Мозжухина Т. ЗЕРКАЛО КУЛЬТУРЫ (Музей-усадьба Кусково)

 
 
 
В Кускове, старинной усадьбе графов Шереметевых, расположен музей, чьи коллекции широко известны не только в России, но и за рубежом. Здесь собраны произведения керамики, фарфора и стекла отечественных мастеров и великолепные изделия, привезенные из многих стран Европы и Востока с древнейших времен до наших дней.
 
 
 
 

РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ
Его появлением мы обязаны Алексею Морозову (1857-1934), который, как и не менее известные его родственники — меценаты Михаил и Иван Абрамовичи, Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы, принадлежал к четвертому поколению этого клана владельцев крупнейших предприятий текстильной промышленности страны, обладавших миллионными состояниями, значительную часть которых они тратили на благотворительность. Алексей Викулович целенаправленно собирал отечественные гравированные портреты, иконы, фарфор, а также стекло и серебро XVIII в. Его коллекция фарфора считалась редкостной, была, как охарактеризовал ее сам владелец, «выдающейся по полноте и историко-бытовому значению».
 
В 1918 г. она насчитывала свыше 2600 произведений и определила неповторимость, своеобразие музея в целом. Широчайшая перспектива русского фарфора XIX в. не может не вызвать восхищения, ведь среди «морозовских» произведений присутствуют редчайшие изделия первого в нашей стране фарфорового предприятия XVIII в. — Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге (Невская порцелиновая мануфактура основана в Санкт-Петербурге в 1744 г.; с 1765 г. - Императорский фарфоровый завод. В XX в. его название трижды менялось: Государственный, Ленинградский, Ломоносовский. Ныне носит прежнее имя), созданные на протяжении полутора столетий и в начале XX в., которые были особо ценны для собирателей: это большие дворцовые вазы с копиями эрмитажных картин и предметы из различных придворных сервизов, чайно-кофейные наборы и отдельные чашки с сюжетной росписью, туалетные флаконы и медальоны, в том числе и несколько раритетов елизаветинского времени. Здесь же стоит выделить подбор фарфоровых изделий завода Гарднера XVIII в.: различные предметы столовой и чайной посуды, знаменитые двойные солонки с фигурами и кружки в виде турка и турчанки.
 
 

Главной целью Алексея Морозова было создание музея с последующей передачей его Москве. В 1910-х годах он занимался его устройством в собственном особняке в Подсосенском переулке, переделывая комнаты, оборудуя их шкафами и витринами. Но работы прервала Первая мировая война, а потом Революция 1917 г. Однако перед этим он успел завещать свои коллекции государству. Весной 1918 г. его дом захватили анархисты, и собрание чуть не погибло. Затем там размещались различные организации, всячески притеснявшие владельца. Однако 14 декабря 1919 г. в нем открыли Музей-выставку русской художественной старины, а сам Морозов стал пожизненным хранителем своих коллекций. Принимая во внимание исключительность находившихся тут ценностей, в  1920 г. начинается подготовка к созданию специальной экспозиции: сюда перевели «фарфоровый фонд» Государственного музейного фонда, сформировавшегося в тот период на основе поступлений художественных произведений из национализированных частных собраний, дворцов знати, особняков крупных промышленников и дворянских усадеб. В марте 1920 г. вышло постановление правительства о переименовании Музея-выставки русской художественной старины в Музей фарфора. Тогда же из него были выделены и переданы в другие государственные собрания гравированные портреты, иконы, серебро.

К тому времени собрание фарфора увеличилось уже в два раза; в нем находилось немало произведений зарубежных мастеров. Неудивительно, что тогда Музей фарфора рассматривали как основу для формирования Музея керамики в целом, с воссозданием полноценной картины развития керамического и фарфорового производства в России, странах Западной Европы и Востока.

Новый музей в 1920-е годы активно пополнялся за счет поступлений из отделений Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, бывших царских сокровищниц, таких как Эрмитаж, Оружейная палата Кремля, путем приобретений экспонатов на различных аукционах. Но наиболее значительными в эти годы стали коллекции зарубежного фарфора и керамики замечательных московских собирателей Льва Зубалова (1853-1914) и Дмитрия Щукина (1855-1932), о которых подробнее мы расскажем ниже. Вместе с тем сюда поступили изделия европейского и русского фарфора, стекла и керамики XVI-XIX вв., ранее собранные другими известными отечественными предпринимателями и промышленниками-коллекционерами: купцом и благотворителем Сергеем Бахрушиным (1863-1922), художником Ильей Остроуховым (1858-1929), меценатом и общественным деятелем Владимиром Гиршманом (1867-1937), московским фабрикантом-парфюмером Андреем (Генрихом) Брокаром (1836-1900), предпринимателями и банкирами Николаем (1877-1951) и Михаилом (1880-1960) Рябушинскими, Феликсом Вишневским (1902-1978). К тому же с начала 1920-х годов начали приобретать уникальные ранние изделия Государственного фарфорового завода в Петрограде. Впоследствии оттуда в музей регулярно поступали образцы художественной продукции, прежде всего агитационный фарфор.

В результате к концу этого периода наши фонды насчитывали уже около 16500 предметов, из них более 12500 составлял фарфор, в том числе около 7120 — русский. Интересно, что по существу у него тогда не было запасников: экспонировали практически всю коллекцию, включая дубликатные экземпляры целого ряда скульптурных произведений, и это, безусловно, представляло особый интерес для специалистов.
В это же время была поставлена задача связать деятельность музея с керамической промышленностью, поэтому при нем сформировали лабораторию и производственно-показательный отдел, а также детский кружок, где изучали историю керамики, создавали мелкие изделия из нее.
 
ПЕРЕЕЗД В КУСКОВО
Музей фарфора просуществовал в морозовском особняке 10 лет. В 1929 г. его перевели в здание Второго музея Новой западной живописи на Пречистенке (создан после революции на основе коллекции Сергея Щукина (1854-1936) в его московском доме). Тогда же он получил свое нынешнее название — Государственный музей керамики. Через год и это здание отдали под другие нужды, и в 1932 г. собрание переместили в усадьбу Кусково. С 1938 г. архитектурно-парковый ансамбль и коллекции Государственного музея керамики существуют как единый комплекс: сначала выставки были организованы в помещениях дворца. Ныне экспозиции размещаются во вновь восстановленных зданиях Большой каменной и Американской оранжерей.

Подчеркнем: и во второй половине XX в. наши фонды активно пополнялись путем закупок произведений у коллекционеров и авторских работ современных художников. К тому же многие предприятия художественной керамической и стекольной промышленности России передавали сюда на хранение образцы своей продукции. До сих пор мы постоянно получаем в дар от частных лиц и художников отдельные произведения и небольшие частные коллекции.

Сегодня у нас насчитывается свыше 30 тыс. предметов. Здесь можно видеть редчайшую античную керамику и стекло, разнообразные произведения итальянской майолики и изделия французского художника Бернара Палисси (ок.1510 — ок. 1589), ставшие ярким отражением эпохи Возрождения; виртуозные причудливые венецианские стеклянные сосуды и резной богемский хрусталь, своеобразные изделия немецких, испанских, голландских, английских керамистов XVI-XVIII вв. и мастеров Дальнего и Ближнего Востока; неповторимые произведения эпохи модерна известнейших французских фирм, дизайнера и реформатора художественного стекла Эмиля Галле (1846-1904), ювелира и мастера по арт-стеклу Рене Лалика (1860-1945) и др.

Специфика и высокий художественный уровень нашего собрания в целом и прежде всего его фарфоровой части во многом обусловлены разнообразным составом тех частных коллекций, которые стали основой музея еще в 1920-е годы. Благодаря тщательному подбору экспонатов здесь представлены как наиболее характерные изделия, так и уникумы всех ведущих фарфоровых и керамических центров XVIII в.: первой европейской фарфоровой мануфактуры в Мейсене и других городах Германии — Франкентале, Хёхсте, Людвигсбурге, Берлине, Фюрстенберге, ранние образцы продукции Венской, Севрской (Франция) и Копенгагенской мануфактур, оригинальные изделия первых английских заводов Челси, Боу и Дерби, знаменитые произведения выдающегося английского керамиста Джозайя Веджвуда (1730-1795). В коллекции XIX в. присутствуют такие яркие явления в искусстве фарфора, как изделия Севра и многочисленных парижских заводов начала столетия, а также произведения с подглазурной росписью датских предприятий конца века.
 
«ЗОЛОТОЙ ФОНД» МУЗЕЯ
Постараемся охарактеризовать наиболее значительные частные коллекции музея.
В зарубежном разделе самая большая из них принадлежала упомянутому Льву Зубалову, богатство семьи которого связано с нефтяным промыслом под Баку. Основной сферой его интересов было зарубежное искусство. В 1917 г. после его смерти наследники передали его коллекцию Румянцевскому музею в Москве, еще с XIX в. ставшему центром притяжения для многих российских собирателей. В 1924 г. ее передали в Музей фарфора. В ней насчитывалось около 700 предметов. Почти половина из них — продукция заводов Германии, причем самая большая часть, конечно, принадлежала Мейсенской фарфоровой мануфактуре. В ее составе встречаются редчайшие произведения XVIII в. — ими могли бы гордиться старейшие собрания Европы. Тут выделяются изделия раннего периода Мейсена в стиле шинуазри (шинуазри, шинуазери — от фр. chinois — китайский, или китай-шина: использование мотивов и стилистических приемов средневекового искусства Китая в европейской живописи, костюмах и оформлении садово-парковых ансамблей XVIII столетия) и с росписью Иоганна Грегора Херольда (1696-1775).

Гордостью когда-то самого Зубалова, а теперь и Музея керамики является самая большая в мире часть уникального столового сервиза с изображением экзотических пейзажей и фантастических животных в своеобразной и экспрессивной манере, которая характерна для немецкого художника Адама Фридриха фон Лёвенфинка (1714-1754). Широко представлены изделия 1740-1750-х годов с различным живописным декором, вазы, предметы из Андреевского сервиза, подаренного саксонским курфюрстом Августом III русской императрице Елизавете Петровне (1709-1761), скульптуры по моделям немецких мастеров того времени Иоганна Иоахима Кендлера и Фридриха Элиаса Мейера, бронзовые часы и канделябры французской работы с мейсенскими фарфоровыми фигурами. Не менее интересен подбор произведений скульптуры известнейших заводов Германии XVIII в. — Франкенталя, Хёхста, Людвигсбурга, Нимфенбурга.

Собрание Зубалова богато изделиями ведущих фарфоровых мануфактур и других стран Европы: Севр (Франция), Вена (Австрия), Турне (Бельгия), Веджвуд (Англия). Несколько редких предметов известных керамических центров Италии, Германии, Голландии XVI-XVIII вв. изданной группы — ценный вклад в музейную коллекцию европейской керамики. Кстати, отсюда происходят и образцы знаменитого венецианского стекла, и уникальные работы из русского стекла XVIII в.

Вторым по количеству и высокому художественному уровню в разделе зарубежной керамики нашего музея — собрание упомянутого купца Дмитрия Щукина, семья которого обладала одной из крупнейших в Москве торгово-промышленных фирм. Его главной страстью стала старая европейская живопись. Собранные им картины художников Германии, Италии, Франции, Голландии XV-XVIII вв. в 1924 г. были переданы в Московский государственный музей изобразительных искусств (с 1937 г. им. А.С. Пушкина), а к нам попали фарфор и керамика. Эта сравнительно небольшая партия (около 200 предметов) отличается тщательным подбором каждой вещи, больше половины ее занимают изделия Мейсенской мануфактуры XVIII в. Среди них — редкие произведения 1720-х годов с росписью в стиле Иоганна Грегора Херольда, сейчас составляющие значительную часть подобных предметов в нашем собрании, а также ранние образцы мейсенской пластики, разнообразные изделия, демонстрирующие типы декора и тематику росписей Мейсена, в том числе полный по составу сервиз тет-а-тет с видами Дрездена. Первоклассные уникальные изделия многих европейских мануфактур, а также классические произведения китайского фарфора, итальянской   майолики  и  немецкой   керамики, дельфтского и французского фаянса из собрания Щукина занимают почетное место в наших постоянных экспозициях. Они составляют ныне наш «золотой фонд» вместе с предметами из коллекции Зубалова.

Ценны в составе нашего зарубежного отдела и произведения ведущих предприятий Дании — Копенгагенской Королевской фарфоровой мануфактуры и фабрики «Бинг и Грёндаль». Значительная их часть - из частного собрания императрицы Марии Федоровны (датской принцессы Дагмар, 1847-1928), супруги императора Александра 111. В нее входят редкие произведения XVIII в. - части сервизов и скульптура, а также известные изделия конца XIX — начала XX вв. — вазы, блюда, разнообразнейшая пластика с подглазурной росписью. Среди раритетов — блюдо с изображением крейсера русского ВМФ «Рюрик», во главе русской эскадры посетившего датскую столицу с дружественным визитом.

В экспозиции иностранного фарфора XIX в. особое место занимает, пожалуй, самый прославленный экспонат музея - Египетский сервиз — уникальное произведение всемирно известной Севрской мануфактуры наполеоновской эпохи. Созданный в 1804-1808 гг., он служит классическим примером яркого воплощения в фарфоре стиля ампир с присущими ему парадной торжественностью, совершенством и завершенностью всех элементов, объединенных в одном монументальном ансамбле.
Сервиз посвящен походу французской армии в Египет в 1798 г. и создавался по зарисовкам и гравюрам участника этой военной кампании, французского мастера-гравера, египтолога-любителя, основателя и первого директора Лувра, ученого, писателя и художника барона Доминика Вивана Денона (1747-1825). В росписи данного шедевра наиболее последовательно отразились события похода и впечатления от древних памятников: в комплект входит 136 разнообразных по форме предметов, объединенных в ансамбль, включая настольное украшение — сюрту-де-табль, состоящее из тринадцати архитектурных фрагментов, каждый из которых представляет миниатюрную копию конкретного сооружения из храмовых комплексов разных эпох и стилей, объединенных в строгой симметричной композиции.

По своему назначению сервиз делится на две части: десертную и набор для завтрака, чая и кофе — кабаре. Декор его тщательно продуман. Традиционное для французского фарфора XVIII в. эффектное сочетание кобальтового фона синего цвета и сияющей позолоты удачно соседствует с серовато-песочным тоном выполненных гризайлью (вид однотонной (монохромной) живописи, в разных оттенках одного цвета, чаще всего, сепии) сюжетных росписей, живо передающих основной колорит пейзажей и достопримечательностей страны фараонов. В золоченом оформлении использованы древнеегипетские иероглифы, знаки зодиака, сюжетные росписи и рельефные композиции, геометрические и растительные элементы. Причем поражающий изяществом, выразительностью и высочайшим мастерством исполнения орнамент каждого отдельного предмета не повторяется. В росписях тарелок, а их в сервизе 66, можно видеть изображения вековых древностей Египта, бытовых сцен из повседневной жизни, а также военных сюжетов, связанных с наполеоновской кампанией.

Египетский сервиз предназначался для особых приемов во дворце Тюильри (Париж), однако волею судьбы попал в Россию: он был включен в число особо ценных дипломатических подарков. После исторических встреч Наполеона и Александра I в 1807 г. в Тильзите и в 1808 г. в Эрфурте (Германия) уникальный набор был подарен российскому императору в честь заключения союза между Францией и Россией. Больше века его хранили в царских кладовых (видимо, он так никогда и не использовался по прямому назначению), а в 1920-х годах был передан в Музей фарфора как выдающееся произведение своей эпохи. В 1990-х — начале 2000-х годов его неоднократно экспонировали на различных выставках во Франции, Австрии, Германии, Канаде, Японии.

В музее также широко представлен фарфор всех крупнейших частных заводов нашей страны — предприятий Гарднера, купца Алексея Попова (существовал до 1870-х годов), Филиппа Батенина (в Санкт-Петербурге до 1838 г.), Антона и Ильи Сафроновых (до 1860-х годов), братьев Корниловых (до 1918 г.) и многочисленных заводов подмосковной Гжели, редкие изделия ранних и малоизвестных фабрик. Почти все самое интересное и значительное, созданное на том или ином заводе, непременно имелось в морозовской коллекции и, следовательно, попало в музей.

Так, не имеет себе равных собранная Морозовым и хранящаяся у нас коллекция русской фарфоровой пластики практически всех известных отечественных заводов, начиная от ранних изделий Императорского и Гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала XX в., включающая первые произведения советского периода. Среди них не один десяток фигур из серии «Народы России», созданных на Императорском фарфоровом заводе, а также работы ведущих скульпторов этого предприятия Степана Пименова (1784-1833) и Августа Шписа (1817-1904), знаменитые изделия художника Константина Сомова (1869-1939). Особенно впечатляют полнота и высокий уровень коллекции фарфоровой пластики подмосковных заводов. Это сотни экземпляров скульптурных произведений завода Гарднера, отличающихся постоянной приверженностью русской теме. Фигуры различных социальных типов — крестьян, ремесленников, торговцев и разносчиков — стали ярким воплощением национальной самобытности отечественного фарфора XIX в. Более разнообразная по тематике и сюжетам пластика завода Попова и лубочная (фольклорная), наивная скульптура крестьянских фабрик Гжели ярко отражают различные стороны жизни и быта страны на протяжении нескольких десятилетий.

Значительные поступления из различных государственных фондов обогатили музей рядом раритетов и уникальных экспонатов XVIII и XIX вв., созданных на ведущем тогда предприятии России — Императорском фарфоровом заводе. Среди них — самый ранний из датированных предметов русского фарфора — ставок (конфетница) 1748 г. изобретателя отечественного фарфора Дмитрия Виноградова, а также образцы первых сервизов, предназначенных для императорских дворцов и высшей знати, например, часть собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны или великолепные предметы, принадлежащие графу Григорию Орлову (1734-1783).

Богатейшая коллекция русского фарфора дополнена не столь большим по количеству, но оттого не менее интересным собранием отечественной керамики и фаянса — предметов гжельской майолики XVI11 в., ярких изделий частных заводов XIX в., популярной продукции заводов братьев Кузнецовых (до Революции 1917 г.), неповторимых произведений керамики выдающегося художника Михаила Врубеля (1856-1910).

Рядом исключительных экспонатов выделяется и собрание русского стекла: редкие изделия первых заводов в Измайлове (Москва) и Санкт-Петербурге начала XVIII в., прекрасные образцы гравированного стекла елизаветинского времени и цветного второй половины XVIII в. Разнообразием отличается и коллекция отечественного стекла XIX в., в которой особенно интересны изделия из цветных стекол в сочетании с многообразными приемами технологии и декорирования предметов, в том числе замечательные дворцовые вазы Императорского стеклянного завода (существовал в Санкт-Петербурге с конца XVIII до начала XX в.), созданные в стилистике ампира, историзма (Историзм (или эклектика) — архитектурное направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-1890-е годы) и модерна.

Музей по праву гордится довольно представительной коллекцией отечественного фарфора послереволюционной эпохи, ставшей ярчайшей страницей искусства XX в. Здесь выделяются произведения так называемого «агитационного» фарфора и оригинальные работы всемирно известных художников авангарда первой половины XX в., каждый из которых внес в искусство фарфора свой неповторимый стиль, творческую манеру и энергетику. Особенно любопытны графические и живописные композиции Сергея Чехонина (1878-1936), Рудольфа Вильде (1868-1937/42), Михаила Адамовича (1884-1947), Александры Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967), Зинаиды Кобылецкой (1880-1957) и Алексея Воробьевского (1906-1992), супрематический (Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов в России Казимиром Малевичем) фарфор Казимира Малевича (1878/79-1935) и его учеников — Николая Суетина (1897-1954), Ильи Чашника (1902-1929), уникальные предметы (в частности, чайная пара 1921 г.), расписанные по рисункам Василия Кандинского (1866-1944), галерея скульптурных образов, созданных Натальей Данько (1892-1942). И это далеко не полный перечень авторов и произведений, которые и по сей день привлекают пристальное внимание любителей изящного.
 
 
«САМОЕ БЛИЗКОЕ ИСКУССТВО»
Так назвал керамику известный современный исследователь-искусствовед Александр Салтыков. И это не случайно, ведь столь знакомые и привычные вещи, тесно связанные с бытом и увлечениями людей разных эпох, демонстрируют не только достижения технического прогресса, но и высокое мастерство художников, преображающих обычные предметы — чашки и бокалы, тарелки и блюда, чайники и вазы — в подлинные произведения искусства, бережно хранимые их владельцами из поколения в поколение как семейные реликвии. Со временем они становятся предметами коллекционирования и приобретают статус национального достояния.

Недаром фарфор, самый совершенный вид керамических изделий и любимый материал XVIII в., назвали «зеркалом культуры». Это определение применимо и к другим видам керамики, и к стеклу. Ведь именно в таком «зеркале» отразились яркие увлечения, сменяющие друг друга на протяжении столетий: художественные идеи, нередко почерпнутые из других видов искусства и разных исторических эпох, эстетические идеалы времени, мифологические, библейские и литературные образы. На предметах из керамики и стекла запечатлены портреты героев прошлого, монарших особ и даже женские головки с модных картинок, важнейшие мировые события и великолепные архитектурные памятники.
 
 

«Наука в России», № 3, 2010. С. 98-105

Татьяна МОЗЖУХИНА,
заведующая отделом русской и зарубежной керамики
«Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.» (Москва)