Безопасное образовательное пространство

 

Информационно-методическая деятельность
В рамках реализации направления  «Информационно-методическая деятельность» Центральный филиал ГЦРО регулярно   выпускает и  передаёт во все образовательные учреждения Центрального района электронные информационно-методические пособия  серии «Электронная библиотека педагога», в которых собраны наиболее актуальные информационные, методические, нормативно-правовые, программные материалы по вопросам развития современного образования (куратор данного направления – методист Алейникова О.А.). 

В том числе  материалы, посвященные обеспечению безопасного образовательного пространства, представлены в серии выпусков  «Электронной библиотеки педагога».
Электронное  информационно-методическое пособие № 2 полностью посвящено  теме: «Безопасное образовательное пространство». Данное пособие включает следующие материалы и нормативно-правовые документы:
- «О Концепции безопасности  ОУ»;
- «Концепция безопасного образовательного пространства»;
- «Межведомственное взаимодействие при обеспечении безопасности жизнедеятельности участников образовательного пространства»;
- «Организация деятельности ОУ по обеспечению безопасности жизнедеятельности»;
- «План действий ОУ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС»;
- «Совершенствование механизмов организации здоровых и безопасных условий труда и учёбы в ОУ»;
- «Сборник типовых положений, регламентирующих функционирование системы охраны труда и безопасности»;
- «Методические рекомендации по составлению документов противодействия терроризму».
 
В ряде других электронных  информационно-методических пособий включены наиболее актуальные разработки и рекомендации специалистов.
В электронное  информационно-методическое пособие № 3 включён большой раздел «Здоровьесберегающие технологии в образовании», который входят следующие материалы:
- «Концепция здоровьеформирующего образования»;
- «Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические  подходы её реализации»;
- «Проектирование здоровьесберегающего образования»;
-«Теоретико-методологический анализ отечественного опыта здоровьесберегающей деятельности школы».


В выпуске № 13 «Дошкольное воспитание и образование»  включён раздел:
«Методические разработки участников всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»:
- «Буря мглою небо кроет…» (конспект интегрированного занятия по ГО и ЧС)
- «Терроризм и безопасность образовательного пространства» (план обзорной лекции)
- Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
- «Досуг у камина» (разработка занятия по пожарной безопасности)
-«Аты-баты, мы солдаты!» (Конспект физкультурного праздника, посвященный Дню защитников Отечества, для детей старшего дошкольного возраста и родителей).

В выпуске № 14 представлены «Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям» по 14 наименованиям кабинетов.
Кроме того, опубликованы:
Педагогико- эргонометрические требования к средствам обучения:
- натуральным объектам,
- моделям,
- учебным приборам,
- станкам, верстакам, инструментам и т.п., что является важным аспектом сбережения здоровья школьников, а, следовательно, направлено на обеспечение безопасности образовательного пространства ОУ.
 
Электронное учебное пособие «Озеленение территорий ОУ. Ландшафтный дизайн» (Большая Золотая медаль Международного образовательного форума «УЧСИБ-2008»).
Раздел «Озеленение территорий образовательных учреждений», где представлены материалы с рекомендациями специалистов по озеленению школьных территорий с учётом воздействия растений фитотерапевтического действия, а также обладающих аллергизирующими свойствами и другие рекомендации экологического и агротехнического характера, что способствует созданию экологически и психологически благоприятной для образования школьников среды, снижает риск проявления агрессии и вандализма.

Используя предложенные материалы и благоустраивая школьные территории, образовательные учреждения Центрального района  успешно конкурируют с другими образовательными учреждениями города в городском конкурсе на лучшую школьную территорию. Так,  школа № 29 в течение ряда лет является победителем данного конкурса и служит образцом создания пришкольного участка, способствующего эмоциональному комфорту школьников и педагогов.

Издательская деятельность
Организуя работу в направлении «Издательская деятельность» Центральный Филиал ГЦРО в течение десяти лет издаёт районный информационно-методический и дидактический журнал  «Новый ИМиДЖ» (главный редактор Старцева А.Г., технический редактор Алейникова О.А.). В журнале публикуются статьи педагогов, руководителей образовательных учреждений, учёных города Новосибирска, руководителей администрации по актуальным вопросам образования и образовательной политики  района  и города. Одним из приоритетных направлений  образовательной политики района является  создание безопасной образовательной среды.

Своим опытом работы в этом направлении на страницах журнала делились:
- МОУ СОШ № 54 опубликовала Программу развития школы «Здоровье, физкультура и спорт». В Программе наряду с другими направлениями предусматривалось развитие материально-технической базы. На сегодняшний день проведена реконструкция и обновление имеющихся спортивных сооружений, действующих спортивных площадок, проведено оборудование спортивных залов и спортивных комплексов универсальным спортивным оборудованием, что  позволило снизить детский травматизм в школе.
На территории школы созданы  прогулочные площадки, беговые дорожки, лыжные трассы, построен министадион, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья школьников (№ 3 за 2007 г.).
- Романов В.Б., учитель физкультуры СОШ № 29, выступил на страницах  журнала со статьёй «Роль физической культуры и спорта в здоровьесбережении и здоровьеформировании поколения XXI века». В школе реализуется  Программа «Здоровье после звонка». Основа этой программы – это создание и развитие спортивной  материально-технической базы: малый  и большой спортивные залы, тренажёрный зал, спортивный городок, корт, для занятий большим теннисом, наличие спортинвентаря в достаточном количестве, комплектация которого происходит многоканальным способом, в том числе и за счёт привлечения средств спонсоров из числа выпускников-спортсменов прошлых лет. Всё это нацелено на обеспечение безопасного образовательного пространства школы. (№ 4-5 за 2007 г.).

- Грибенчук Н.И. в статье «Роль социального педагога в создании комфортных условий в процессе социальной поддержки учащихся» поделилась опытом работы с детьми из группы риска путём проведения комплекса мер по социальной защите, предупреждению аддиктивного поведения, адаптации, их реабилитации путём создания среды, благоприятной  для установления дружелюбных отношений между учащимися, учителями, родителями, формирования сетевых взаимоотношений со специалистами  других структур («Ника», «Магистр», СО РАН, наркоконтроля), что в целом способствовало созданию обстановки безопасности в лицее  (№ 2 за 2008 г.).

- Осинцева Н.В., педагог-психолог МБОУ СОШ № 156, в статье «Особенности психологического сопровождения предшкольного обучения» обратила внимание на важность соблюдения режимных моментов в работе с дошкольниками. В Центральном районе   созданы благоприятные психолого-педагогические условия в образовательных учреждениях для приобретения  дошкольниками положительного коммуникативного опыта с целью сохранения здоровья и предупреждения дезадаптации школьников в дальнейшем (№ 2 за 2008 г.).

- Федотенкова Е.Н., воспитатель МДОУ № 451, в статье «Валеологическое воспитание детей» поделилась опытом реализации целевой Программы «Здоровье», являющейся одним из направлений по формированию здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ не только  через создание развивающих зон, но и организацию сотрудничества с медицинскими учреждениями, реализацию здоровьесберегающих проектов, организацию спортивных праздников, а в проекте – проведение соревнований по соблюдению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности (№ 2 за 2008 г.)
 
Организационно-методическая деятельность
Реализуя направление «Организационно-методическая деятельность», Центральный филиал ГЦРО большое внимание уделяет практическому обеспечению  безопасного образовательного пространства образовательных учреждений Центрального района, проводя в течение ряда лет районный конкурс специализированных учебных кабинетов: математики, физики, химии, биологии, географии, начальных классов, истории и обществознания, русского языка и литературы, технологии (обслуживающий труд), информатики.

В ходе подготовки к конкурсам кабинетов были разработаны критерии их оценки.  Одним из направлений экспертной оценки состояния кабинета было «Соблюдение правил техники безопасности и нормативных санитарно-гигиенических требований»:
1.  Наличие в кабинете инструкций по ТБ, журнала инструктажа учащихся по соблюдению норм ТБ;
2. Наличие медицинской аптечки;
3. Наличие противопожарного инвентаря (для учебных мастерских, лабораторий и отдельных кабинетов);
4. Уровень освещенности кабинета в соответствии со СНиП-23-05-95 (бесшумное функционирование всех светильников, наличие закрытых плафонов и дополнительного освещения у доски);
5. Чистота помещения и мебели;
6. Соответствие мебели росту учащихся;
7. Наличие в кабинете комнатных растений и их размещение согласно  нормам СанПиН;
8. Правильное размещение штор в кабинете;
9. Соблюдение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости кабинета;
10.Соблюдение требований к окраске помещений в зависимости от ориентации по сторонам света;
11. Соблюдение требований к половому покрытию.

Всего в районных конкурсах учебных кабинетов приняло участие 93 учебных кабинета из 12 общеобразовательных учреждений Центрального района. В ходе подготовки кабинетов к районному конкурсу образовательные учреждения  провели необходимые ремонтно-строительные мероприятия, переоснащение необходимым оборудованием  и инвентарём  в соответствии с предъявленными критериями по соблюдению норм СанПиН, в том числе по технике безопасности.

 По итогам участия в городском этапе конкурса «Кабинет года» победителями и призёрами стали:
- кабинет физики экономического лицея;
- кабинет химии СОШ № 12;
- кабинет географии экономического лицея;
- кабинет истории и обществознания гимназии № 13;
- кабинет биологии гимназии № 1;
- кабинет русского языка и литературы СОШ № 29;
- кабинет математики экономического лицея;
- кабинет начальных классов СОШ № 29;
- кабинет информатики гимназии № 1;
- кабинет технологии гимназии № 1.
 
Научно (учебно)-методическая деятельность
Научно(учебно)-методическая деятельность Центрального филиала ГЦРО сосредоточена на организации и проведении методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений Центрального района, в том числе и по  обеспечению безопасности образовательного пространства.

С этой целью проводятся  групповые и индивидуальные консультации с руководителями ОУ, их заместителями, учителями-предметниками по  подготовке кабинетов к участию в конкурсе, в том числе и по организации безопасного образовательного пространства в соответствии с разработанными критериями, основанными на требованиях СНиП.

Ежегодно на базе кабинетов-победителей ЦФГЦРО организует семинары-презентации, творческие отчёты для  учителей-предметников, руководителей ОУ с целью предъявления лучшего опыта в организации безопасной образовательной среды в специализированном учебном кабинете.

Вопрос «Специализированный кабинет как фактор повышения качества образования» обсуждался на пленарном заседании августовской конференции в 2007 году.

В рамках обеспечения модернизации образования и в связи с введением в БУП третьего часа на уроки физической культуры Центральный филиал организовал и курировал работу творческой группы учителей физической культуры по разработке  методических рекомендаций. Творческая группа работала в течение года под руководством профессора Кончиц Н.С., зав. кафедрой ФК и С НИПКиПРО, д.м.н. и подготовила пакет рекомендаций для учителей Центрального района, в том числе и по сохранению физического здоровья школьников.
 
 
Справку готовили:  заведующая ЦФГЦРО А. Г. Старцева и  методист ЦФГЦРО Т.П. Комаристова