Комаристова Т.П. Олимпиада – важный этап на пути к индивидуальному успеху
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, определила:
-
пути и способы обеспечения повышения благосостояния российских граждан,
-
динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе до 2020 года,
-
укрепления позиций России в мировом сообществе.
В Концепции определено, что в XXI веке экономика страны столкнулось с вызовами новой волны технологических изменений в мировом масштабе.
Первый вызов – усиление глобальной конкуренции не только в традиционной системе рынка товаров, технологий, но и в системе национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов – ожидается новая волна технологических изменений с использованием новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, поддерживающих экономический рост и социальное развитие общества.
Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития государства.
Второй вызов – ожидается новая волна технологических изменений с использованием новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, поддерживающих экономический рост и социальное развитие общества.
Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития государства.
И одним из важнейших путей усиления конкурентоспособности Российского государства, согласно Концепции, является "создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи» в связи с возрастанием роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран".
По словам Президента, программа развития российской школы должна включать в себя создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
При этом перед российским образованием поставлены задачи обеспечения индивидуального развития учащихся с освоением и развитием необходимых личных компетенций. «Базовой социальной единицей становится индивид, а не социальная группа», что соответствует современным тенденциям развития общества XXI века, и оно не должно быть массовым, каким оно было в XX веке.
По словам Президента, программа развития российской школы должна включать в себя создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
При этом перед российским образованием поставлены задачи обеспечения индивидуального развития учащихся с освоением и развитием необходимых личных компетенций. «Базовой социальной единицей становится индивид, а не социальная группа», что соответствует современным тенденциям развития общества XXI века, и оно не должно быть массовым, каким оно было в XX веке.
По мнению главы государства «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
На основе этих предложений подготовлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой сформулированы требования к современной школе.
Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития экономики и социальной сферы.
В Программе по реализации НОИ «ННШ» определены ключевые направления развития образования:
- новые стандарты образования
- поддержка талантливых детей
- стимулирование труда учителя
- нет ветхим школам!
- здоровье детей.
В Программе по реализации НОИ «ННШ» определены ключевые направления развития образования:
- новые стандарты образования
- поддержка талантливых детей
- стимулирование труда учителя
- нет ветхим школам!
- здоровье детей.
В направлении поддержки талантливых детей создавать и развивать:
-
систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития детей, одарённых в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
-
расширенную систему школьных олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
-
модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;
-
систему обеспечения и консультационно-методической поддержки, в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений».
В рамках реализации Программы НОИ «ННШ» в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. N 286) в октябре прошлого (2008 года) г. в ОУ Новосибирска и НСО стартовала Всероссийская олимпиада школьников в новом формате.
Олимпиады – это хорошая проверенная форма выявления и поддержки одарённых детей, которые интересуются конкретными направлениями научной, исследовательской деятельности. Но, как и во всяком новом деле, организаторы столкнулись с новыми тенденциями, определёнными сложностями, проблемами, которые требовали незамедлительного решения, как на местах, так и в организационно-методических центрах других уровней.
Положительные изменения в олимпиадном движении. Наряду с проблемами и сложностями выявились и положительные изменения в олимпиадном движении:
1. По сравнению с предыдущими годами в Центральном районе значительно возросло количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Если в предыдущие годы число участников школьных олимпиад колебалось в пределах 2000 человек, а в районных олимпиадах принимали участие около 950-960 школьников, то в октябре 2008 года число участников школьного этапа возросло до 8240 человек. Крупные статусные школы организовали участие до 1360 школьников, обеспечивая доступность участия каждому школьнику, что в несколько раз превысило количество участников предыдущих лет.
По итогам школьного этапа победителями и призёрами стали 1203 школьника, что для 5-классников стало первым успехом, а для выпускников – одним из ключевых достижений года. 8240 школьникам олимпиада помогла определиться с типом одарённости, дала надежду на дальнейшие успехи, а также позволила более аргументированно прогнозировать и проектировать своё профессиональное будущее.
По 7 предметам, таким как математика, биология, география, история, обществознание, литература, русский язык, все общеобразовательные учреждения Центрального района организовали участие школьников в школьном этапе Всероссийской олимпиады.
В силу того, что большинство ОУ реализуют профильное обучение, по ряду предметов, таким как информатика, астрономия, технология, физкультура, экономика, немецкий и французский языки, количество участников было наименьшее.
Но, тем не менее, 314 школьников Центрального района выступи в 19 предметных олимпиадах муниципального этапа, и 24 из них стали победителями и 80 – призёрами (всего 104 человека). Только гимназия № 1 воспитала 59 победителей и призёров предметных олимпиад. А по итогам участия в региональном этапе 10 школьников Центрального района стали победителями и 23 – призёрами, приняв участие в 14 предметных олимпиадах, и награждены дипломами государственного образца, а также сертификатами на сумму 3000 и 1000 рублей.
Школьники Центрального района подтвердили свой уровень знаний, успешно выступив в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. А четверо учащихся гимназии № 1 как победители заключительного этапа были награждены Благодарственными письмами губернатора НСО В.А. Толоконского как неоднократно успешно представлявшие интеллектуальный потенциал НСО во Всероссийской олимпиаде школьников: по математике (Бернштейн Антон, Бердников Александр),экономике (Демидчик Николай), информатике (Морозов Иван), которые являются учащимися гимнази № 1.
Ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Российского совета олимпиад школьников напомнил, что в прошлом учебном году было проведено 120 олимпиад, а на 2009-2010 годы совет рекомендовал к проведению 175 олимпиад (из более чем 300 заявленных).
2. Кроме того, очень своевременно было принято решение о переводе НПК школьников в статус олимпиад в соответствии с Концепцией современной модели образования. Это дало возможность дополнительно выявить и уравнять в правах сотни талантливейших школьников – победителей и лауреатов НПК школьников, дало им шанс на получение бесплатного образования в лучших вузах страны.
3. Сформировавшаяся тенденция стимулировала региональные (местные) вузы также активизировать свою деятельность по поиску и привлечению наиболее талантливых, энергичных и подготовленных абитуриентов, которые смогут успешно продолжать развивать сибирскую научную школу, быть успешными и компетентными специалистами в различных сферах общественной жизни, составят конкурентоспособную элиту профессионалов на мировом рынке.
Становятся практикой персональные приглашения будущих выпускников в том числе ОУ Центрального района с выдачей сертификатов на бюджетные места в ведущие вузы города на конкретные факультеты успешных участников олимпиад и НПК школьников (НГТУ, НГУЭУ, НГПУ и других).
4. По мнению Виктора Садовничего, председателя Российского совета олимпиад школьников, для дальнейшего развития олимпиадного движения необходимо укрупнять региональные состязания и переходить к межвузовским олимпиадам.
На наш взгляд это очень ценное направление в развитии олимпиадного движения и расширяет правовые возможности успешных и талантливых учеников для льготного поступления в выбранный вуз.
В Центральном районе этой возможностью широко пользуются общеобразовательные учреждения. Так, например, Криницына Анастасия, ученица 11 класса гимназии № 1, в 2008-09 учебном году стала победителем муниципального и призером регионального этапов Всероссийской олимпиады по истории. К сожалению, имея разницу в 1 балл, она не попала в число участников заключительного этапа и потеряла шанс на победу (кстати, её сопернику также не повезло на заключительном этапе).
Однако она воспользовалась возможностью поучаствовать в межвузовских заочных олимпиадах и заняла I место на Всероссийской школьной олимпиаде Московского государственного университета «Ломоносов – 2009» (номинация «История»), а также стала победителем на Всероссийской многопрофильной олимпиаде Высшей школы экономики (номинация «Обществознание»), получила приглашения в оба вуза и в данный момент является студенткой Московского государственного университета. И таких примеров достаточно.
В Центральном районе поощряется и активно развивается направление по участию школьников в межвузовских олимпиадах по экономике, по черчению, по биологии, по общественным дисциплинам, по информатике, математике, русскому языку и литературе и другим дисциплинам.
5. Развитие олимпиадного движения стимулирует ОУ к созданию и расширению возможностей школьных библиотек, медиатек, компьютерных классов, центров дополнительного образования, расширяется внеурочная деятельность. Развитие дистанционных технологий в образовании с использованием различных сервисов сети Интернет, позволяют школьникам при подготовке к различным конкурсным испытаниям, олимпиадам, получить доступ в лучшие научные библиотеки, архивы, музеи.
6. ОУ Центрального района постоянно расширяют сеть олимпиадного и конкурсного движения. Школьники нашего района активно участвуют в таких олимпиадах и конкурсах, как:
- "Всероссийская викторина по финансовому рынку для старшеклассников"
- Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников ГУ-ВШЭ;
- Всесибирская открытая олимпиада школьников;
- вузовские олимпиады НГАСУ по начертательной геометрии, НГПУ, НГУ, НГТУ и других вузов;
- Открытая региональная конференция Сибирского федерального округа "Эврика";
- олимпиада «Шаг в будущее» по 10 предметам, которую проводит МГТУ им. Баумана,
- олимпиада МГУ «Ломоносов»,
- олимпиада МГУ «Покори Воробьёвы горы»,
- олимпиады Санкт-Петербургского университета,
- олимпиады, проводимые Советом ректоров Москвы и московской области и множестве других.
7. Кроме того, РОО, ЦФГЦРО, руководителями ОУ, педагогами и учащимися Центрального района активно поддерживается и развивается олимпиадное движение районного уровня это:
- конкурс творческих проектов среди учащихся среднего звена (5-8 кл.) по технологии;
- НПК по общественным дисциплинам школьников среднего звена (5-8 кл. Стартует в апреле 2010 г.);
- районная олимпиада по черчению для учащихся 7-11 кл.;
- конкурс «Полиглот» по 10 номинациям (8-11кл.);
- конкурс «Не упускай свои возможности»;
- конкурс «Моё первое исследование» среди младших школьников;
- олимпиада младших школьников;
- «Седьмой лепесток» для младших школьников.
Гимназия № 1 является инициатором и городской экспериментальной площадкой по проведению муниципальной олимпиады для учащихся среднего звена «Золотая середина».
Опыт, проблемы и пути решения проблем. В соответствии с Положением о школьном этапе Всероссийской олимпиады школы не только создали условия, но и предоставили возможность участвовать всем школьникам. Были организованы и посадочные места для участников, и дежурства, подготовлены индивидуальные пакеты с заданиями, организованны предметные комиссии для проверки олимпиадных работ.
Однако, как показал опыт, данный организационный подход в ОУ с большим количеством школьников не явился оптимальным. Так педагогический коллектив гимназии № 13, провёл предварительный гимназический этап олимпиады вне рамок Всероссийской олимпиады с целью подведения итогов работы «Школы юного олимпийца», выявления форм детской одарённости у участников, выявления и быстрейшей адаптации наиболее успешных школьников при условии полного соблюдения условий участия во всех этапах Всероссийской олимпиады в соответствии с Положением.
Однако, как показал опыт, данный организационный подход в ОУ с большим количеством школьников не явился оптимальным. Так педагогический коллектив гимназии № 13, провёл предварительный гимназический этап олимпиады вне рамок Всероссийской олимпиады с целью подведения итогов работы «Школы юного олимпийца», выявления форм детской одарённости у участников, выявления и быстрейшей адаптации наиболее успешных школьников при условии полного соблюдения условий участия во всех этапах Всероссийской олимпиады в соответствии с Положением.
В большинстве школ района организована системная работа с одарёнными детьми в течение всего учебного года и это даёт свои положительные результаты.
Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, клубы интеллектуального развития, «Дебаты», различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
Практика расширения системы олимпиад и конкурсов школьников, поддерживается системой дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров.
Ученики приобретают бесценный опыт исследовательской деятельности работы под научным руководством ведущих учёных вузов города, что на порядок поднимает уровень компетентности школьников и, соответственно, их конкурентоспособность в современном обществе.
В районе отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся через формирование ученических портфолио, что приучает школьников прогнозировать свою деятельность и результаты с позиции целеполагания, а также играет весомую роль при приеме выпускника в вуз.
Так, например, гимназия № 1 участвует в проекте по подготовке выпускников к сдаче экзамена для получения “Международного сертификата по немецкому языку II ступени” (DSD). Преподавание ведется высококвалифицированными учителями школы и носителями языка. Обладатели сертификата, кроме совершенствования языка до уровня С1 по Единому европейскому стандарту, при желании могут продолжить обучение в университетах Германии без предварительной сдачи экзамена по немецкому языку.
Кроме того, гимназия № 1 является членом Программы Microsoft IT Academy. Условия и правила программы позволяют нашим педагогам проводить высококачественное обучение по самым современным и востребованным направлениям информационных технологий Microsoft с целью приобретения учащимися профессиональных знаний и навыков. По окончании курса старшеклассники проходят дистанционное тестирование в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана (г. Москва). За последние два года 35 десятиклассников ОУ, прошедших обучение в академии, получили сертификаты международного образца.
Если говорить о системе дополнительного образования учеников гимназии № 1 в целом, то она включает в себя индивидуальные занятия с одаренными детьми, занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения, предметные кружки, факультативы и элективные курсы, обучение гимназистов в заочных школах НГУ, МГУ и др.
В основной и старшей школе, кроме учителей-предметников, работа ведется преподавателями вузов и НИИ. Гимназия активно сотрудничает с НГУ, НГТУ, НГПУ, НГУЭУ. Научно-исследовательская работа старшеклассников организована через систему 10 научных обществ на базе научно-методических кафедр гимназии, кафедр вузов и лабораторий научно-исследовательских институтов.
В режиме информационно-методического центра работает и библиотека гимназии. Ведется активная работа по распространению библиотечно-библиографических знаний, по модификации и созданию новых информационных ресурсов, что в значительной мере способствует поиску и обработке информации при подготовке к интеллектуальным конкурсам и испытаниям. В 2006-07 учебном году библиотека гимназии №1 стала победителем Открытого фестиваля «Библиотеки для детей в информационном пространстве».
Ежегодно, помимо всех этапов Всероссийской предметной олимпиады по линии Министерства образования и науки РФ, гимназисты принимают участие в более чем в 50 интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней и направлений, среди которых Международный турнир городов по математике, Международная Жаутыковская олимпиада по математике и физике (Казахстан), Открытый региональный экономический фестиваль «Сибириада. Шаг в мечту», Всероссийская командная олимпиада школьников по информатике и программированию, Региональная олимпиада инновационных школ «Сибирские каникулы» и др.
Проблемы. Первый опыт проведения олимпиады в новом формате выявил определённые сложности, с которыми столкнулись организаторы на школьном этапе. Не имея достаточного опыта по составлению олимпиадных заданий, отдельные составители не смогли подготовить задания на высоком профессиональном и методическом уровне. На этапе проведения предметные олимпиады не всегда были обеспечены достаточным количеством ассистентов и наблюдателей, что не способствовало строгой конфиденциальности ответов участников. Отдельные школы не смогли обеспечить качественную проверку олимпиадных работ, что привело к искажению результатов олимпиад школьного этапа, а в дальнейшем привело к тому, что более талантливые школьники потеряли возможность участвовать в дальнейших испытаниях. Кроме того имели место и технические ошибки, допущенные членами жюри в протоколах, что лишало участника шансов на успешное дальнейшее участие.
Предложения. Поскольку, согласно приказу Минобнауки РФ от 22 октября 2007 г. N 285 «Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников», победители и призеры олимпиады имеют право на получение одной из льгот, в том числе быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по ЕГЭ, необходимо обеспечить условия проведения каждого этапа олимпиады в соответствии с требованиями по проведению ЕГЭ:
-
предлагаем организаторам олимпиад продумать вопрос направления независимых экспертов, наблюдателей на каждую параллель на каждую предметную олимпиаду любого этапа, в том числе и школьного;
-
рассмотреть возможность сохранения права на льготное поступление в вуз победителей и лауреатов предметных олимпиад (в том числе и на региональном, и на муниципальном уровне) не только для выпускников 11 классов, но и для учащихся 9, 10 классов;
-
наиболее целесообразным является в таких условиях привлекать для разработки олимпиадных заданий не педагогов ОУ, а ведущих специалистов вузов (кандидатов и докторов наук), что позволит обеспечить более высокое качество …заданий, (снизит количество ошибок, нерешаемых задач, обеспечит более продуманный подход в разработке критериальной базы в оценке заданий, более продуманное методическое и номенклатурное оформление), обеспечит равные условия для учащихся ОУ разных районов, городов, посёлков, а также обеспечит в большей степени конфиденциальность информации;
-
продумать механизм подачи апелляций по итогам каждой предметной олимпиады на каждом этапе
-
через возможные средства массовой информации (в первую очередь используя официальные местные сайты Интернет) довести до сведения школьников и их родителей полный перечень олимпиад и предметов, согласно которому выпускники имеют льготы при поступлении в вузы страны;
-
подготовить перечни региональных вузов, которые устанавливают свои льготы для победителей и лауреатов и своевременно также поместить информацию об условиях льготного поступления.
Выводы. Министр образования подчеркнул важность олимпиад, поскольку «это не только поиск одаренных ребят, но и серьезный профориентационный ресурс. ведь благодаря им многие выбирают свой дальнейший путь, стоят свою профессиональную карьеру проектируют успешное будущее.
По мнению министра образования Андрея Фурсенко, олимпиады, в отличие от ЕГЭ, будут более тонким инструментом для того, чтобы проводить отбор среди талантливых школьников. Если «ЕГЭ точно позволяет понять, кому следует заниматься наукой, а кому нет», то олимпиады должны показать, кто из способных учащихся может это делать лучше.
И все же главный аргумент для поощрения олимпиадного движения заключается не только в том, чтобы школьники получили льготы при поступлении, а в том, чтобы «не потерять таланты».
Ресурсные возможности и правовые основы у Всероссийской олимпиады, проводимой в новом формате, очень большие и способствуют тому, что каждый школьник может проявить, развить и реализовать свои потенциальные способности и иметь шанс быть востребованным в высшей профессиональной школе и успешно строить свою профессиональную карьеру.
Комаристова Татьяна Петровна, методист высшей квалификационной категории Центрального филиала ГЦРО, г. Новосибирск