Мельникова Г.С. Чтоб совершенней стала красота. Изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» на уроках литературы

 
 
… Столкнувшись лицом к лицу
с великим шумом мира и его молчаньем.
 
Н. Дженкинс, уэльский поэт
 

Есть произведения классической литературы, чтение которых дает ученикам большие возможности для совершенствования читательского навыка через постижение мастерства писателя. В этом отношении абсолютно уникальным является рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», изучаемый в 6-7 классах. Не случайно, что все авторы программ литературного чтения (Коровина В.Я., Маранцман В.Г., Курдюмова Т.Ф. и др.) не обошли своим вниманием произведение писателя, возвышенного и гармоничного художника, проникновенного лирика в русской прозе XIX в., чуткого к звучанию русской речи. Французский писатель П. Мериме заметил: «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей», Тургенев «рисует своих героев как поэт и как живописец. Ему одинаково интересны как их страсти», так и черты их лица. Он знает их жесты и привычки, он слушает и стенографически записывает их речь…».

Из этого следует, что учителю литературы открываются богатейшие возможности работы над литературоведческими понятиями, совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа художественного текста и отбора необходимого материала.

Во-первых, рассказ хорош для обучения детей составлению характеристик героев, в том числе сравнительных. 5 мальчиков – 5 различных характеров. Они открываются читателю в диалогах и в живописных портретах. Предлагаем учащихся план характеристики героя.

1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).
2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).
3. Характер (поступки, отношение к другим людям).
4. Речевая характеристика героя.
5. Прямая авторская характеристика героя.
6. Характеристика героя другими действующими лицами.
7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.

Учащиеся, работая по плану, составляют сначала характеристики героев, а затем учатся сравнивать разных персонажей. Работа может быть как устной, так и письменной.

Во-вторых, постигая речевую характеристику мальчиков, ученики пересказывают былички от их лица и делают вывод о том, чем характерна речь каждого рассказчика и чем это обусловлено.

В-третьих, богатейшие возможности дает чтение рассказа для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся (речевые навыки и умения – говорение). Они готовят пересказы на следующие темы: «Тайный след июльского дня», «Что ночью открылось...?», «Утро зачиналось…» и т.д.

И, конечно, большую часть времени мы отведем работе над пейзажем, который, как известно, не всегда нравится учащимся, так как, по их мнению, он «удлиняет» произведение, отвлекает от сюжета. Попутно идет работа над выразительными средствами языка. Вот как это может быть организовано.

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни. Все сказанное о специфике тургеневского пейзажа нетрудно довести до сознания учащихся. Надо только, следуя тексту, активизировать соответствующими вопросами их внимание и таким образом поощрять их наблюдательность. В заключение учащиеся выполняют самостоятельную работу в классе или дома по следующей схеме.
 
Картины природы в рассказе «Бежин луг»
В красках
 В звуках
В запахах
 
 
 

Работа будет заключаться в выборе и внесении в схему соответствующих цитат из текста произведения. Опыт показал, что такое задание дети выполняют с большой охотой, т.к. оно заинтересовывает своей необычностью: находить в описании краски, звуки и запахи. Такой вид самостоятельной работы школьников усиливает их внимание к тексту, поощряет их наблюдательность, развивает навык выборочного чтения и умение правильного цитирования, помогая в данном случае хорошо осмыслить особенности пейзажа.

Детям надо помочь освоить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, поэтому нельзя пройти мимо блестящего мастерства автора «Бежина луга» в описании природы. Для этой цели следует наметить такие проблемы:

1) С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить природу?
2) Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?

Организуем наблюдение над текстом. Предлагаем школьникам найти в тексте картину пробуждения летнего утра и кому-нибудь из учащихся прочитать ее вслух. Затем даем всему классу задание снова обратиться к тексту, внимательно всмотреться в него и определить какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра.
В итоге приходим к выводу, что, показывая пробуждение раннего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
В целях большей наглядности подчеркиваем в тексте сплошной прямой чертой олицетворения, прерывистой - метафоры и дополнительной прямой чертой — эпитеты: «Свежая струя пробежала по моему липу»; «еще нигде не румянилась заря»; «бледно- серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья»; « и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня ... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы: мне навстречу. чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола...».

Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры) для усиления наглядности восприятия разобранного текста полезно записать на доске и в тетрадях учащихся в таком виде.
Картина пробуждения утра
 
В олицетворениях
В метафорах
«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось,     запело, зашумело, заговорило»
«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня ... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

 
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? ПРИХОДИМ к ВЫВОДУ: выбор писателем олицетворений и метафор обусловлен целью художника показать сам процесс пробуждения и оживления ПРИРОДЫ. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.
- А для чего в описание утра введены также эпитеты?  (Они помогли сделать картину утра более яркой, зримой).

Обращаемся к чтению и разбору картины ясного летнего дня. Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой. Каждый эпитет выделяем в этом отрывке вместе с существительным и глаголом, которые он определяет, и выписываем в тетрадь.

«Был прекрасный июльский лень... небо ясно: утренняя заря ... разливается КРОТКИМ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает ... свежо просияет...хлынули играющие лучи и весело и величаво ... поднимается могучее светило».

Приходим к заключению, что в обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.

Итак, для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.

При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иной. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота... вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина имела вид почти правильного катка с пологими боками: на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,- казалось, они сползлись туда для тайного совещания,- и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Прочитав приведенный отрывок в классе и подчеркнув в нем все слова и выражения, передающие тревогу заблудившегося человека ввиду надвигающейся ночи, учащиеся убеждаются, что в данном случае писатель не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Чтобы закрепить это впечатление у школьников, предлагаем им выделить в описании надвигающейся ночи все образные выражения в таком порядке.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение
Метафора 
Олицетворение 
Эпитет
«Ночь приближалась и
росла, как грозовая туча»;
«кусты словно вставали вдруг из земли перед
самыми моими ногами»
 «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась  темнота»;
«с каждым мгновением
надвигаясь, громадными
клубами вздымался
угрюмый мрак»;
«сердце у меня сжалось»
 «На дне ее (лощины)
торчало стоймя несколько белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»
 «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;
«вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное  чувство», «угрюмый мрак»

 
Приведенных в записи примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том. что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии. Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец, на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

«Темное чистое небо торжественно и необъятно стояло над нами со всем своим торжественным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума...»

В такой именно момент величавого состояния природы писатель рисует портреты крестьянских мальчиков, поскольку именно в такие мгновения обостряется способность спокойно воспринимать и запечатлевать все окружающее. Ощущение торжественности и величавости русской ночи Тургенев переживает и тогда, когда он выслушал уже многие страшные истории мальчиков о домовых, леших, водяных, русалках и прочем. Таковы основные моменты в изображении картины русской летней ночи. Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои -деревенские мальчишки. Некоторые из рассмотренных примеров полезно отразить в тетрадях учащихся, чтобы тургеневские пейзажи на всю жизнь остались в памяти.

Отмеченные основные картины русской летней ночи в изображении и трактовке Тургенева необходимо довести до сознания детей, используя для этого и выразительное чтение, и организованное целенаправленное наблюдение над текстом, и самостоятельные работы, и заучивание учащимися отдельных отрывков наизусть. При этом надо обратить особое внимание детей на величавость, таинственное великолепие и торжественность ночи.
 
 
Призраки ночи
Картины ночи
Впечатления мальчиков
и автора
Зрительные образы
 «Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»
«Картина была чудесная!»
«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,- раздался вдруг детский голос Вани,- гляньте на божьи звездочки,- что пчелки роятся!». «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»
Тишина
 «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... одни огоньки тихонько потрескивали»
 
Таинственные звуки
«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»
«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. - Что  это? - Это цапля кричит, - спокойно возразил Павел»
Запахи
«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»; под утро 
 
 
Завершающей стадией в анализе пейзажа должно стать выяснение роли картин природы в рассказе.
– Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж?
– Не являются ли картины природы в рассказе лишними?

В процессе фронтальной беседы с классом приходим к мысли, что жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскому труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей. Природа в рассказе действенна.

– Какую же роль играет она? В чем ее значение?
Этот сложный и трудный для учащихся вопрос решаем по частям. Мы знаем, что картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни. Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора.

– Какие настроения вызвала природа у мальчиков, сидевших у костра? (Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища. успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор.

Значение природы в рассказе «Бежин луг»
 
Служит фоном в жизни героев рассказа - крестьянских детей.
Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, располагая их к рассказам о страшном. 
Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку.
 
Объяснив таким образом активную роль пейзажа в рассказе «Бежин луг», полезно предложить учащимся подумать: имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
 
Разбиваем этот трудный для учащихся вопрос на ряд частных.
- С чего начинается рассказ Тургенева?    (Он начинается с изображения «прекрасного летнего дня»).
- Чем завершается рассказ?  (Он заканчивается изображением ясного летнего утра).
- Какой вывод можно сделать из решенных вопросов?  (Рассказ «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием картин природы). 
Значит, пейзаж служит началом и концовкой произведения.

Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
При этом следует опираться на личные впечатления учащихся о природе, на пережитые детьми эмоции, а также на сопоставление литературных пейзажей с картинами великих художников, стремясь вызвать у школьников живые ассоциации там, где это возможно. Попытаемся систематизировать картины природы, разделив их на 3 группы.
 
I Описание пейзажных зарисовок
II Звуковая сторона картин
III Ощущения автора
 
I группа
 II группа
III группа
Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится  след  ног  по росистой, побелевшей траве и т.д.
Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами и т.д.
Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» и т.д.

   
Под руководством учителя ученики сумеют сделать вывод о необычайном богатстве средств, которыми пользуется Тургенев для создания ярких, объемных описаний природы. Беседа направляется учителем с помощью вопросов.

– Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными?
– Когда, на ваш взгляд, И.С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней?

Таким образом, рассказ «Бежин луг» И.С. Тургенева позволяет помочь учащимся по-новому посмотреть на писателя, на его произведение. А.Н. Бенуа, перечитавший всего Тургенева, находясь в эмиграции в Париже, напишет о «Записках охотника»: «…это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко волнующая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле…».
 
Можно предложить учащимся вдуматься в смысл этого высказывания, подтверждая свои выводы цитатами из рассказа. Думается, такое прочтение рассказа И.С. Тургенева поможет учащимся почувствовать красоту русского пейзажа и удивление перед силой слова Мастера.
 

Г.С. Мельникова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной  категории МБОУ СОШ «Диалог», Заслуженный учитель Российской Федерации, г. Новосибирск