Н. Деверилина. Михаил Глинка в Новоспасском

 
 
 

Новоспасское - смоленское село, где родился Михаил Глинка. Позже, уже знаменитым композитором, сюда приезжал он, чтобы обдумать новые произведения, здесь работал над своими операми, здесь в минуты невзгод находил душевное успокоение и поддержку близких. На этой земле жили его родители, сестры и братья, многочисленные родственники. И куда бы судьба ни заносила Глинку, отовсюду он посылал письма в Новоспасское. А письма жившей здесь его матушки Евгении Андреевны находили Михаила Ивановича и в Италии, и в Испании, и в Германии, и на Украине, и в Петербурге.

На протяжении веков Глинкам принадлежали земли в Смоленском, Ельнинском, Рославльском, Духовщинском, Дорогобужском уездах. С близкими родственниками композитора связаны города Смоленск и Ельня, села Новоспасское, Даньково, Прудки, Шмаково, Лучеса, Починок, сельцо Прихабы, деревни Беззаботы, Логачево, Руськово, Шатьково, Сухой Починок, Сазонов Починок.

В последние годы найдены документы о жизни предков М.И. Глинки в селе Лучеса и в селе Даньково, метрические записи о рождении, венчании, смерти его ближайших предков - большинство из них несло службу на границе в полку смоленской шляхты.

В последней трети XVIII века отставной секунд-майор, заседатель верхнего земского суда 1-го департамента Смоленского наместничества Николай Алексеевич Глинка обосновался в Новоспасском Ельнинского уезда. В старом доме с трудом хватало места для большой семьи: у Николая Алексеевича и его жены Феклы Александровны, урожденной Соколовской, родилось двенадцать детей, из которых Иван, отец композитора, был самым младшим.

Обустройство имения Николай Глинка начал с церкви. Центр прихода тогда находился в восьми верстах от Новоспасского в Шмакове, где жили представители другой ветви рода Глинок. Зимняя стужа, весенняя распутица, осенние дожди не давали возможности часто посещать храм. Строительство в Новоспасском шло довольно быстро, и в 1786 году церковь Преображения Господня была освящена. В ней 30 мая 1802 года венчались родители композитора Евгения Андреевна и Иван Николаевич. Позже священники Павел Дубинский, Иоанн Стабровский, Николай Осипов крестили детей Глинок, венчали новые пары; здесь отпевали Николая Алексеевича, его жену.

Отец и мать композитора, как известно, состояли в троюродном родстве. Его бабушка по материнской линии Елена Афанасьевна - из рода Повало-Швейковских, имение которых, Даньково, находилось недалеко от владений Глинок и их родственников князей Друцких-Соколинских, - вышла замуж за Андрея Михайловича Глинку из села Лучеса.

В то время как Николай Глинка обустраивал Новоспасское, Андрей Глинка вил семейное гнездо в Лучесе и построил там церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. Именно в Лучесе прошло детство матери композитора, здесь жил и ее брат Иван Андреевич Глинка, любитель музыки, опекавший своего талантливого племянника.

Второй брат, Афанасий Андреевич, обосновался в Шмакове, к нему и переехала восьмилетняя Евгения после смерти родителей. Брат был старше сестры на 12 лет и стал ее опекуном. В семье Афанасия Андреевича и его жены Елизаветы Петровны Евгения получила домашнее образование. У Афанасия Андреевича были крепостные музыканты, он содержал труппу крепостных актеров. Шмаковский оркестр притягивал к себе Михаила Глинку с самых ранних лет. "Оркестр моего дяди был для меня источником самых живых восторгов",- вспоминал композитор.

До поступления в Благородный пансион в Петербурге в 1817 году Михаил Глинка жил в Новоспасском. И позже, как уже было сказано, он не раз посещал родные места, иногда подолгу оставался в родительском имении, иногда навещал замужних сестер: Н.И.Гедеонову в Беззаботах, М.И.Стунееву в Смоленске, Ельне и в Сухом Починке, Л.И.Шестакову в Логачеве, родственников Ушаковых и Мицких в Смоленске.

Он провел здесь несколько месяцев в 1826 году; к этому периоду относится создание кантаты "Пролог", романсов "Бедный певец" и "Утешение". Композитор приезжал в Новоспасское и в 1834 году, чтобы поддержать матушку после кончины отца, Ивана Николаевича, и в 1839-м - после смерти брата Андрея. В 1835 году Михаил Иванович с женой и тещей гостил в имении все лето. "Время было прекрасное, и часто я работал отворивши дверь в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух", - читаем в "Записках". В это время он сочинял оперу "Жизнь за царя".

В 1837 году в Смоленске в зале Дворянского собрания состоялось исполнение написанного Глинкой по заказу местного губернатора, литератора Н И. Хмельницкого полонеза в честь проезда через этот город цесаревича Александра.

В сентябре 1839 года Глинка писал Н.А. Степанову из Новоспасского: "У нас здесь рай земной, погода превосходная, и, несмотря на то что осень, все еще зелено. Жаль, что на короткий срок еду, а то бы можно и поохотиться. Здесь у многих есть славные псовые охоты".

Глинка гостил в родительском доме в мае 1841 года, в июне 1844-го, а в последний раз приехал в Новоспасское и в Смоленск в 1847 году, по возвращении из Испании. 23 января 1848 года смоленское общество устроило чествование знаменитого земляка: в зале Дворянского собрания Глинку встречали полонезом из "Жизни за царя".

Новоспасское было небольшим, но разраставшимся по мере укрепления благосостояния семьи селом. Еще до войны с Наполеоном Иван Николаевич построил здесь новый дом. Много занимаясь конным заводом и сельским хозяйством, он заботился о фруктовом саде, об оранжереях, о цветниках, которые тянулись на шесть верст, выписывал из-за границы редкие семена, луковицы, саженцы. Образцом служило милое сердцу Евгении Андреевны Шмаково, где каскад прудов, окруженных цветниками, спускался к речке; каскад, ведущий к Десне, появился и в Новоспасском.

Михаил Иванович Глинка отмечал в "Записках", рассказывая о 1824 годе: "Отец в то время с трудом удовлетворял моим издержкам на уроки музыки и языков"4. Но вскоре материальное положение семьи существенно изменилось в лучшую сторону. Занимаясь поставками хлеба, казенными подрядами и откупами, И.Н. Глинка в то же время расширял винокуренный завод (крупнее в уезде был только завод генерал-майора Д.Н. Бологовского), у него работали свои мельница и сукновальня, имелось множество мастеровых: ткачей, портных, маляров, башмачников, столяров. Иван Николаевич не боялся рискованных операций, но всегда имел дело с надежными партнерами и пользовался доверием деловых людей. Все это повышало благосостояние семьи и давало возможность помещать сыновей в хорошие учебные заведения.

После смерти Ивана Николаевича, при большой семье, пришлось сокращать расходы и жить экономнее. Раньше у Глинок, вспоминала Л.И.Шестакова, в иной праздник собиралось от восьмидесяти до сотни гостей. Позже праздники стали не столь пышными, но семейство всегда славилось хлебосольством и гостеприимством.

Уже упоминалось, что у Евгении Андреевны и Ивана Николаевича было тринадцать детей. Но мать пережили только четверо - Михаил, Мария, Людмила, Ольга. Для любящей матери потеря детей была страшным горем, но Евгения Андреевна находила в себе силы, чтобы вести хозяйство, и с удвоенной заботой пеклась об остальных детях и их семьях.

"Милая и бесценная маменька", "ангел-маменька", "ваше нежное родительское сердце", "что бы ни стало со мной, чувства сыновней к вам преданности ничто не изменит", "любовь к вам не допустит меня до отчаяния" - с такими словами обращался к матери Михаил Иванович Глинка в своих письмах. Евгения Андреевна всегда была для него духовной опорой и заботливой помощницей, а великий композитор всегда оставался для матери "деткой", которого нужно утешать и ободрять.

После смерти Евгении Андреевны 31 мая 1851 года, о которой Глинка узнал в Варшаве, он больше ни разу не приехал в имение. Смерть матери потрясла его. Л.И.Шестакова писала: "Я была постоянно с нею, исполняла все ее желания и приказания, читала ей, писала под ее диктовку, помогала ей хозяйничать. Болезни у нее никакой не было, но она день ото дня видимо слабела, очень часто днем впадала в дремоту и тихо, покойно уснула навек...".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Наше наследие", № 70, 2004 (в сокращении)