Базанова О. ДРАГОЦЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИСТОРИИ

В 2007 г. в Государственном Историческом музее (Москва) открылась выставка «Золото. Металл богов и царь металлов», которая продлится до конца 2010 г. Здесь можно увидеть свыше 800 замечательных произведений ювелиров, златокузнецов, медальеров, оружейников - главным образом раритеты из Особой кладовой музея.


Это ценнейшее сокровище недр - одно из немногих, встречающихся в природе в самородном состоянии, в основном в кварцевых жилах либо отложениях, образовавшихся путем выветривания и вымывания содержащей его породы. Зернышки или чешуйки прекрасного желтого цвета, блестящие подобно солнцу, привлекли внимание человека уже в древние времена. Необычайными оказались и свойства золота как материала: способность не раскалываться при ударе, плотность, ковкость, гибкость, плавкость, «нетленность» - оно не подвергается коррозии ни на воздухе, ни в земле, ни в воде, а растворяется только в царской водке (смесь концентрированных азотной и соляной кислот в соотношении 1/3), селеновой кислоте, некоторых солях синильной.

По мнению ученых, уже в V тыс. до н. э. в Древнем Египте, в долине реки Нил промывали золотой песок. В III тыс. до н. э. благородный металл добывали в Южной и Западной Африке, Юго-Восточной Азии, на Тибете, со II в. до н. э. — на территории современных латиноамериканских стран: Мексики, Гватемалы, Панамы, Колумбии, Перу. Причем именно в местах, где находили значительные месторождения, развивалось и искусство его обработки. Благодаря высокой сопротивляемости золота воздействиям окружающей среды из него создавали изделия, неподвластные времени, и многие из них, к несчастью для истории и культуры, впоследствии переплавляли, используя для иных целей. Самые ранние из сохранившихся до наших дней — украшения из тонких пластин с простым геометрическим тисненым орнаментом — происходят из захоронений начала I тыс. Такой стиль «золотого листа» господствовал на всем древнем Востоке, в античной Греции, у аборигенов Мексики и Перу, его применяли в средние века и в Европе.

В России добычу драгоценного металла вели с давних времен, но официальной датой зарождения ее как промышленности считается 1745 г., когда крестьянин Ерофей Марков недалеко от Екатеринбурга нашел кусок золотосодержащего кварца. И спустя два года на этом месте основали первый в стране рудник. В начале XIX в. отечественные промысловики приступили к разработке россыпей (скоплений минерала в рыхлых отложениях, образующихся за счет разрушения коренных месторождений), создали приемы их поиска и освоения, что способствовало открытию и началу эксплуатации многочисленных копей Урала, Алтая, Сибири, Забайкалья.

Экспозиция Государственного Исторического музея, расположенная в его Византийских залах, рассказывает о трех сферах применения ценнейшего сокровища недр — в религиозных памятниках, символах власти и предметах роскоши. Первый раздел «Металл богов», в свою очередь, состоит из двух частей, и одна из них посвящена русскому православному искусству XV-XX вв. Здесь представлены отделанные золотом и драгоценными камнями книги религиозного содержания, церковная утварь, в том числе кресты и дробницы (небольшие чеканные украшения) времен правления Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.). Причем многие из демонстрируемых на выставке шедевров торевтики (ручной рельефной обработки) вышли из рук искусников, трудившихся в мастерских Московского Кремля. Так, в 1685 г. они создали пышно декорированную митру (головной убор для представителей высшего духовенства) для Гедеона Святополк-Четвертинского, первого киевского митрополита, признавшего светское и церковное главенство Первопрестольной.

Внимание посетителей привлекают замечательно выполненные нарядные брачные венцы — символы победы человека над страстями. Начиная с IV в., согласно христианской традиции, во время венчания их возлагают или держат над головами жениха и невесты. Эти роскошные уборы, ажурные, прорезные или витые, изготавливали из серебра, покрывали позолотой, отделывали гравировкой, дробницами с изображениями Спасителя (мужской венец) и Богородицы (женский). Великолепны и драгоценные оклады ликов святых (впервые на Руси такой покров -«сберегатель» божественной благодати — создали для иконы «Апостолы Петр и Павел» в середине XII в. в Великом Новгороде)*. Особой пышностью, свойственной русскому барокко — стилю, характеризовавшемуся необычайно вычурными декоративными элементами, — отличаются украшенные эмалевыми миниатюрами изделия мастеров XVHI в.: образа, дарохранительницы, напрестольные кресты и др.

Во второй части раздела «Металл богов» - произведения христианского искусства XII-XIX вв., созданные за пределами нашей страны, а также культовые памятники буддизма, ислама, иудаизма. Уникальны, например, чеканные серебряные позолоченные лики Святого Димитрия и апостола Павла (Грузия, XII в.). Видное место в экспозиции занимают изделия ювелиров из Германии, с древних времен ведущей европейской золотодобывающей державы. Среди них -дарохранительница (панагия), изготовленная немецкими мастерами в конце XVI — начале XVII в. Здесь же литургический набор, созданный в 1814 г. в Париже по заказу императора Александра I, побывавшего во Франции во главе русской армии, разгромившей Наполеона.

К редчайшим памятникам иудаизма относится сделанный в XV в. в Испании золотой перстень со звездой Давида — одним из важнейших символов этой религии. Рядом — уникальные предметы синагогального и домашнего обихода. О древних китайских верованиях дают представление амулеты с изображениями мифологических существ, о буддистских -позолоченные деревянные и бронзовые фигуры божеств. Драгоценным металлом отделывали и исламские богослужебные книги, а также капторги (шкатулки, где хранили рукописи текстов главных мусульманских молитв).

Следующий раздел выставки «Золото и власть» открывают эталоны российских мер длины и веса: аршин и фунт из драгоценных металлов, датированные 1894 г., когда на царство венчался император Николай П. Тут же можно увидеть червонцы с его изображением с одной стороны и государственным гербом с другой, а также золотые, серебряные кубки, стаканы, чарки с портретами царственных особ, их печати, в том числе второй жены Ивана IV Грозного Марии Темрюковны, дочери кабардинского князя Тем-рюка Андроновича. Один из наиболее примечательных предметов в этой части экспозиции — миниатюра с изображением юного царя Петра I с надписью на обороте «За храбрость», выполненная в конце XVII в. предположительно французским мастером Шарлем Буатом. По-видимому, ею самодержец удостоил кого-то из своих сподвижников за ратные подвиги.

Между тем основным видом поощрения военачальников издавна было парадное оружие. Так, в 1610 г. князю Михаилу Скопину-Шуйскому за победу над войсками самозванного царя Лжедмитрия II (ставленника бояр, предпринявших государственный переворот) преподнесли палаш с золотом, бирюзой и рубинами, а в 1612 г. освободителю Москвы от польско-литовских интервентов князю Дмитрию Пожарскому*, возглавившему земское ополчение, — драгоценную саблю. В XVIII в., когда в нашей стране сложилась наградная система, такая традиция прочно утвердилась. За боевые заслуги представителей генералитета и офицеров отмечали золотыми шпагами, саблями или кортиками (первых — с бриллиантами и алмазами). Причем с 1807 г. удостоенных ими приравняли к кавалерам орденов.

Особого рассказа заслуживает история русских знаков отличия. Начало ей положило учреждение в 1698 г. царем Петром I ордена Святого апостола Андрея Первозванного** «в воздаяния... за верность, храбрость и разные отечеству оказанные заслуги...».

На выставке представлены выполненные из высокопробного золота и украшенные полихромными эмалями цепь для ношения ордена в торжественных случаях и звезда. В 1713 г. государь утвердил устав ордена Святой великомученицы Екатерины, предназначавшийся для «дам честных и богобоязненных», и первой из рук августейшего супруга его получила Екатерина I. Следующим в нашей стране (1725 г.) появился орден в честь памяти выдающегося полководца князя Александра Невского (Александр Невский — князь новгородский с 1236 г., великий князь владимирский в 1252-1263 гг., победами над шведами в 1240 г. и немецкими рыцарями в 1242 г. обезопасивший западные границы Руси (прим. ред.), вручавшийся не только за ратную, но и за гражданскую службу. А через 10 лет за подвиги «на поприще государственной службы и в воздаяние трудов для пользы общественной» начали награждать иностранным по происхождению орденом Святой Анны (в честь супруги герцога голштинского Карла-Фридриха — любимой дочери Петра I, умершей в 1728 г.), который лишь в 1797 г. получил статус российского. В экспозиции также представлены звезды орденов Святого великомученика Победоносца Георгия, Святого равноапостольного князя Владимира, медали Вольного экономического общества (первого отечественного научного содружества, действовавшего в 1765-1915 гг.) и немало других.

В XVIII в. широкое распространение получили наградные ковши (чаши, видом напоминающие плывущую утку) с изображением государя в знак его особого расположения к отмеченному такой милостью. Надо сказать, что это одна из древнейших форм русской посуды, не встречавшаяся ни в Европе, ни в Азии. Судя по находкам археологов, они были известны у нас с X в. и использовались, как правило, для питья бражного меда (слабоалкогольного напитка), причем с XV в. для красного изготавливали золотые, для белого - серебряные. Лишь три столетия спустя, когда окончательно выработался торжественный церемониал государевых выходов, парадных обедов, приема иностранных послов с непременной демонстрацией имеющихся сокровищ, такие ковши из атрибута сервировки стола превратились в почетную награду. Например, в 1711 г. ее получил купец Иван Саватеев за большую прибыль в торговле с Китаем, в 1716 г. — есаул Ефим Прокофьев за «верные службы». Третий раздел выставки — «Богатство и роскошь». Отечественный историк и археолог, почетный член Петербургской АН с 1907 г. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв.» отмечал: «посуда золотая, а большей частью серебряная составляла после икон едва ли не первую статью комнатного убранства... Притом такая посуда составляла богатство, которое при всяком удобном случае выставлялось напоказ». Из древних массивных золотых изделий такого назначения до наших дней дошли, к сожалению, очень немногие. Один из подобных раритетов, представленный на выставке, -изящный кувшин с украшением в виде фантастического животного, найденный в пригороде Перми. По предположению археологов, он сделан в III-IV вв. в Средней Азии, в то время окраине империи Са-санидов (династии иранских шахов, правивших в 224-651 гг.). По-видимому, эта реликвия очутилась столь далеко от места своего рождения благодаря обширным торговым связям Перми Великой — исторической области, существовавшей в XIII-XVII вв. на северо-западе нынешней Пермской области.

С XII в. для древнерусского застолья стали характерны братины — шарообразные сосуды на небольших поддонах, с которыми, кстати, связан обряд братания: испившие по очереди из одного и того же считались братьями. Судя по письменным источникам, с XVI в. в нашей стране их начали изготавливать из драгоценных металлов, а в следующем столетии такие сосуды, украшенные резьбой, чеканкой с замысловатым растительным орнаментом, получили наибольшее распространение.

Обязательным атрибутом питья вкруговую и провозглашения здравиц служили чаши. В экспозиции можно увидеть, например, изготовленную мастерами Московского Кремля в 1676-1682 гг. для царя Федора Алексеевича, представляющую собой высочайший образец прикладного искусства. Есть здесь также кружки со съемными крышками работы немецких и польских ювелиров XVII — начала XVIII в., причудливо декорированные сложными композициями.

Выставка знакомит посетителей с обширной коллекцией столовой посуды XVIII — начала XX в. отечественных и зарубежных мастерских и фирм во всем многообразии стилей, форм, национальных особенностей. Пышные застолья с многократной сменой блюд требовали соответствующей разнообразной утвари. Одно из свидетельств тому - созданный в последней четверти XVIII в. московскими мастерами великолепный сервиз — дар Екатерины II графу Алексею Бобринскому (ее внебрачному сыну от графа Григория Орлова), насчитывавший около 1500 предметов. После смерти владельца они оказались у нескольких наследников и теперь являются достоянием Государственного Исторического музея, Оружейной палаты (Москва) и Эрмитажа (Санкт-Петербург).

В 1638 г. в Москву завезли чай: основатель династии Романовых царь Михаил Федорович (1613-1645 гг.) получил его в подарок из Китая через московского посланника в Поднебесной Василия Старкова. Сначала заморскую диковину использовали как лекарственное растение, но постепенно чаепитие распространилось по всей стране необычайно широко, превратившись в национальную традицию, некое особое действо, в чем, несомненно, не последнюю роль сыграл наш суровый климат. Главным «действующим лицом» за столом был самовар — сосуд для кипячения воды (в состоятельных домах серебряный позолоченный, в комплекте с подносом и полоскательницей для мытья чашек). Известный ныне его облик считается исконно русским изобретением, хотя историки усматривают его восточные корни.

Во второй половине XIX — начале XX в. изготавливавшиеся в нашей стране изделия из драгоценных металлов покорили мир, в чем немалая заслуга замечательных мастеров, трудившихся в фирме Фаберже.

Вслед за родоначальником этой знаменитой династии Густавом, начавшим в 1842 г. со скромной мастерской в Петербурге, в дело вступили его сыновья Карл и Агафон, превратившие производство заурядных безделушек в истинное искусство. Стремясь совершенствовать художественные и утилитарные свойства своей продукции, братья использовали последние технические достижения, восстанавливали давно забытые, изобретали новые методы работы, привлекали к сотрудничеству талантливых людей. Так, рисунки и модели по их заказу создавали архитекторы Федор Шехтель, Леонтий Бенуа, живописец Александр Бенуа, скульптор Анна Голубкина и другие.

Обширный ассортимент выпускаемых фирмой изделий включал разнообразные заказы для монархов Запада и Востока, российской императорской семьи, церковную утварь, сувениры, рамки для фотографий, миниатюрные скульптурные фигурки животных и людей, игрушки, часы, букеты из поделочных камней, столовые приборы и др. На выставке, например, представлен изящный золотой портсигар, украшенный резьбой и ограненным сапфиром (1908-1917 гг.).

Разумеется, особая область предметов из драгоценных металлов — украшения. Пристрастие к ним было присуще человеку с момента его рождения. Как считают многие искусствоведы, они появились раньше, чем одежда. Причем несли не только эстетическую, но и другие важные функции — амулетов или талисманов, обозначения принадлежности к определенной социальной группе, служили заколками для волос, застежками для обуви, поясов и пр.

Каждая эпоха рождала свои украшения, различные по стилю и материалу, однако важнейшим с древнейших времен было золото. В экспозиции Государственного Исторического музея можно познакомиться с подобными памятниками двух тысячелетий - от перстня римской работы I в. н. э., уникальных литых изделий кочевников ХП-ХШ вв. до удивительных произведений западноевропейских и отечественных ювелиров XVII-XVIII вв. и продукции советских заводов 1970-1980-х годов. Виртуозностью изготовления, фантазией мастера поражает, например, роскошно декорированная брошь-букет с бриллиантами, изумрудами, бирюзой (Россия, XVIII в.). Однако эти памятники интересны не только как художественные произведения. Каждый из них — частичка истории Отечества, за которой стоят судьбы людей, создавших и державших их в руках.
 
 
Ольга БАЗАНОВА, журналист
 
Иллюстрации  Государственного Исторического музея
 
"Наука в России", № 1, 2008