметам, необходимые для организации профильного обучения в ОУ. Представлены разработки учебных планов, концепции и модели на примере конкретных школ.
• Элективные курсы. В данный раздел включены схемы для разработок программ авторских курсов по выбору, рекомендации по оформлению и организации предпрофильной курсовой подготовки учащихся.
• Проектная деятельность. Основа данного раздела - метод проектов как системообразующий метод профильного обучения. Альтернативные способы и методы ведения учебной деятельности, организация учебной исследовательской деятельности учащихся представлены в виде иллюстрированных примеров и рекомендаций.
• Презентации. Красочно оформленные материалы для проведения курсовых и семинарских занятий по профильной и предпрофильной подготовке учащихся. При наличии соответствующего оборудования (мультимедийного проектора) возможно аудиторное обучение.
• Из опыта работы. В данном разделе предложены дополнительные материалы из опыта работы конкретного образовательного учреждения по организации управления и совместной творческой деятельности учителей и учащихся.
Программное сопровождение диска оснащено системой поиска, имеются возможности для работы в режиме редактирования, печати, создания собственных документов и накопления их в архиве.
 

 

Т. В. Черникова
Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению
Серия: Педагогическое мастерство
В книге приводится теоретическое обоснование распределения деятельности руководителя образовательного учреждения по восьми направлениям. Предлагается авторская методика оценки качества работы руководителя. Применительно к решению задач становления профильной школы дается подробное описание оригинальных авторских методик и технологий, направленных на исследование и повышение качества управления по различным направлениям деятельности. Для руководителей образовательных учреждений, специалистов комитетов и управлений образования, методистов, сотрудников факультетов и курсов повышения квалификации педагогических вузов. 

 

С. В. Стецкий. Профессии в строительстве и архитектуре
Серия: Твоя профессия. Профильное обучение школьников
 
В популярной форме рассказывается о строительстве: промышленном, гражданском, сельскохозяйственном и специальном. Дается исторический обзор развития строительства и архитектуры. Рассматриваются тенденции и перспективы развития современного строительства. Особо подчеркивается важнейшая роль строительства в экономическом развитии страны. Рассказывается о достоинствах и специфических трудностях профессии строителя. Дается информация о среднем профессиональном и высшем образовании по различным строительным специальностям.


К. Е. Сумнительный
Профильное обучение. Какова цена вопроса?
Профильное обучение - неудавшийся эксперимент или попытка дать школе второе дыхание? В брошюре представлен краткий анализ экспериментальной работы в этом направлении. От чего зависят успехи и неудачи этой работы? На что надо обратить особое внимание при создании в школе многомерной образовательной среды?
   
Адресована всем членам управленческой команды школы.

Н. Ф. Дик, Т. И. Дик
Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов. Воспитание в условиях профильного обучения
В книге раскрываются основные направления профессиональной деятельности классного руководителя в 8-11-х классах в условиях профильного обучения старшеклассников: практические советы по активизации воспитательной работы со старшими подростками и молодежью с учетом их психологических особенностей, приемы работы с родителями старшеклассников, пропаганды здорового образа жизнедеятельности и правового просвещения старших школьников. В ней раскрыты функции и должностные обязанности классного руководителя, понятия профильного обучения, особенности воспитательной работы с "трудными" подростками и современной организации профессиональной ориентации старшеклассников.
Особенностью данного издания является раскрытие специфики работы классного руководителя со старшеклассниками в условиях профильного обучения: сценарии классных часов в классах социально-экономического и математического профиля, с элективными курсами по праву и английскому языку, а также извлечения из основных законодательных документов в области воспитания молодежи.
Книга предназначена для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и учителей-предметников старших классов.


Т. М. Третьяк, Л. А. Анеликова
Photoshop. Творческая мастерская компьютерной графики
Серия: Элективный курс. Профильное обучение
Учебное пособие предназначено для поддержки элективных и профильных курсов на основе использования ИКТ в области изучения компьютерной графики - растрового редактора Adobe Photoshop.
Материал книги представлен в виде занятий с практическими заданиями, содержащими подробные алгоритмы их выполнения. Занятия построены таким образом, что читатель может шаг за шагом самостоятельно пройти все этапы дизайнерской обработки изображений, освоить основные приемы оптимизации графики для размещения в Интернете. В основе подготовки материалов положена современная методика для дистанционного обучения. Материалы учебного пособия прошли апробацию в школах России, Казахстана и Белоруссии в рамках проекта "Обучающие cетевые олимпиады" (ОСО-2005, ОСО-2006, ОСО-2007).
Книга написана без привязки к конкретной среде программного продукта, поэтому все предлагаемые алгоритмы могут быть с успехом применены для версий Photoshop от 7.0 и выше (английской и русской версий).
Книга будет полезна широкому кругу читателей - студентам ВУЗов, учащимся лицеев, колледжей, школьникам. Особый интерес она вызовет у преподавателей информатики и учителей предметников, благодаря строго структурированному системному подходу в изложении материала. А также учебное пособие может быть использовано для самостоятельного изучения, как подробное методическое руководство.
К книге прилагается компакт-диск с обширной подборкой примеров и обучающих презентаций.
Книга входит в серию профильного обучения в области ИКТ.
Пособие рекомендовано Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации.


И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева
Deutsch 11: Lehrbuch / Немецкий язык. 11 класс. Базовый и профильный уровни
Учебно-методический комплект "Немецкий язык" для 11 класса общеобразовательных учреждений продолжает учебный курс УМК для 10 класса и обеспечивает два уровня обучения в старшей школе: базовый и профильный.
УМК предназначен как для учащихся, которые завершают в 11 классе общеобразовательную подготовку по немецкому языку, так и для тех, кто собирается использовать немецкий язык в своей будущей профессиональной деятельности.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: Базовый и профильный уровни Изд. 6-е.
Дополненное издание соответствует федеральным компонентам государственного стандарта общего образования по математике и содержит материал как для базового, так и для профильного уровня. По нему можно работать независимо от того, по каким учебникам учились школьники в предыдущие годы.
Учебник нацелен на подготовку учащихся к поступлению в вузы.

Л. А. Анеликова. Алгоритмика в теории и практике (+ CD-ROM)
Серия: Элективный курс. Профильное обучение.
Данное учебное пособие предназначено для учителей и учащихся как средних так и высших учебных заведений, изучающих программирование на классическом языке Qbasic, как в качестве базового модуля, так и на элективных курсах. Практикум содержит большое количество примеров и упражнений по работе в вышеуказанной среде. Рассматриваются все возможные классические конструкции, используемые в программировании. Задачи сопровождаются текстами программ и блок-схемами, для наглядности структуры алгоритма.
Примеры могут быть также включены в практические задания к билетам в 9 и 11 классах, и использоваться учащимися при подготовке к занятиям и итоговой аттестации, как в рамках школьной программы, так и в специальных и высших учебных заведениях.


В. М. Казиев. Информатика в примерах и задачах
Серия: Профильная школа.
Учебник может быть эффективно использован при различных формах обучения - от классической, урочной формы обучения до дистанционной, от обучения в классе или аудитории до самообучения дома или под руководством наставника (тьютора).


Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Серия: Электив.
В книге приведена подборка материала по организации исследовательской деятельности учащихся в основной и старшей профильной школе. Достаточно подробно рассматриваются принципы и условия организации исследовательского процесса учащихся в области естественнонаучных дисциплин, приведена программа, календарно-тематическое планирование нового предмета профильной школы "Методология научных исследований". Подробно рассмотрено содержание каждого занятия курса.

Пособие предназначено для учащихся 9-11-х классов и учителей естественных дисциплин, работающих в условиях профильной школы.


Н. И. Павленко, Л. М. Ляшенко, В. А. Твардовская
История России XVIII-XIX века. 10 класс. Профильный уровень
Учебник создан с учетом современных образовательных стандартов и предназначен для изучения истории на профильном уровне. Обширный фактический и теоретический материал в совокупности с методическим аппаратом позволяет учащимся углубить знания по истории России, полученные в 6-9 классах.
Книга является продолжением учебника "История России с древнейших времен до конца XVII века" (авторы Н.И.Павленко и И.Л.Андреев. М., Дрофа).

Учебник рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень.

Н. Ф. Дик
Лучшие профильные классные часы в школе "Моя будущая профессия".
В условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование" данное издание призвано помочь классным руководителям и учителям-предметникам не только активизировать воспитательную работу с обучающимися, успешно принять участие в конкурсе на премию Президента РФ лучшим учителям, но и грамотно организовать профильное обучение и профориентационную работу со старшеклассниками.
Главное предназначение книги - открыть старшеклассникам многообразие мира профессий, помочь оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. В книге представлены извлечения из современных правовых документов в области образования и права, освещены особенности профильного обучения и организации профильных классных часов юридической, медицинской и педагогической направленности.
Особый интерес вызовут более 10 профориентационных диагностических методик и 30 профессиограмм юридических и медицинских профессий и специальностей; обширный материал о выдающихся юристах, врачах и педагогах современности; подробные сценарии классных часов, подборка афоризмов и крылатых выражений, практические советы и рекомендации старшеклассникам.
Представленный практический материал учителя смогут использовать как на классных часах, так и при организации занятий в гуманитарных профильных классах (элективных курсах).

Книга предназначена для классных руководителей и учителей-предметников старших классов, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, родителей обучающихся в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях.

Математика. 10-11 классы. В мире закономерных случайностей
Серия: Элективный курс. Профильное образование
Данное пособие содержит программу разработки занятий элективного курса "В мире закономерных случайностей" для учащихся 10-11 классов. Содержание курса направлено на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников в различных областях деятельности человека. Представленный материал способствует формированию умения воспринимать и анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие расчеты. Особенностью курса является возможность использования компьютера для решения задач по комбинаторике и статистике.

Математика. 8-9 классы. Сборник элективных курсов. Выпуск 2
Предлагаемое пособие содержит элективные курсы для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки. В курсах "Графики улыбаются" и "Функция: просто, сложно, интересно" представлены ключевые темы школьного курса математики, а "Шифры и математика" предназначен для его дополнения и развития, ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся. Пособие содержит большое количество задач и их решения.


Обществознание. 11 класс. Мир и человек
Серия: Элективный курс. Профильное образование
 

Данное пособие содержит программу и разработки занятий элективного курса "Мир и человек" (начальная философия) в рамках профильной подготовки учащихся по обществознанию в 11 классе. В элективном курсе излагаются основы философских знаний, рассматриваются различные взгляды на философию, ее место и роль в жизни. Предлагаемые материалы расширяют содержание базового курса, интегрируют знания учащихся по предметам: обществознание, биология, химия, физика, история, социология - с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости. Использованные виды деятельности способствуют развитию у учащихся умения видеть проблему и аргументированно высказывать отношение к ней, работать с понятиями и систематизировать научный материал, критически анализировать информацию и исследовать ее.

Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко
Организация профильного обучения в школе. Книга современного завуча
Книга содержит практический материал для заместителей директоров образовательных учреждений по профильному образованию, отвечающий требованиям национального проекта "Образование".
В пособии систематизированы нормативно-правовые и инструктивно-методические документы и материалы по различным аспектам профильного образования: локальные акты, приказы, договоры, должностные инструкции, аналитические материалы, номенклатура дел школы.
Книга станет хорошим помощником в работе не только начинающего, но и опытного заместителя директора, так как отражает традиционные и современные подходы к организации профильного образования в условиях модернизации.

Предназначена для заместителей директоров по профильному обучению, руководителей методических советов по профилизации и предметных кафедр, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образованием.


А. Т. Смирнов, Р. А. Дурнев, С. К. Миронов
Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Профильный уровень
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предназначена для углубленного изучения основ безопасности жизнедеятельности.
В программе представлены требования к уровню подготовки выпускников, тематический план, содержание разделов и тем, примерное поурочное планирование.


Правоведение. 10-11 классы. Элективные курсы
Серия: Элективный курс. Профильное образование
Данное пособие предлагает элективные курсы для профильного обучения в 10-11 классах гуманитарного и социально-гуманитарного направления.
Первый предлагаемый курс "История развития права России" - предполагает изучение учащимися основных научных понятий, документов отечественного права, создавая предпосылки для формирования устойчивого познавательного интереса к изучению и исследованию данного направления.
Курсы "Теория права", "Вопросы текущего законодательства РФ" расширяют содержательный блок правовых знаний, создают базу для последующего профессионально-личностного образования, формируют ценностные ориентиры в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В пособии предложено также развернутое тематическое планирование курса "Выбирающему профессию юриста".

Предназначено учителям истории и обществознания, работающим в профильных классах, а также может быть полезно для организации исследовательской работы с учащимися и для подготовки учащихся к поступлению в институт по специальности "Правоведение".


Программы элективных курсов. История. 10-11 классы. Профильное обучение
В сборник вошли 11 программ элективных курсов по истории для 10-11 классов. Каждая программа, помимо содержания и обучающих материалов, включает характеристики актуальности и новизны, целей и задач, которые решаются при изучении курса, требований к уровню подготовки учащихся, определяет место курса в образовательном процессе.


А. И. Гомола. Профессии в сфере управления и экономики
В популярной форме рассказано о происхождении и сущности профессий, связанных с экономикой и управлением. Дана историческая справка, приведены выдержки из биографий выдающихся деятелей. Представлены основные требования, предъявляемые к управляющему (менеджеру). Рассмотрены особенности управленческой деятельности в различных областях, особенности профессий в сфере экономики. Описаны различные пути (подходы) получения будущей профессии, приведен перечень государственных и негосударственных образовательных учреждений России, а также нормативная база.
 

Для профессиональной ориентации учащихся старших классов. Может быть полезно родителям, педагогам, психологам, социальным работникам - всем, кто помогает молодежи определиться в выборе профессии.

Профессии работников сферы обслуживания
Авторы в популярной форме, но достаточно полно и всесторонне рассказывают о различных видах деятельности в сфере обслуживания, о содержании труда и требованиях к работникам, о возможностях трудоустройства и перспективах профессионального роста. Приводятся тесты и задания, позволяющие читателю определить свою склонность к тем или иным профессиям.
 

Учебное пособие предназначено для школьников старших классов. Оно будет интересно также учащимся профессиональных учебных заведений, уже осваивающим данные профессии, и всем, кто интересуется торговлей, кулинарией, парикмахерским и визажным искусством.


П. Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс. 10-11 классы
Серия: Профильное обучение
Пособие предназначено для учащихся и учителей старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, изучающих литературу на профильном уровне, выпускников, готовящихся сдавать устный или письменный экзамен по литературе (в форме сочинения, изложения, ЕГЭ, собеседования, защиты реферата, ответа по билетам).
Пособие может быть использовано как для занятий по программе элективного курса "Тайны словесного мастерства" в 10-11 классах средней школы, так и для самостоятельной работы учащихся, в том числе и обучения в форме экстерната и в рамках дистанционного образования.
Кроме того, пособие может быть полезным для слушателей подготовительных курсов, т. к. автор стремился донести до сознания читателя те вопросы, которые вызывают наибольшие сложности у абитуриентов, сдающих экзамен по литературе при поступлении в вуз.
 



Элективные курсы по географии. 10-11 классы
Серия: Профильная школа
 

Пособие содержит программы и разработки занятий элективных курсов в рамках профильного обучения учащихся по географии. Применение данных курсов возможно на различных профилях обучения в 10-11-х классах.
Предлагаемые курсы: "Политическая география", "Медицинская география", "Международные экономические отношения", "Научно-техническая революция и мировое хозяйство" - разнообразны по тематике и охватывают различные вопросы современной географической науки.
Особенностью данных курсов является их междпредметный характер. Их цель - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
Во всех элективных курсах сборника сочетаются различные формы работы учащихся с опорой на практическую, проектную, исследовательскую виды деятельности, что позволяет развивать навыки самообразования.
Составитель сборника надеется, что предлагаемый подбор курсов поможет учителям географии в конструировании образовательного процесса согласно требованиям Концепции профильного обучения.


Д. А. Ершов. Элективные курсы профориентационной направленности. 10-11 класс
Описаны организационно методические основы разработки элективных курсов для учащихся 10-11-х классов, выбравших профессии в сфере социальной работы, педагогики, общественного лидерства. Представлены две программы элективных курсов с подробными разработками занятий и советами по использованию учебных заданий диагностического и литературно-творческого характера. Даны рекомендации по разработке сценариев праздников, образовательных проектов, деловых и познавательных игр; приводятся необходимые информационные материалы.

Для учителей школ с профильным обучением, сотрудников учреждений дополнительного образования и молодежных центров, а также преподавателей педагогических колледжей и работников системы повышения квалификации педагогических кадров.


Дистанционные уроки по экономике для всех (+CD-ROM)
Серия: Элективный курс. Профильное обучение
Книга представляет собой подборку уроков по вводному курсу экономики. В них рассмотрены основные проблемы макро- и микроэкономической теории. Даны определения основных понятий, наиболее важные теоретические положения проиллюстрированы рисунками, графиками, представлены основные расчетные формулы. Теоретический материал каждой темы сопровождается практической работой или методической разработкой деловой игры, а также вариантами контрольных практических работ, реализованных с помощью табличного процессора Microsoft EXCEL.
Книга написана без привязки к конкретной среде программного продукта, поэтому все предлагаемые алгоритмы могут быть с успехом применены для различных версий Microsoft EXCEL. Материал книги изложен на основе самой современной методики обучающих дистанционных курсов в рамках проекта "Обучающие Сетевые Олимпиады" (ОСО-2006). Проект ОСО-2005 является номинантом международного конкурса "ИТ-образование в Рунете".

Книга будет полезна широкому кругу читателей - студентам вузов, учащимся лицеев, колледжей, школьникам. Наиболее интересна она будет для преподавателей экономики, благодаря представленному многообразию форм уроков и вариантов структуры изложения материала. Поэтому книга может использоваться в качестве учебного пособия для самостоятельного изучения или как подробное методическое руководство.
Книга входит в сборник публикаций проекта ОСО 2006.
К книге прилагается компакт-диск с обширной подборкой обучающих презентаций, а также презентаций по исследовательским проектам учащихся, ставших победителями различных конкурсов по экономике.


Н. В. Беляева. Олимпиады по литературе. Искусство побеждать
Серия: Словесник; Профильная школа.
Сборник олимпиадных заданий составлен в соответствии с требованиями к содержанию и структуре Всероссийских олимпиад школьников по литературе. Он состоит из трех частей.
В первую часть включены тексты для комплексного анализа прозаического произведения с вопросами, помогающими в составлении самостоятельных интерпретаций. Во вторую - лирические произведения для литературоведческого и сопоставительного анализа. В третью - вопросы по теории и истории литературы и задания для творческих работ.
 

Пособие будет полезно учителям средней школы и преподавателям вузов, готовящим учащихся к литературным олимпиадам, школьникам 9-11 классов, а также всем читателям, интересующимся литературоведением.

Н. Ф. Дик. Правовые классные часы в 9-11 классах. Практикум профильного обучения
Главное предназначение книги - помочь учителю не только интересно и аргументированно организовать воспитательную работу по повышению правовой культуры старшеклассников в условиях профильного обучения, но и освоить основные положения национального проекта "Образование", успешно принять участие в конкурсе на премию президента РФ для учителей.
В книге представлены современные рекомендации об осуществлении функций классного руководителя и оригинальные формы правового воспитания старшеклассников: разъяснения понятий административной и уголовной ответственности несовершеннолетних; формы профилактики подростковой преступности, алкоголизма и наркомании; анализ конкретной ситуации из юридической практики; рекомендации выпускникам в выборе будущей профессии и при устройстве на работу.
Особое место в книге уделено правовому анализу современных молодежных движений, экстремистских организаций, группировок и увлечений молодежи; приведены варианты памяток по противодействию вовлечения молодежи в тоталитарные секты.
Вызывают интерес рекомендации старшеклассникам в выборе дальнейших форм образования, будущей профессии, приемы поиска работы и порядок трудоустройства несовершеннолетних.


Аспицкая А.Ф., Титова И.М. Проверь свои знания по химии: Система разноуровневых заданий для выпускников средней школы профильного уровня обучения: 10-11 классы: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для проверки знаний учащихся по всем учебным элементам содержания образовательного стандарта по химии профильного уровня. В сборник включены задания трех уровней сложности. Учащиеся могут самостоятельно проверить свои знания по химии и восполнить недостающие знания. Такой подход способствует сознательному изучению химии и прививает навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Кроме того, данное пособие поможет при подготовке к экзамену по химии. Пособие может быть использовано также учителями химии как в процессе закрепления изученного материала, так и для организации проверки усвоения знаний учащимися.
 



Т. О. Cкиргайло. Сочинение-интервью. Элективный курс развития речи
Серия: Словесник; Профильная школа
 

Элективный курс "Сочинение-интервью" для 9 класса направлен на формирование у школьников практических умений, которые позволят им успешно реализоваться в жизни: способности к социальному речевому взаимодействию, владения культурой устной и письменной речи, грамотного выражения своих мыслей в выступлении, в деловой беседе, в ответах на вопросы интервьюера.
Пособие содержит программу, тематическое планирование, разработки занятий, а также памятки, рекомендации по написанию разных видов интервью, тексты сочинений, дидактические карточки. Содержание занятий дополнено материалами для обучения сочинениям в жанре интервью на уроках развития речи в 5-8 классах и в старшей школе.
Книга адресована педагогам-словесникам, учащимся общеобразовательных школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, а также всем, кто интересуется теорией и практикой создания текстов в нетрадиционном жанре.

О. В. Петунин. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения.
Издание содержит программы элективных курсов, лабораторный практикум к ним, а также задания и упражнения по общей экологии. К заданиям тестового характера в пособии приводятся ответы. Материалы пособия направлены на экологизацию школьных курсов биологии и могут быть реализованы как в классах естественно-научного профиля, так и в общеобразовательных классах.

Настоящее учебно-методическое пособие адресовано учителям биологии, занимающимся преподаванием в школе учебных курсов экологической тематики.


Г. Б. Поднебесова. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс.
Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта, обеспечивающего преподавание элективного курса "Основы компьютерной алгебры" в старших классах. В состав УМК входят: учебное пособие, методическое пособие для учителя и электронное приложение (архив с программами, его можно найти на сайте издательства).
Курс затрагивает вопросы как из алгебры (системы счисления, деление полиномов и т. д.), так и из информатики, в основном из программирования (использование массивов для работы с длинными числами, рекуррентных соотношений для реализации алгоритмов нахождения наибольшего общего делителя). Теоретические материалы снабжены контрольными вопросами и практическими заданиями.
Для учащихся 10-11 классов информационно-технологического и физико-математического профилей.

Е. В. Савинкина, Г. П. Логинова, С. С. Плоткин. История химии. Элективный курс
Данный элективный курс входит в образовательную область "Естествознание". Учебный материал изложен в соответствии с тематически-модульной структурой и включает уроки-консультации, уроки-дискуссии, уроки-конференции. Элективные курсы направлены на развитие универсальных способностей и формирование ключевых компетентностей и основаны на объединении нескольких видов познавательной деятельности - знакомство с новым материалом, эксперимент, обсуждение и самостоятельная работа, заканчивающаяся докладом или письменным отчетом.
В учебном пособии рассмотрены основные этапы становления химии как науки, начиная с древних времен до современных достижений. Показан вклад многих ученых в развитие науки, в том числе заслуги русских и советских ученых. Материал основан на школьных программах и направлен на выполнение стандарта общего образования. Может быть использован для предпрофильной подготовки, сопровождения базового профиля и расширения программы изучения химии.

Для старшеклассников и учителей общеобразовательных и спецшкол.


М. В. Пономарев, А. М. Родригес. Политическая идеология в XX веке. 10-11 классы
Серия: Элективные курсы
Элективный курс освещает историю возникновения и развития важнейших идейных течений современности, появившихся в западных странах - либерализма, социал-демократии, консерватизма и др. Охарактеризована идеология различных политических движений стран Востока. Учебное пособие поможет школьникам усвоить теоретические основы различных течений общественно-политической мысли, научит их разбираться в современных политических событиях.


Природопользование. 10-11 классы
Серия: Элективные курсы
В пособии рассмотрены проблемы природопользования, их сущность и возможные пути решения на современном этапе развития общества.
Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10—11 классов общеобразовательных учреждений, будет полезно учителям, школьникам, абитуриентам.


В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова
Слово-образ-смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы.
Серия: Элективные курсы
 

Методическое пособие к элективному курсу "Слово-образ-смысл. Филологический анализ литературного произведения" выпускается в комплекте с учебным пособием и содержит поурочное планирование, методические рекомендации к урокам, а также комментарии и ключи к отдельным вопросам и заданиям для самостоятельной работы. 

Пособие предназначено для учителей-словесников, работающих в профильных классах с учениками, у которых уже сформирован устойчивый интерес к чтению и углубленному изучению литературы. 

Технология. 9 класс. Традиции русской народной культуры
Серия: Элективный курс. Профильное образование
Данное пособие содержит программу и методические разработки элективного курса "Традиции русской народной культуры" в рамках предпрофилыюй подготовки учащихся по технологии и предметам художественно-эстетического цикла (ИЗО, МХК, музыка).
Развивая содержание базисного курса, предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию духовно-нравственной, гражданско-патриотической личности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на развитие умений школьников художественно-эстетической направленности.

Предлагаемый материал поможет учителям-предметникам технологии, ИЗО, МХК, музыки в организации предпрофильной подготовки учащихся; послужит дидактическим и информационно-игровым материалом учителям гуманитарных дисциплин, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры "Наши духовные ценности": 10-11 классы: Гуманитарный профиль обучения
Данное пособие содержит материалы для преподавания курса "Наши духовные ценности", способствующего удовлетворению познавательных интересов учащихся в образовательной области "Искусство". В пособии излагается процесс становления и развития отечественной культуры с языческих времен до начала XX в., представлены творческие разработки уроков, включающие различные формы и методы ознакомления учащихся с историей российского искусства, именами великих зодчих, художников, композиторов, деятелей театра.
Материалы могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений всех типов.
Пособие будет полезным учителям русского языка и литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК, а также классным руководителям во внеклассной работе с учащимися.

Адамский М.Я., Багге М.Б., Баранов П.А. и др. XX в.: Время; Личность; Судьба: Учебное пособие для элективного курса и книга для чтения по обществознанию, истории, литературе и искусству: 10-11 классы (ред.-сост. Элиасберг Н.И.)
Книга является переработанным вариантом книги "XX век. Люди и судьбы", изданной в 2001 году в качестве книги для чтения. Главное назначение нового издания - стать основой для проведения междисциплинарного гуманитарного элективного курса для 10-11 классов по программе одноименного названия. В то же время возможно по-прежнему использовать содержание данной книги на уроках обществознания. истории, литературы и искусства, а также для внеклассного чтения.
Включенные в содержание уроков материалы этого издания будут способствовать усилению воспитательного воздействия школьного образования, становлению у учащихся гуманистических нравственных ориентиров и расширению их культурного кругозора. Книга поможет персонифицировать события XX века и тем самым приблизить их к школьникам.
Книга также будет полезна при организации внеклассных мероприятий междисциплинарного характера - конференций, ученических научных чтений, тематических вечеров. Поможет она и выпускникам школ при подготовке к экзаменам в высшие учебные заведения.

Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. Русский язык в диалоге культур. Методическое руководство для учителя. Элективный курс. 10-11 класс.
Методическое руководство к спецкурсу "Русский язык в диалоге культур" предлагает учителям образцы уроков с использованием словаря "Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации", выстроенных вокруг тематических блоков "Человек", "Общество", "Природа".
Для каждого урока сформулирована его цель, подобраны методические материалы, включая тексты, словари, справочную литературу, произведения живописи, музыкальные произведения и т. д.
В структуре урока намечены его этапы и формы работы, способствующие успешному усвоению национально-культурного компонента языковых единиц и стимулирующие творческую активность при раскрытии содержания важнейших культурных концептов русского народа Параллельно с этим углубляются знания учащихся по основным разделам школьного курса русского языка (лексики, фразеологии, морфологии, синтаксис).

Для преподавателей русского языка и литературы, студентов гуманитарных факультетов вузов, учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также для всех, кто интересуется проблемами лингвокультурологии и формирования грамотной языковой личности, способной к межкультурной коммуникации.

 


 
2009 год издания

Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. и др.
Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода: Учебно-методическое пособие
В учебном пособии содержится сущностная характеристика личностно ориентированного управления профильным обучением. Раскрываются методологические основания профильного обучения, характеризуется личностно ориентированная управляющая и управляемая подсистемы профильного обучения. Особое внимание в работе уделяется вопросам организации профильного обучения: комплектованию профильных классов, технологии профилизации образовательного пространства. В учебном пособии предложен вариант организации территориальной (муниципальной) сети образовательных учреждений. Работа содержит материалы, характеризующие проектную и исследовательскую деятельность в профильном обучении. Значительное место в книге отводится описанию элективных курсов. В учебном пособии раскрываются требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в организации профильного обучения в школе.
Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, специалистам органов управления образованием, слушателям факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, преподавателям системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, а также студентам педагогических вузов.
 
 
Воронина Е.В.
Электив: Профильное обучение: Модели организации, управленческое и методическое сопровождение: Из опыта работы

В этой книге собраны материалы, посвященные опыту формирования сети образовательных учреждений, реализующих концепцию профильного обучения в условиях эксперимента.
В результате четырех лет экспериментальной деятельности в этих учреждениях сложились различные формы организации профильного обучения.
В книге представлены реальные учебные планы, методическое сопровождение профильного обучения; рассматривается опыт психологического сопровождения процессов самоопределения в системе предпрофильной подготовки, изменений систем оценивания учебных достижений учащихся.
В сборнике содержится нормативная база эксперимента по введению профильного обучения в Российской Федерации, рекомендации РАО по его проведению в регионах.

 

Профильное образование в школе: практика и теория
Электронное пособие
Предназначен руководителям образовательных учреждений при организации профильного обучения в средней школе: представлен теоретический и практический материалы. В виде иллюстрированных примеров и рекомендаций представлены организация проектной и исследовательской деятельности учащихся, что, несомненно, заинтересует учителей-предметников, работающих в старших классах.
Руководители различного уровня могут использовать готовые "семинар-презентации" (слайд-лекции) по заявленной проблеме, которые при наличии медиа-проектора и широкого экрана можно применять для демонстрационного показа на аудиторных занятиях, а также для локального изучения вопросов в малых группах.
Диск включает следующие разделы:
• Нормативная база. Данный раздел включает федеральные и примерные локальные документы, стандарты общего образования, программы по предметам, необходимые для организации профильного обучения в ОУ. Представлены разработки учебных планов, концепции и модели на примере конкретных школ.
• Элективные курсы. В данный раздел включены схемы для разработок программ авторских курсов по выбору, рекомендации по оформлению и организации предпрофильной курсовой подготовки учащихся.
• Проектная деятельность. Основа данного раздела - метод проектов как системообразующий метод профильного обучения. Альтернативные способы и методы ведения учебной деятельности, организация учебной исследовательской деятельности учащихся представлены в виде иллюстрированных примеров и рекомендаций.
• Презентации. Красочно оформленные материалы для проведения курсовых и семинарских занятий по профильной и предпрофильной подготовке учащихся. При наличии соответствующего оборудования (мультимедийного проектора) возможно аудиторное обучение.
• Из опыта работы. В данном разделе предложены дополнительные материалы из опыта работы конкретного образовательного учреждения по организации управления и совместной творческой деятельности учителей и учащихся.
Программное сопровождение диска оснащено системой поиска, имеются возможности для работы в режиме редактирования, печати, создания собственных документов и накопления их в архиве.
 
 
Т. В. Черникова
Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению
Серия: Педагогическое мастерство
В книге приводится теоретическое обоснование распределения деятельности руководителя образовательного учреждения по восьми направлениям. Предлагается авторская методика оценки качества работы руководителя. Применительно к решению задач становления профильной школы дается подробное описание оригинальных авторских методик и технологий, направленных на исследование и повышение качества управления по различным направлениям деятельности.  Для руководителей образовательных учреждений, специалистов комитетов и управлений образования, методистов, сотрудников факультетов и курсов повышения квалификации педагогических вузов.
 
 
С. В. Стецкий.  Профессии в строительстве и архитектуре
Серия: Твоя профессия. Профильное обучение школьников
В популярной форме рассказывается о строительстве: промышленном, гражданском, сельскохозяйственном и специальном. Дается исторический обзор развития строительства и архитектуры. Рассматриваются тенденции и перспективы развития современного строительства. Особо подчеркивается важнейшая роль строительства в экономическом развитии страны. Рассказывается о достоинствах и специфических трудностях профессии строителя. Дается информация о среднем профессиональном и высшем образовании по различным строительным специальностям.

К. Е. Сумнительный
Профильное обучение. Какова цена вопроса?
Профильное обучение - неудавшийся эксперимент или попытка дать школе второе дыхание? В брошюре представлен краткий анализ экспериментальной работы в этом направлении. От чего зависят успехи и неудачи этой работы? На что надо обратить особое внимание при создании в школе многомерной образовательной среды?
Адресована всем членам управленческой команды школы.


Н. Ф. Дик, Т. И. Дик
Настольная книга классного руководителя 8-11-х классов. Воспитание в условиях профильного обучения
В книге раскрываются основные направления профессиональной деятельности классного руководителя в 8-11-х классах в условиях профильного обучения старшеклассников: практические советы по активизации воспитательной работы со старшими подростками и молодежью с учетом их психологических особенностей, приемы работы с родителями старшеклассников, пропаганды здорового образа жизнедеятельности и правового просвещения старших школьников. В ней раскрыты функции и должностные обязанности классного руководителя, понятия профильного обучения, особенности воспитательной работы с "трудными" подростками и современной организации профессиональной ориентации старшеклассников.
Особенностью данного издания является раскрытие специфики работы классного руководителя со старшеклассниками в условиях профильного обучения: сценарии классных часов в классах социально-экономического и математического профиля, с элективными курсами по праву и английскому языку, а также извлечения из основных законодательных документов в области воспитания молодежи.
Книга предназначена для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и учителей-предметников старших классов.


Т. М. Третьяк, Л. А. Анеликова
Photoshop. Творческая мастерская компьютерной графики
Серия: Элективный курс. Профильное обучение
Учебное пособие предназначено для поддержки элективных и профильных курсов на основе использования ИКТ в области изучения компьютерной графики - растрового редактора Adobe Photoshop.
Материал книги представлен в виде занятий с практическими заданиями, содержащими подробные алгоритмы их выполнения. Занятия построены таким образом, что читатель может шаг за шагом самостоятельно пройти все этапы дизайнерской обработки изображений, освоить основные приемы оптимизации графики для размещения в Интернете. В основе подготовки материалов положена современная методика для дистанционного обучения. Материалы учебного пособия прошли апробацию в школах России, Казахстана и Белоруссии в рамках проекта "Обучающие cетевые олимпиады" (ОСО-2005, ОСО-2006, ОСО-2007).
Книга написана без привязки к конкретной среде программного продукта, поэтому все предлагаемые алгоритмы могут быть с успехом применены для версий Photoshop от 7.0 и выше (английской и русской версий).
Книга будет полезна широкому кругу читателей - студентам ВУЗов, учащимся лицеев, колледжей, школьникам. Особый интерес она вызовет у преподавателей информатики и учителей предметников, благодаря строго структурированному системному подходу в изложении материала. А также учебное пособие может быть использовано для самостоятельного изучения, как подробное методическое руководство.
К книге прилагается компакт-диск с обширной подборкой примеров и обучающих презентаций.
Книга входит в серию профильного обучения в области ИКТ.
Пособие рекомендовано Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации.


И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова, М. А. Лытаева
Deutsch 11: Lehrbuch / Немецкий язык. 11 класс. Базовый и профильный уровни
Учебно-методический комплект "Немецкий язык" для 11 класса общеобразовательных учреждений продолжает учебный курс УМК для 10 класса и обеспечивает два уровня обучения в старшей школе: базовый и профильный.
УМК предназначен как для учащихся, которые завершают в 11 классе общеобразовательную подготовку по немецкому языку, так и для тех, кто собирается использовать немецкий язык в своей будущей профессиональной деятельности.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: Базовый и профильный уровни Изд. 6-е.
Дополненное издание соответствует федеральным компонентам государственного стандарта общего образования по математике и содержит материал как для базового, так и для профильного уровня. По нему можно работать независимо от того, по каким учебникам учились школьники в предыдущие годы.
Учебник нацелен на подготовку учащихся к поступлению в вузы.

Л. А. Анеликова.  Алгоритмика в теории и практике (+ CD-ROM)
Серия: Элективный курс. Профильное обучение.
Данное учебное пособие предназначено для учителей и учащихся как средних так и высших учебных заведений, изучающих программирование на классическом языке Qbasic, как в качестве базового модуля, так и на элективных курсах. Практикум содержит большое количество примеров и упражнений по работе в вышеуказанной среде. Рассматриваются все возможные классические конструкции, используемые в программировании. Задачи сопровождаются текстами программ и блок-схемами, для наглядности структуры алгоритма.
Примеры могут быть также включены в практические задания к билетам в 9 и 11 классах, и использоваться учащимися при подготовке к занятиям и итоговой аттестации, как в рамках школьной программы, так и в специальных и высших учебных заведениях.


В. М. Казиев.  Информатика в примерах и задачах
Серия: Профильная школа.
Учебник может быть эффективно использован при различных формах обучения - от классической, урочной формы обучения до дистанционной, от обучения в классе или аудитории до самообучения дома или под руководством наставника (тьютора).


Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе.  Серия: Электив.
В книге приведена подборка материала по организации исследовательской деятельности учащихся в основной и старшей профильной школе. Достаточно подробно рассматриваются принципы и условия организации исследовательского процесса учащихся в области естественнонаучных дисциплин, приведена программа, календарно-тематическое планирование нового предмета профильной школы "Методология научных исследований". Подробно рассмотрено содержание каждого занятия курса.
Пособие предназначено для учащихся 9-11-х классов и учителей естественных дисциплин, работающих в условиях профильной школы.


Н. И. Павленко, Л. М. Ляшенко, В. А. Твардовская
История России XVIII-XIX века. 10 класс. Профильный уровень
Учебник создан с учетом современных образовательных стандартов и предназначен для изучения истории на профильном уровне. Обширный фактический и теоретический материал в совокупности с методическим аппаратом позволяет учащимся углубить знания по истории России, полученные в 6-9 классах.
Книга является продолжением учебника "История России с древнейших времен до конца XVII века" (авторы Н.И.Павленко и И.Л.Андреев. М., Дрофа).
Учебник рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень.


Н. Ф. Дик
Лучшие профильные классные часы в школе "Моя будущая профессия".
В условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование" данное издание призвано помочь классным руководителям и учителям-предметникам не только активизировать воспитательную работу с обучающимися, успешно принять участие в конкурсе на премию Президента РФ лучшим учителям, но и грамотно организовать профильное обучение и профориентационную работу со старшеклассниками.
Главное предназначение книги - открыть старшеклассникам многообразие мира профессий, помочь оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. В книге представлены извлечения из современных правовых документов в области образования и права, освещены особенности профильного обучения и организации профильных классных часов юридической, медицинской и педагогической направленности.
Особый интерес вызовут более 10 профориентационных диагностических методик и 30 профессиограмм юридических и медицинских профессий и специальностей; обширный материал о выдающихся юристах, врачах и педагогах современности; подробные сценарии классных часов, подборка афоризмов и крылатых выражений, практические советы и рекомендации старшеклассникам.
Представленный практический материал учителя смогут использовать как на классных часах, так и при организации занятий в гуманитарных профильных классах (элективных курсах).
Книга предназначена для классных руководителей и учителей-предметников старших классов, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, родителей обучающихся в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях.


Математика. 10-11 классы. В мире закономерных случайностей
Серия: Элективный курс. Профильное образование
Данное пособие содержит программу разработки занятий элективного курса "В мире закономерных случайностей" для учащихся 10-11 классов. Содержание курса направлено на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников в различных областях деятельности человека. Представленный материал способствует формированию умения воспринимать и анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие расчеты.  Особенностью курса является возможность использования компьютера для решения задач по комбинаторике и статистике.


Математика. 8-9 классы. Сборник элективных курсов. Выпуск 2
Предлагаемое пособие содержит элективные курсы для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки. В курсах "Графики улыбаются" и "Функция: просто, сложно, интересно" представлены ключевые темы школьного курса математики, а "Шифры и математика" предназначен для его дополнения и развития, ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся. Пособие содержит большое количество задач и их решения.


Обществознание. 11 класс. Мир и человек
Серия: Элективный курс. Профильное образование
Данное пособие содержит программу и разработки занятий элективного курса "Мир и человек" (начальная философия) в рамках профильной подготовки учащихся по обществознанию в 11 классе. В элективном курсе излагаются основы философских знаний, рассматриваются различные взгляды на философию, ее место и роль в жизни. Предлагаемые материалы расширяют содержание базового курса, интегрируют знания учащихся по предметам: обществознание, биология, химия, физика, история, социология - с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества, Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости. Использованные виды деятельности способствуют развитию у учащихся умения видеть проблему и аргументированно высказывать отношение к ней, работать с понятиями и систематизировать научный материал, критически анализировать информацию и исследовать ее.

Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко
Организация профильного обучения в школе. Книга современного завуча
Книга содержит практический материал для заместителей директоров образовательных учреждений по профильному образованию, отвечающий требованиям национального проекта "Образование".
В пособии систематизированы нормативно-правовые и инструктивно-методические документы и материалы по различным аспектам профильного образования: локальные акты, приказы, договоры, должностные инструкции, аналитические материалы, номенклатура дел школы.
Книга станет хорошим помощником в работе не только начинающего, но и опытного заместителя директора, так как отражает традиционные и современные подходы к организации профильного образования в условиях модернизации.
Предназначена для заместителей директоров по профильному обучению, руководителей методических советов по профилизации и предметных кафедр, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образованием.


А. Т. Смирнов, Р. А. Дурнев, С. К. Миронов
Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Профильный уровень
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предназначена для углубленного изучения основ безопасности жизнедеятельности.
В программе представлены требования к уровню подготовки выпускников, тематический план, содержание разделов и тем, примерное поурочное планирование.


Правоведение. 10-11 классы. Элективные курсы
Серия: Элективный курс. Профильное образование
Данное пособие предлагает элективные курсы для профильного обучения в 10-11 классах гуманитарного и социально-гуманитарного направления.
Первый предлагаемый курс "История развития права России" - предполагает изучение учащимися основных научных понятий, документов отечественного права, создавая предпосылки для формирования устойчивого познавательного интереса к изучению и исследованию данного направления.
Курсы "Теория права", "Вопросы текущего законодательства РФ" расширяют содержательный блок правовых знаний, создают базу для последующего профессионально-личностного образования, формируют ценностные ориентиры в области правовых и иных социальных норм, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В пособии предложено также развернутое тематическое планирование курса "Выбирающему профессию юриста".
Предназначено учителям истории и обществознания, работающим в профильных классах, а также может быть полезно для организации исследовательской работы с учащимися и для подготовки учащихся к поступлению в институт по специальности "Правоведение".


Программы элективных курсов. История. 10-11 классы. Профильное обучение
В сборник вошли 11 программ элективных курсов по истории для 10-11 классов.  Каждая программа, помимо содержания и обучающих материалов, включает характеристики актуальности и новизны, целей и задач, которые решаются при изучении курса, требований к уровню подготовки учащихся, определяет место курса в образовательном процессе.


А. И. Гомола.  Профессии в сфере управления и экономики
В популярной форме рассказано о происхождении и сущности профессий, связанных с экономикой и управлением. Дана историческая справка, приведены выдержки из биографий выдающихся деятелей. Представлены основные требования, предъявляемые к управляющему (менеджеру). Рассмотрены особенности управленческой деятельности в различных областях, особенности профессий в сфере экономики. Описаны различные пути (подходы) получения будущей профессии, приведен перечень государственных и негосударственных образовательных учреждений России, а также нормативная база.
Для профессиональной ориентации учащихся старших классов. Может быть полезно родителям, педагогам, психологам, социальным работникам - всем, кто помогает молодежи определиться в выборе профессии.

Профессии работников сферы обслуживания
Авторы в популярной форме, но достаточно полно и всесторонне рассказывают о различных видах деятельности в сфере обслуживания, о содержании труда и требованиях к работникам, о возможностях трудоустройства и перспективах профессионального роста. Приводятся тесты и задания, позволяющие читателю определить свою склонность к тем или иным профессиям.
Учебное пособие предназначено для школьников старших классов. Оно будет интересно также учащимся профессиональных учебных заведений, уже осваивающим данные профессии, и всем, кто интересуется торговлей, кулинарией, парикмахерским и визажным искусством.


П. Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс. 10-11 классы
Серия: Профильное обучение
Пособие предназначено для учащихся и учителей старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, изучающих литературу на профильном уровне, выпускников, готовящихся сдавать устный или письменный экзамен по литературе (в форме сочинения, изложения, ЕГЭ, собеседования, защиты реферата, ответа по билетам).
Пособие может быть использовано как для занятий по программе элективного курса "Тайны словесного мастерства" в 10-11 классах средней школы, так и для самостоятельной работы учащихся, в том числе и обучения в форме экстерната и в рамках дистанционного образования.
Кроме того, пособие может быть полезным для слушателей подготовительных курсов, т. к. автор стремился донести до сознания читателя те вопросы, которые вызывают наибольшие сложности у абитуриентов, сдающих экзамен по литературе при поступлении в вуз.


Элективные курсы по географии. 10-11 классы
Серия: Профильная школа
Пособие содержит программы и разработки занятий элективных курсов в рамках профильного обучения учащихся по географии. Применение данных курсов возможно на различных профилях обучения в 10-11-х классах.
Предлагаемые курсы: "Политическая география", "Медицинская география", "Международные экономические отношения", "Научно-техническая революция и мировое хозяйство" - разнообразны по тематике и охватывают различные вопросы современной географической науки.
Особенностью данных курсов является их междпредметный характер. Их цель - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
Во всех элективных курсах сборника сочетаются различные формы работы учащихся с опорой на практическую, проектную, исследовательскую виды деятельности, что позволяет развивать навыки самообразования.
Составитель сборника надеется, что предлагаемый подбор курсов поможет учителям географии в конструировании образовательного процесса согласно требованиям Концепции профильного обучения.


Д. А. Ершов. Элективные курсы профориентационной направленности. 10-11 класс
Описаны организационно методические основы разработки элективных курсов для учащихся 10-11-х классов, выбравших профессии в сфере социальной работы, педагогики, общественного лидерства. Представлены две программы элективных курсов с подробными разработками занятий и советами по использованию учебных заданий диагностического и литературно-творческого характера. Даны рекомендации по разработке сценариев праздников, образовательных проектов, деловых и познавательных игр; приводятся необходимые информационные материалы.
Для учителей школ с профильным обучением, сотрудников учреждений дополнительного образования и молодежных центров, а также преподавателей педагогических колледжей и работников системы повышения квалификации педагогических кадров.


Дистанционные уроки по экономике для всех (+CD-ROM)
Серия: Элективный курс. Профильное обучение
Книга представляет собой подборку уроков по вводному курсу экономики. В них рассмотрены основные проблемы макро- и микроэкономической теории. Даны определения основных понятий, наиболее важные теоретические положения проиллюстрированы рисунками, графиками, представлены основные расчетные формулы. Теоретический материал каждой темы сопровождается практической работой или методической разработкой деловой игры, а также вариантами контрольных практических работ, реализованных с помощью табличного процессора Microsoft EXCEL.
Книга написана без привязки к конкретной среде программного продукта, поэтому все предлагаемые алгоритмы могут быть с успехом применены для различных версий Microsoft EXCEL. Материал книги изложен на основе самой современной методики обучающих дистанционных курсов в рамках проекта "Обучающие Сетевые Олимпиады" (ОСО-2006). Проект ОСО-2005 является номинантом международного конкурса "ИТ-образование в Рунете".
Книга будет полезна широкому кругу читателей - студентам вузов, учащимся лицеев, колледжей, школьникам. Наиболее интересна она будет для преподавателей экономики, благодаря представленному многообразию форм уроков и вариантов структуры изложения материала. Поэтому книга может использоваться в качестве учебного пособия для самостоятельного изучения или как подробное методическое руководство.
Книга входит в сборник публикаций проекта ОСО 2006.
К книге прилагается компакт-диск с обширной подборкой обучающих презентаций, а также презентаций по исследовательским проектам учащихся, ставших победителями различных конкурсов по экономике.


Н. В. Беляева. Олимпиады по литературе. Искусство побеждать
Серия: Словесник; Профильная школа.
Сборник олимпиадных заданий составлен в соответствии с требованиями к содержанию и структуре Всероссийских олимпиад школьников по литературе. Он состоит из трех частей.
В первую часть включены тексты для комплексного анализа прозаического произведения с вопросами, помогающими в составлении самостоятельных интерпретаций. Во вторую - лирические произведения для литературоведческого и сопоставительного анализа. В третью - вопросы по теории и истории литературы и задания для творческих работ.
Пособие будет полезно учителям средней школы и преподавателям вузов, готовящим учащихся к литературным олимпиадам, школьникам 9-11 классов, а также всем читателям, интересующимся литературоведением.

Н. Ф. Дик. Правовые классные часы в 9-11 классах. Практикум профильного обучения
Главное предназначение книги - помочь учителю не только интересно и аргументированно организовать воспитательную работу по повышению правовой культуры старшеклассников в условиях профильного обучения, но и освоить основные положения национального проекта "Образование", успешно принять участие в конкурсе на премию президента РФ для учителей.
В книге представлены современные рекомендации об осуществлении функций классного руководителя и оригинальные формы правового воспитания старшеклассников: разъяснения понятий административной и уголовной ответственности несовершеннолетних; формы профилактики подростковой преступности, алкоголизма и наркомании; анализ конкретной ситуации из юридической практики; рекомендации выпускникам в выборе будущей профессии и при устройстве на работу.
Особое место в книге уделено правовому анализу современных молодежных движений, экстремистских организаций, группировок и увлечений молодежи; приведены варианты памяток по противодействию вовлечения молодежи в тоталитарные секты.
Вызывают интерес рекомендации старшеклассникам в выборе дальнейших форм образования, будущей профессии, приемы поиска работы и порядок трудоустройства несовершеннолетних.


Аспицкая А.Ф., Титова И.М.  Проверь свои знания по химии: Система разноуровневых заданий для выпускников средней школы профильного уровня обучения: 10-11 классы: Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для проверки знаний учащихся по всем учебным элементам содержания образовательного стандарта по химии профильного уровня. В сборник включены задания трех уровней сложности. Учащиеся могут самостоятельно проверить свои знания по химии и восполнить недостающие знания. Такой подход способствует сознательному изучению химии и прививает навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Кроме того, данное пособие поможет при подготовке к экзамену по химии. Пособие может быть использовано также учителями химии как в процессе закрепления изученного материала, так и для организации проверки усвоения знаний учащимися.


Т. О. Cкиргайло.  Сочинение-интервью. Элективный курс развития речи
Серия: Словесник; Профильная школа
Элективный курс "Сочинение-интервью" для 9 класса направлен на формирование у школьников практических умений, которые позволят им успешно реализоваться в жизни: способности к социальному речевому взаимодействию, владения культурой устной и письменной речи, грамотного выражения своих мыслей в выступлении, в деловой беседе, в ответах на вопросы интервьюера.
Пособие содержит программу, тематическое планирование, разработки занятий, а также памятки, рекомендации по написанию разных видов интервью, тексты сочинений, дидактические карточки. Содержание занятий дополнено материалами для обучения сочинениям в жанре интервью на уроках развития речи в 5-8 классах и в старшей школе.
Книга адресована педагогам-словесникам, учащимся общеобразовательных школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, а также всем, кто интересуется теорией и практикой создания текстов в нетрадиционном жанре.


О. В. Петунин.  Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения.
Издание содержит программы элективных курсов, лабораторный практикум к ним, а также задания и упражнения по общей экологии. К заданиям тестового характера в пособии приводятся ответы. Материалы пособия направлены на экологизацию школьных курсов биологии и могут быть реализованы как в классах естественно-научного профиля, так и в общеобразовательных классах.
Настоящее учебно-методическое пособие адресовано учителям биологии, занимающимся преподаванием в школе учебных курсов экологической тематики.


Г. Б. Поднебесова.  Основы компьютерной алгебры. Элективный курс.
Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта, обеспечивающего преподавание элективного курса "Основы компьютерной алгебры" в старших классах. В состав УМК входят: учебное пособие, методическое пособие для учителя и электронное приложение (архив с программами, его можно найти на сайте издательства).
Курс затрагивает вопросы как из алгебры (системы счисления, деление полиномов и т. д.), так и из информатики, в основном из программирования (использование массивов для работы с длинными числами, рекуррентных соотношений для реализации алгоритмов нахождения наибольшего общего делителя). Теоретические материалы снабжены контрольными вопросами и практическими заданиями.
Для учащихся 10-11 классов информационно-технологического и физико-математического профилей.


Е. В. Савинкина, Г. П. Логинова, С. С. Плоткин.  История химии. Элективный курс
Данный элективный курс входит в образовательную область "Естествознание". Учебный материал изложен в соответствии с тематически-модульной структурой и включает уроки-консультации, уроки-дискуссии, уроки-конференции. Элективные курсы направлены на развитие универсальных способностей и формирование ключевых компетентностей и основаны на объединении нескольких видов познавательной деятельности - знакомство с новым материалом, эксперимент, обсуждение и самостоятельная работа, заканчивающаяся докладом или письменным отчетом.
В учебном пособии рассмотрены основные этапы становления химии как науки, начиная с древних времен до современных достижений. Показан вклад многих ученых в развитие науки, в том числе заслуги русских и советских ученых. Материал основан на школьных программах и направлен на выполнение стандарта общего образования. Может быть использован для предпрофильной подготовки, сопровождения базового профиля и расширения программы изучения химии.
Для старшеклассников и учителей общеобразовательных и спецшкол.


М. В. Пономарев, А. М. Родригес.  Политическая идеология в XX веке. 10-11 классы
Серия: Элективные курсы
Элективный курс освещает историю возникновения и развития важнейших идейных течений современности, появившихся в западных странах - либерализма, социал-демократии, консерватизма и др. Охарактеризована идеология различных политических движений стран Востока. Учебное пособие поможет школьникам усвоить теоретические основы различных течений общественно-политической мысли, научит их разбираться в современных политических событиях.


Природопользование. 10-11 классы
Серия: Элективные курсы
В пособии рассмотрены проблемы природопользования, их сущность и возможные пути решения на современном этапе развития общества.
Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10—11 классов общеобразовательных учреждений, будет полезно учителям, школьникам, абитуриентам.


В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова
Слово-образ-смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы.
Серия: Элективные курсы
Методическое пособие к элективному курсу "Слово-образ-смысл. Филологический анализ литературного произведения" выпускается в комплекте с учебным пособием и содержит поурочное планирование, методические рекомендации к урокам, а также комментарии и ключи к отдельным вопросам и заданиям для самостоятельной работы.
Пособие предназначено для учителей-словесников, работающих в профильных классах с учениками, у которых уже сформирован устойчивый интерес к чтению и углубленному изучению литературы.
 
 
Технология. 9 класс. Традиции русской народной культуры
Серия: Элективный курс. Профильное образование
Данное пособие содержит программу и методические разработки элективного курса "Традиции русской народной культуры" в рамках предпрофилыюй подготовки учащихся по технологии и предметам художественно-эстетического цикла (ИЗО, МХК, музыка).
Развивая содержание базисного курса, предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию духовно-нравственной, гражданско-патриотической личности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на развитие умений школьников художественно-эстетической направленности.
Предлагаемый материал поможет учителям-предметникам технологии, ИЗО, МХК, музыки в организации предпрофильной подготовки учащихся; послужит дидактическим и информационно-игровым материалом учителям гуманитарных дисциплин, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.


Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры "Наши духовные ценности": 10-11 классы: Гуманитарный профиль обучения
Данное пособие содержит материалы для преподавания курса "Наши духовные ценности", способствующего удовлетворению познавательных интересов учащихся в образовательной области "Искусство". В пособии излагается процесс становления и развития отечественной культуры с языческих времен до начала XX в., представлены творческие разработки уроков, включающие различные формы и методы ознакомления учащихся с историей российского искусства, именами великих зодчих, художников, композиторов, деятелей театра.
Материалы могут быть использованы преподавателями образовательных учреждений всех типов.
Пособие будет полезным учителям русского языка и литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК, а также классным руководителям во внеклассной работе с учащимися.


Адамский М.Я., Багге М.Б., Баранов П.А. и др.  XX в.: Время; Личность; Судьба: Учебное пособие для элективного курса и книга для чтения по обществознанию, истории, литературе и искусству: 10-11 классы (ред.-сост. Элиасберг Н.И.)
Книга является переработанным вариантом книги "XX век. Люди и судьбы", изданной в 2001 году в качестве книги для чтения. Главное назначение нового издания - стать основой для проведения междисциплинарного гуманитарного элективного курса для 10-11 классов по программе одноименного названия. В то же время возможно по-прежнему использовать содержание данной книги на уроках обществознания. истории, литературы и искусства, а также для внеклассного чтения.
Включенные в содержание уроков материалы этого издания будут способствовать усилению воспитательного воздействия школьного образования, становлению у учащихся гуманистических нравственных ориентиров и расширению их культурного кругозора. Книга поможет персонифицировать события XX века и тем самым приблизить их к школьникам.
Книга также будет полезна при организации внеклассных мероприятий междисциплинарного характера - конференций, ученических научных чтений, тематических вечеров. Поможет она и выпускникам школ при подготовке к экзаменам в высшие учебные заведения.


Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. Русский язык в диалоге культур. Методическое руководство для учителя. Элективный курс. 10-11 класс.
Методическое руководство к спецкурсу "Русский язык в диалоге культур" предлагает учителям образцы уроков с использованием словаря "Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации", выстроенных вокруг тематических блоков "Человек", "Общество", "Природа".
Для каждого урока сформулирована его цель, подобраны методические материалы, включая тексты, словари, справочную литературу, произведения живописи, музыкальные произведения и т. д.
В структуре урока намечены его этапы и формы работы, способствующие успешному усвоению национально-культурного компонента языковых единиц и стимулирующие творческую активность при раскрытии содержания важнейших культурных концептов русского народа Параллельно с этим углубляются знания учащихся по основным разделам школьного курса русского языка (лексики, фразеологии, морфологии, синтаксис).
Для преподавателей русского языка и литературы, студентов гуманитарных факультетов вузов, учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также для всех, кто интересуется проблемами лингвокультурологии и формирования грамотной языковой личности, способной к межкультурной коммуникации.