Боровиков Л.И. Наброски завтрашнего дня

 
Искусство фотографии все более активно  проникает  в нашу жизнь, открывая  широкие перспективы  для творческого освоения сугубо индивидуального способа постижения  окружающей действительности. В деле  приобщения детей и подростков к фотографической деятельности важно с самого начала сформировать у них ответственное отношение к творческому потенциалу современной художественной фотографии. С одной стороны, всегда можно, конечно,  ограничить свое практическое взаимодействие с любой фотокамерой (пусть даже самого сложного, дорогого и супермодного устройства) рутинно-бытовым способом, не выходящим за пределы элементарного фиксирования  отдельных событий своей жизни. Тогда, в итоге,  мы получим один, вполне конкретный, но самый простейший  эффект – серию относительно интересных лично для нас  фотографий,  составляющих типичный семейный фотоальбом, ориентированный на восприятие отдельных фактов собственной биографии, ситуативно интересной для  наших близких – родных, друзей, одноклассников, знакомых.  

А можно ведь и сосредоточить свои  творческие усилия на неоспоримо более высоком уровне художественного осмысления  окружающей нас действительности! В этом случае следует  поставить перед собой своего рода  триединую «сверхзадачу» –  прежде всего,  научиться  подмечать самое интересное и уникальное, неповторимое и зрительно колоритное  в  нашей быстротекущей жизни, затем,  шаг за шагом, освоить всегда достаточно непростую технику съемки понравившихся художественных объектов и, наконец,  в-третьих, достойным образом выйти на уровень художественных творческих презентаций своего опыта, объективно свидетельствующих окружающему сообществу о достижении  истинно высокого мастерства фотохудожественной деятельности.

Все в жизни, как известно,  начинается с первого шага. Хорошо, если этот шаг будет удачным. Искусство фотографии здесь не представляет собой исключения из правил. По настоящему, с глубоко профессиональными намерениями,  учиться фотографическому мастерству следует  всегда: и зимой, и летом, и весной, и осенью. Всю жизнь следует постигать удивительные закономерности фотографической художественной премудрости. Делать  это  можно в одиночку – вдумчиво читая книги и самостоятельно, «от себя» выстраивая собственную экспериментальную  фотографическую практику, а можно учиться и сообща, работая в том или ином детском творческом объединении. Следует  пользоваться и другими,  скажем так, «сопутствующими» способами фотографического обучения, критически перенимая опыт  лучших представителей старшего поколения, представленный на многочисленных тематических фотографических выставках. 

Можно учиться и  у своих сверстников, участвуя в жанрово-тематических конкурсах художественной  фотографии. В любом случае, здесь следует помнить главное: только высокое усердие, сконцентрированность и целеустремленность являют собой надежный ключ к высокопродуктивным индивидуальным художественно-творческим достижениям. Хотя бывают, конечно,  и отдельные детские творческие удачи, но эти удачи   есть, безусловно,  весьма хрупкий залог восходящего фотографического таланта.

Номинации фотоконкурса, традиционно проводимого вот уже в течение целого ряда лет в  детском сообществе в Центральном районе города Новосибирска, весьма удачно охватывают   наиболее сегодня выигрышный  для развития творческих фотографических задатков детей спектр тематических разделов. По большому счету это пока еще достаточно робкие ростки их индивидуальных  художественно-творческих проявлений. Вместе с тем, в конкурсных работах мы достаточно часто находим, к примеру, относительно удачные, истинно репортерские зарисовки уникальных эмоциональных микрособытий  школьной жизни, попытки обобщенно-философского осмысления  ярких  впечатлений лета, широкий диапазон представленности дружественных форм и способов общения с  нашими «братьями меньшими» – домашними животными, а также весьма неординарный, истинно детский  опыт художественно-творческого погружения в увлекательный мир макрофотосъемки. 

Конечно же, представленные на страницах  настоящего каталога детские художественно-творческие  работы не всегда в ладах с композиционно-художественными и технико-технологическими фотографическими решениями.  Но в целом, во всех работах есть истинно детская непосредственность и доверительная откровенность, а значит альманах, который вы сейчас держите в руках, являет собой своеобразную фотохронику мира современного детства, представляющего интерес  не только для  детей и педагогов дня сегодняшнего, но и еще в большей мере для  фотохудожников дня  завтрашнего. 
 
Леонид Иванович Боровиков,
профессор НИПКиПРО, член Союза журналистов России