Кочанова Т.А. Любимые приёмы организации деятельности учащихся

 
Из опыта работы
 
 
Наша школа профильная – с углубленным изучением  предметов художественно-эстетического цикла. На своих уроках мне приходится «превращать  лирику в физику». Использование художественной литературы в процессе обучения оживляет урок, развивает у детей потребность в чтении.

На любом этапе урока в центре внимания ученик. Обучение идёт «от ученика»: от его удивления - к интересу, от интересов к вопросу, от вопроса - к размышлению и выводам, объясняющим окружающий мир. На своих уроках я объединяю физику с поэзией, философией, моралью. Лирические отступления на уроках - необходимые элементы, помогающие поддерживать активность класса, снимать умственную усталость, напряжение.
 
Так на уроке при изучении закона Архимеда я использую повесть А.П. Чехова «Степь»: «Егорушка... разбежался и полетел с полуторосаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».    О какой силе идёт речь?

К. Г. Паустовский, эпизод из повести «Кара-Бугаз»:  «...Наш кок отпросился искупаться, но залив его не принял. Он высоко выкидывал его ноги, и при всём тщании кок погрузиться в воду не смог. Это повеселило команду и улучшило несколько её дурное расположение. Кок к вечеру покрылся язвами и утверждал, что вода залива являет собой разбавленную царскую водку, иначе - серную кислоту». Почему кок не смог искупаться в заливе Кара-Бугаз?

К. Г. Паустовский, эпизод из повести «Кара-Бугаз»: 

 
Н.А. Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы»: 
 
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас - да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...».

Вычислите минимальный объём погружённой части бревна, на котором плыли зайцы, если их было 10, а масса каждого 4 кг.
 
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»:  «Бурлившая днём горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом. Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзала только самая середина реки... От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной».

Вы все видели, как лужи замерзают. Лёд белый по цвету и, причём кольцами. Но мы знаем, что лужи грязные.   Почему же лёд белый?
Ответ: кристаллы льда образуются сверху, они светлые, а грязь тонет.
Почему грязь тонет?  Ответ: она тяжелее воды.
Почему лужи замерзают слоями?   Ответ: перепады температуры, день сменяет ночь. Ночью холодно и вода замерзает быстрее, а днём возле кромки даже оттаивает. Поэтому получаются слои.

Вы все видели, как лужи замерзают. Лёд белый по цвету и, причём кольцами. Но мы знаем, что лужи грязные.   Ответ: кристаллы льда образуются сверху, они светлые, а грязь тонет.Ответ: она тяжелее воды.Ответ: перепады температуры, день сменяет ночь. Ночью холодно и вода замерзает быстрее, а днём возле кромки даже оттаивает. Поэтому получаются слои.

Почему полынья замерзала не от центра?  Ответ: Около кромки воды меньше; когда земля охлаждается, здесь быстрее образуется лёд, чем в центре, где воды много.
 
При изучении законов Ньютона в своей работе я использую рисунки к сказкам «Колобок», «Репка», басне Крылова «Однажды Лебедь, Рак да Щука...».
 
«Репка»: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая...»
 Вопросы:
1.   При каком условии репка получит ускорение?
2.   Выберите оси координат и запишите II закон Ньютона.
3.   Каким будет это уравнение, если репка сохраняет состояние покоя?
 
«Колобок»: «Колобок лежал на окне и покатился...»
Вопрос:  Какие законы и понятия физики можно проиллюстрировать этой сказкой?
 
«Однажды Лебедь, Рак да Щука...»:
Однажды Лебедь, Рак да Щука
……………………………………
Вести с поклажей воз взялись
……………………………………
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
…………………………………......
Да только воз и ныне там».
Вопрос:
1.   Записать II закон Ньютона.
2.   Изобразить все силы, действующие на воз.
3.   Доказать, что воз сдвинется с места и в какую сторону.
 
В 7 классе на уроке лабораторной работы с мензуркой дети получают задание сочинить стихотворение, пословицу, басню, поговорку о мензурке. Например:
 
«Есть в физике такой прибор,
 Всем абсолютно нужен он.
В нём жидкость сразу измеряется,
Прибор мензуркой называется.
Узнаешь жидкости объём,
Много делений есть на нём».
 
«Мензурка в физике нужна.
В мензурке вычислят всегда
Объём любого тела:
Воды, камня и мела».
 
«Мензурка - классная штука,
Мензурка - непрочная мука.
Мензурка не любит неточность.
Не забывайте про её непрочность.
Чуть шатнётся плоскость,
Мы все забудем про точность».
 
«Что это за прибор?
Объём жидкости покажет
И о ней нам всё расскажет».
 
 
При изучении темы «Силы в природе» в 7 классе детям предлагается найти и выписать пословицы, поговорки со словом «сила», которые будут включены в командную игру-соревнование среди классов.
Например: «Сила солому ломит» или «Не в том сила что кобыла сива, а в том, что не везет».

В  поэзии слово «сила» используется разнообразно. Например: А. С. Пушкин:

«Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей
Страшатся щуки крокодила
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей
Всегда имеет верх над слабостию сила».
 
Или А. Твардовский «Василий Теркин»:

«Сила силе доказала,
Сила силе не родня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня».
 
Художественное описание различных физических явлений я нахожу во многих рассказах Л. Н. Толстого, написанных для детей. Отрывки из этих рассказов я часто использую на уроках физики с различной целью (для иллюстрации изучаемого материала, постановки вопроса, направленного на выяснение рассматриваемого явления, закрепления пройденного и т.д.).

Диффузия. «Черемуха эта росла не кустом, а деревом... кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах» (из рассказа «Черемуха»).
 
Строение вещества. «В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены железные ушки, потом сделал железную полоску, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полоску на огне; она раздалась и достигала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоса стала остывать и сжиматься и стянула стены» (из рассказа «Как в городе Париже починили дом»).


«Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в море текут другие реки, и все реки текут в моря. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле» (из рассказа «Куда девается вода из моря»).
 
Механическое движение. Давление. «Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее ... прикрепят холстинный парус ... и тогда ветер надует парус ... и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки...» (из рассказа «Для чего ветер»).
 
Плотность вещества. «...Осенью и зимою двери разбухают и не растворяются, а летом ссыхаются и притворяются. От чего слабое дерево — осина больше разбухает, а дуб меньше? От того, что в крепком дереве — дубе пустого места меньше и воде некуда набраться, а в слабом дереве — осине пустого места больше и воде есть куда набраться» (из рассказа «Сырость»).
 
Атмосферное   давление.     «Солнце     стояло еще  высоко,   но  на  закате    тянулась    туча,— и  вдруг  она  закрыла     солнце.     Мне ...  стало жутко,  и  я,  чтоб  заняться чем-нибудь, достал барометр и  посмотрел  на него,  и по нем узнал, что я поднялся уже на четыре версты». «Теперь я уже был  на пять верст над землей и чувствовал, что мне воздуха мало,  и  я  часто   стал   дышать»   («Рассказ     аэронавта»).  
 
Плавание тел. «Если взять надутый пузырь и опустить его в воду, а потом пустить, то пузырь выскочит на верх воды и станет по ней плавать»   (из   рассказа   «Как   делают   воздушные шары»).
 
Воздухоплавание. «От огня разогреется воздух в шаре и станет легче воздуха холодного, и шар потянет кверху, как пузырь из воды. И шар будет лететь до тех пор кверху, пока не придет в воздух легче горячего воздуха в шаре... Если шар слишком высоко поднимается, и кто летит, хочет спустить его, то он откроет клапан, газ выйдет, шар сожмется и станет спускаться. Кроме того, на шару всегда есть мешки с песком. Если сбросить мешок, то шару будет легче, и он пойдет кверху» (из рассказа «Как делают воздушные шары»).
 
Энергия ветра. «Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом на вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга и жернов станет вертеться на другом жернове» (из рассказа «Для чего ветер»).

Плавание и отвердевание на основе учения о молекулярном строении вещества. «В деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода... Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку. Когда из воды делается лед, то во льду этом такая сила, что если наполнить чугунную пушку водой и заморозить, то льдом разорвет ее» (из рассказа «Отчего в морозы трещат деревья»).

Кипение. «...Над огнем вода делается ...газом, и как соберется пар, немножко водяного газа, он сейчас пузырем выскочит наверх. Сперва выскочит один пузырь, потом другой, а как нагреется вся вода, то пузыри выскакивают, не переставая: тогда вода кипит» (из рассказа «Как делают воздушные шары»).

Магниты. «В старину был пастух: звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни, ... и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошел дальше — опять сапоги прилипают. Он сел, взял сапог в руки и стал трогать им камни... Если два магнита сводить концы с концами, то одни концы будут отворачиваться друг от друга, другие сцепляться... как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивается» (из рассказа «Магнит»).

Относительность движения. Свободное падение. «Мне не слыхать было, чтобы я поднимался, ничто не шевелилось, но дышать мне становилось все тяжелее и тяжелее. Если я не остановлю шар,— подумал я,— то он лопнет, и я пропал ...я изо всех сил ухватился за веревку и потянул... клапан открылся, засвистело что-то. Я выбросил бумажку — бумажка полетела около меня и поднялась... Я, как камень, летел вниз. Я стал  скидывать балласт, чтобы задержаться» («Рассказ аэронавта»).  
 
 
 
 
Т.А. Кочанова, учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 156, г. Новосибирск