Пейзаж в фотоискусстве
Пейзаж в изобразительном искусстве есть зрелое высказывание фотомастера о мире природы и человека. Пейзаж в фотоискусстве представляет собой самостоятельный жанр, в котором основным предметом является природа под небесным сводом: лес, сад, поле, луг, степь, водоем, болота, равнины, холмы, горы. К понятию «городской пейзаж» относится архитектурное пространство: здания, тротуары, мостовые - арена многогранной городской жизни, а также деревья, газоны, клумбы, пешеходы, транспорт. К индустриальным фотопейзажам относят снимки, содержание которых составляют промышленные предприятия или стройки.
К разряду пейзажей принадлежат также и этюды, снятые на натуре. Они представляют собой снимки, на которых могут быть запечатлены фрагменты пейзажа, представляющие интерес и как самостоятельные фотопроизведения. По мнению известного американского фотографа Энзила Адамса, из всех жанров фотографии труднейшим можно считать пейзаж. Фотограф должен уловить момент, в котором земля, небо, облака образуют самое выразительное сочетание. Приходится также учитывать дымку в воздухе, блеклые цвета, масштабы, передать ощущение места и времени, и, наконец нужно уловить самый благоприятный момент в освещении и произвести экспозицию прежде, чем этот момент исчезнет. Впервые приступающему к съемке пейзажа может показаться, что жанр этот несложен и доступен каждому. Прелюдией к изучению изобразительных возможностей пейзажного жанра является овладение приемами съемки в экстерьере.
Под понятием «экстерьер» подразумевают ограниченное вокруг какого-либо строения наружное пространство. Мотивами экстерьера могут служить живописная часть двора, ограниченная частью здания, оградой, беседка, полисадник, древесные насаждения, кусты, цветочные клумбы и т. д. В интерьере можно отличить два момента: жанровый - как картинка быта - и живописный - как уголок природы. И тот, и другой могут служить как мотивом самостоятельной темы, так и фоном для портретного изображения. В действительности же жанр пейзажа - один из наиболее трудно усваиваемых видов фотоискусства. Далеко не все, что на первый взгляд кажется красивым в природе, представляет интерес для пейзажного изображения. Иногда красота бывает кажущейся, как промелькнувшее мгновение. И наоборот, порой удивляешься, что самая обыкновенная, заурядная картина природы на снимке может предстать красотой удивительной. Порой трудно объяснить, в чем состоит прелесть типично деревенской картины - речка, небольшой домик, несколько деревьев... От этого незамысловатого пейзажа исходит непреодолимое очарование. Но стоит только изменить точку съемки, как в кадре будто бы и остается, что было, а прелесть, притягательность исчезли.
Слова Ильи Эренбурга: «Суть не в данных, но в их размещении» можно с уверенностью отнести к фотосъемке пейзажа. Как часто в погоне за внешней красотой мы упускаем реальность жизни, забываем о природе, создающей подлинную красоту.Анатоль Франс отмечал, что «природа только такова, какою она кажется. В ней самой нет ни красоты, ни безобразия. Лишь глаз человека делает прекрасными небо и землю. Мы придаем красоту вещам тем, что любим их. Вся тайна идеального заключена в любви. Любить - значит делать прекрасным, делать прекрасным - значит любить».
Надо очень любить природу, чтобы уметь найти в ней красоту, которая в общем-то всегда рядом с нами. Не обладая этим даром, нельзя стать пейзажистом. Фотография учит смотреть, наблюдать и видеть окружающий мир, и не только двумя глазами, но и монокулярно, т.е. так, как изображает объектив. Вряд ли можно овладеть искусством съемки пейзажа, путешествуя на автомобиле или мотоцикле. Порой в погоне За сюжетом при быстром передвижении мы утрачиваем сосредоточенность. Перед нами мелькают лишь внешние красоты, и мы при этом упускаем жизнь природы, в которой земля, небо, облака, деревья образуют самые выразительные сочетания. С природой лучше находиться наедине. Неторопливая прогулка с частыми остановками даст нам возможность глубоко почувствовать природу, ощутить себя ее частью, постичь ее тайны, раскрыть образы первозданной красоты. Только в таком состоянии можно в капле росы на листке обнаружить безграничное величие мироздания. Способнось видеть все как бы впервые, без тяжелого груза привычки, присуща только художнику, без различия — живописец он или фотограф. Пейзаж как вид фотографического художественного творчества под открытым небом не обладает всеобъемлющей изобразительной доминантой.
Чаще всего автор выбирает одно-два из следующих четырех изобразительных средств:
-
конструктивное (предметное);
-
светотеневое (свет, полутон, тень);
-
цветностное (красочное богатство натуры);
-
оптическое (характеристика рисунка объектива).
Начнем с первого — конструктивного, или предметного. Что касается построек, растительного мира и линейного очертания самой земли, то они стабильны. Здесь никакие коррективы невозможны. Нельзя, например, убрать склон горы, мешающий общей композиции, невозможно поменять расположение целого. Таким образом, работа над компоновкой сюжета в отличие от компоновки натюрморта ограничена единственным приемом — выбором точки съемки и выбором объектива с желаемым фокусным расстоянием. Этих точек может оказаться множество, и каждая из них «индивидуализирует» само видение пейзажа. Выбор точки съемки, при которой будет наиболее выразительным предметное пространство, дело далеко не легкое. Можно стоять на вершине горы или на возвышенном месте и разглядеть не так уж много, несмотря на то что угол восприятия при этом широкий. Можно приблизиться к группе деревьев, которые издали казались удивительно живописными, но при подходе к ним или среди них эта красота исчезает. Линейный рисунок ствола и сучьев одного лишь дерева может казаться неповторимым по красоте и разнообразию форм, неожиданности изгибов, наклонов, узоров переплетений. Выделить это дерево на общем фоне пейзажа более масштабно по отношению к другим деревьям и элементам композиции означает выделение переднего плана, главного элемента картины. В каждом пейзаже, особенно открывающем широкие дали, бывает несколько планов: ближний, дальний и промежуточные (средние) . Их появление связано с сокращением масштабов предметов, удаляющихся в глубину пространства, к линии горизонта. Сопоставление масштабов линейных форм является линейной перспективой фотографического снимка. Второе основное изобразительное средство — освещение.
Свет является одним из наиболее определяющих источников наших ощущений. Он рассматривается как главное средство создания художественного фотографического произведения. Красота пейзажа зависит главным образом от единства и цельности, которые придает натуре удачно выбранный эффект освещения. Свет дает возможность видеть окружающий мир: небо, землю и все сущее на ней, их формы, взаиморасположение, удаленность друг от друга и от глаз наблюдателя. При этом важную роль играет своеобразие и привлекательность освещения, каким оно бывает в различное время светового дня: на рассвете, утром, в полудень, во второй половине дня, во время заката. Рассвет характеризуется легкостелющимися туманами или слоистыми облаками, бестеневым мягким освещением, при котором форма объектов приобретает неясность очертаний и они кажутся расплывчатыми. Через два часа после восхода солнца, когда оно рассеивает дымку, наблюдается наибольшая прозрачность воздуха. Слабые испарения утренней влаги слегка притуманивают дали, и в зависимости от глубины пространства воздушная перспектива бывает выражена едва ощутимой дымкой.
Самый благодатный для съемки на натуре — утренний свет, когда небо прозрачно и не закрыто густыми облаками. В утреннее время насыщенность цвета невелика и колеблется от незначительной до нейтральной насыщенности цветовой гаммы. Полуденному времени свойственно особенно яркое свечение солнца. Падая отвесно, его лучи создают высокий контраст светотени и резкие световые контуры на горизонтальных поверхностях ветвей. Для съемки пейзажей эффект полуденного света принято считать менее выразительным, хотя на этот счет имеются и иные мнения. Более благоприятное освещение можно наблюдать в течение двух часов после полудня при быстро меняющемся состоянии неба, когда плавно перемещающиеся облака преграждают путь солнечным лучам, более или менее рассеивая их и тем самым изменяя характер освещения и внося коррективы в настроение природы. Вторая половина дня и время приближения заката — наиболее благоприятны для натурной съемки. Косые лучи солнца удлиняют падающие тени, его лучи ложатся горизонтально земле, нежно моделируя контуры деревьев и строений.
Закат и восход солнца, когда пространство заполнено нежным рассеянным светом,— лучшее время любования природой. Сам ее вид напоминает нам живописный пейзаж. Дымка, ранее поглощавшая часть красных лучей и рассеивавшая синие, растворяясь, окрашивает горизонт розовым или красным цветом, а верхняя часть неба все еще остается синей, и на нем наблюдаются удивительно нежные переходы разнообразных цветовых оттенков. Будучи слабо освещенной, фигура человека обретает на темном фоне вид силуэта и встречается чаще всего в фотоэтюдах. Успех пейзажного снимка зависит от того, насколько удачно выбрана точка съемки по отношению к источнику света, как распределились световые пятна в кадре, коснулись ли они наиболее содержательных мест, выразительны ли проекции теней.
Фронтальное освещение, как правило, невыразительно, ибо создает впечатление одноплановости, плоскостности, лишает пейзаж воздушной перспективы. Используют его в редких случаях, например желая подчеркнуть сухость и зной жаркого летнего полдня, когда стволы и ветви деревьев, а также другие линейные формы приобретают особенно резкие очертания. Фронтальное освещение — весьма характерный прием в модернистских течениях, где устремление к деформации и денатурализации, в частности пейзажа, выражается в плоскостном решении.
Довольно часто фронтальное освещение встречается при съемках ландшафтов, выполненных с научно-познавательными целями. Принципы различного подхода фотохудожника и исследователя объясняются тем, что первый стремится к познанию эстетических свойств природных явлений, второй — к познанию объективных закономерностей природы. Переднедиагональное направление светового потока дает возможность использовать светотень как средство художественной выразительности. В отличие от фронтального освещения здесь оказываются освещенными преимущественно те участки формы, на которые свет падает непосредственно. На округлых и овальных формах свет скользит, появляются участки полутени, плавно переходящие в глубокую тень. Яркость светового пятна оценивается значениями не столько абсолютной яркости, сколько яркостями соседствующих участков полутеней и плотных теней. Это один из способов, с помощью которого свет образует глубину.
От раскладки светотени зависит степень контрастности изображения — тональная гармония и пластичность формы. Постепенные переходы от затененных мест к освещенным создают ощущение воздушной среды. Резкое противопоставление освещенных и затемненных участков, что бывает особенно заметно при боковом освещении, вызывает ощущение беспокойства, тревоги, своеобразной динамики. Заднедиагональное и контровое направления светового потока являются наиболее эффектными, так как живописно выражают объемы и пространство. Иногда контровой свет создает основной эффект, на котором строится световая композиция пейзажного изображения. Контровой свет создает высокие контрасты. В кадре преобладают падающие тени, а фронтальные плоскости объектов остаются в тени. Таким образом, можно считать, что с помощью контрового света при съемке на натуре получается изображение, в котором преобладает темная тональность. Такая тональность фотоснимка ассоциируется с грустью, печалью, драматическими переживаниями и бывает уместна, когда увязана с темой снимка. Контровой свет иначе называют контурным, так как от его действия на притемненных предметах образуются яркие световые контуры. Они представляют собой светлые линии или полосы, повторяющие форму объектов, тем самым подчеркивая их красоту и оригинальность, а подчас и неприемлемые линейные очертания предметов. Эффекты контрового света оригинальны. Особенно это заметно бликовании фактур и на участках прозрачных сред различных материа лов, в том числе воды и стекла. На фоне освещенной воды четко воспри нимаются силуэты деревьев и других объектов. Освещенное пространство является хорошим фоном композиции.
Нередко случается, что в пейзаже имеется несколько планов изображения глубины пространства. В солнечный день лес или берег выглядит как темная, мало проработанная масса, которая мешает передаче глубины, Однако при наличии даже малейшей дымки возникает отличная воздушная перспектива. Чтобы усилить впечатление глубины пространства, фотографы нередко дают на первом плане проемы арок, детали зданий, деревья, а иногда и людей. Особой привлекательности и красоты достигают при съемках сюжетов, связанных с изображением воды. Ее темная фактура окрашивается светлой «лунной дорожкой». Это порой создает эффект вечернего или ночного снимка. Экспонируя кадр по световым участкам пейзажа, можно создать эффект лунного освещения.
Большое впечатление производит облачное небо, освещенное контровым светом. Богатство тональностей облаков, просвеченных солнечным светом, представляет гамму от ярко-белых до насыщенно-темных тонов. В зависимости от яркости солнечных лучей небо может олицетворять и бурю, и покой. Туманы и утренние дымки лучше всего бывают выявлены при контровом направлении солнечного света. Фронтальное направление света создает впечатление белесого пространства малой протяженности. Существует мнение, что для фотографирования природы желательно выбирать солнечную погоду. Однако и в пасмурный день можно найти много интересных тем, в частности связанных с осенним состоянием природы.
Человек с фотокамерой испытывает вдохновение при виде волнующего пейзажа. Однако удача сопутствует только тем пейзажистам, которые в состоянии очарованности, восхищения не забывают о необходимости выбора выразительных средств изображения, правильного использования возможностей, предоставляемых оптикой, фотокамерой и материалами. Творческое вдохновение может быть реализовано лишь в технически совершенном снимке, который может быть понят и оценен зрителем. «Сходство с реальностью — непременное условие пейзажа. Это сходство определяется прежде всего верностью художественного обобщения, истинностью идеи картины» (В. Венслов). При съемке в контражуре фотографа подстерегает опасность чрезмерных эффектов, искажающих порой реальное представление о состоянии природы. Вообще фотокартина не нуждается в разъяснениях всех деталей. Кое-что зритель может домыслить самостоятельно. Такое творчество, когда нам предоставляется возможность подумать, дать волю воображению, чаще всего является наиболее содержательным. Одним из изобразительных приемов, обогащающих колорит, светотень, ритм и линейный строй пейзажного снимка, является включение в снимок отражения в воде предметов, расположенных на берегу.
Человек и природа — тема обширная. Присутствие человека в кадре может преследовать лишь две цели:
1) пленер — изображение человека на фоне природы;
2) оживление пейзажа. В последнем случае модель не изображают крупным планом и не добиваются сходства, так как человек в кадре не должен отвлекать внимание зрителя от красоты окружающей природы.
Съемка в горной местности является распространенным видом пейзажных снимков. Величие и красота горных вершин, их необычных форм, чистота и прозрачность воздуха привлекают фотографов. Однако съемка в горах имеет свои особенности, которые следует иметь в виду, особенно начинающему фотографу.
Во-первых, съемки ведутся с больших расстояний;
во-вторых, воздушная дымка, наблюдаемая в горах, может прикрыть дали.
Умелое применение светофильтров может помочь решению проблем понижения яркости голубого неба и повышения видимости отдаленных частей гор при слабой дымке. При съемках в горах, где перемещение в поисках наиболее подходящей точки съемки весьма ограниченно, фотограф должен иметь объективы с различными фокусными расстояниями, для охвата широких пространств необходимы широкоугольные объективы. Зимний пейзаж отличается меньшими контрастами, за исключением случаев, когда темные деревья проецируются на фоне снега. Сама фактура снега интересна своей изменчивостью в зависимости от яркости солнечного света и угла падения света. Живописна и фактура льда. Интерес представляет проекция теней на заснеженном пространстве.