Книжные новинки. Управление образованием

 
 
Год издания - 2010
 
Программно-целевое проектирование образовательных систем. Стратегии инновационного развития
В основу предлагаемых методических рекомендаций заложена идея программно-целевого проектирования деятельности, связанной с освоением новаций. Комментарии, встроенные в содержание рекомендаций, направлены на разъяснение процессных или технологических составляющих проектировочных шагов, согласование позиций по понятийному и методологическому аппарату. В приложениях представлены материалы, которые, по мнению авторов, будут полезны специалистам-практикам для информационного обеспечения проектировочной деятельности, структурирования содержания разделов целевых стратегических программ.
Пособие адресовано руководителям ОУ, специалистам органов управления образованием, а также членам творческих групп (стратегических команд), участвующим в проектировании целевых стратегических программ развития образовательных систем.

Школьная проектная лаборатория

Включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения является показателем его высокого уровня. В настоящем пособии представлены рекомендации по созданию школьной проектной лаборатории (к работе в ней целесообразно привлекать учащихся 9-11 классов) и пять социальных проектов, разработанных и реализованных в рамках ее программы. На примере конкретных проектов показаны составляющие этапы каждого из них, последовательность действий, необходимых для реализации задуманного. Подробное описание опыта работы школьной проектной лаборатории будет полезно каждому педагогу, задумавшему организовать подобное объединение в своем образовательном учреждении.
Предназначено руководителям школ, педагогам, организаторам детского досуга, классным руководителям.

Учебный план образовательного учреждения. Рекомендации. Конструировании. Анализ.  Учебный план регламентирует образовательный процесс, и его разработка, безусловно, не должна вызывать затруднений у руководителей школ и их заместителей.
Предлагаемые практические материалы и рекомендации помогут составить целостное представление об учебном плане общеобразовательного учреждения, технологии его разработки. В пособии в качестве примеров приведены учебные планы школы, лицея, гимназии.
Предназначено руководителям, заместителям директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений.

А. К. Маренго. Инструкции по охране труда в образовательных учреждениях

Издательство: Альфа-Пресс, 2010 г.
Для руководителей, учителей и педагогов, осуществляющих работу по охране труда в образовательном учреждении, и специалистов, работающих в системе управления охраной труда.

Е. В. Котова. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях. Издательство: КАРО

Пособие подготовлено для руководителей образовательных учреждений и их заместителей на основе законодательства Российской Федерации по государственным контролирующим органам. В него включены нормативные документы, описывающие права и обязанности руководителя проверяемой организации, права и обязанности проверяющих органов, порядок проведения проверок, виды проверок, порядок обжалования действий проверяющих органов и т. д. Данное пособие не заменяет собой нормативно-правовые документы, на основании которых проводятся проверки в образовательных учреждениях, а дает руководителям основания для выстраивания стратегии собственной управленческой деятельности по защите прав и отстаиванию интересов образовательных учреждений в рамках действующего законодательства.

С. А. Котова. Молодой учитель в школе. Проблемы и их решение. Издательство: НИИ школьных технологий

В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты начального этапа профессиональной деятельности учителя, предлагаются пути и способы сохранения психологического комфорта и психологической устойчивости при прохождении адаптационного периода в трудовой сфере.
Автор анализирует наиболее типичные ошибки и трудности выпускников педагогических колледжей и вузов.
Описывает возможные проблемы при вхождении в коллектив образовательного учреждения и дает советы, помогающие начинающему педагогу сориентироваться в новой профессиональной среде, выстроить отношения с коллегами и с руководством. Излагает приемы, которыми ученики могут провоцировать учителя на неадекватные поступки, и предлагает способы преодоления стремления школьников к шалостям на уроке, а также психологические рекомендации, как выстроить продуктивные взаимоотношения с учащимися. Анализирует способы и методы взаимодействия с родителями учеников.

Педагогические советы. Функции, содержание, планирование, методы, традиционные и нетрадиционные формы

В пособии представлены нормативные материалы, функции, содержание и планирование проведения педагогических советов, методы и формы их проведения, практические разработки по организации деятельности руководителей образовательных учреждений, по подготовке и проведению педагогических советов. Книга адресована руководителям образовательных учреждений, работникам управления образования, слушателям факультетов повышения квалификации и студентам педагогических вузов.

Педсовет в школе. Новые подходы и технологии. Книга представляет собой сборник методических разработок педагогических советов по актуальным проблемам воспитания детей, обсуждение которых проводилось с использованием традиционных и инновационных форм, приемов и методов.

Т. И. Галкина . Финансово-хозяйственная деятельность школы
Книга знакомит руководителей образовательных учреждений с особенностями функционирования современной школы в условиях перехода на подушевое финансирование.
В ней дан анализ финансово-хозяйственной деятельности школы, приведены комментарии и пояснения к новым документам по управлению хозяйственной деятельностью, формированию внебюджетных источников финансирования, контролю финансовой деятельности, видам платных образовательных услуг.
В книге представлена новая документация по бюджетному учету и отчетности образовательного учреждения, затронуты вопросы новой оплаты труда работников образования, даны разъяснения по отдельным вопросам оплаты труда.
Книга поможет руководителю школы, главному бухгалтеру в грамотном ведении современного документооборота. В ней даны образцы распорядительных и аналитических документов по ведению учетной политики в школе.
Книга адресована руководителям образовательных учреждений, главным бухгалтерам школ, лицеев, гимназий.

Локальные нормативные акты в образовательном учреждении. Рекомендации юриста из опыта работы

Книга посвящена вопросам взаимоотношений руководителя и органов самоуправления в общеобразовательном учреждении. В соответствии с нормами современного российского законодательства (в том числе образовательного права) определены их места, полномочия и функции в образовательном процессе. Приведены примерные образцы отдельных управленческих документов, апробированные на практике. Они могут служить хорошим подспорьем при разработке конкретных нормативных актов в образовательном учреждении.
Адресована работникам образовательных учреждений, профсоюзному активу в сфере науки и образования, родительской общественности, а также тем, кого интересуют проблемы правовой работы в образовательных учреждениях.

В. А. Кулганов, С. А. Котова. Как сохранить здоровье, работая в школе

Учебно-методическое пособие раскрывает теоретические и практические аспекты зрелого этапа профессиональной деятельности учителя. В нем анализируются наиболее типичные ошибки и трудности длительно работающего учителя, даются рекомендации, помогающие педагогам сохранять эффективную работоспособность в профессиональной деятельности, выбирать оптимальный вариант поведения на сложном этапе профессионального развития.
В пособии описаны возможные проблемы, возникающие при значительном стаже профессиональной работы, их причины и способы преодоления. Даны советы, как переориентироваться педагогу на новом этапе профессиональной жизни, как выстроить завершающий этап профессиональной карьеры и сформировать готовность к жизни вне школы. Показаны приемы, которыми учителя могут долгое время поддерживать свое физическое, психическое и психологическое здоровье. Представлены пути и способы сохранения психологического комфорта и психологической устойчивости при прохождении сложных периодов в трудовой сфере.

 
Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса
В условиях модернизации образования очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении, о критериях и способах ее оптимизации. Результаты воспитательной работы важно рассматривать только в связи с изменениями, динамикой главных итоговых результатов всего педагогического процесса в образовательном учреждении, т.е. с уровнем образованности, воспитанности и развития школьников.
При рассмотрении управленческих функций руководителя образовательного учреждения в области управления воспитательным процессом и воспитательными системами в центре внимания оказываются проблемы информационно-аналитического обеспечения воспитательного процесса, диагностирование уровней воспитанности школьников, планирование организации воспитательного процесса, вопросы внутришкольного контроля воспитательного процесса, остановившись на возможных вариантах графика контроля.
Данный сборник является первым из серии трех книг мастер-класса заместителей директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении.
Адресовано руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, работникам управления образованием, методистам райметодкабинетов, курирующих воспитательную работу в районе (городе), преподавателям и слушателям системы повышения квалификации работников образования.

Шалва Амонашвили. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1

Известный Учитель, почетный член Российской Академии образования Ш.А.Амонашвили, опираясь на научные факты, данные экспериментов, используя богатый личный опыт, анализирует суть авторитарно-императивного педагогического мышления и практики, укоренившейся в советской общеобразовательной школе, размышляет об истоках Гуманной Педагогики.
Размышления сопровождаются описанием уроков, отдельных методов и приемов, образными картинами жизни детей в школе. Каждая встреча-беседа заканчивается деловой педагогической игрой, наглядно демонстрирующей, как реализуются на практике новые педагогические идеи.
Эта книга станет настольной для каждого, кто имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения.
Со времени появления первого издания этой книги подготовлено и вышло в свет более 50 томов Антологии Гуманной Педагогики - произведений выдающихся мыслителей человечества, составляющих духовно-нравственную основу гуманного педагогического мышления.

Е. С. Рапацевич. Золотая книга педагога

Издательство: Современная школа, 2010 г.
Книга вмещает в себя практически все термины и понятия современных педагогики и психологии. Она составлена в виде энциклопедии (более 3000 подробных статей) и предназначена для практического использования в педагогической и методологической работе.

А. А. Алебастрова. Справочник директора школы
В справочнике, предлагаемом вашему вниманию, собраны теоретические и практические материалы, учитывающие требования новых образовательных стандартов и нормативов, продиктованных современным этапом развития российского общества.
Данное издание позволяет директору общеобразовательной школы выстроить индивидуальный метод управления образовательным учреждением.

Н. Н. Панферова. Управление в системе образования

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к изучению педагогических курсов и дисциплин.
Рассматриваются проблемы управления действующей в нашей стране системой образования и образовательными учреждениями. Акцентируется внимание на вопросах финансирования образования и организации педагогического коллектива.

Анатолий Цирюльников, Андрей Русаков, Михаил Эпштейн. Инновационные комплексы в сфере образования. Рекомендации по созданию и управлению
Практика работы многих педагогов на основе инновационных подходов показала, как различными способами могут быть решены не только ключевые проблемы в области качественного для всех детей дошкольного и начального школьного образования, но и основные проблемы в области образования подростков.
Однако необходима системная организационная поддержка тех педагогов, исследователей, методистов, которые реализуют и развивают лучшие педагогические практики, обеспечивающие успешное образование для всех детей.
Представленная в книге модель инновационных комплексов в сфере образования рассматривается в качестве оптимального механизма обеспечения конкретных инновационных педагогических практик на федеральном, региональном или местном уровне через взаимодействие причастных к данной практике ученых, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений.
Данная научно-методическая разработка осуществлена авторами в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2008 году. Она рекомендована Министерством образования и науки образовательным учреждениям различных типов, видов и ведомственной принадлежности, органам, осуществляющим управление в сфере образования различных уровней (муниципального, регионального, федерального) (Письмо от 12.03.2009 № 03-436).

И. В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя

В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы, учитель может добиться желаемой цели. В книге представлены оригинальные приемы и разработки новых форм организации уроков естествознания, истории, МХК, географии, физики, химии, которые дают возможность познакомиться с технологией.

Томас Гордон. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. Teacher Effectiveness Training: The Program Proven to Help Teachers Bring out the Best in Students of all Ages 

Известный американский психолог дает советы учителям, стремящимся повысить эффективность своей работы. Как решить извечную проблему: дисциплина или доверительные отношения с классом? Можно ли научить ребенка, который не хочет учиться? Как разрешить конфликт без проигравших? Автор предлагает эффективную модель взаимоотношений учителя и ученика, рассказывает о том, как можно создать рабочее настроение в классе, используя психологические методы или просто убрав из комнаты лишние предметы.

Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика 

Педагогика поддержки направлена па развитие уникальности ребенка, на поддержку его самостоятельности и взросления. Общестратегическая задача педподдержки - помочь ребенку стать хозяином своей жизни - требует владения педагогом различными тактиками взаимодействия с ребенком. Названия тактик - "защита", "помощь", "содействие" и "взаимодействие" - отражают конкретный смысл, который приобретает педагогическая поддержка в зависимости от решаемой задачи. Иногда при решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.
Книга адресована психологам, педагогам основного и дополнительного образования, родителям.

Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. Организация и содержание методической работы в современной школе. Книга современного завуча

В книге раскрываются основные направления деятельности заместителя директора школы в условиях освоения государственных образовательных стандартов нового поколения.
Книга содержит практические материалы, в ней подробно рассматриваются нормативно-правовые аспекты методической службы, новые подходы к организации и содержанию ее деятельности, даны методические рекомендации по эффективному планированию, составлению аналитических справок, приказов, локальных актов, положений.
Большое внимание уделено критериям оптимальности управления различными подразделениями методической службы, образцам диагностических анкет, новым формам методической деятельности на основе таких современных профессиональных функций заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (УВР), как аналитико-диагностическая, проектная, прогностическая и др.
В книге рассматриваются вопросы организации и проведения мониторинга УВП, опытно-экспериментальной работы, программно-методического обеспечения учебного процесса в условиях подготовки перехода на стандарты второго поколения.
Книга предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе образовательных учреждений всех типов и видов, методистов и специалистов органов управления образования.

Е. В. Котова. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях
Пособие подготовлено для руководителей образовательных учреждений и их заместителей на основе законодательства Российской Федерации по государственным контролирующим органам. В него включены нормативные документы, описывающие права и обязанности руководителя проверяемой организации, права и обязанности проверяющих органов, порядок проведения проверок, виды проверок, порядок обжалования действий проверяющих органов и т. д.   Данное пособие не заменяет собой нормативно-правовые документы, на основании которых проводятся проверки в образовательных учреждениях, а дает руководителям основания для выстраивания стратегии собственной управленческой деятельности по защите прав и отстаиванию интересов образовательных учреждений в рамках действующего законодательства. 
 
Локальные нормативные акты в образовательном учреждении. Рекомендации юриста из опыта работы
Книга посвящена вопросам взаимоотношений руководителя и органов самоуправления в общеобразовательном учреждении. В соответствии с нормами современного российского законодательства (в том числе образовательного права) определены их места, полномочия и функции в образовательном процессе. Приведены примерные образцы отдельных управленческих документов, апробированные на практике. Они могут служить хорошим подспорьем при разработке конкретных нормативных актов в образовательном учреждении.   Адресована работникам образовательных учреждений, профсоюзному активу в сфере науки и образования, родительской общественности, а также тем, кого интересуют проблемы правовой работы в образовательных учреждениях. 

Виктор Гуленко, Владимир Тыщенко. Соционика идет в школу
В книге описаны технологии использования соционики в педагогике. Изложены основные теоретические положения соционики, предлагаются средства и способы диагностики типов, организации малых групп, типологическое структурирование пространства и времени урока или семинара. Это позволит решить актуальные педагогические проблемы и превратить класс или группу в самоуправляющуюся и развивающуюся целостность. Приведены примеры соционического анализа учебных групп, программа семинара по соционике для педагогов, а также описания соционических типов и типологические рекомендации.   Данное пособие адресовано, прежде всего, учителям и ученикам школы, преподавателям и студентам, а также родителям и всем, кто интересуется соционикой. Книга поможет понять и преодолеть трудности, возникающие не только в пределах школы и вуза, но и в семье, бизнесе, любви и дружбе. 

А. Б. Драхлер. Сеть творческих учителей
Портал "Сеть творческих учителей" - одна из наиболее крупных учительских интернет-площадок России - является ресурсом проекта Microsoft "Академия учителей", методическую поддержку которого с 2007 г. осуществляет Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.
"Сеть творческих учителей" отличается широким охватом педагогов и методистов разнообразными по тематике сетевыми педагогическими сообществами и помогает учителям оперативно распространять инновационный опыт использования информационных и коммуникационных технологий. В рамках реализации проекта Microsoft "Академия учителей" в период 2006-2007 гг. портал получил новое развитие: на нем сформированы региональные представительства учебных центров из 46 субъектов Российской Федерации - участников проекта.
В книге описываются методические подходы к организации межрегиональных и предметных сетевых сообществ, представлен инновационный опыт координаторов педагогических сообществ и региональных тьюторов по организации сетевого сотрудничества педагогов России в области новых образовательных технологий.

Проектирование гуманитарной среды гимназии как среды саморазвития
Научно-методическое издание - результат исследовательской работы в Тындинской гуманитарной гимназии Амурской области по актуальной проблеме педагогики - саморазвитию личности. Рассмотрены концептуальные положения обновления гимназического образования и предложены подходы к проектированию гуманитарной среды гимназии как среды саморазвития педагогов и учащихся. Представлен опыт учителей гимназии по построению урока как пространства саморазвития личности.  Адресовано руководителям и учителям общеобразовательных школ, гимназий, а также широкому кругу работников образования.
 

Н. А. Янковская. Руководство по организации мониторинга качества образования 

В пособии анализируется проблема психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе их поступления и дальнейшего обучения в школе. С современных позиций выявлены и описаны требования к выпускникам начальной школы для поступления их в гимназические классы. Определены критерии и нормативная педагогическая модель мониторинга качества образования.   Пособие предназначено для обеспечения практической деятельности завучей, а также классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов.

Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. Новая настольная книга современного завуча школы
Книга содержит важный практический материал для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по подготовке нормативно-правовых, аналитических и методических документов современного уровня. В нее включены материалы второго поколения федеральных государственных стандартов общего среднего образования, проект современной модели образования на 2009-2020 годы.
В книге представлены новые образцы приказов по основной деятельности, локальных актов и положений. Большое внимание уделено организации и проведению мониторинга УВП, опытно-экспериментальной работе, программно-методическому обеспечению учебного процесса в условиях введения новых стандартов образования.
Книга содержит готовые образцы приказов по основной деятельности, локальные акты и положения, в ней систематизированы современные распорядительные документы. Она снабжена схемами, циклограммами, алгоритмами, касающимися вопросов учебно-воспитательной, методической и финансово-хозяйственной работы школы.   Книга адресована заместителям директоров по учебно-воспитательной, научно-методической работе и профильному обучению образовательных учреждений всех типов и видов, методистов и специалистов органов управления образованием.
 

Е. В. Советова. Справочник современного учителя. Нормативно-правовая документация школьного педагога
В данном пособии сделана попытка обобщить и систематизировать нормативно-правовые документы по реализации прав и обязанностей учителей, документы, освещающие вопросы трудового договора, основных условий, закрепленных в трудовых договорах: режим рабочего времени, оплата труда, гарантии на компенсации и т. п., а также требования к оформлению кабинетов, к написанию планов и конспектов и др.
 

А. Н. Кацирис. Экономика и финансовая деятельность современной школы
Все самое главное и современное о финансово-экономической деятельности руководителя и бухгалтера общеобразовательной школы и лицея! Вот главное предназначение этой книги.
Особенность книги - краткий анализ основных нововведений в административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности общеобразовательных учреждений, вступивших в силу с 2009 года: новой модели финансирования и оплаты труда, использования бюджетных средств и оказания платных услуг; правового регулирования автономных образовательных учреждений, проблемы учетной политики и делопроизводства.
Особый интерес вызовут разъяснения по использованию Инструкции по бюджетному учету № 148н, образцы современных локальных актов, договоров и форм финансовой отчетности, извлечения из самых современных документов в области финансирования и управления образованием.   Книга предназначена для руководителей, их заместителей и бухгалтеров общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов и вечерних школ, а также бухгалтерских работников муниципальных органов управления образованием.
 

Е. С. Рапацевич. Золотая книга педагога. Книга вмещает в себя практически все термины и понятия современных педагогики и психологии. Она составлена в виде энциклопедии (более 3000 подробных статей) и предназначена для практического использования в педагогической и методологической работе.   Адресуется педагогам и психологам различных специальностей, а также студентам, родителям и всем тем, кто интересуется вопросами обучения, воспитания и развития личности.

Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы
В пособие включены нормативные документы, регламентирующие деятельность школьных методических объединений, рекомендации по организации и содержанию работы методических объединений, диагностические материалы, которые помогут повысить уровень профессиональной компетенции и методической культуры учителей, будут способствовать развитию их творческого потенциала.  Предназначено заместителям директора по учебно-воспитательной работе и научно-методической работе, курирующим методическую работу и обеспечивающим методическое сопровождение педагогов в общеобразовательных учреждениях, и руководителям школьных методических объединений. 

Ю. М. Михайлов. Охрана труда в образовательных учреждениях
В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном образовательном учреждении. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда.
В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 2010 года.
В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда образовательного учреждения, особенности обеспечения охраны труда работников и учащихся (воспитанников), организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов.
Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений.

Книга адресована руководителям образовательных учреждений, их заместителям и главным специалистам, начальникам служб (отделов, бюро) охраны труда, инженерам и специалистам по охране труда, студентам, обучающимся по специальностям "Менеджмент организации" и "Управление персоналом", а также всем интересующимся проблематикой организации охраны труда.

Педагогические советы. Выпуск 10. Повышение качества образовательного процесса в школе
В пособии представлены разработки педагогических советов, направленных на повышение качества образовательного процесса.
Рассмотрены возможные методические средства повышения качества образования, использование с этой целью различных технологий обучения, критерии современного урока, вопросы мотивации и другое.
Показаны разнообразные формы педсоветов: дискуссия, научно-практический семинар, конференция, методический день, презентация нового опыта работы.
 

Н. Ф. Дик. Работаем по-новому! Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы

Если вы желаете легко освоить новые стандарты второго поколения для начальной школы и начать работать по-новому с младшими школьниками, то эта книга именно для вас!
Главным достоинством книги является характеристика современной модели образования и новых образовательных программ по всем учебным предметам начальной школы; подборка наиболее важных извлечений с комментариями из материалов стандарта второго поколения и сценарии традиционных школьных праздников, которые сократят время учителю на переходный период и облегчат работу по моделированию собственной концепции образовательного процесса.
Особый интерес вызовут конкретные рекомендации по освоению нового стандарта; краткое содержание и требования к результатам начального общего образования по учебным предметам и внеучебной деятельности, новые варианты базисного учебного плана; вопросы и ответы на самые острые проблемы начальной школы, основанные на современных законодательных документах; разнообразие приемов и методов организации внеклассной и внеучебной работы с младшими школьниками.
Не менее интересны по содержанию методики диагностики сплоченности детского коллектива, варианты системы оценивания достижений младших школьников и базовых педагогических технологий, характеристика новой системы оплаты труда педагогических работников.

Педагогические советы. Функции, содержание, планирование, методы, традиционные и нетрадиционные формы
В пособии представлены нормативные материалы, функции, содержание и планирование проведения педагогических советов, методы и формы их проведения, практические разработки по организации деятельности руководителей образовательных учреждений, по подготовке и проведению педагогических советов. Книга адресована руководителям образовательных учреждений, работникам управления образования, слушателям факультетов повышения квалификации и студентам педагогических вузов.
 

Т. И. Галкина. Финансово-хозяйственная деятельность школы

Книга знакомит руководителей образовательных учреждений с особенностями функционирования современной школы в условиях перехода на подушевое финансирование.
В ней дан анализ финансово-хозяйственной деятельности школы, приведены комментарии и пояснения к новым документам по управлению хозяйственной деятельностью, формированию внебюджетных источников финансирования, контролю финансовой деятельности, видам платных образовательных услуг.
В книге представлена новая документация по бюджетному учету и отчетности образовательного учреждения, затронуты вопросы новой оплаты труда работников образования, даны разъяснения по отдельным вопросам оплаты труда.
Книга поможет руководителю школы, главному бухгалтеру в грамотном ведении современного документооборота. В ней даны образцы распорядительных и аналитических документов по ведению учетной политики в школе.

Книга адресована руководителям образовательных учреждений, главным бухгалтерам школ, лицеев, гимназий. 

Деятельность местных органов управления образованием в новых условиях. Нормативно-правовые основы. Формы контроля. Образцы локальных актов. Функции собственника имущества и организатора деятельности.
Ценность предлагаемого пособия - в его практической направленности.
Представлены: новая схема управления образованием, введенная в действие Законом РФ "Об образовании"; требования к изменению деятельности муниципальных органов управления образованием; основные направления и функции органов местного самоуправления в области образования; распределение функций по управлению образованием между органами местного самоуправления, муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями; формы контроля; перечень локальных актов муниципального органа управления образованием и др. материалы.
Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, органов местного самоуправления и руководителей общеобразовательных учреждений.

А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. Основы стратегического управления школой
Серия: Образование XXI века
Стратегическое управление вносит весомый вклад в достижение высокого качества образования и управления школой, в обеспечение долговременного успеха школы через постановку главных стратегических целей, выбор приоритетов, определение стратегий достижения этих целей, направление коллективов на эффективную реализацию стратегических планов в повседневной работе. Для всякой школы, уважающей себя и желающей стать современной и успешной, и для ее лидеров внедрение стратегического управления школой относится к числу актуальных.
Пособие рекомендуется руководителям образовательных учреждений, руководителям и специалистам органов управления образованием и их методических служб, преподавателям системы дополнительного и высшего профессионального образования, консультантам по управлению, всем, кто интересуется проблемами перехода управления образовательными учреждениями на позиции стратегического, программно-целевого подхода.

Гришина И.В., Волков В.Н., Кондракова И.Э. и др. Информационный доклад школы: Методическое пособие для руководителей учреждений общего образования (под ред. Гришиной И.В.)
Интерес родителей к содержанию и формам организации школьной жизни ребенка и той среде, в которой он проводит значительное время, понятен и закономерен. Поэтому задачей доклада может стать пробуждение этого интереса и формирование активной позиции родителей, направленной на ознакомление с работой школы и обеспечивающей поддержку с их стороны тех изменений, которые в ней происходят, а может быть и инициирование новых изменений, направленных на повышение качества школьного образования.
В данном пособии представлены различные варианты отбора содержания по каждому из разделов доклада, а также сформулированы вопросы для анализа и оценки имеющегося опыта: как лучше отразить в ежегодном информационном докладе событийную составляющую в жизни школы; как подойти к отбору событий, которые нужно упомянуть в ежегодном информационном докладе о деятельности школы.
 

В. Н. Иванченко. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Новые подходы. Серия: Управление современной школой
 В пособии рассмотрены новые подходы к решению проблем организации и содержания интегративной деятельности; представлены варианты практической реализации общегосударственных документов, законодательных актов, различных рекомендаций МО и науки РФ по реальному сближению двух автономных образовательных систем - общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей; обобщен педагогический опыт по данной проблеме с использованием различных диагностических исследований.

Т. И. Галкина, Н. П. Озерова. Мониторинг образовательной деятельности в школе
Серия: Административное управление образованием

В справочном пособии собраны материалы по организации эффективного управления качеством образования на основе результатов мониторинга в современной школе.
Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы и материалы систематизированы по различным направлениям мониторинга: локальные акты, образцы диагностик, самоанализа школы, анализ различных аспектов педагогических кадров.
Особое внимание уделено разнообразным формам обследования учебных достижений обучаемых на уровне образовательного учреждения.
Отличительной особенностью данного издания является его направленность на модернизацию образования и реализацию национального проекта "Образование".
Для практических работников будут интересны материалы мониторинга качества образования и мониторинга педагогических кадров на федеральном, муниципальном и школьном уровне.
Книга предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образованием.
Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. Организация и содержание методической работы в современной школе. Книга современного завуча. Серия: Административное управление образованием
В книге раскрываются основные направления деятельности заместителя директора школы по организации и содержанию методической работы, рассматриваются технологические вопросы управления этой деятельностью.
Отличительной особенностью данного издания является его практическая направленность, системность в изложении современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов и материалов по вопросам обновления содержания методической работы в школе в условиях модернизации образования, реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Книга станет хорошим помощником в работе не только начинающего, но и опытного заместителя директора, так как отражает традиционные и новые подходы к организации методической работы и содержит образцы школьной документации (положения, локальные акты, номенклатуру дел, должностные инструкции, образцы рабочих программ).
Она предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений и предметных комиссий, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образования.
 

Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. Организация профильного обучения в школе. Книга современного завуча. Серия: Административное управление образованием 
Книга содержит практический материал для заместителей директоров образовательных учреждений по профильному образованию, отвечающий требованиям национального проекта "Образование". В пособии систематизированы нормативно-правовые и инструктивно-методические документы и материалы по различным аспектам профильного образования: локальные акты, приказы, договоры, должностные инструкции, аналитические материалы, номенклатура дел школы. Книга станет хорошим помощником в работе не только начинающего, но и опытного заместителя директора, так как отражает традиционные и современные подходы к организации профильного образования в условиях модернизации.
Предназначена для заместителей директоров по профильному обучению, руководителей методических советов по профилизации и предметных кафедр, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образованием.

Э. М. Коротков. Управление качеством образования
Серия: Gaudeamus
В учебном пособии в обобщенном и систематизированном виде излагается концепция управлений качеством образования.
Впервые эта проблема рассматривается на основе объективных закономерностей развития образования и главных факторов управления качеством: построения системы, механизма и рациональной технологии управления. Одной из особенностей предлагаемой концепции является развернутая оценка качества с позиций цели и потенциала образования, а также нового взгляда на результат образования: пожизненное образование, система компетенций, человеческий капитал.
Принципиальной особенностью учебного пособия является включение в него большого блока схем, содержащего агрегированную информацию и выполняющего не столько демонстрационную, сколько системно-аналитическую функцию.
Учебное пособие может быть успешно использовано студентами вузов, обучающимися по специализации "Управление образованием" специальности "Менеджмент организации", а также аспирантами и преподавателями вузов, практическими работниками образования.
 

И. В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе
Серия: В помощь администрации школы
Методические рекомендации предназначены руководителям, методистам, педагогам образовательных учреждений и посвящены актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся и педагогов путем внедрения интерактивных форм и методов организации учебно-воспитательного и методического процессов.
Несомненную практическую ценность для учителей, руководителей различных методических подразделений школ, гимназий, лицеев имеют представленные в приложении некоторые разработки различных интерактивных форм методического обучения педагогов, необходимые при организации инновационной системы методической работы в образовательном учреждении.
 

Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК. Методические рекомендации. Серия: Аттестация работников образования
Методические рекомендации адресованы членам аттестационных комиссий и экспертных групп, а также учителям и педагогам дополнительного образования, преподающим предметы "Музыка", "Мировая художественная культура", "Изобразительное искусство". Пособие содержит требования, предъявляемые к учителям при аттестации на I, II и высшую категории. Предлагаемое пособие поможет экспертам организовать и провести аттестацию и дать объективную оценку теоретического и практического уровня подготовленности учителя, а учителю - успешно пройти аттестацию на любую квалификационную категорию.
 

Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации
Серия: Аттестация работников образования
Методические рекомендации адресованы членам аттестационных комиссий и экспертных групп, а также учителям начальных классов общеобразовательной школы. Они содержат требования, предъявляемые к учителям при аттестации на I, II и высшую категорию. Предлагаемое пособие поможет экспертам организовать и провести аттестацию, дать объективную оценку теоретического и практического уровня подготовленности учителя, а учителю - успешно пройти аттестацию на любую категорию.
 


Е. Ю. Качанова. Инновационно-методическая работа библиотек
Серия: Библиотека
 
В пособии рассматриваются основные понятия инновационно-методической деятельности библиотек, характеризуются этапы инновационных процессов, особенности реализации инноваций различных видов, технология изучения, управления и документирования инновационной деятельности.

Методическая работа в школе. Электронное пособие
Серия: Административное управление образовательным учреждением
Данный компакт-диск является дополнением к выпущенному издательством "Учитель" электронному пособию "Управление школой: методическая работа".
Диск включает следующие разделы:
? Организационный раздел. Данный раздел включает теоретические материалы из опыта работы по организации и внедрению различных моделей совершенствования учительского мастерства, примерные локальные документы.
? Методический кабинет. Основу данного раздела составляют материалы по работе с молодыми специалистами (Школа молодого учителя), разработки педагогических советов, а также дополнительные материалы по теме "Урок, как организационная форма учебно-воспитательного процесса".
? Мониторинг. Данный раздел определяет содержание анализа, контроля, прогнозирования образовательной подготовки учащихся, программу общеучебных умений школьников, инструментарий педагогического мониторинга, основой которого является процесс систематического слежения за учебно-воспитательным процессом, данные которого используются для их своевременной коррекции.
? Аналитический раздел. Раздел знакомит с материалами из опыта работы различных школ по составлению аналитических справок, других организационно-аналитических документов.
? Диагностический инструментарий. Раздел включает диагностический материал по самоанализу и анализу успешности педагогов и учащихся, эффективности работы образовательного учреждения, а также методики, необходимые для аналитического сопровождения методической работы в школе.
Программное сопровождение диска оснащено системой поиска, имеется возможность работы в режиме редактирования, печати, создания собственных документов и накопления их в архиве.
Язык интерфейса: русский.
 

Методическая служба в школе. Серия: Образование XXI века
В пособии представлены новые модели школьной методической службы. Раскрывается содержание работы, цели, задачи, направления, дается планирование основных звеньев методической службы на диагностической основе.
В качестве иллюстраций пособие содержит практические материалы образовательных учреждений столицы по данной проблеме: положения, планы, выступления, анкеты. При составлении пособия использованы материалы П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, В.И.Зверевой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, A.M.Моисеева, О.Ю.Заславской, а также опыт работы по обсуждаемой проблеме, представленный в журналах "Начальное образование", "Завуч" и др.
Предлагая вниманию читателей свои взгляды на деятельность школьной методической службы, авторы предполагают их рекомендательный характер.
 

Методические занятия с педагогическим коллективом. Гражданское образование и воспитание. Серия: В помощь администрации школы
В пособии представлен цикл методических занятий с педагогическим коллективом, направленных на создание в школе системы гражданского образования и воспитания. Особое внимание в предлагаемых разработках семинаров уделено правилам постановки и реализации целей, использованию активных и интерактивных методов, что позволит изменить взгляд учителя па процесс преподавания, место ученика и приобретаемый им на уроке опыт.
Пособие предназначено администрации школ, руководителям МО, учителям преподающим предметы гуманитарного цикла.
 

 

Управление школой: Методическая работа. Электронное издание
Серия: Административное управление образовательным учреждением
Материалы данного электронного пособия помогут творческим педагогам и руководителям образовательных учреждений проанализировать и создать собственные методические системы, активизировать методическую деятельность администрации как средства повышения профессионального уровня педагогов. Предлагаются примерные, но актуальные на сегодняшний день темы педагогических советов и формы их проведения; рассматривается деятельность методических объединений. Помимо этого рассматриваются такие основные моменты методической работы с педагогами, как аттестация, портфолио учителей, анализ и планирование работы методических служб, а также другие проблемы, связанные с повышением профессионального мастерства и психолого-педагогической подготовки.
Особое внимание обращается на раздел "Технологическая поддержка", в котором предлагаются материалы для педагогической диагностики и оценки методической работы. Наиболее полно представлен анкетный материал, готовый для тиражирования, а также дающий возможность автоматической обработки и анализа полученных администраторами результатов. В зависимости от поставленных целей проанализированный результат может быть получен в количественном и процентном соотношениях (при наличии соответствующих технических условий возможно индивидуальное анкетирование).

Диск включает следующие разделы:
? Нормативная база. Данный раздел включает федеральные и примерные локальные документы, необходимые для организации методической работы руководителей ОУ (оформление приказов, протоколов, разработка документов МО, НМС, педагогических советов) на примере конкретных школ.
? Методическое обеспечение УВП. Данный раздел включает комплексные программы по предметам, стандарты обучения, требования к качеству образования.
? Методический кабинет. Включены материалы по направлениям: "Школа молодого учителя", "Современный урок", разработки семинаров и практикумов для работы по повышению педагогической квалификации, деятельность школьных методических подразделений.
? Образовательные технологии. В данном разделе: обобщение передового педагогического опыта, новые образовательные технологии, методики самообразования, практика управления учебно-воспитательным процессом и др.
? Технологическая поддержка. Представлены материалы, необходимые для диагностико-аналитического сопровождения методической работы в школе: методики, формы документации, дидактического инструментария.
Программное сопровождение диска оснащено системой поиска, имеются возможности для работы в режиме редактирования, печати, создания собственных документов и накопления их в архиве.
 


Хуртова Т.В. Обучающие семинары: Методическая поддержка компетентностного обучения
Профессиональный рост учителя сопровождается ошибками, заблуждениями, поиском эффективных методик, преодолением себя и чувством удовлетворения.
Ему трудно обеспечить собственную динамику обучения и развития, он нуждается в профессиональном сопровождении.
Предлагаемый материал дает пищу для раздумий и начинающему педагогу и опытному руководителю при наличии у него интереса к инновациям, экспериментированию и осмыслению своего труда. Особое внимание в представленных семинарах уделяется целеполаганию, использованию деятельностного подхода к обучению, что позволяет переосмыслить взгляд учителя на процесс преподавания, место ученика и приобретаемый им на уроке опыт.
Пособие предназначено администрации школ, руководителям методических объединений, может быть полезно педагогам-наставникам и начинающим педагогам для самообразования.

Е. В. Котова. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях
Пособие подготовлено для руководителей образовательных учреждений и их заместителей на основе законодательства Российской Федерации по государственным контролирующим органам. В него включены нормативные документы, описывающие права и обязанности руководителя проверяемой организации, права и обязанности проверяющих органов, порядок проведения проверок, виды проверок, порядок обжалования действий проверяющих органов и т. д.

Данное пособие не заменяет собой нормативно-правовые документы, на основании которых проводятся проверки в образовательных учреждениях, а дает руководителям основания для выстраивания стратегии собственной управленческой деятельности по защите прав и отстаиванию интересов образовательных учреждений в рамках действующего законодательства.
 
 
Локальные нормативные акты в образовательном учреждении. Рекомендации юриста из опыта работы
Книга посвящена вопросам взаимоотношений руководителя и органов самоуправления в общеобразовательном учреждении. В соответствии с нормами современного российского законодательства (в том числе образовательного права) определены их места, полномочия и функции в образовательном процессе. Приведены примерные образцы отдельных управленческих документов, апробированные на практике. Они могут служить хорошим подспорьем при разработке конкретных нормативных актов в образовательном учреждении.
Адресована работникам образовательных учреждений, профсоюзному активу в сфере науки и образования, родительской общественности, а также тем, кого интересуют проблемы правовой работы в образовательных учреждениях.
 
Виктор Гуленко, Владимир Тыщенко. Соционика идет в школу
В книге описаны технологии использования соционики в педагогике. Изложены основные теоретические положения соционики, предлагаются средства и способы диагностики типов, организации малых групп, типологическое структурирование пространства и времени урока или семинара. Это позволит решить актуальные педагогические проблемы и превратить класс или группу в самоуправляющуюся и развивающуюся целостность. Приведены примеры соционического анализа учебных групп, программа семинара по соционике для педагогов, а также описания соционических типов и типологические рекомендации.
Данное пособие адресовано, прежде всего, учителям и ученикам школы, преподавателям и студентам, а также родителям и всем, кто интересуется соционикой. Книга поможет понять и преодолеть трудности, возникающие не только в пределах школы и вуза, но и в семье, бизнесе, любви и дружбе.
 
А. Б. Драхлер. Сеть творческих учителей
Портал "Сеть творческих учителей" - одна из наиболее крупных учительских интернет-площадок России - является ресурсом проекта Microsoft "Академия учителей", методическую поддержку которого с 2007 г. осуществляет Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.
"Сеть творческих учителей" отличается широким охватом педагогов и методистов разнообразными по тематике сетевыми педагогическими сообществами и помогает учителям оперативно распространять инновационный опыт использования информационных и коммуникационных технологий. В рамках реализации проекта Microsoft "Академия учителей" в период 2006-2007 гг. портал получил новое развитие: на нем сформированы региональные представительства учебных центров из 46 субъектов Российской Федерации - участников проекта.
В книге описываются методические подходы к организации межрегиональных и предметных сетевых сообществ, представлен инновационный опыт координаторов педагогических сообществ и региональных тьюторов по организации сетевого сотрудничества педагогов России в области новых образовательных технологий.

Проектирование гуманитарной среды гимназии как среды саморазвития
Научно-методическое издание - результат исследовательской работы в Тындинской гуманитарной гимназии Амурской области по актуальной проблеме педагогики - саморазвитию личности. Рассмотрены концептуальные положения обновления гимназического образования и предложены подходы к проектированию гуманитарной среды гимназии как среды саморазвития педагогов и учащихся. Представлен опыт учителей гимназии по построению урока как пространства саморазвития личности.
Адресовано руководителям и учителям общеобразовательных школ, гимназий, а также широкому кругу работников образования.
 
Н. А. Янковская. Руководство по организации мониторинга качества образования
В пособии анализируется проблема психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе их поступления и дальнейшего обучения в школе. С современных позиций выявлены и описаны требования к выпускникам начальной школы для поступления их в гимназические классы. Определены критерии и нормативная педагогическая модель мониторинга качества образования.
Пособие предназначено для обеспечения практической деятельности завучей, а также классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов.
 
Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. Новая настольная книга современного завуча школы
Книга содержит важный практический материал для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по подготовке нормативно-правовых, аналитических и методических документов современного уровня. В нее включены материалы второго поколения федеральных государственных стандартов общего среднего образования, проект современной модели образования на 2009-2020 годы.
В книге представлены новые образцы приказов по основной деятельности, локальных актов и положений. Большое внимание уделено организации и проведению мониторинга УВП, опытно-экспериментальной работе, программно-методическому обеспечению учебного процесса в условиях введения новых стандартов образования.
Книга содержит готовые образцы приказов по основной деятельности, локальные акты и положения, в ней систематизированы современные распорядительные документы. Она снабжена схемами, циклограммами, алгоритмами, касающимися вопросов учебно-воспитательной, методической и финансово-хозяйственной работы школы.
Книга адресована заместителям директоров по учебно-воспитательной, научно-методической работе и профильному обучению образовательных учреждений всех типов и видов, методистов и специалистов органов управления образованием.
 
Е. В. Советова. Справочник современного учителя. Нормативно-правовая документация школьного педагога
В данном пособии сделана попытка обобщить и систематизировать нормативно-правовые документы по реализации прав и обязанностей учителей, документы, освещающие вопросы трудового договора, основных условий, закрепленных в трудовых договорах: режим рабочего времени, оплата труда, гарантии на компенсации и т. п., а также требования к оформлению кабинетов, к написанию планов и конспектов и др.
 
А. Н. Кацирис. Экономика и финансовая деятельность современной школы
Все самое главное и современное о финансово-экономической деятельности руководителя и бухгалтера общеобразовательной школы и лицея! Вот главное предназначение этой книги.
Особенность книги - краткий анализ основных нововведений в административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности общеобразовательных учреждений, вступивших в силу с 2009 года: новой модели финансирования и оплаты труда, использования бюджетных средств и оказания платных услуг; правового регулирования автономных образовательных учреждений, проблемы учетной политики и делопроизводства.
Особый интерес вызовут разъяснения по использованию Инструкции по бюджетному учету № 148н, образцы современных локальных актов, договоров и форм финансовой отчетности, извлечения из самых современных документов в области финансирования и управления образованием.
Книга предназначена для руководителей, их заместителей и бухгалтеров общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов и вечерних школ, а также бухгалтерских работников муниципальных органов управления образованием.
 
Е. С. Рапацевич. Золотая книга педагога
Книга вмещает в себя практически все термины и понятия современных педагогики и психологии. Она составлена в виде энциклопедии (более 3000 подробных статей) и предназначена для практического использования в педагогической и методологической работе.
Адресуется педагогам и психологам различных специальностей, а также студентам, родителям и всем тем, кто интересуется вопросами обучения, воспитания и развития личности.
 
Организация работы школьного методического объединения. Нормативные и инструктивно-методические материалы
В пособие включены нормативные документы, регламентирующие деятельность школьных методических объединений, рекомендации по организации и содержанию работы методических объединений, диагностические материалы, которые помогут повысить уровень профессиональной компетенции и методической культуры учителей, будут способствовать развитию их творческого потенциала.
Предназначено заместителям директора по учебно-воспитательной работе и научно-методической работе, курирующим методическую работу и обеспечивающим методическое сопровождение педагогов в общеобразовательных учреждениях, и руководителям школьных методических объединений.

Ю. М. Михайлов. Охрана труда в образовательных учреждениях
В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном образовательном учреждении. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда.
В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 2010 года.
В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда образовательного учреждения, особенности обеспечения охраны труда работников и учащихся (воспитанников), организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов.
Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений.
Книга адресована руководителям образовательных учреждений, их заместителям и главным специалистам, начальникам служб (отделов, бюро) охраны труда, инженерам и специалистам по охране труда, студентам, обучающимся по специальностям "Менеджмент организации" и "Управление персоналом", а также всем интересующимся проблематикой организации охраны труда. 
 
Педагогические советы. Выпуск 10. Повышение качества образовательного процесса в школе
В пособии представлены разработки педагогических советов, направленных на повышение качества образовательного процесса.
Рассмотрены возможные методические средства повышения качества образования, использование с этой целью различных технологий обучения, критерии современного урока, вопросы мотивации и другое.
Показаны разнообразные формы педсоветов: дискуссия, научно-практический семинар, конференция, методический день, презентация нового опыта работы.
 
Н. Ф. Дик. Работаем по-новому! Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы
Если вы желаете легко освоить новые стандарты второго поколения для начальной школы и начать работать по-новому с младшими школьниками, то эта книга именно для вас!
Главным достоинством книги является характеристика современной модели образования и новых образовательных программ по всем учебным предметам начальной школы; подборка наиболее важных извлечений с комментариями из материалов стандарта второго поколения и сценарии традиционных школьных праздников, которые сократят время учителю на переходный период и облегчат работу по моделированию собственной концепции образовательного процесса.
Особый интерес вызовут конкретные рекомендации по освоению нового стандарта; краткое содержание и требования к результатам начального общего образования по учебным предметам и внеучебной деятельности, новые варианты базисного учебного плана; вопросы и ответы на самые острые проблемы начальной школы, основанные на современных законодательных документах; разнообразие приемов и методов организации внеклассной и внеучебной работы с младшими школьниками.
Не менее интересны по содержанию методики диагностики сплоченности детского коллектива, варианты системы оценивания достижений младших школьников и базовых педагогических технологий, характеристика новой системы оплаты труда педагогических работников.
 
 
Педагогические советы. Функции, содержание, планирование, методы, традиционные и нетрадиционные формы
В пособии представлены нормативные материалы, функции, содержание и планирование проведения педагогических советов, методы и формы их проведения, практические разработки по организации деятельности руководителей образовательных учреждений, по подготовке и проведению педагогических советов. Книга адресована руководителям образовательных учреждений, работникам управления образования, слушателям факультетов повышения квалификации и студентам педагогических вузов.
 
Т. И. Галкина. Финансово-хозяйственная деятельность школы
Книга знакомит руководителей образовательных учреждений с особенностями функционирования современной школы в условиях перехода на подушевое финансирование.
В ней дан анализ финансово-хозяйственной деятельности школы, приведены комментарии и пояснения к новым документам по управлению хозяйственной деятельностью, формированию внебюджетных источников финансирования, контролю финансовой деятельности, видам платных образовательных услуг.
В книге представлена новая документация по бюджетному учету и отчетности образовательного учреждения, затронуты вопросы новой оплаты труда работников образования, даны разъяснения по отдельным вопросам оплаты труда.
Книга поможет руководителю школы, главному бухгалтеру в грамотном ведении современного документооборота. В ней даны образцы распорядительных и аналитических документов по ведению учетной политики в школе.
Книга адресована руководителям образовательных учреждений, главным бухгалтерам школ, лицеев, гимназий.
 


 
Год издания 2007 - 2009

Деятельность местных органов управления образованием в новых условиях. Нормативно-правовые основы. Формы контроля. Образцы локальных актов. Функции собственника имущества и организатора деятельности.
Ценность предлагаемого пособия - в его практической направленности.
Представлены: новая схема управления образованием, введенная в действие Законом РФ "Об образовании"; требования к изменению деятельности муниципальных органов управления образованием; основные направления и функции органов местного самоуправления в области образования; распределение функций по управлению образованием между органами местного самоуправления, муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями; формы контроля; перечень локальных актов муниципального органа управления образованием и др. материалы.
Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, органов местного самоуправления и руководителей общеобразовательных учреждений.

А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. Основы стратегического управления школой
Серия: Образование XXI века
Стратегическое управление вносит весомый вклад в достижение высокого качества образования и управления школой, в обеспечение долговременного успеха школы через постановку главных стратегических целей, выбор приоритетов, определение стратегий достижения этих целей, направление коллективов на эффективную реализацию стратегических планов в повседневной работе. Для всякой школы, уважающей себя и желающей стать современной и успешной, и для ее лидеров внедрение стратегического управления школой относится к числу актуальных.
Пособие рекомендуется руководителям образовательных учреждений, руководителям и специалистам органов управления образованием и их методических служб, преподавателям системы дополнительного и высшего профессионального образования, консультантам по управлению, всем, кто интересуется проблемами перехода управления образовательными учреждениями на позиции стратегического, программно-целевого подхода.

Гришина И.В., Волков В.Н., Кондракова И.Э. и др. Информационный доклад школы: Методическое пособие для руководителей учреждений общего образования (под ред. Гришиной И.В.)
Интерес родителей к содержанию и формам организации школьной жизни ребенка и той среде, в которой он проводит значительное время, понятен и закономерен. Поэтому задачей доклада может стать пробуждение этого интереса и формирование активной позиции родителей, направленной на ознакомление с работой школы и обеспечивающей поддержку с их стороны тех изменений, которые в ней происходят, а может быть и инициирование новых изменений, направленных на повышение качества школьного образования.
В данном пособии представлены различные варианты отбора содержания по каждому из разделов доклада, а также сформулированы вопросы для анализа и оценки имеющегося опыта: как лучше отразить в ежегодном информационном докладе событийную составляющую в жизни школы; как подойти к отбору событий, которые нужно упомянуть в ежегодном информационном докладе о деятельности школы.

 В. Н. Иванченко. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей. Новые подходы.  Серия: Управление современной школой
В пособии рассмотрены новые подходы к решению проблем организации и содержания интегративной деятельности; представлены варианты практической реализации общегосударственных документов, законодательных актов, различных рекомендаций МО и науки РФ по реальному сближению двух автономных образовательных систем - общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей; обобщен педагогический опыт по данной проблеме с использованием различных диагностических исследований.
 

Т. И. Галкина, Н. П. Озерова. Мониторинг образовательной деятельности в школе
Серия: Административное управление образованием

В справочном пособии собраны материалы по организации эффективного управления качеством образования на основе результатов мониторинга в современной школе.
Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы и материалы систематизированы по различным направлениям мониторинга: локальные акты, образцы диагностик, самоанализа школы, анализ различных аспектов педагогических кадров.
Особое внимание уделено разнообразным формам обследования учебных достижений обучаемых на уровне образовательного учреждения.
Отличительной особенностью данного издания является его направленность на модернизацию образования и реализацию национального проекта "Образование".
Для практических работников будут интересны материалы мониторинга качества образования и мониторинга педагогических кадров на федеральном, муниципальном и школьном уровне.
Книга предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образованием.

Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко.  Организация и содержание методической работы в современной школе. Книга современного завуча.  Серия: Административное управление образованием
В книге раскрываются основные направления деятельности заместителя директора школы по организации и содержанию методической работы, рассматриваются технологические вопросы управления этой деятельностью.
Отличительной особенностью данного издания является его практическая направленность, системность в изложении современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов и материалов по вопросам обновления содержания методической работы в школе в условиях модернизации образования, реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Книга станет хорошим помощником в работе не только начинающего, но и опытного заместителя директора, так как отражает традиционные и новые подходы к организации методической работы и содержит образцы школьной документации (положения, локальные акты, номенклатуру дел, должностные инструкции, образцы рабочих программ).
Она предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений и предметных комиссий, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образования.


Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко.  Организация профильного обучения в школе. Книга современного завуча.  Серия: Административное управление образованием
Книга содержит практический материал для заместителей директоров образовательных учреждений по профильному образованию, отвечающий требованиям национального проекта "Образование".  В пособии систематизированы нормативно-правовые и инструктивно-методические документы и материалы по различным аспектам профильного образования: локальные акты, приказы, договоры, должностные инструкции, аналитические материалы, номенклатура дел школы.  Книга станет хорошим помощником в работе не только начинающего, но и опытного заместителя директора, так как отражает традиционные и современные подходы к организации профильного образования в условиях модернизации.
Предназначена для заместителей директоров по профильному обучению, руководителей методических советов по профилизации и предметных кафедр, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образованием.

Э. М. Коротков. Управление качеством образования
Серия: Gaudeamus
В учебном пособии в обобщенном и систематизированном виде излагается концепция управлений качеством образования.
Впервые эта проблема рассматривается на основе объективных закономерностей развития образования и главных факторов управления качеством: построения системы, механизма и рациональной технологии управления. Одной из особенностей предлагаемой концепции является развернутая оценка качества с позиций цели и потенциала образования, а также нового взгляда на результат образования: пожизненное образование, система компетенций, человеческий капитал.
Принципиальной особенностью учебного пособия является включение в него большого блока схем, содержащего агрегированную информацию и выполняющего не столько демонстрационную, сколько системно-аналитическую функцию.
Учебное пособие может быть успешно использовано студентами вузов, обучающимися по специализации "Управление образованием" специальности "Менеджмент организации", а также аспирантами и преподавателями вузов, практическими работниками образования.


И. В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе
Серия: В помощь администрации школы
Методические рекомендации предназначены руководителям, методистам, педагогам образовательных учреждений и посвящены актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся и педагогов путем внедрения интерактивных форм и методов организации учебно-воспитательного и методического процессов.
Несомненную практическую ценность для учителей, руководителей различных методических подразделений школ, гимназий, лицеев имеют представленные в приложении некоторые разработки различных интерактивных форм методического обучения педагогов, необходимые при организации инновационной системы методической работы в образовательном учреждении.

Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК. Методические рекомендации.  Серия: Аттестация работников образования
Методические рекомендации адресованы членам аттестационных комиссий и экспертных групп, а также учителям и педагогам дополнительного образования, преподающим предметы "Музыка", "Мировая художественная культура", "Изобразительное искусство". Пособие содержит требования, предъявляемые к учителям при аттестации на I, II и высшую категории. Предлагаемое пособие поможет экспертам организовать и провести аттестацию и дать объективную оценку теоретического и практического уровня подготовленности учителя, а учителю - успешно пройти аттестацию на любую квалификационную категорию.

Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации
Серия: Аттестация работников образования
Методические рекомендации адресованы членам аттестационных комиссий и экспертных групп, а также учителям начальных классов общеобразовательной школы. Они содержат требования, предъявляемые к учителям при аттестации на I, II и высшую категорию. Предлагаемое пособие поможет экспертам организовать и провести аттестацию, дать объективную оценку теоретического и практического уровня подготовленности учителя, а учителю - успешно пройти аттестацию на любую категорию.

Е. Ю. Качанова. Инновационно-методическая работа библиотек
Серия: Библиотека
В пособии рассматриваются основные понятия инновационно-методической деятельности библиотек, характеризуются этапы инновационных процессов, особенности реализации инноваций различных видов, технология изучения, управления и документирования инновационной деятельности.

Методическая работа в школе. Электронное пособие
Серия: Административное управление образовательным учреждением
Данный компакт-диск является дополнением к выпущенному издательством "Учитель" электронному пособию "Управление школой: методическая работа".
Диск включает следующие разделы:
? Организационный раздел. Данный раздел включает теоретические материалы из опыта работы по организации и внедрению различных моделей совершенствования учительского мастерства, примерные локальные документы.
? Методический кабинет. Основу данного раздела составляют материалы по работе с молодыми специалистами (Школа молодого учителя), разработки педагогических советов, а также дополнительные материалы по теме "Урок, как организационная форма учебно-воспитательного процесса".
? Мониторинг. Данный раздел определяет содержание анализа, контроля, прогнозирования образовательной подготовки учащихся, программу общеучебных умений школьников, инструментарий педагогического мониторинга, основой которого является процесс систематического слежения за учебно-воспитательным процессом, данные которого используются для их своевременной коррекции.
? Аналитический раздел. Раздел знакомит с материалами из опыта работы различных школ по составлению аналитических справок, других организационно-аналитических документов.
? Диагностический инструментарий. Раздел включает диагностический материал по самоанализу и анализу успешности педагогов и учащихся, эффективности работы образовательного учреждения, а также методики, необходимые для аналитического сопровождения методической работы в школе.
Программное сопровождение диска оснащено системой поиска, имеется возможность работы в режиме редактирования, печати, создания собственных документов и накопления их в архиве.
Язык интерфейса: русский.

Методическая служба в школе. Серия: Образование XXI века
В пособии представлены новые модели школьной методической службы. Раскрывается содержание работы, цели, задачи, направления, дается планирование основных звеньев методической службы на диагностической основе.
В качестве иллюстраций пособие содержит практические материалы образовательных учреждений столицы по данной проблеме: положения, планы, выступления, анкеты. При составлении пособия использованы материалы П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, В.И.Зверевой, Н.В.Немовой, М.М.Поташника, A.M.Моисеева, О.Ю.Заславской, а также опыт работы по обсуждаемой проблеме, представленный в журналах "Начальное образование", "Завуч" и др.
Предлагая вниманию читателей свои взгляды на деятельность школьной методической службы, авторы предполагают их рекомендательный характер.
Методические занятия с педагогическим коллективом. Гражданское образование и воспитание.  Серия: В помощь администрации школы
В пособии представлен цикл методических занятий с педагогическим коллективом, направленных на создание в школе системы гражданского образования и воспитания. Особое внимание в предлагаемых разработках семинаров уделено правилам постановки и реализации целей, использованию активных и интерактивных методов, что позволит изменить взгляд учителя па процесс преподавания, место ученика и приобретаемый им на уроке опыт.
Пособие предназначено администрации школ, руководителям МО, учителям преподающим предметы гуманитарного цикла.

 
Управление школой: Методическая работа.   Электронное издание
Серия: Административное управление образовательным учреждением
Материалы данного электронного пособия помогут творческим педагогам и руководителям образовательных учреждений проанализировать и создать собственные методические системы, активизировать методическую деятельность администрации как средства повышения профессионального уровня педагогов. Предлагаются примерные, но актуальные на сегодняшний день темы педагогических советов и формы их проведения; рассматривается деятельность методических объединений. Помимо этого рассматриваются такие основные моменты методической работы с педагогами, как аттестация, портфолио учителей, анализ и планирование работы методических служб, а также другие проблемы, связанные с повышением профессионального мастерства и психолого-педагогической подготовки.
Особое внимание обращается на раздел "Технологическая поддержка", в котором предлагаются материалы для педагогической диагностики и оценки методической работы. Наиболее полно представлен анкетный материал, готовый для тиражирования, а также дающий возможность автоматической обработки и анализа полученных администраторами результатов. В зависимости от поставленных целей проанализированный результат может быть получен в количественном и процентном соотношениях (при наличии соответствующих технических условий возможно индивидуальное анкетирование).
Диск включает следующие разделы:
? Нормативная база. Данный раздел включает федеральные и примерные локальные документы, необходимые для организации методической работы руководителей ОУ (оформление приказов, протоколов, разработка документов МО, НМС, педагогических советов) на примере конкретных школ.
? Методическое обеспечение УВП. Данный раздел включает комплексные программы по предметам, стандарты обучения, требования к качеству образования.
? Методический кабинет. Включены материалы по направлениям: "Школа молодого учителя", "Современный урок", разработки семинаров и практикумов для работы по повышению педагогической квалификации, деятельность школьных методических подразделений.
? Образовательные технологии. В данном разделе: обобщение передового педагогического опыта, новые образовательные технологии, методики самообразования, практика управления учебно-воспитательным процессом и др.
? Технологическая поддержка. Представлены материалы, необходимые для диагностико-аналитического сопровождения методической работы в школе: методики, формы документации, дидактического инструментария.
Программное сопровождение диска оснащено системой поиска, имеются возможности для работы в режиме редактирования, печати, создания собственных документов и накопления их в архиве.

Хуртова Т.В. Обучающие семинары: Методическая поддержка компетентностного обучения
Профессиональный рост учителя сопровождается ошибками, заблуждениями, поиском эффективных методик, преодолением себя и чувством удовлетворения.
Ему трудно обеспечить собственную динамику обучения и развития, он нуждается в профессиональном сопровождении.
Предлагаемый материал дает пищу для раздумий и начинающему педагогу и опытному руководителю при наличии у него интереса к инновациям, экспериментированию и осмыслению своего труда. Особое внимание в представленных семинарах уделяется целеполаганию, использованию деятельностного подхода к обучению, что позволяет переосмыслить взгляд учителя на процесс преподавания, место ученика и приобретаемый им на уроке опыт.
Пособие предназначено администрации школ, руководителям методических объединений, может быть полезно педагогам-наставникам и начинающим педагогам для самообразования.