Боровикова Р.И. Основы иконоведения: Богословие в красках (о книге Л. М. Шкаруба)
Новосибирск: Изд-во "Свиньин и сыновья". - 702 с.
Год издания: 2008
Икона и различные аспекты ее бытования сегодня стали объектом повышенного интереса. Ныне мы переживаем период углубления знаний в этой области, столь долго остававшейся у нас в стране полузакрытой. Подобное стремление отчасти объясняется тем, что в обществе возникло тяготение к своим корням, истокам, предпринимаются попытки найти точку опоры в бурном потоке современной жизни, каковой вполне закономерно в национальной традиции является икона как высшее выражение русского самосознания. Икона рассматривается во всем многообразии точек зрения и вариантов изложения материала. Появляются издания научные и популярные, публикуются богословские, искусствоведческие и культурологические работы, выходят альбомы репродукций и диски, проводятся выставки, в Москве создан частный музей русской иконы. Все это вполне объяснимо, ведь икона по самой своей сути многослойна, хотя в основной своей функции она предназначена для молитвы. Восприятие иконы глубоко индивидуально и опосредовано как личным духовным опытом человека, так и профессией, особенно у представителей гуманитарных наук. Следствием подобной ситуации стало возникновение отчасти совпадающих, но нередко противоположных точек зрения. Их нельзя примирить и свести воедино, но можно обозначить позиции и попытаться найти точки соприкосновения во взглядах, что отчасти и попытался сделать автор данной книги.
В обширном ряду публикаций, посвященных данной теме, книга Л.М. Шкарубы «Основы иконоведения: богословие в красках» занимает свое, вполне достойное место, не теряясь среди других. Одно из ее основных достоинств - информационная насыщенность. Автор последовательно и систематично рассматривает икону в единстве различных аспектов данного феномена: богословского, этического, эстетического, интеллектуального, исторического, сюжетно-иконографического. Подобный подход делает данное издание интересным для всех, кто, так или иначе, интересуется иконой. Полезно оно и для тех, кто связан с иконописанием, так как значительное место уделено технологии создания иконы. Надо заметить, что точное и корректное изложение материала дает наиболее ценные результаты именно в разделе технологии иконописи, где эти качества особенно значимы.
Привлекательной стороной данной работы является в первую очередь основательность и полнота изучения темы, исчерпывающий объем информации, точность и достоверность излагаемых сведений. Именно по этим признакам издание можно отнести скорее к типу энциклопедии, которая дает ответы на большинство возникающих вопросов, связанных с иконой. Подобный подход ничуть не снижает достоинств текста, скорее, наоборот, он позволил автору подробно и объективно рассмотреть икону и иконописание с разных сторон, что делает книгу привлекательной для многих. Кроме этого, изучение первоисточников и их многочисленное цитирование привносит в текст дух исторической эпохи, представляя понимание и отношение к иконе в разные времена, что значительно обогащает изложение. Нужно отметить и умение автора корректно сопоставить различные точки зрения, не становясь при этом на позицию какой-либо из сторон. Он не заостряет противоречий, хотя и обозначает их, ограничиваясь краткими и тактично поданными собственными комментариями. В отношении данного материала такой подход можно признать довольно удачным, поскольку он позволяет спокойно излагать имеющуюся информацию.
С точки зрения общей концепции построения книги автором взят ориентир на информацию, а не на продвижение собственной точки зрения. Не претендуя на новации и открытия, он последовательно и системно излагает материал. С познавательной точки зрения данная позиция вполне уместна и объяснима, однако по большому счету книге все-таки не хватает глубины. Хотя нельзя не заметить, что издание подобного типа весьма своевременно и актуально, так как сегодня в обществе существует потребность в познании православной культуры не только на уровне популяризаторском, ознакомительном, но и в более сложном варианте: с осмыслением основных принципов данной традиции и рассмотрением ее в комплексе различных точек зрения. В этом отношении данная книга интересна тем, что она дает пищу для размышлений каждому, кто захочет вдумчиво и внимательно прочитать ее.
Поскольку икона по своей сути искусство каноничное и изображения святых имеют строгие правила, значительное место в книге занимает рассмотрение, довольно подробное и развернутое, сюжетов икон и их языка. В ряду художественных особенностей автор совершенно верно указывает на такое основополагающее свойство иконы как символизм, когда все изображения несут в себе скрытый под внешним обликом подтекст, внутренний смысл. Данное качество принципиально отличает икону от прочих изображений. При этом икона в книге рассмотрена не только как богословский феномен, но и в общекультурном смысле, как элемент национальной культуры, как наследие, которое досталось нам от предков.
Интересным в рамках общей концепции издания и значимым с познавательной точки зрения разделом в книге стал довольно объемный обзор истории иконописания. Сюда вошел рассказ обо всех основных центрах, начиная с раннехристианского искусства через Византию как ядро и центр данной традиции к Древней Руси с ее многочисленными школами. Крайне важно, что в работе рассмотрены достаточно редко упоминаемые в доступной литературе школы, такие как Балканы, Грузия, Валахия, Молдова, а также Украина и Белоруссия. Подобную всеохватность нечасто встретишь под одной обложкой, что очень удобно, обычно для знакомства со школами иконописи приходиться обращаться к различным источникам. Характеристики этих школ, несмотря на краткость, достаточно точны и содержательны.
Несомненным достоинством книги является достаточно живая и свободная манера изложения содержания и к тому же лишенная наукообразности. Потому несмотря на сложность самой темы, текст читается легко и с интересом, не вызывая затруднений при восприятии. При этом примечательно, что подобный стиль не привел к излишней упрощенности и схематизму.
Одна из самых удачных, значительных и необходимых на практике частей издания – информационная, справочная. Сюда вошел практически исчерпывающий обзор основных иконописных сюжетов и иконографических типов с достаточно удобным и практичным принципом расположения по персоналиям, а внутри них - по алфавиту. Описания дополняют хорошо подобранные иллюстрации, которые дают представление о каждом из типов и сюжетов, что существенно облегчает знакомство с материалом. Важным и крайне необходимым элементом данной книги является тезаурус или словарь терминов, также весьма подробный и обстоятельный с точной и конкретной расшифровкой понятий. Этот раздел обязателен в изданиях по православной тематике, поскольку терминология нередко становится препятствием для тех, кто хотел бы приобщиться к миру иконы. Общеизвестно, что по причине глубины исторических корней здесь сложился устойчивый набор терминов, привносящий особый характер в восприятие иконы, а число словарей, где можно было бы войти нужные сведения, весьма ограничено.
Несколько спорным представляется термин «иконоведение», явившийся частью названия книги, который в целом не вызывает возражений по существу. Но данное определение науки об иконе не стало общеупотребительным и кроме того оно сразу привносит в имидж книги оттенок наукообразности, что не совсем соответствует характеру текста.
Однако все это отнюдь не умаляет того факта, что перед нами труд нужный и актуальный, который может стать ступенью лестницы, ведущей в мир высоких духовных ценностей. Книга воспринимается как умный и знающий собеседник. Для тех, кто начинает знакомиться с православной традицией или желает расширить познания в этой области она будет необходимым и полезным справочником.
Р.И. Боровикова, искусствовед, член Союза художников России,
доцент кафедры монументально-декоративного искусства
Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии