Е.В.Мартынова. Система обучения логически организованной диалогической речи учащихся
Исходя из собственного опыта преподавания английского языка, считаю, что одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению.
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.
Все функции устного общения - информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная - осуществляются при этом в тесном единстве. Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры (Андреевская В.В.).
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.
Все функции устного общения - информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная и этикетная - осуществляются при этом в тесном единстве. Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры (Андреевская В.В.).
Согласно требованиям государственного образовательного стандарта и на основании концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, были внесены существенные изменения в процесс обучения иностранному языку в средней школе. По окончании школы любого типа учащиеся должны: а) общаться в условиях непосредственного контакта, т.е.понимать и реагировать на устные высказывания партнера в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа; б) рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.
Практика показывает, что учащиеся часто испытывают трудности именно в создании и использовании диалогической речи, особенно в ситуациях, требующих интеграции различных навыков устной речи(принятие спонтанного решения, что требует быстрого реагирования).При анализе типичных ошибок, допускаемых старшеклассниками при устном высказывании, я отметила, что учащиеся часто констатируют какой-либо факт без развития мысли, подменяют аргументы понятиями, дают неразвернутый ответ, в случае непонимания вопроса не просят пояснить, что непонятно.
Причиной большого количества ошибок является не столько отсутствие у учащихся глубоких знаний иностранного языка, сколько слабое развитие общеучебных навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции.
Вне всякого сомнения, обучение групповому общению, одной из форм которого является дискуссионная игра, является самым сложным. Дискуссия как форма работы требует многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетенции, т.е.готовности включиться в реальную коммуникацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнением других.
Упражнения различных типов: вопросно-ответные, репликовые,условная беседа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную речь учащихся, но сами по себе не могут сформировать у учащихся навык ведения дискуссии. Для достижения желаемых результатов необходимо учить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. В связи с этим, важна разработка комплекса упражнений для обучения диалогическому высказыванию на английском языке. Основное требование к разрабатываемой системе-обеспечить не только действие, но и взаимодействие. При разработке системы упражнений я ставила следующие задачи. Учащиеся должны научиться:
-
выражать свои мысли логично и аргументированно,
-
использовать подходящие к ситуации клише в речи,
-
адекватно реагировать в коммуникативной ситуации дискуссии.
Я использую следующий алгоритм при подготовке старшеклассников к дискуссиям, представленным в учебниках.
Упражнения всех перечисленных этапов отвечают следующим требованиям: являются посильными по объему, апеллируют к разным типам памяти, восприятия и мышления, являются целенаправленными и мотивированными, активизируют умственную деятельность учащихся, содержат жизненные и типичные примеры и ситуации.
В результате использования представленной системы упражнений в 9-10 классах произошли изменения в следующем:
-
увеличился темп речи учащихся,
-
пополнился лексический запас учащихся,
-
высказывания стали более логичными,
-
реализуются коммуникативные задачи,
-
допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию,
-
в основном соблюдается правильный интонационный рисунок,
-
увеличилось время говорения.
Таким образом, доказывается практическая значимость и эффективность используемой мной системы обучения диалогической речи учащихся.
Литература
-
Буланкина Н.Е. Концептосфера современного полиязыкового образования. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2009
-
Мильруд Р.П., Максимова И.Р.Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе - 2000
-
Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс-2-е изд.-М.: Просвещение, 2003
Е.В. Мартынова, учитель английского языка первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 156, г. Новосибирск