Лучшие учителя района. Пырьева Саида Ахметовна
Пырьева Саида Ахметовна, учитель мировой художественной культуры высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 12, почётный работник общего образования РФ
Пырьева Саида Ахметовна работает в школе № 12 с 1996 года. Ведет занятия по мировой художественной культуре (МХК) в 10 – 11 классах гуманитарного профиля. Основную цель в работе с учащимися она видит в приобщении к ценностям мировой культуры и создании условий для развития творческого потенциала каждой личности. Курс рассматривается учителем как способ формирования гуманитарной культуры учащихся.
За прошедшие годы авторские наработки Пырьевой С.А. и подходы претерпели существенные изменения. Значительное место отводится отечественной культуре, её осмыслению в контексте европейской цивилизации, проникновению в традиции и образ народа. Учитель работает в направлении интеграции курса МХК с философией, математикой, историей, регулярно проводит открытые интегрированные уроки, демонстрируя разнообразные технологические приемы, обеспечивающие всесторонний анализ и различный мировоззренческий ракурс.
Актуальные подходы, положенные в основу преподавания курса: сочетание исторического и художественного принципов, диалогические формы обучения, опора на первотексты, полифонический взгляд на явления культуры, нелинейность развития искусства. Акцент делается на формирование эмоциональной сферы ученика, наглядно – образного и ассоциативного мышления. Усилен культурологический аспект, Саида Ахметовна работает в режиме диалога культур, показывая их влияние и взаимодействие. Особенность авторского подхода является введение ряда новых универсальных понятий (аполлоновское и дионисийское искусство, символ, архитип). Это предельные понятия, используемые при анализе разных художественных произведений, разных эпох и стилей. Учитель органично использует труды известных философов: Лосева, Флоренского, Ницше и др. для осмысления эмпирического материала.
Существенным моментом в практике профессионального проектирования является исследовательский подход к уроку, представляющий собой глубокое проникновение в смысл материала, а также стремление изложить разные точки зрения, подходы, имеющие быть. Это позволяет поставить учащегося в ситуацию интеллектуального напряжения, что является необходимым условием для развития самостоятельности мышления.
В своей работе Пырьева С.А. использует формы, приемы и методы организации учебного процесса, объединенные приоритетными целями и задачами. Технологические приемы учителя направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, а также на формирование логического и творческого мышления. Присутствуют нестандартные формы организации урока – посещение выставок и организация диалога в рамках выставки, организация презентационных форм урока, с использованием мультимедийных средств.
В последнее время учитель активно обращается к компьютерным технологиям, что дает возможность использовать источники, ранее труднодоступные для восприятия, а значит более глубоко проникнуть в суть изучаемой темы и проследить видение индивидуальности автора, разнообразие сюжетных композиций и наполнение их глубоким общечеловеческим смыслом.
Обновление содержания учебного предмета, использование современных технологических приемов позволяет ученику пройти путь от описания к анализу формообразующих признаков, а затем и к интерпретации, то есть, осмыслению результатов описания и анализа. В этом главный культурологический смысл педагогической технологии Пырьевой С.А.
Учитель анализирует собственный опыт преподавания МХК в школе, внимательно изучает методологические и технологические подходы коллег и научных специалистов. Результаты апробируются на научных конференциях разного уровня и оформляются в виде научных публикаций. Саида Ахметовна приняла участие в работе III и IV международных научно- практических конференций «Качество образования: достижения, проблемы», проводимых на базе НГТУ и выступала по проблеме методологии преподавания МХК. Учитель активно участвует в работе методического журнала «Новый имидж», регулярно предоставляет свои творческие работы для публикаций, за что 2008 г. отмечена благодарственным письмом главы администрации Центрального района.
С 2005г. Пырьева С.А. ежегодно принимает участие в работе «Сибирской международной ярмарки», посвященной проблемам образования, где представляет методические материалы по курсу МХК, выступала с докладом по теме: «Единство мира и пути формирования мировоззрения в учебном процессе».
В 2006 году Пырьева С. А. возглавила в школе кафедру гуманитарного образования. Под руководством Саиды Ахметовны в рамках гуманитарной кафедры успешно осуществляется ряд проектов: реализация программы «Исследователь» в 5-7 классах, организовано ряд семинаров по проблемам: художественное восприятие на уроках предметов гуманитарного цикла, интегрирование и взаимодействие гуманитарного образования.
Показателем сформированности интереса детей к предмету являются высокая качественная успеваемость (100%), поступление выпускников гуманитарного класса в НГПУ на исторический факультет по специальности «История мировой культуры», успешное участие обучающихся в олимпиадах по МХК районного и городского уровней (Светлицкая Элина, 11 класс, 2008 г., призер Всероссийской олимпиады по МХК). Учащиеся к концу обучения демонстрируют умение понимать произведение, высказывать свободное суждение о его достоинствах, а также знание закономерностей художественной культуры, логику её развития.