Старцева А.Г. Совершенствование системы управления образованием путём внедрения разнообразных моделей государственно-общественного управления
Выступление А.Г. Старцевой на научно – методическом совете 25 апреля 2008 года
Уважаемые руководители! За последние годы много сделано для того, чтобы образование имело общественную направленность. В первую очередь, это заслуга руководителей учреждений образования, педагогов, родителей, общественных организаций, предприятий разных форм собственности.
Вместе с тем, мы должны признать, что в построении системы государственно-общественного управления имеется много вопросов. Динамика ее создания и развития, с учетом идей национального проекта «Образование», не может нас устраивать в полной мере.
Поэтому выбор темы является вполне закономерным. Мы надеемся, что ее актуальность будет поддержана вами, уважаемые руководители, вашими педагогами, родителями, представителями общественности. В этом случае мы сможем четко и согласованно отработать по этому вопросу в течение учебного года и получить необходимые результаты.
Давайте ответим на вопрос: возможности государственно-общественного управления для решения трёх важнейших задач, которые стоят перед муниципальной системой образования – качество, доступность и эффективность?
Вопросы преемственности и общественного управления тесно связаны друг с другом – единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей, организаций и предприятий, всех заинтересованных жителей нашего района.
Важно, что у нас общая позиция: вариативность – это важное достижение системы образования. При этом возрастает ответственность за выбор программ, учебников, пособий, которые не противоречат общей логике работы детского сада, школы, учреждения дополнительного образования.
Мы понимаем – без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будет весьма проблематичными. Действительно:
- выбор тех или иных образовательных программ невозможен без их обсуждения с родителями;
- решение вопросов воспитания нравственных, гражданских качеств – совместное дело образования и общества;
- создание профильных классов, введение предметов школьного компонента, определение перспектив развития учреждения – эти и другие вопросы требуют общественного обсуждения. Только в этом случае происходит согласование позиций, бесконфликтное решение проблем.
Работа методических объединений, творческих групп, экспериментальных площадок, на сайте отдела образования, это - работа с участием профессионального сообщества и общественности.
Наши точки роста:
- предшкольное образование;
- информационные технологии;
- профильное и развивающее обучение;
- инновации, экспериментальная работа, гранты - напрямую связаны с задачами создания единого образовательного пространства.
Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета. Дело в том, что современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным.
Можно говорить о двух направлениях развития государственно-общественного управления:
Первое – его организация в каждом образовательном учреждении с помощью профессионального сообщества и ученического самоуправления.
Второе – взаимодействие с внешними заинтересованными структурами (или окружающей средой) – это представители родителей, общественные организации (объединения), шефы, фонды, ассоциации выпускников, средства массовой информации и другие.
Первое – его организация в каждом образовательном учреждении с помощью профессионального сообщества и ученического самоуправления.
Второе – взаимодействие с внешними заинтересованными структурами (или окружающей средой) – это представители родителей, общественные организации (объединения), шефы, фонды, ассоциации выпускников, средства массовой информации и другие.
Нужно сказать, что государственно-общественное управление имеет определенную нормативную базу. Можно назвать:
1. Федеральную целевую программу развития образования до 2010 года, которая предусматривает:
- внедрение моделей государственно-общест¬венного управления;
- развитие попечи¬тельской деятельности и общественно-гражданских форм управления;
- расширение социального партнерства.
2. Другой документ – Типовое положение об образовательном учреждении, где говорится о том, что управление строится на принципах единоначалия и самоуправления.
3. Безусловно, нужно назвать Закон «Об образовании», в котором подчеркивается, что:
- «работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении» (статья 55);
- родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении (статья 52);
4. Большое значение имеют Уставы образовательных учреждений, где обозначены следующее позиции:
- заключение договоров между общеобразовательным учреждением и родителями;
- наличие Совета Учреждения как выборного представительного органа;
- создание демократических форм управления Учреждением, включая ученическое самоуправление.
Как реализуются эти документы в Центральном районе? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анализ сложившейся ситуации.
На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая.
Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы – эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты.
К формам «внешнего» общественного участия можно отнести:
- родительские комитеты учреждений – 100 %школ;
- классные родительские комитеты - 100 % школ.
На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая.
Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы – эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты.
К формам «внешнего» общественного участия можно отнести:
- родительские комитеты учреждений – 100 %школ;
- классные родительские комитеты - 100 % школ.
Особое место в государственно-общественном управлении занимают Советы образовательных учреждений, которые оказывают значительное влияние на развитие системы образования в МОУ СОШ №№ 4, 29 и гимназии № 13.
В школах созданы Попечительские советы как общественные организации – это другая перспективная форма общественного управления в МОУ СОШ № 54, 156, «Диалог».
Нужно также назвать Благотворительные фонды как некоммерческие общественные организации в статусе юридического лица – в этом направлении работают МОУ СОШ №№ 12, 99, гимназия № 1. Названные формы действуют на уровне образовательных учреждений.
На уровне района общественным органом является Совет руководителей муниципальных образовательных учреждений (совет директоров ОУ, совет заведующих МДОУ).
Сказанное позволяет говорить о том, что за последние годы мы значительно продвинулись в решении задач государственно-общественного управления.
Другой важный вывод – наши учреждения, и вся система образования становится более открытой, социально направленной.
Во многих учреждениях становится правилом:
- взаимодействовать с детскими клубами, Дворцами творчества, Советами ветеранов, КТОСами;
- решать проблемы занятости учащихся, их профориентации, участвовать в семинарах и конференциях;
- поддерживать детские объединения – эти задачи вполне успешно решает воспитательная система каждого учреждения.
Нужно не выпустить из вида другие направления работы, которые в работе следующего учебного года будут «в зоне особого внимания». Давайте рассмотрим эти направления, они тесно связаны друг с другом и позволяют обозначить «точки роста» государственно-общественного управления.
Итак, первое - работа с шефами. Действительно, возрождение сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями и организациями - важная тенденция последних лет.
Предполагаемые направления работы с шефами разработка и реализация совместных программ и проектов:
- поддержка одарённых детей, педагогов, малообеспеченных семей;
- оказание материально-технической помощи;
- предпрофильная подготовка учащихся.
30 районных методических сообществ, образовательные гранты, экспериментальные площадки, публичная защита программ развития, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы педагогов – это важные формы общественной составляющей системы образования.
Уникальными возможностями для решения обсуждаемой задачи обладает дополнительное образование.
За прошедший год количество детей в этой системе увеличилось на тысячи человек, несмотря на демографические проблемы.
Всего на сегодняшний день в системе дополнительного образования занимается более тысяч человек.
Сама его суть предполагает индивидуальный подход к ребенку в тесном контакте с родителями. Это значит, что общественная сторона всегда была «естественной составляющей» учреждений дополнительного образования.
К сожалению, нередко сотрудничество школ, детских садов, учреждений дополнительного образования с общественностью носит формальный характер. Существует даже такой термин: «карманный совет, комитет или фонд» - это когда все решения принимаются одним лицом, а совместной работе придается только видимость.
Это бывает еще и тогда, когда учреждение ставит себя выше родителей, не объясняет своих решений социальному окружению, не советуется с ним.
Причины такой ситуации можно называть разные. От утверждений, что в нашей стране еще не сформировано гражданское общество, до неготовности конкретных руководителей к государственно-общественному управлению.
Сама его суть предполагает индивидуальный подход к ребенку в тесном контакте с родителями. Это значит, что общественная сторона всегда была «естественной составляющей» учреждений дополнительного образования.
К сожалению, нередко сотрудничество школ, детских садов, учреждений дополнительного образования с общественностью носит формальный характер. Существует даже такой термин: «карманный совет, комитет или фонд» - это когда все решения принимаются одним лицом, а совместной работе придается только видимость.
Это бывает еще и тогда, когда учреждение ставит себя выше родителей, не объясняет своих решений социальному окружению, не советуется с ним.
Причины такой ситуации можно называть разные. От утверждений, что в нашей стране еще не сформировано гражданское общество, до неготовности конкретных руководителей к государственно-общественному управлению.
Мы должны признать свои недоработки в этом направлении. Приведем несколько примеров.
По нашим данным, договоры между Учреждением и родителями (законными представителями) школьников имеются не во всех школах. Получается, что все остальные в той или иной степени нарушают Закон «Об образовании» в части права родителей на управление образовательным учреждением.
Итак, можно сказать, что у нас есть вопросы, над которыми придется поработать в следующем учебном году.
Управляющий совет ОУ
Новой формой школьного самоуправления является управляющий совет, создаваемый в соответствии с «Методическими рекомендациями по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений» (Письмо Минобразования России № 14-51-131 от 14. 05. 2004). Создание управляющих советов вызвано необходимостью преодолеть «закрытость» ОУ, его отчуждённость от общества.
Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления ОУ, призванный решать задачи стратегического управления ОУ. Наряду с другими формами и органами государственно-общественного участия в управлении Управляющие советы обозначены как перспективные и требующие развития.
Они только начинают создаваться в школах города, поэтому сложившейся практики управленческой деятельности этого органа пока ещё недостаточно и послушать руководителей экономического лицея о работе Управляющего совета, единственного в Центральном районе, будет для всех полезно.
Есть существенное отличие Управляющего совета от всех ранее создававшихся в школах различных органов школьного самоуправления: именно его право принимать по вопросам, отнесённым к его компетенции, окончательные управленческие решения, которые становятся обязательными для участников образовательного процесса, включая директора школы.
При создании Управляющих советов решается целый комплекс взаимосвязанных задач:
• интеграция Управляющих советов в систему внутришкольного управления, освоение Советами своих миссий и функций как полноправного органа управления;
• планирование и организация работы совета, проведение первых заседаний, создание комиссий;
• поиск оптимальной системы взаимоотношений и взаимодействия между Управляющим советом и директором школы, с органами самоуправления (педагогическим советом, родительским комитетом, советом старшеклассников и т.п.);
• первые реальные шаги и решения нового органа управления школой;
• привлечение Управляющих советов к решению задач модернизации образования;
• разработка информационного, методического, консультативного обеспечения деятельности Управляющих советов;
• обобщение и распространение опыта работы лучших Управляющих советов.
В настоящее время:
• происходит организационное становление созданных Управляющих советов, начинают работать комиссии;
• накапливается опыт конкретных дел Управляющих советов;
• достаточно подробно и вариативно проработана технология создания Управляющих советов, включая сложные нормативно-правовые вопросы, проведение предвыборных компаний и выборов, разработку документов;
• исследуются и оцениваются результаты деятельности Советов.
Управляющие советы создаются как центральная структура системы школьного самоуправления, замыкающая на себе системы самоуправления групп школьного сообщества (самоуправления школьников, самоуправления родителей, самоуправления педагогических работников) и как центральная структура системы государственно-общественного управления школой (путём включения в Управляющий совет директора школы, представителя учредителя школы, попечителей, значимых людей местного сообщества).
Становление и развитие модели школьного Управляющего совета возможно, в первую очередь там, где есть совокупность следующих условий:
• региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в системе образования;
• руководитель школы понимает перспективность этих форм;
• у школы есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнёрами по разным направлениям деятельности, есть опыт, который можно развивать и переносить на более высокий уровень;
• у школы есть реальные достижения в развитии школьного самоуправления, детского коллектива, по привлечению учащихся к проведению всевозможных мероприятий, проектной деятельности.
Характеристики деятельности Управляющего совета:
• он взаимодействует с педагогическим коллективом по вопросам развития ОУ,
• в своей деятельности всегда строит будущее;
• строя будущее, имеет дело с живой действительностью и мышлением разных людей;
• своё будущее люди строят сами, а Управляющий совет сорганизует их движение, следуя своей цели;
• управляющий совет действует, понимая устройство школы и преобразуя его.
Эти характеристики позволяют «ухватить» сущность управленческой деятельности совета, ответить на вопрос о смысле, назначении и характере работы, именуемой «разработка и реализация программы развития школы», в управлении которой этот общественный орган участвует.
Одна из важнейших характеристик деятельности Управляющего совета – осмысленное и целенаправленное строительство будущего школьного сообщества.
Регулирование общей жизни школьного сообщества в интересах каждого участника есть задача школьной системы организации и управления.
Данная система допускает возможности:
• учитывать интересы каждого участника школьного сообщества;
• удерживать состояние взаимосоответствия общих интересов сообщества и интересов каждого;
• позитивно разрешать все ситуации противостояния интересов участников школьной жизни;
• каждому участнику цивилизованно влиять на ход событий в своих интересах.
Основные контуры модели Управляющего совета как органа государственно-общественного управления сложились, что позволяет анализировать возможные тенденции развития системы государственно-общественного управления в целом и попечительской деятельности в частности в связи с введением в школах управляющих советов.
Следует отметить, что управляющий совет в предложенной сегодня модели является действительным органом государственно-общественного управления. Способ формирования управляющего совета задан таким образом, что в процедурах его формирования (выборы, назначение, кооптация) предусмотрено больше гарантий для реального участия участников образовательного процесса в процессе выборов своих представителей и меньше возможностей для формирования персонального состава управляющего совета личным желанием директора школы. Статус этого выборного органа значительно выше статуса всех предусмотренных законом «Об образовании» органов школьного самоуправления: непосредственное участие учредителя в его создании и непосредственное участие специального представителя учредителя в его работе создаёт основы гарантий соблюдения со стороны традиционных органов управления его статуса, закреплённых за ним полномочий. Делегирование управленческих полномочий управляющему совету, закрепляемое уставом школы, осуществляется не решением существующих органов управления школой, а непосредственно учредителем, что создаёт дополнительные гарантии выполнения всеми другими субъектами управления школой обязательств по исполнению решений, принятых управляющим советом по вопросам, отнесённым к его компетенции, ставит управляющий совет вровень с директором школы перед лицом учредителя.
Перспективы развития уже сложившейся системы государственно-общественного управления и попечительской деятельности в связи с введением управляющих советов выглядит неоднозначно. Рассматривая только внутришкольные органы самоуправления и попечительства (как специфический орган самоуправления в школе), можно сказать, что возможны два диаметрально противоположных сценария развития. И это закладывается именно на стадии изменения устава школы в связи с введением управляющего совета. Возможно развитие в сторону концентрации и централизации всей суммы управленческих полномочий, отнесённых к ведению органов самоуправления, именно в управляющем совете. Управляющему можно придать функцию нормирования решений других органов школы – попечительского совета, органа ученического самоуправления, даже педагогического совета. Другой вариант – предельная децентрализация сферы самоуправления, которая может быть связана с приданием нормирующего статуса решениям, принимаемым другими органами самоуправления (педагогическим советом, родительским комитетом, педагогическим советом).
Главная задача в настоящий период – разобраться в нормативном правовом пространстве государственно-общественного управления, обнаружить проблемы использования и создания нормативно-правовой базы в образовательных учреждениях. Общественных и детских организациях, проанализировать существующую практику, выявить риск в реализации различных сценариев развертывания государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, в целом в системе образования.
Широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием мешают:
- недостаток информации;
- непонимание реальных полномочий;
- недостаточная проработанность нормативной базы;
- сложность процедур создания;
- отсутствие возможности для обучения;
- кадровая проблема по кандидатуре председателя Управляющего совета.
В заключение необходимо сказать следующее. Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Это образование должно быть качественным, доступным и эффективным, отвечающим социальной, экономической ситуации в нашей стране, городе и районе. Для достижения поставленной цели предстоящий год будет связан с вопросами государственно-общественного управления.
Управление, которое в ходе реализации национального проекта «Образование», региональных, общегородских целевых программ позволит поддержать наши приоритеты по отношению к каждому ребенку, это:
- предшкольное образование;
- развивающая начальная школа;
- востребованное дополнительное образование;
- проектные технологии основной школы;
- профильное обучение;
- психолого-педагогическое сопровождение и другое.
Рекомендации научно-методического совета «Совершенствование системы управления образованием путём внедрения разнообразных моделей государственно-общественного управления, расширения сотрудничества с общественными организациями в муниципальной системе образования Центрального района».
1. Рассмотреть вопрос совершенствования системы государственно – общественного управления в образовательных учреждениях. Создавать условия в ОУ для формирования Управляющих советов.
2. Представить в журнале «ИМиДЖ» модели общественно – государственного управления общеобразовательных учреждений района согласно рекомендациям.
3. Включить в программу августовских педагогических советов школ и районной конференции педагогических работников проблемы и пути развития государственно – общественного управления в системе образования Центрального района.
4. Одобрить опыт работы экономического лицея по внедрению новой формы государственно – общественного управления: Управляющий совет учреждения.
5. Возрождение сотрудничества ОУ с предприятиями и организациями считать важнейшей тенденцией в совершенствовании государственно – общественного управления.
2. Представить в журнале «ИМиДЖ» модели общественно – государственного управления общеобразовательных учреждений района согласно рекомендациям.
3. Включить в программу августовских педагогических советов школ и районной конференции педагогических работников проблемы и пути развития государственно – общественного управления в системе образования Центрального района.
4. Одобрить опыт работы экономического лицея по внедрению новой формы государственно – общественного управления: Управляющий совет учреждения.
5. Возрождение сотрудничества ОУ с предприятиями и организациями считать важнейшей тенденцией в совершенствовании государственно – общественного управления.