Музеи Московского Кремля

Фотографии:  О.Ю. Григоров, Ю.Г. Григоров, Б.А. Кузнецов

 

Датой основания музея принято считать 10 марта 1806 года. В этот день император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей", который завершил начатый еще Петром I процесс преобразования царских хранилищ и мастерских в музей.

Оружейная палата стала первым в Москве общедоступным музеем, деятельность которого вписала значимую страницу в историю музейного дела всей России.

В результате изменений, произошедших в истории страны в начале XX столетия, на территории Московского Кремля к 1920-м годам сложился уникальный музейный комплекс. В его состав, кроме Оружейной палаты, вошли Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Положения ризы Богородицы, ансамбль колокольни Ивана Великого и Патриарший дворец XVII столетия.
За двухсотлетнюю историю своего существования Музеи Московского Кремля неоднократно меняли свое название и подчиненность, но неизменно уникальным оставался состав их коллекций, высоким - уровень специалистов, трудившихся для сохранения национальных богатств.
В разное время деятельностью музея руководили Московский градоначальник князь Ю.Б. Юсупов, писатель Михаил Николаевич Загоскин, историк Сергей Михайлович Соловьев. С музеем тесно сотрудничали и работали в нем президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин, художник Федор Григорьевич Солнцев, основатель Российского исторического музея Иван Егорович Забелин.
В октябре 1991 года был документально подтвержден уникальный характер кремлевского музейного комплекса, который получил статус Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" и был включен в число особо ценных объектов национального достояния.

Московский Кремль расположен в самом центре столицы России. Его мощные стены и башни, златоверхие храмы, древние терема и дворцы возвышаются на Боровицком холме над Москвой-рекой и образуют неповторимый по красоте и величию архитектурно-художественный ансамбль.
Сегодня в Кремле располагается резиденция Президента России. Вместе с тем, ансамбль Московского Кремля включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и на его территории располагается Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”.



Оружейная палата 
Всемирно известный музей-сокровищница.
В музее представлены древние государственные регалии, парадная царская одежда и коронационное платье, облачения церковных иерархов, золотые и серебряные изделия работы русских, европейских и восточных мастеров, памятники оружейного мастерства, экипажи, парадное конское убранство. Экспонаты прославленного музея отличает драгоценность материалов и украшений, высочайший художественный уровень исполнения и особая значимость в истории российской государственности и культуры.   Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
 
Успенский собор
На протяжении столетий - главный храм русского государства. В соборе проходили церемонии венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской православной церкви, погребения митрополитов и патриархов.
Сегодня в Успенском соборе Кремля можно увидеть величественный иконостас и ансамбль монументальной живописи, одно из самых крупных в России собраний особо чтимых и художественно ценных икон, знаменитое моленное место Ивана Грозного, уникальный исторический некрополь.  

Архангельский собор
Родовая усыпальница великих московских князей и царей. Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, царевич Дмитрий, цари Михаил и Алексей Романовы. Всего в династическом некрополе 47 надгробий и 2 раки.
Столпы и стены собора украшает уникальная "портретная галерея" московских правителей и их прославленных предков. А в местном ряду высокого иконостаса можно увидеть древний образ "Архангела Михаила с деяниями", созданный в эпоху Куликовской битвы. 

Патриаршие палаты
Редкий памятник гражданской архитектуры времени патриарха Никона.
Сегодня в древней Крестовой палате, парадных сенях, трапезной, церкви Двенадцати апостолов расположился музей, в котором представлены ценные памятники истории и культуры XVII века - личные вещи патриархов, драгоценная посуда, карманные и настольные часы, высокие образцы лицевого шитья и убранства интерьеров, рукописные и старопечатные книги, иконы прославленных царских изографов.     
    
Ансамбль колокольни Ивана Великого
Архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки на протяжении многих столетий является архитектурной доминантой центра столицы.
В Музеях Московского Кремля разрабатывается проект музеефикации колокольни и открытия экспозиции, посвященной архитектурной истории Кремля.
 
Благовещенский собор
Личный, домовый храм великих московских князей и царей.
Огромную ценность представляет ансамбль монументальной живописи собора времени Ивана Грозного и древний иконостас. Многие исследователи считают, что иконы деисусного чина принадлежат кисти прославленного Феофана Грека, а часть икон праздничного ряда - величайшему художнику русского средневековья Андрею Рублеву.
 
Церковь ризположения
Домовый храм русских митрополитов и патриархов.
Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность. 
 
Постоянная выставка «Археология Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора

Главным экспонатом выставки является сам подклет - древнейший памятник белокаменного зодчества Москвы. На выставке представлены наиболее ценные находки археологов, благодаря которым сегодня "прочитаны" самые древние страницы истории Москвы.


Е.И. Смирнова

Государственные музеи Московского Кремля

История накопления сокровищ, которыми ныне обладают музеи Кремля, восходит к раннему периоду становления и развития Москвы. С именем Юрия Долгорукого связан серебряный потир XII века.
Княжеские казнохранилища, скрытые в подклетах соборов, рачительно наполнялись в мирные годы и быстро оскудевали в смутные, тяжелые времена междоусобиц, иноземных нашествий.
Минул девяносто один год со дня первого документального упоминания о Москве, и летописная запись отметила ее страшное разорение в 1237 году ордой хана Батыя. Такая же участь постигла Киев, Рязань, Владимир. Не всем городам удалось выстоять в жестокой борьбе. Но Москва, несмотря на неслыханные испытания, восстала из руин и пепла. Значительное усиление города соотносится со временем княжения Ивана Даниловича Калиты. В 1328 году он первым из московских князей стал великим князем Владимирским, старшим среди всех князей Северо-Восточной Руси. При нем глава русской православной церкви митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Московский Кремль. В 1327—1333 годах Кремлевский холм украсился каменными храмами: были возведены Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Одновременное строительство сразу четырех каменных зданий, несказанно поразившее современников, явилось выдающимся событием духовной жизни Руси и немало способствовало превращению Москвы в общерусский религиозно-политический центр. Княжеская казна стала значительно богаче. В дошедшей до наших дней духовной грамоте Ивана Калиты упомянут среди прочих ценностей золотой венец. Многие исследователи склонны идентифицировать его с шапкой Мономаха, служившей для венчания князей на великое княжение и царей на царство. Обладать ею стремились и представители древних родов, и не знатные, но энергичные политики, и самозванцы. Эта сложная, часто кровавая борьба за власть, символом которой стал золотой, увенчанный крестом венец, прошла через долгие века в истории России. Она нашла отражение в старинных грамотах, летописях, сказаниях и в бессмертной строке А. С. Пушкина: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» Ныне шапка Мономаха хранится в Оружейной палате и является одним из самых знаменитых в мире музейных экспонатов.

В последней четверти XIV столетия все больше ширилась и укреплялась идея общерусского единения против монголо-татарского ига. Внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским, возглавил объединенное русское войско, которое в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года наголову разбило полчище золотоордын-ского правителя Мамая.
К числу выдающихся произведений иконописи конца XIV века принадлежит удивительный «Архангел Михаил», по преданию, исполненный велением вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии. Икона воспевает князя-победителя. Святой изображен в рост, с ярко-красным плащом на плечах, в блистающем доспехе. Его поза, зоркий взгляд, жест руки воспринимаются как призыв к решительному действию.
Победа на Куликовом поле вызвала большой подъем духовных сил народа. Особенно полно он сказался в творениях прославленного художника Древней Руси Андрея Рублева (около 1360/70 —около 1430), чьи произведения отличались подлинной человечностью и одухотворенностью. Он много работал в Кремле, участвовал в создании икон и фресок в Благовещенском соборе.

Особое место среди сокровищ Государственных музеев Московского Кремля принадлежит уникальным памятникам XV века. Во второй половине XV столетия Московская Русь, после присоединения Новгорода, Твери, Ярославля, Перми, других городов и земель, стала единым государством, завязала дипломатические отношения со странами Европы и Азии. Женитьба великого князя Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, сыграла значительную роль в укреплении международного авторитета Москвы. В семидесятых годах XV века Иван III созвал в столицу многочисленных отечественных и итальянских строителей и начал невиданную дотоле перестройку Кремля. Воздвигаются мощные крепостные стены и башни, величественные соборы, ныне музеи— Успенский (1479), Благовещенский (1489), Архангельский (1509) и удивительная по красоте пропорций церковь Ризположения (1485). Самое высокое место Кремлевского холма было отдано Успенскому собору. В те времена он доминировал над Москвой, символизируя единение и растущую силу Руси. Его строитель — итальянский архитектор Аристотель Фиораванти-— воплотил в жизнь повеление Ивана III: создать собор по образцу храма Успения Богоматери, поставленного во Владимире в XII веке. Это должно было свидетельствовать о наследственной преемственности государственной власти. Выдающийся талант Фиораванти позволил ему соединить традиционную архитектуру русского культового здания с достижениями итальянской архитектуры эпохи Ренессанса и создать удивительный памятник зодчества, имеющий мировое значение. В 1979 году по решению ЮНЕСКО было торжественно отмечено его 500-летие.

В течение ряда столетий собор был главным храмом и общественным зданием России. В нем совершались самые торжественные службы в честь побед над неприятелем, обнародовались важные правительственные акты, совершались венчания на царство и постав-ления в митрополичий и патриарший саны.
Значению собора соответствовали великолепие и художественная ценность церковной утвари, красота и выразительность икон и настенной живописи. В альбоме воспроизведены фрагменты фресок работы знаменитого русского художника Дионисия, прекрасные образцы станковой живописи XII—XVII веков.
Почетное место среди музеев Московского Кремля занимает один из самых близких русскому сердцу памятников русского зодчества — Благовещенский собор — домовый храм государей, поднятый на подклете XIV века стараниями псковских строителей. Его первоначальный архитектурный облик, характерный для Москвы, значительно отличался от дошедшего до наших дней. Это был трехглавый с тремя апсидами и открытой галереей храма. В 60-е годы XVI века Иван IV Грозный приказал построить на сводах галерей небольшие церкви-приделы. На западной части кровли были также сооружены две дополнительные главки. В 1508 году артель русских живописцев во главе с сыном Дионисия Феодосия украсила собор фресками. Значительное место в росписи стен наряду с сюжетами Апокалипсиса занимают изображения русских князей и византийских императоров. Это утверждало идею о преемственности власти московских князей через киевских и владимирских византийских государей.
В многоярусном иконостасе находятся прекраснейшие иконы, созданные Феофаном Греком, Андреем Рублевым и другими художниками. Южная галерея собора часто I пользуется для сменных выставок древнерусского изобразительного и прикладного искусства из фондов музеев Кремля.

В течение долгих лет в подклете Благовещенского собора хранились многоценные предметы великокняжеской казны. Они почитались как реликвии, оберегающие благополучие и власть рода, передавались по наследству. Ко второй половине XV века накопленные в Кремле сокровища стали столь велики, что Иван III должен был позаботиться о новом, более обширном помещении для надежного и удобного хранения. С этой целью в 1484—1485 годах на Соборной площади Кремля был построен Казенный двор. В е каменных помещениях сберегались уникальные троны, одежды, золотая и серебряная посуда, меха, денежная казна, а также важнейшие государственные документы — духовные грамоты (завещания), договоры, подробные описи ценностей, розыскные и другие де. Уцелевшая часть родовых сокровищ ныне находится в Оружейной палате. Духовные грамоты, договоры, описные, приходорасходные книги и другие документы — в Центральном государственном архиве древних актов.
В начале XVI века строительные работы особенно широко развернулись на южной стороне Кремлевского холма, омываемого Москвой-рекой. Близ Благовещенского собора ставился Набережный великокняжеский дворец со службами. В их числе была и Оружейная палата. Неподалеку от Казенного двора, на месте храма XIV века был возведен собор, посвященный Архангелу Михаилу, который почитался на Руси как верный помощь в противоборстве с врагами. Архитектором собора стал венецианец Алевиз Новый. Внушительные архитектурные объемы возведенного им храма-усыпальницы, массивное пятиголовие, красота убранства отвечали ритуальному предназначению собора. Высокие своды интерьера, решенного в соответствии с исконными традициями русского зодчества, поддерживаются шестью четырехгранными столпами, которые делят пространство на три продольных нефа. В наружном декоре собора Алевиз Новый использовал раковины, пилястр капители, резные порталы и прочие детали, которыми в Италии украшали светские здания.

Собор Архангела Михаила тесно связан с историей русских правящих династий. Надписи на белокаменных и медных надгробиях доносят до нас имена погребенных. У южной стены покоятся великие князья Иван Калита и Дмитрий Донской, между столпами правого нефа — могилы первых царей из династии Романовых.
Дошедшая до наших дней стенопись собора, в основном относящаяся к середине XVII века, исполнена большой группой живописцев во главе с изографами Степаном Резанцем и Симоном Ушаковым. Композиции фресок, посвященные деяниям патрона храма, раскрывают вечную тему борьбы добра и зла, иносказательно повествуют о героическом противостоянии русского народа иноземным завоевателям. Красочная гамма фресок многоцветна, пронизана радостным настроением, изобилует яркими, красивыми узорами. Замечательной особенностью стенописи собора является так называемая «портретная» галерея. Она включает более пятидесяти фигур русских князей, начиная с Ольги и Владимира Святославича Киевских и кончая московским великим князем Василием III. Условные идеализированные портреты князей, представленных в спокойных, торжественных позах и драгоценных одеяниях, олицетворяют древнюю историю страны.

Замечательным памятником архитектуры, входящим в число музеев Кремля, является колокольня Ивана Великого. Ее строитель, итальянец Бон Фрязин, следуя русским образцам, создал многоярусный столп с арочными проемами для колоколов. По указу царя Бориса Годунова колокольня была надстроена в 1600 году. Об этом свидетельствует красивая, опоясывающая верх столпа золоченая надпись. Мощный шлемовидный купол и крест колокольни, вознесенные на высоту 80 метров, почти четыре столетия царят над Кремлем.
Русское государство, окончательно освободившееся от монголо-татарского ига в 1480 году, вступило в XVI столетие сильным, богатым, значительно раздвинувшим свои границы. Заново отстроенный златоверхий Кремль в полной мере отвечал достоинству обширной и могучей державы.
Силе и авторитету московских государей сопутствовали пышность и богатство дворцового обихода. Придворный церемониал со времени принятия Иваном IV Грозным царского титула становился все более торжественным, поражал роскошью одежд, украшений, ослепительным блеском государственных регалий. Множество драгоценных предметов исполнялось на территории Кремля.
В XVI веке в кремлевских мастерских, обслуживавших с давних пор княжескую и митрополичью резиденции, работали лучшие художники, оружейники, ювелиры, портные, вышивальщицы, специалисты других профессий. Исполненные ими произведения имеют огромную художественную ценность, являются замечательными образцами национального искусства, воплотившими в себе народные представления о красоте. Москва долгие годы была общерусским культурным центром.

Рядом с кремлевскими мастерскими, размещавшимися в каменных помещениях и потому именуемых палатами, часто находились хранилища наследственных сокровищ и вновь создаваемых наиболее ценных произведений. Некоторые из этих хранилищ перечислены в так называемой Царственной книге —иллюстрированной рукописи XVI века. В ней поведано о многих важных событиях русской истории. Рассказано и о пожаре невиданной силы, испепелившем Москву в 1547 году. В числе сгоревших зданий наряду с дворцами, церквами и соборами упомянуты важнейшие мастерские и казнохранилища —Оружейная и Постельная палаты, Казенный двор и Конюшенная казна.

По мере развития дипломатических и торговых отношений со странами Запада и Востока в Кремль широким потоком стали поступать редчайшие произведения искусства, исполненные знаменитыми иноземными златокузнецами, оружейниками, ткачами, ювелирами... Сохранились убедительные свидетельства современников, повествующие о сказочных сокровищах, сосредоточенных в казне царя Ивана IV Грозного. Путешественники, дипломаты, сравнивая виденные ими в Кремле ценности с богатствами, находившимися в резиденциях других европейских государей, постоянно отдавали предпочтение сокровищам московского царя. Часть этих сокровищ, несмотря на неблагоприятные повороты истории, сохранилась и сейчас составляет гордость музеев Московского Кремля.
Горестные события начала XVII века потрясли русское государство. Осенью 1610 года польские интервенты овладели Москвой и удерживали ее в течение двух лет. Страшно пострадал Кремль в те годы. Его храмы и дворцы были опустошены и обезображены. Большинство искусных мастеров и художников погибли или ушли из города. Кремлевские мастерские прекратили свою деятельность.
В октябре 1612 года интервенты были изгнаны из столицы народным ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским.

В 1613 году в Успенском соборе происходило торжественное венчание на царство Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. Началось восстановление дворцов и храмов. Возобновили свою деятельность художественные мастерские, где создавались, взамен утраченных, предметы дворцового обихода, оклады на иконостасы, церковная утварь и прочие необходимые для церквей, патриаршей и царской резиденций вещи. Кроме отечественных умельцев в Кремле работали многочисленные зарубежные мастера. Сотрудничество с ними оказало определенное воздействие на творчество местных художников различных специальностей, но не привело к копированию иностранных образцов. Изделия, вышедшие из кремлевских художественных мастерских, отличаются яркой самобытностью, сохраняют подлинно национальный характер.

Постепенно в архитектурном облике Кремля появляются новые черты. Суровые боевые башни надстраиваются, получают высокие шатровые завершения с резными белокаменными деталями. В 1635—1636 годах в центре Кремля русские строители Важен Огурцов, Антипа Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели на древних подклетах нарядные Верхоспасский собор и Теремной дворец.

В середине XVII века в Кремле создается еще один архитектурный комплекс, состоящий из пятиглавой церкви Двенадцати апостолов и Патриарших палат. Эти здания также входят в состав Государственных музеев Московского Кремля, с северной стороны ограничивая Соборную площадь. Этот ансамбль является одним из самых впечатляющих в мире. Велико его градостроительное значение, оказавшее большое влияние на русскую архитектуру. Неповторимый облик Соборной площади, так же как и великое множество исторических событий, на ней происходивших, нашли отражение в прекрасных фресках, иконах, книжной миниатюре, летописях, поэзии, в произведениях декоративно-прикладного искусства. В XVII веке Московский Кремль был главным средоточием художественной жизни обширной державы.
Казенный двор, Оружейная, Государева, Царицына палаты, Конюшенная казна, другие царские хранилища были переполнены удивительными по красоте и ценности предметами. Здесь соседствовали редчайшие, исполненные отечественными и иностранными мастерами изделия. К счастью, многие из них сохранились и находятся в экспозиции и фондах Оружейной палаты. Музей владеет лучшими в мире собраниями предметов русского золотого и серебряного дела XII — начала XVIII века, русского оружия XVI—XVII веков, уникальными коллекциями государственных регалий, церемониальных и парадных одежд. Хранимые в палате собрания столового и декоративного серебра, доставленные в Москву послами Англии, Дании, Швеции, Польши, Австрии, Голландии, часто определяются специалистами как фантастические по обилию предметов, многообразию форм и орнаментации, по высоким художественным достоинствам. Эти собрания исключительно важны для изучения европейских художественных стилей нескольких столетий.

Иная полоса истории началась для Кремля с начала XVIII столетия. В 1712 году по воле Петра I столицей государства стал основанный им Санкт-Петербург. Перемещение резиденции и многих дворцовых служб на берега Невы предопределили постепенное свертывание деятельности кремлевских художественных мастерских. Но наследственные государственные сокровища — регалии, троны, парадные одежды, оружие, конское убранство, дворцовое серебро — остались в своих исконных хранилищах — Казенном дворе, Оружейной и Мастерской палатах, Конюшенной казне. Некоторые кремлевские хранилища, например Оружейная палата, были так устроены, что находившиеся в них парадные доспехи и прочие ценные предметы вооружения были доступны для обозрения.
В 1718 году Петр I приказал капитально отремонтировать и заново украсить помещение Мастерской палаты, исполнить новые дубовые шкафы и разместить в них «явственно за стеклы» государственные регалии, старинные одежды и другие вещи. В дни коронации Екатерины I Мастерская палата была открыта для прибывших на церемонию.
В 1726—4728 годах все находившиеся в Кремле древние казнохранилища были объединены в одно целое под названием Мастерская и Оружейная палата.
В 1806 году указом императора Александра I «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей» исторические кремлевские сокровищницы были преобразованы в музей. Его деятельность была подчинена Экспедиции Кремлевского строения, ас 1831 года — Министерству императорского двора.

Первое в Москве музейное здание было построено в 1810 году в Кремле близ Троицких ворот для Оружейной палаты. Его автором стал ученик М. Ф. Казакова И. В. Его-тов.
Угроза вторжения наполеоновских войск в Москву заставила в августе 1812 года спешно эвакуировать собрания палаты в Нижний Новгород. Французская оккупация древней столицы едва не привела к уничтожению Кремля. Соборы и церкви были превращены в конюшни и винные склады. На площадях Кремля были наспех сооружены плавильни, в которых древняя драгоценная утварь, чеканные, художественные оклады иконостасов и икон безжалостно превращались в слитки золота и серебра. С колокольни Ивана Великого был сброшен громадный крест, так как французы полагали, что он сделан из чистого золота. Отступая из Москвы, Наполеон отдал варварский приказ взорвать Кремль. Лишь мужество москвичей, сумевших предупредить ряд взрывов, предотвратило беду. Пострадали только отдельные здания и некоторые башни Кремля. Часть награбленных наполеоновскими солдатами ценностей при их отступлении из России была отбита. Центральную часть Успенского собора освещает большая красивая люстра, исполненная из серебра, отобранного у оккупантов. У здания Арсенала в Кремле размещаются свыше восьмисот трофейных пушечных стволов, составлявших значительную часть артиллерии, с которой Наполеон перешел через Неман. Эта уникальная коллекция входит в состав собраний музеев Кремля.

В 1813 году экспонаты Оружейной палаты были возвращены из эвакуации. В музее создается первая постоянная экспозиция. Ее автором стал главноначальствующий Кремлевской экспедицией и Мастерской и Оружейной палатой князь Н.Б.Юсупов, один из просвещенных россиян конца XVIII — первой трети XIX века, воспетый Пьером Бомарше и А. С. Пушкиным. Почетными членами палаты, оказывавшими влияние на ее деятельность, были Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, А. Ф. Малиновский, А. Н. Оленин и другие видные деятели русской культуры.

В XIX веке собрания палаты значительно пополнились. Из Троице-Сергиева монастыря поступили уникальные древнейшие образцы русского ручного огнестрельного оружия. Из Рюст-Камеры в Ораниенбауме было передано более трех тысяч экземпляров оружия, в число которых входили и предметы из личной коллекции Петра I. Палата приняла также такие редкие экспонаты, как шлем князя Ярослава, отца Александра Невского, золотые бармы и другие украшения из Старой Рязани, прославленное знамя князя Дмитрия Пожарского.

В середине века в музей поступают собрания известного историка и издателя М. П. Погодина и купца П. Ф. Коробанова. Музей возглавляли и работали в нем видные деятели русской культуры — писатели М. Н. Загоскин, А. Ф. Вельтман, историки С. М. Соловьев, И.Е.Забелин и другие. В 1851 году для Оружейной палаты по проекту архитектора К. А. Тона было выстроено новое здание близ Боровицких ворот. В 1867 году экспонаты Оружейной палаты впервые были показаны за рубежом в связи с организацией ретроспективных отделов национальных художественных ремесел на Всемирной выставке в Париже. Представлял русский отдел Г.Д.Филимонов — известный искусствовед и археолог. Ему и оружиеведу Л. П. Яковлеву принадлежит честь составления каталога на основные собрания музея, вышедшего в свет в 1884—1893 годах под названием «Опись московской Оружейной палаты». С течением времени Оружейная палата приобретала все большую популярность. Книга записей посетителей содержит автографы прославленных писателей, артистов, ученых, художников. В их числе имена П. М. Садовского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

На полотнах В.М.Васнецова, В.И.Сурикова, И.Е.Репина, К.Е.Маковского воспроизведены древние экспонаты музея. В. И. Суриков писал: «Я на памятники, как на живых людей смотрел — расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали—-вы свидетели». В 1914 году, с началом первой мировой войны, в Кремль стали поступать огромные ценности из Петрограда, Варшавы, Беловежской Пущи, Ливадии. В Оружейную палату были приняты императорские регалии и другие сокровища, хранившиеся в так называемой Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. Осенью 1917 года в палату прибыли многочисленные ящики с экспонатами Эрмитажа. Трудны и крайне тревожны были для Кремля дни октябрьских революционных боев 1917 года. Они вместили и расстрел юнкерами большевистски настроенных солдат, размещенных в Арсенале и старом здании Оружейной палаты, и артиллерийский обстрел красногвардейцами заповедной кремлевской территории... В ночь со 2-го на 3 ноября вооруженные отряды белых покинули Кремль. Они уходили через Боровицкие ворота, мимо Оружейной палаты, в темных, разделенных коваными решетчатыми воротами залах которой находились исконные кремлевские сокровища и поистине несметные художественные и материальные ценности, доставленные из Петрограда, западных и южных губерний империи. Все это фантастическое богатство было сохранено сотрудниками палаты ценой огромных усилий, иногда граничивших с самопожертвованием. С ноября 1917 года в Кремле начала свою деятельность Комиссия по охране исторических ценностей, образованная при Московском Совете. В ее состав входили художник И. Э. Грабарь, архитекторы А. П. Щусев, И. В. Рыльский. Ими были подготовлены и организованы работы по ремонту и реставрации зданий, пострадавших при обстреле Кремля.

5 января 1918 года все находившиеся в Кремле памятники искусства и архитектуры были объявлены собственностью государства. В первые послереволюционные годы были проведены значительные научно-исследовательские и реставрационные работы в музеях-соборах, организованы мастерские по научной реставрации художественных произведений из металла и тканей. Коллектив провел сложную и кропотливую работу по возвращению ценностей, поступивших в Кремль на временное хранение в 1914—1917 годах.

С 1918 года собрания Оружейной палаты стали быстро пополняться. В их состав вошли редчайшие памятники искусства из кремлевских соборов, монастырей, дворцов и Патриаршей ризницы, а также из частных коллекций. К сожалению, в последующее время музеи Кремля понесли невосполнимые потери.
В 1921 —1922 годах были переданы в фонд так называемого «Помгола» (Помощь голодающим) и переплавлены многие серебряные оклады из музеев-соборов, серебряные и золотые изделия XIX века из коллекций палаты. Позднее, в конце 1920 — первой половине 1930-х годов сотрудникам палаты, несмотря на все их усилия, не удалось сохранить многие прекрасные произведения, исполненные западноевропейскими мастерами XVI—XVII веков, ювелирами русской фирмы К. Фаберже, и другие экспонаты, изъятые из музея по указанию правительственных органов для продажи на зарубежных аукционах. В разные годы Московский Кремль лишился ряда выдающихся архитектурных сооружений. Были снесены Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец, Красное крыльцо у Грановитой палаты, первое здание Оружейной палаты и другие старинные строения. На их месте были возведены громоздкие, не соответствующие архитектурному облику Кремля здания, что нанесло значительный урон его национальной самобытности, обеднило исторический ансамбль. Многие сотрудники музеев Кремля, пытавшиеся противостоять происходившему, подверглись репрессиям и были уволены. Научная, экспозиционная, хранительская деятельность, развернувшаяся после 1917 года, была свернута. Перед Великой Отечественной войной 1941 —1945 годов число научных сотрудников и реставраторов составляло всего семь человек. Этот совсем небольшой коллектив, работая буквально круглые сутки, бережно упаковал исторические собрания и в начале июля 1941 года доставил основную часть коллекций в Свердловск. Для защиты музеев-соборов их купола и кресты были покрыты темной краской. В первый период войны на Кремль с немецких самолетов было сброшено множество бомб. К счастью, кроме здания Арсенала, памятники архитектуры от бомбардировки не пострадали.

В феврале 1945 года экспонаты Оружейной палаты были возвращены в Кремль, в марте экспозиция была восстановлена, и музей принял первых посетителей. В послевоенные годы при консультации виднейших ученых и специалистов И.Э.Грабаря, П.Д.Сухова, П.Д. Корина, Н.А.Деминой, В.Н.Лазарева, Ф. Я. Мишукова, Н. Е. Мневой и других начались реставрационные работы на памятниках архитектуры. В них приняли участие выдающиеся художники-реставраторы И. А. Баранов, В. О. Кириков, Ю. С. Батхель. Однако доступ посетителей в Кремль к музейным сокровищам, как и до войны, был крайне ограничен. Благотворные перемены начались после 1953 года. Первым вестником стало открытие Кремля для свободного посещения 20 июля 1955 года. В апреле 1960 года музеи Кремля из подчинения КГБ СССР перешли в систему Министерства культуры СССР, что предопределило всестороннее развитие их деятельности.

Небывалый по масштабам объем реставрационных работ осуществлялся в 1970—1980-х годах. Было проведено тщательное укрепление главных строительных конструкций, гарантирующее надежную устойчивость и жизнеспособность древних музейных архитектурных памятников на Соборной площади. Вновь ярко засияли купола и кресты, реставрация которых была проведена с применением огневой позолоты. В интерьерах соборов были полностью восстановлены фрески, надгробия, раки и сени над ними, многочисленные лампады, паникадила, декор иконостасов и другое убранство. Одновременно были расчищены от позднейших записей уникальные иконы. В их числе «Спас Нерукотворный» (XIV — начало XV века), «Сергий Радонежский в житии» (начало XIV века). Все сделанное в последние годы преобразило музеи-соборы. С полным правом можно утверждать, что труд многих выдающихся художников-реставраторов, хранителей, ученых и многомиллионные денежные ассигнования дали необыкновенные результаты. Ныне музеи-соборы в полной мере отвечают задаче высокого нравственного и эстетического воздействия на посетителей. С 7 января 1992 года, в связи с подписанием президентского указа «Об использовании Московской Патриархией отдельных храмов Московского Кремля», соборы лишь частично сохраняют музейный статус. Дальнейшая судьба уникальных памятников России зависит от согласованности действий Патриархии и музейных сотрудников, которые не должны допустить превращения национальных, тщательно сберегаемых художественных святынь в объекты частого использования, так как это неминуемо приведет к их утрате.

В 1986 году была завершена реставрация здания Оружейной палаты и создана новая, отличная от предыдущей экспозиция. Ее основная идея — максимальное сохранение издавна сложившегося существа собрания, представляющего собой национальную, государственную сокровищницу. Обширные залы верхнего этажа палаты с высокими сводами, красивыми колоннами, двусветными окнами вместили уникальные собрания русских золотых и серебряных изделий, украшенных многоцветными эмалями, чернью, чеканкой, сканью, оборонительных доспехов, холодного и огнестрельного оружия, иностранного столового серебра и декоративных настольных украшений. На первом этаже музея экспонированы редчайшие светские парадные одежды XVI—XIX веков и культовые облачения XIV—XVII веков, а также поразительные по тонкости и красоте образцы художественного лицевого и декоративного шитья. Особое место в экспозиции принадлежит не имеющему аналогов  собранию тронов и государственных регалий, включающих знаменитую шапку Мономаха и императорскую корону XVIII века. Завершают показ предметы парадного конского убранства и редкая коллекция старинных экипажей. Основную часть экспозиции составляют произведения искусства, исполненные в мастерских Московского Кремля. Экспозиционный зрительный ряд, насыщенный драгоценными, яркими, удивительно красивыми изделиями, оставляет неизгладимое впечатление, западает в память на долгие годы. Дополняет Оружейную палату и также производит яркое впечатление Музей искусства и быта России XVII века, размещенный в Патриаршем дворце в 1962 году и кардинально обновивший свою экспозицию в 1987 году.

В последние годы экспонаты музеев Кремля часто экспонируются за рубежом. Ими восхищались любители и знатоки искусств в США, Германии, Франции, Японии, Бразилии, Аргентине и других странах.
Общечеловеческое значение памятников, сосредоточенных в Московском Кремле, неоспоримо и непреходяще. Они — прекрасное воплощение художественной одаренности, огромных творческих сил русского народа.


"Государственные музеи Кремля", М., "Изобразительное искусство", 1993