Старцева А.Г. Выставочное движение как ресурс развития образования. Из опыта работы методической службы системы образования Центрального района Новосибирска
«УЧСИБ» - крупнейшая официальная российская выставка, играет важную роль в процессе адаптации образовательного пространства к современным условиям. Посетители выставки и участники экспозиции из разных регионов страны получают возможность знакомства с опытом коллег, плодотворного общения, обсуждения насущных проблем и поиска путей их решения.
Сотрудничество – основная ценность образовательной выставки, поскольку в процессе активного взаимодействия педагогов-практиков, представителей науки, органов власти и бизнес-сообщества становится возможной реализация самых смелых проектов. Выставка уже не один год служит мощным инструментом продвижения на образовательный рынок свежих идей, новейших моделей и технологий в обучении, результатов новаторских разработок и экспериментов. Здесь не только демонстрируются передовые педагогические технологии и средства обучения, но и происходит оценка перспектив их внедрения в практическую деятельность.
Экспозиции выставки «УЧСИБ» представляют несомненный интерес для самой широкой аудитории. Педагоги-практики могут почерпнуть полезную информацию, найти единомышленников, обсудить волнующие их вопросы образования и воспитания.
Проследим направления работы выставки:
2005 год – «Развивающееся образование в открытом информационном пространстве».
2006 год – «Развивающееся образование: саморазвитие личности в условиях взаимопроникновения культур и цивилизаций»
2007 год – «Развивающееся образование: управление качеством».
2008 год – «Социальное партнёрство в образовании».
2009 год – «Качество образования: поиски, пути, решения»
Направленность выставки 2010 года продолжает тему, обозначенную в 2009 году – «Качество образования: поиски, пути, решения». XVIII Международная выставка «УЧСИБ-2010» пройдет с 10 по 12 марта 2010 года в МВЦ «ITE Сибирская Ярмарка».
На протяжении более семи лет ООАЦР, ЦФГЦРО, ОУ Центрального района принимают в ней участие. Концепция выставочной деятельности Центрального района в рамках Сибирской ярмарки определена рядом факторов:
· традиционность, регулярность проведения;
· известность и престижность;
· гарантия наличия целевой аудитории;
· наличие специализированных мероприятий;
· уровень сервиса и развитой инфраструктуры ярмарки;
· наличие профессиональных конкурсов и внешней экспертной оценки.
Участвуя в выставке «УЧСИБ» Международной Сибирской ярмарки мы ставим перед собой следующие цели:
- позиционирование ОУ Центрального района и поддержка имиджа.
- демонстрация и пропаганда собственных достижений в образовательной сфере.
- увеличение рекламно-информационного воздействия на потребителей образовательных услуг.
- реклама экспонатов (учебно-методические пособия, модели, книги).
Школа – открытая социально-педагогическая система, взаимодействующая со многими социальными институтами. О ней всё чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как «конкурентоспособность», «образовательная услуга», реклама и т. д.
В жизнедеятельности и развитии образовательных учреждений особое место занимает позитивный, профессионально созданный, устойчивый имидж. Понятие «корпоративный имидж», прочно утвердившийся в российском бизнесе и менеджменте, становится актуальным и для системы образования. Необходимость в позиционировании имиджа системы образования возникла по нескольким причинам:
·нестабильная демографическая ситуация обострила процесс конкуренции среди ОУ, внеся элементы рыночной экономики;
·позитивный имидж школы стимулирует учителей к поддержанию репутации ОУ;
·позитивный имидж создаёт кредит доверия как для участников образовательного процесса, так и для спонсоров, СМИ, общественных организаций.
В построении позитивного имиджа ЦФГЦРО, ООАЦР, ОУ, в целом система образования Центрального района пытаются привлечь к себе внимание, в том числе и путём создания запоминающегося визуального образа. И это действительно становится маркетинговым инструментом при условии соблюдения единого стиля, привлекательности, чёткости и запоминаемости.
К элементам корпоративного дизайна в условиях выставки мы относим: печатные материалы, исходящие из ОУ; фирменные знаки, логотипы; имиджевые коммуникации: буклеты, визитки как личные, так и учреждения, бейджи, элементы форменной одежды; традиции представления учреждения, ритуалы, миссия.
На вопрос: «Какие PR-технологии в большей степени способствуют формированию позитивного имиджа учреждения? можно ответить так:
1. PR-мероприятия посредством СМИ, выставок, дней открытых дверей, конференций, обмена опытом, профессиональных встреч;
2. Наличие Интернет сайта;
3. Публикации учителей и учащихся, издание авторских методических пособий, представленных как в выставочном зале, так и представленных на конкурс;
4. Позиционирование модели выпускника через каналы СМИ, в том числе и ярмарки, показательные выступления, презентации.
Важную роль в позиционировании ОУ играет миссия школы и её ценности. Под миссией понимается сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования школы, в котором проявляется её отличие от других школ.
Идентификация как способ соотносить себя с «иным» важна для эффективного формирования как внутреннего, так и внешнего имиджа. Имидж – не то, что делает организация, а то, что думают другие по поводу её деятельности. Поэтому донести до общественности смысл деятельности организации, регулировать взаимодействие, гармонизировать его – важная составляющая в проблеме идентификации. В этом заключается важнейшая цель службы PR.
Ещё недавно термин «Public Relations» казался неприменимым к школьной жизни, сейчас руководитель любого уровня - менеджер и пытается применять PR-технологии в своей управленческой деятельности, взращивая имидж школы.
Важнейшая задача на выставке – создать образ учреждения и предоставляемых образовательных услуг. Для её успешного решения необходимо использовать все возможности одновременно: продвижение индивидуальности учреждения, представление результатов деятельности и основных направлений развития, дизайн стенда.
Методическая служба, отдел образования способствовали тому, чтобы выделить одно учреждение района, стимулировать творчество. Так, самостоятельно, мощно представляли себя:
в 2005 году – гимназия № 1,
в 2006 году – экономический лицей,
в 2007 году – гимназия № 13,
в 2008 году – МБОУ СОШ № 29,
в 2009 году – МБОУ СОШ № 54.
Понятно, что новые идеи не рождаются каждый год, поэтому в ОУ идёт накопление энергии, реализация задуманного. А вот в экономическом лицее – другая точка зрения: принимая участие в выставке «УЧСИБ» ежегодно, создаются традиции, появляется новый опыт – считает администрация лицея.
Количество учреждений образования Центрального, принявших участие в Международной образовательной выставке «УЧСИБ»: 2005 год – 11, 2006 год - 16, 2007 год - 18, 2008 год - 29, 2009 год - 26.
Подготовка к участию начинается весной на кадровой неделе: каждое учреждение представляет программу участия и конкурсных материалов, которые будут в течение года готовиться к ярмарке. Поэтому начинаем работу с формирования и организации деятельности выставочной команды.
Следующий шаг: план подготовки, оказание методической помощи ОУ.
Так, организация семинаров «Выставочное дело», краткосрочных курсов как на базе ОУ, так и в ЦФГЦРО, помогают определить причины неоправданных ожиданий выставки, особенности выставочного формата конкурса, найти точные акценты в рекламе, другое.
Выставка – важный инструмент связей с общественностью, используемый для укрепления, создания высокой репутации и побуждения целевых групп к желательным для него действиям.
Особенности выставки как пиар - мероприятия заключаются в следующем:
-
Именно здесь встречаются наиболее значимые представители образовательного пространства;
-
Участникам представляется возможность собрать информацию: настроения и пожелания потребителей, их услуг, получить сведения о конкурентах, а также об общей ситуации и тенденциях развития на рынке образования;
-
Образовательное учреждение имеет шанс заявить о себе, продемонстрировать возможности, укрепить доверие потребителей и партнёров.
Выставочные стенды - лицо образовательных учреждений, филиала и отдела образования. За пять лет мы дважды сменили баннеры, приобрели кафедру, выставочные стойки, ноутбук, большой экран. Всё это создаёт комфортные условия в рабочие дни ярмарки, экономит средства при аренде.
Ещё одно мощное средство позиционирования ОУ – участие в различных профессиональных конкурсах. Конкурсное движение позволяет учреждениям заявить о себе в образовательной среде, представить имеющийся опыт работы, продемонстрировать, в каком направлении сегодня развиваются наиболее востребованные и конкурентоспособные учебные заведения. Конкурс предоставляет участникам известность, возможность совершенствоваться.
Конкурс «ITE медаль Сибирской ярмарки» содействует продвижению в образовательную сферу современных технологий, материалов, методик, инноваций, способствующих востребованности полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения.
За 2005 - 2009 годы отдел образования, филиал ГЦРО, образовательные учреждения Центральный район отмечены Большими золотыми медалями в количестве 35, Малыми золотыми медалями - 23, дипломами «Золотая медаль Сибирской ярмарки» - 43. Прошу вас, уважаемые коллеги, обратить внимание на таблицу достижений системы образования Центрального района за последние пять лет. А теперь о доле отдела образования и ЦФГЦРО в высоких результатах района.
РОО: 2005 год - Большая золотая медаль за книгу «Социальный педагог в действии» (Из опыта работы ОУ района).
ЦФГЦРО:
2006 год – Благодарственное письмо «За большой вклад в работу выставки по предъявлению передового опыта образовательных учреждений Центрального района»; Малая золотая медаль за профессиональное освещение проблем образования в контексте социокультурной, политической жизни страны в журнале «ИМиДЖ».
2007 год - Золотая медаль Международного образовательного форума «УЧСИБ» за выпуск журнала «Школа: день за днём» в номинации «Технологии управления качеством учебно-воспитательного процесса».
2008 год - Золотая медаль Международного образовательного форума «УЧСИБ» за электронную педагогическую библиотеку в номинации «Электронный учебник».
2009 год - Малая золотая медаль за электронную библиотеку «Памятники природы регионального значения» в номинации «Социальное партнёрство как качественный ресурс развития образования».
Несколько подробнее о разработке двух серий электронных библиотек педагога, объединённых под названиями «Школа: день за днём» и «Содружество».
Серия «Школа: день за днем» состоит из 17 выпусков, содержащих методические, нормативные, информационные материалов по актуальным вопросам образования.
Сейчас на российском рынке представлено множество образовательных электронных пособий и приложений к действующим учебникам, поэтому в нашем филиале было выбрано иное направление данного вида деятельности: разработка электронных библиотек дополнительных материалов для проведения учебных и внеклассных занятий.
Электронные библиотеки, объединённые в серию «Содружество», были разработаны совместно с научными сотрудниками ЦСБС СО РАН, НГПУ, Департамента природных ресурсов НСО, а также с учреждениями культуры: Областной детской библиотекой им. А.М. Горького и ГПНТБ.
Каждая библиотека содержит тысячи высококачественных иллюстраций, схем, карт, графиков, объемные текстовые материалы, аудио- и видеофрагменты.
Система универсального поиска позволяет оперативно находить нужную текстовую или иллюстративную информацию. Электронная версия позволяет использовать режим автопрокрутки и просматривать тексты или иллюстрации, не притрагиваясь к клавиатуре. Этот режим очень удобен при проведении педагогом лекции с электронным сопровождением.
Выпуск каждой электронной библиотеки сопровождается изданием её выставочного дайджеста, содержащего полное содержание библиотеки и аннотацию. Тираж электронных библиотек на компакт-дисках передаются во все ОУ района.
В качестве партнёров по созданию электронных библиотек выступают представители не только научных организаций, но и образовательных учреждений Центрального района: за последние годы была оказана методическая консультативная помощь при компоновке электронных учебно-методических пособий педагогам учреждений дополнительного образования детей ДДТ «Центральный» и ДШИ «Весна» (на слайде представлены электронные учебно-методические пособия педагогов дополнительного образования).
Как было указано выше, все электронные библиотеки отмечены большими и малыми медалями Международной выставки «УЧСИБ».
В 2009-2010 учебном году подготовлены три библиотеки, они представлены на слайде и готовятся к выпуску ещё три новых библиотеки, две – краеведческой направленности «Почётные жители Новосибирска», «Искусство родного края: архитектура, музыка, живопись, литература», а также электронный сборник «Интерпретации», состоящий из 400 обзоров книжных новинок в области художественной литературы, литературоведения, искусства и искусствоведения, истории и культурологии, философии и теологии.
Верный шаг для создания брендового имени учреждения – сделать нечто, вызывающее поток эмоций. Это может быть, например, подготовленный слайд – фильм, ролик или презентация, в которых учреждение представлено в неожиданном свете. Школа, желающая сделать себе имя, должна создать новый контекст, новый поток коммуникаций, привлечь нового слушателя, читателя, зрителя новым продуктом, фильмом, книгой. В подтверждение этому в конце семинара такая возможность будет вам представлена.
Создание корпоративного web-сайта как элемента коммуникации играет не последнюю роль в формировании благоприятного имиджа. Он своеобразная визитная карточка. Так как корпоративный сайт наиболее удобная форма построения коммуникации в среде on-line, он может решить следующие стратегические задачи:
-
Повысить лояльность пользователей к учебному заведению. Например, страница на сайте с положительными отзывами в on-line форумах и чатах.
-
Осуществить просветительские акции, информировать о последних достижениях, разработках новых учебных программ.
Благоприятный имидж района, учреждения может стать измерительной единицей уровня развития учреждения, системы образования района в целом. Стоит помнить, что создание имиджа даже одного учреждения – это занятие корпоративное, и каждый субъект образовательного пространства вносит свою лепту в построение единого образа образовательного учреждения.
Возможность взаимодействия со средствами массовой информации в Интернете (рассылка пресс-релизов, создание на web-сайтах специального раздела «Для прессы», написание заказных статей).
Подробно с содержанием всех электронных библиотек можно познакомиться на районном сайте «Школа: день за днем. Педагогический альманах» в разделе «Проекты» http://den-za-dnem.ru. Размещение информации о разработке электронных библиотек как на сайте, так и в выставочных залах Сибирской ярмарки, позволило нам установить связи с различными организациями и образовательными учреждениями России. Всем этим учреждениям высланы заинтересовавшие их электронные библиотеки.
В процессе позиционирования ОУ важная роль отводится различным презентационным материалам, рекламным продуктам. Один из них – буклет. Это вид печатной публикации, которая может содержать информацию о различных сторонах жизнедеятельности учреждения.
Вместе с тем, недостаток знаний в области менеджмента, маркетинга, PR-технологий, отсутствие средств затрудняет деятельность руководителей образовательных учреждений по созданию устойчивого корпоративного имиджа.
В рамках выставки знакомились с работой Конгресса «Интеллектуальные ресурсы Сибири», Международных конференций (например, «Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России»), Международных семинаров («Диалог педагогических культур»), а также семинаров-презентаций, презентаций, круглых столов, мастер - классов, творческих мастерских, консультаций, рабочих показов, стендовых докладов.
Приведу примеры несколько мероприятий, проведённых, в павильонах Центрального района:
2005 год - Районные педагогические чтения «Проблемы духовно-нравственного воспитания детей», Районный конкурс презентаций образовательных учреждений «Имидж школы: ожидание, восприятие» круглый стол по проблеме: «Одарённые дети».
2006 год - Районный круглый стол: «Формирование единого социально-образовательного пространства в районе, городе, области», конференция для учителей начальных классов по теме: «Развивающее обучение в начальной школе»,
2007 год – Конференция классных руководителей «Воспитательная система работы классного руководителя», презентация экономического лицея по теме: «Развивающий потенциал учебно-материальной и научно-методической базы»,
2008 год – «Социальное партнёрство в дошкольном образовании», мастер-классы педагогов дошкольного и дополнительного образования,
2009 год - Районный конкурс фотографий «Все впечатления бытия», консультации для родителей и учащихся по проблемам профильного обучения
2009 год - Районный конкурс фотографий «Все впечатления бытия», консультации для родителей и учащихся по проблемам профильного обучения
Итак, выставка закончилась. Мы обязательно организовываем поствыставочную работу на советах РОО: анализируем креативные находки экспозиции выставки, что явилось главным достижением, что полезно обсудить после выставки. Выставочная команда готовит аналитический материал по итогам выставки.
Вместе с тем, что есть серьёзные успехи системы образования Центрального района в выставочном движении в условиях Международной Сибирской ярмарки, имеют место и нерешённые проблемы.
-
Недостаток знаний в области менеджмента, маркетинга, PR-технологий затрудняет деятельность отдельных руководителей образовательных учреждений по созданию устойчивого корпоративного имиджа.
-
Время проведения выставки неудобное: для посещения педагогическими работниками были бы лучше весенние каникулы (23-25 марта).
-
Департаменты образования мэрии и НСО недостаточно внимания уделяют выставочному движению, что снижает престиж выставки.
-
Сибирская ярмарка – одна из возможностей профессионального общения, участия в конкурсах, но не единственная. Для многих школ и педагогов стало предпочтительнее участвовать в конкурсах на получение премии в 100 тысяч рублей, национальных проектах «Образование», «Школа года» и многих других.
-
Материальные проблемы в условиях кризиса встают всё острее. Цены аренды помещений, оборудования для выставочных павильонов, на право подачи материалов на конкурсы становятся обременительными как для учреждений, так и для администрации районов города.
Участие в выставке – один из мощнейших инструментов, важнейший коммуникационный канал, благодаря которому образовательные учреждения контактируют с целевой аудиторией, но слишком дорогостоящий. Выход только один – корпоративность.
А.Г. Старцева, заслуженный учитель РФ, заведующая ЦФГЦРО, г. Новосибирск