Новинки педагогической литературы. Управление школой. 2011-2012 гг.
Эксклюзивные аспекты управления школой
Автор: М. М. Поташник
В книге рассмотрены классические основы внутришкольного управления (современное прочтение) и эксклюзивные аспекты управленческой деятельности, заимствованные из сферы бизнеса и адаптированные для образовательных учреждений всех типов и видов.
Методическое пособие адресовано руководителям и их заместителям не только школ, но и образовательных учреждений дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального, послевузовского образования как главным субъектам управления, всем работникам муниципальных и региональных органов образования, преподавателям, готовящим резерв управленческих кадров.
Автор: М. М. Поташник
В книге рассмотрены классические основы внутришкольного управления (современное прочтение) и эксклюзивные аспекты управленческой деятельности, заимствованные из сферы бизнеса и адаптированные для образовательных учреждений всех типов и видов.
Методическое пособие адресовано руководителям и их заместителям не только школ, но и образовательных учреждений дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального, послевузовского образования как главным субъектам управления, всем работникам муниципальных и региональных органов образования, преподавателям, готовящим резерв управленческих кадров.
Аксиологические основания модернизации педагогического образования
Автор: И. И. Калина
В данной работе раскрывается сущность консолидирующей функции образования, обосновывается его социально-нравственный аспект, конкретизируется научное представление о педагогической реальности как особом уровне культуры, как локальной картине мира. В книге исследуется аксиологическая концепция модернизации педагогического образования, аргументируются подходы к формированию и реализации его содержания, раскрываются принципы достижения ценностных оснований педагогического образования.
Автор: И. И. Калина
В данной работе раскрывается сущность консолидирующей функции образования, обосновывается его социально-нравственный аспект, конкретизируется научное представление о педагогической реальности как особом уровне культуры, как локальной картине мира. В книге исследуется аксиологическая концепция модернизации педагогического образования, аргументируются подходы к формированию и реализации его содержания, раскрываются принципы достижения ценностных оснований педагогического образования.
Мастер-класс для руководителей школы. Управление методической работой
Автор: И. В. Никишина
В современных социокультурных условиях действенность развития школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Для успешного решения стоящих перед сегодняшней школой задач требуются, с одной стороны, адекватное понимание и описание функционирующей системы управления, а с другой - внедрение в практику развивающейся школы инновационных подходов в управлении. В условиях инновационных изменений в системе образования, обусловленных переходом от традиционно-знаниевой парадигмы к гуманитарной, необходимо создание такой системы методической работы, которая бы отвечала запросам конкретного образовательного учреждения, учитывала сложившиеся в нем условия, способствовала переходу работы на качественно более высокий уровень организации и управления в целом.
Мастер-классы, как правило, проводятся в школах, где есть учителя-суперпрофессионалы, имеющие свою авторскую педагогическую систему, позволяющую добиваться стабильно высоких результатов в обучении и воспитании. В данном методическом пособии представлены эффективная авторская модель управления методической работой и уникальный опыт ее реализации в МОУ СОШ №7 города Волгограда, что позволило ей стать базовой для проведения различных районных, городских, областных и межрегиональных методических мероприятий для педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений и методических структур школьного, районного, городского уровней, работников управления образованием, учителей и студентов педагогических вузов.
Здоровьесберегающая деятельность школы. Мониторинг эффективности
Автор: Ю. В. Науменко
Книга содержит методики системного мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
При подготовке второго, дополненного и исправленного издания данной книги, в некоторые методики были внесены существенные коррективы и дополнения по результатам апробации предложенных в первом издании методических материалов в практике работы общеобразовательных учреждений.
Методическое пособие предназначено, в первую очередь, руководителям образовательных учреждений и специалистам муниципальных органов управления образования. Диагностические материалы могут быть использованы при написании и в дальнейшем при оценке эффективности примерной программы формирования здорового образа жизни и безопасного поведения школьников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
Настольная книга завуча. Методическая работа в школе
Автор: Лидия Сыромятникова
В условиях модернизации образования педагоги осваивают новые идеи, содержание, направления деятельности. Особая роль при этом принадлежит методическим службам. Процесс обновления протекает трудно, болезненно, но небезуспешно. Успеху способствует совместная работа методических служб разного уровня (начиная с МОУ), с научно-методическими подразделениями педагогических вузов, институтов повышения квалификации.
На факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Волгоградского государственного педагогического университета сформировался и успешно развивается опыт взаимодействия ведущих ученых кафедры управления педагогическими системами с методическими службами МОУ, а также методическими кабинетами (центрами) г. Волгограда и области. Пособие представляет уникальный опыт базовых образовательных учреждений факультета по актуальным направлениям методической работы в школе. Предложенные материалы по различным формам методической работы, практика управления педагогическим творчеством учителей, учащихся, родителей будут особенно интересны начинающим завучам.
Новое издание книги дополнено материалами о роли завуча в управлении методической работой педагогического коллектива.
Автор: Лидия Сыромятникова
В условиях модернизации образования педагоги осваивают новые идеи, содержание, направления деятельности. Особая роль при этом принадлежит методическим службам. Процесс обновления протекает трудно, болезненно, но небезуспешно. Успеху способствует совместная работа методических служб разного уровня (начиная с МОУ), с научно-методическими подразделениями педагогических вузов, институтов повышения квалификации.
На факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Волгоградского государственного педагогического университета сформировался и успешно развивается опыт взаимодействия ведущих ученых кафедры управления педагогическими системами с методическими службами МОУ, а также методическими кабинетами (центрами) г. Волгограда и области. Пособие представляет уникальный опыт базовых образовательных учреждений факультета по актуальным направлениям методической работы в школе. Предложенные материалы по различным формам методической работы, практика управления педагогическим творчеством учителей, учащихся, родителей будут особенно интересны начинающим завучам.
Новое издание книги дополнено материалами о роли завуча в управлении методической работой педагогического коллектива.
Адресовано руководителям образовательных учреждений, работникам управления образованием, учителям и студентам педагогических вузов
Платные дополнительные образовательные услуги. Локальные нормативные акты в образовательном учреждении
Автор: Любовь Красовская
Автор продолжает разрабатывать тему формирования локальной нормативной базы в образовательном учреждении, начатую в первой книге: "Локальные нормативные акты. Управление образовательным учреждением", но теперь уже на примере организации платных дополнительных образовательных услуг. Основные аспекты, на которые в работе обращается особое внимание, - это соблюдение правил документоведения, отражение в документах государственно-общественного характера управления учреждением и соответствие документов правовым нормам.
В книге поэтапно рассматривается весь путь создания локальной нормативной базы по организации платных дополнительных образовательных услуг, в приложении к книге содержится ряд документов Федерального законодательства и пакет примерных локальных нормативных актов по ПДО услугам в образовательном учреждении.
Книга предназначена для работников образования руководящего звена, представителям органов самоуправления образовательного учреждения и всем тем, кого интересуют проблемы нормотворческой правовой работы в образовании.
Автор: Любовь Красовская
Автор продолжает разрабатывать тему формирования локальной нормативной базы в образовательном учреждении, начатую в первой книге: "Локальные нормативные акты. Управление образовательным учреждением", но теперь уже на примере организации платных дополнительных образовательных услуг. Основные аспекты, на которые в работе обращается особое внимание, - это соблюдение правил документоведения, отражение в документах государственно-общественного характера управления учреждением и соответствие документов правовым нормам.
В книге поэтапно рассматривается весь путь создания локальной нормативной базы по организации платных дополнительных образовательных услуг, в приложении к книге содержится ряд документов Федерального законодательства и пакет примерных локальных нормативных актов по ПДО услугам в образовательном учреждении.
Книга предназначена для работников образования руководящего звена, представителям органов самоуправления образовательного учреждения и всем тем, кого интересуют проблемы нормотворческой правовой работы в образовании.
Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования
Антология
Редактор Виктор Делия
Вашему вниманию предлагаются материалы международной научно-практической конференции "Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования".
В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические подходы инновационного образования в развитии профессионализации.
Во втором разделе представлены инновационные технологии и методы образования.
Управление инновациями в образовательном учреждении. Образовательные практико-ориентированные технологии
Составитель Марина Русинова
Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи. Пособие содержит материал из опыта работы образовательного учреждения, которое является Центром инновационного опыта.
Предложена система учебных и социальных практик учащихся, используемых в образовательном процессе; технологии проектной, исследовательской, информационно-коммуникативной и тьюторской деятельности; модель воспитательной работы, выстроенная на основе практик; нормативно-правовая база по организации социальных практик в образовательном учреждении; модель управления инновационным процессом, ключевым элементом которой является школьная команда.
Составитель Марина Русинова
Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи. Пособие содержит материал из опыта работы образовательного учреждения, которое является Центром инновационного опыта.
Предложена система учебных и социальных практик учащихся, используемых в образовательном процессе; технологии проектной, исследовательской, информационно-коммуникативной и тьюторской деятельности; модель воспитательной работы, выстроенная на основе практик; нормативно-правовая база по организации социальных практик в образовательном учреждении; модель управления инновационным процессом, ключевым элементом которой является школьная команда.
Конфликты в современной школе. Изучение и управление
Автор: С. В. Баныкина, Е. И. Степанов
В настоящей книге представлены аналитические материалы социологического мониторинга, проведенного в 2001-2005 гг. в образовательных учреждениях Московской области, основной целью которого было выявление уровня конфликтогенности школьного социума, а также его зависимости от условий жизнедеятельности и состояния жизненных ориентации участников учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты позволили также оценить качество конфликтологического образования в школах Московской области и его востребованность в обществе.
Данное исследование внесло большой практический вклад в осуществление основных направлений "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", нацеленной на формирование эффективных механизмов устойчивого развития системы образования в нашей стране.
Работа предназначена для специалистов-конфликтологов, преподавателей конфликтологии, руководителей образовательных учреждений, учителей, социальных педагогов и школьных психологов, а также для всех, кто интересуется современным состоянием и перспективами развития отношений между основными субъектами, взаимодействующими в современной отечественной школе.
Аналитическая компетентность педагога
Автор: В. П. Топоровский
В данном пособии рассматриваются аспекты одной из технологий педагогической деятельности, важнейшей составляющей профессионализма работников общего и профессионального образования, характеристики целостного образовательного процесса, основной функции управления - аналитической компетентности.
Представлена обобщенная характеристика педагогического анализа - основного фактора эффективности профессиональной деятельности педагога. Теоретические обоснования конкретизируются схемами, анкетами, таблицами, которые успешно применяются в практической деятельности педагогов.
Автор: В. П. Топоровский
В данном пособии рассматриваются аспекты одной из технологий педагогической деятельности, важнейшей составляющей профессионализма работников общего и профессионального образования, характеристики целостного образовательного процесса, основной функции управления - аналитической компетентности.
Представлена обобщенная характеристика педагогического анализа - основного фактора эффективности профессиональной деятельности педагога. Теоретические обоснования конкретизируются схемами, анкетами, таблицами, которые успешно применяются в практической деятельности педагогов.
Настольная книга директора учреждения дополнительного образования детей
Автор: А. М. Рябченко, В. Н. Иванченко
В пособии кратко изложены основные подходы к организации управленческой деятельности руководителя современного учреждения дополнительного образования детей (мониторинг оценки качества образования в УДОД, стратегическое планирование и др.); раскрыты особенности функционирования образовательных учреждений дополнительного образования детей на основе законодательной базы; рассмотрены вопросы правоприменительной деятельности учреждения дополнительного образования детей; изложены основные правила и нормы по составлению и оформлению документов в соответствии с ГОСТ Р6. 30-2003.
Основное содержание пособия направлено на оказание практической помощи руководителям УДОД в разработке и применении ими нормативно-правовых актов в управленческой деятельности.
Автор: А. М. Рябченко, В. Н. Иванченко
В пособии кратко изложены основные подходы к организации управленческой деятельности руководителя современного учреждения дополнительного образования детей (мониторинг оценки качества образования в УДОД, стратегическое планирование и др.); раскрыты особенности функционирования образовательных учреждений дополнительного образования детей на основе законодательной базы; рассмотрены вопросы правоприменительной деятельности учреждения дополнительного образования детей; изложены основные правила и нормы по составлению и оформлению документов в соответствии с ГОСТ Р6. 30-2003.
Основное содержание пособия направлено на оказание практической помощи руководителям УДОД в разработке и применении ими нормативно-правовых актов в управленческой деятельности.
Научное руководство экспериментом в школе
Автор: В. В. Пикан
В пособии освещаются ключевые вопросы научного руководства педагогическими исследованиями в школе. В его основу положен многолетний опыт работы автора по повышению квалификации организаторов образования и в качестве научного руководителя экспериментальной работой в ряде школ города Москвы. Читателям предлагаются как общие ориентиры и базисный понятийный аппарат научного исследования, так и конкретные управленческие рекомендации, относящиеся к логике педагогического эксперимента.
Адресовано, прежде всего, руководителям научно-методической работой не только в школе, но и в образовательных учреждениях всех видов и типов. Пособие ориентировано на педагогическую общественность, осуществляющую инновационную деятельность в направлении использования ресурсов педагогической науки для совершенствования образования в стране.
Автор: В. В. Пикан
В пособии освещаются ключевые вопросы научного руководства педагогическими исследованиями в школе. В его основу положен многолетний опыт работы автора по повышению квалификации организаторов образования и в качестве научного руководителя экспериментальной работой в ряде школ города Москвы. Читателям предлагаются как общие ориентиры и базисный понятийный аппарат научного исследования, так и конкретные управленческие рекомендации, относящиеся к логике педагогического эксперимента.
Адресовано, прежде всего, руководителям научно-методической работой не только в школе, но и в образовательных учреждениях всех видов и типов. Пособие ориентировано на педагогическую общественность, осуществляющую инновационную деятельность в направлении использования ресурсов педагогической науки для совершенствования образования в стране.
Охрана труда в образовательных учреждениях
Автор: Ю. М. Михайлов
В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном образовательном учреждении. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда.
В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 2010 года.
В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда образовательного учреждения, особенности обеспечения охраны труда работников и учащихся (воспитанников), организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов.
Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений.
Автор: Ю. М. Михайлов
В пособии рассматриваются ключевые вопросы организации охраны труда в государственном и частном образовательном учреждении. Содержание книги основывается на актуальной нормативно-правовой базе в области охраны труда.
В должной мере учитывается позитивная практика корпоративного управления охраной труда. При изложении материала учтены положения Федеральной программы действий по улучшению условий и охраны труда на период до 2010 года.
В рамках самостоятельных разделов освещаются вопросы формирования и функционирования системы охраны труда образовательного учреждения, особенности обеспечения охраны труда работников и учащихся (воспитанников), организация расследования и учета несчастных случаев, а также совершенствования охраны труда. Все ключевые положения книги дополнены примерами соответствующих документов.
Отдельное место в пособии уделено рассмотрению полномочий должностных лиц образовательного учреждения в области охраны труда. Примеры соответствующих должностных инструкций (перечни полномочий) представлены в одном из приложений.
Подготовка учащихся к олимпиадам. Инновационный проект
Составитель Вега Пустовалова
В пособии раскрывается опыт формирования сетевой организации методической работы в рамках инновационного целевого проекта подготовки одаренных детей к олимпиадам. Выявлены пути и механизмы объединения педагогических усилий в обучении одаренных детей, индивидуального их сопровождения как в общеобразовательном учреждении, так и в рамках муниципальной системы образования. Представлены материалы методического и дидактического характера (модели, структура взаимодействия опорных площадок, варианты занятий и тренингов, разработки конкурсных программ и отборочных туров), апробированные в ходе реализации проекта "Олимпиадный тренинг".
Пособие предназначено для руководителей образовательных и методических учреждений, заместителей директоров по научно-методической работе, руководителей методических объединений и кафедр, методистов.
Составитель Вега Пустовалова
В пособии раскрывается опыт формирования сетевой организации методической работы в рамках инновационного целевого проекта подготовки одаренных детей к олимпиадам. Выявлены пути и механизмы объединения педагогических усилий в обучении одаренных детей, индивидуального их сопровождения как в общеобразовательном учреждении, так и в рамках муниципальной системы образования. Представлены материалы методического и дидактического характера (модели, структура взаимодействия опорных площадок, варианты занятий и тренингов, разработки конкурсных программ и отборочных туров), апробированные в ходе реализации проекта "Олимпиадный тренинг".
Пособие предназначено для руководителей образовательных и методических учреждений, заместителей директоров по научно-методической работе, руководителей методических объединений и кафедр, методистов.
Совершенствование коммуникативной компетенции учителя
Автор: О. А. Сальникова
Учитель - профессия повышенной речевой ответственности. Общение - неотъемлемая составляющая педагогической деятельности. Как сделать общение эффективным, полезным и доброжелательным для всех его участников? Как подготовить объяснительный монолог? Как поступит в конфликтной ситуации? В настоящем учебном пособии содержатся ответы на эти и многие другие вопросы. Автор обратился к наиболее проблемным точкам современного образования и собрал воедино новейшие рекомендации ведущих ученых.
Автор: О. А. Сальникова
Учитель - профессия повышенной речевой ответственности. Общение - неотъемлемая составляющая педагогической деятельности. Как сделать общение эффективным, полезным и доброжелательным для всех его участников? Как подготовить объяснительный монолог? Как поступит в конфликтной ситуации? В настоящем учебном пособии содержатся ответы на эти и многие другие вопросы. Автор обратился к наиболее проблемным точкам современного образования и собрал воедино новейшие рекомендации ведущих ученых.
Аттестация педагогов дополнительного образования
Автор: Л. Б. Малыхина, Н. Ю. Конасова, Н. И. Бочманова
В учебно-методическом пособии рассматривается широкий круг вопросов, связанных с аттестацией педагога дополнительного образования. Пособие раскрывает содержание экспертизы педагогической компетентности и результативности деятельности педагога дополнительного образования в условиях аттестации. Даны научные и методические рекомендации по вопросам подготовки педагога к аттестации.
Пособие адресовано в помощь педагогам дополнительного образования для прохождения процедуры аттестации, а также руководителям учреждений дополнительного образования, специалистам органов управления образованием, преподавателям учреждений постдипломного педагогического образования.
Автор: Л. Б. Малыхина, Н. Ю. Конасова, Н. И. Бочманова
В учебно-методическом пособии рассматривается широкий круг вопросов, связанных с аттестацией педагога дополнительного образования. Пособие раскрывает содержание экспертизы педагогической компетентности и результативности деятельности педагога дополнительного образования в условиях аттестации. Даны научные и методические рекомендации по вопросам подготовки педагога к аттестации.
Пособие адресовано в помощь педагогам дополнительного образования для прохождения процедуры аттестации, а также руководителям учреждений дополнительного образования, специалистам органов управления образованием, преподавателям учреждений постдипломного педагогического образования.
Порядок проведения Единого государственного экзамена
Издательство: Рид Групп
В книгу вошел текст Порядка проведения Единого государственного экзамена.
Издание будет исключительно полезно преподавателям, родителям, абитуриентам, юристам, а также всем, интересующимся законодательством, регулирующим порядок проведения Единого государственного экзамена.
Издательство: Рид Групп
В книгу вошел текст Порядка проведения Единого государственного экзамена.
Издание будет исключительно полезно преподавателям, родителям, абитуриентам, юристам, а также всем, интересующимся законодательством, регулирующим порядок проведения Единого государственного экзамена.
Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях
Автор: Е. В. Котова
Пособие подготовлено для руководителей образовательных учреждений и их заместителей на основе законодательства Российской Федерации по государственным контролирующим органам. В него включены нормативные документы, описывающие права и обязанности руководителя проверяемой организации, права и обязанности проверяющих органов, порядок проведения проверок, виды проверок, порядок обжалования действий проверяющих органов и т. д. Данное пособие не заменяет собой нормативно-правовые документы, на основании которых проводятся проверки в образовательных учреждениях, а дает руководителям основания для выстраивания стратегии собственной управленческой деятельности по защите прав и отстаиванию интересов образовательных учреждений в рамках действующего законодательства.
Автор: Е. В. Котова
Пособие подготовлено для руководителей образовательных учреждений и их заместителей на основе законодательства Российской Федерации по государственным контролирующим органам. В него включены нормативные документы, описывающие права и обязанности руководителя проверяемой организации, права и обязанности проверяющих органов, порядок проведения проверок, виды проверок, порядок обжалования действий проверяющих органов и т. д. Данное пособие не заменяет собой нормативно-правовые документы, на основании которых проводятся проверки в образовательных учреждениях, а дает руководителям основания для выстраивания стратегии собственной управленческой деятельности по защите прав и отстаиванию интересов образовательных учреждений в рамках действующего законодательства.
Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. Выпуск 2
Автор: В. А. Белова, И. Г. Корнеева
Методическое пособие (выпуск 2) в помощь педагогическим работникам образования содержит должностные обязанности согласно Приложению к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. №593 "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих", методические материалы для педагогических работников.
Данное пособие рекомендуется использовать руководителям образовательных учреждений, педагогическим работникам, экспертам аттестационных комиссий.
Автор: В. А. Белова, И. Г. Корнеева
Методическое пособие (выпуск 2) в помощь педагогическим работникам образования содержит должностные обязанности согласно Приложению к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. №593 "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих", методические материалы для педагогических работников.
Данное пособие рекомендуется использовать руководителям образовательных учреждений, педагогическим работникам, экспертам аттестационных комиссий.
"Вопрос пола" в педагогической теории и практике образования. Россия, XYIII-XX вв.
Автор: Любовь Штылева
В ряду педагогических поисков в России на рубеже ХХ-ХХI вв. особое место занимает обращение педагогов к фактору пола в образовании, возврат к раздельному обучению мальчиков и девочек. Для большинства российских педагогов неочевидна взаимосвязь между различными подходами к пониманию био- исторического феномена "пол" и способностью осуществлять индивидуально- личностный подход в образовании,в целом неясны причины трансформаций подходов к "вопросу пола" в отечественной педагогике. В диссертации исследуются предпосылки и тенденции трансформаций "вопроса пола" в педагогической науке и практике образования России XYIII-XX вв., устанавливаются различия между полоролевым и гендерным подходами, характеризуются проблемы интеграции и институционализации гендерного подхода в современной российской педагогике.
Автор: Любовь Штылева
В ряду педагогических поисков в России на рубеже ХХ-ХХI вв. особое место занимает обращение педагогов к фактору пола в образовании, возврат к раздельному обучению мальчиков и девочек. Для большинства российских педагогов неочевидна взаимосвязь между различными подходами к пониманию био- исторического феномена "пол" и способностью осуществлять индивидуально- личностный подход в образовании,в целом неясны причины трансформаций подходов к "вопросу пола" в отечественной педагогике. В диссертации исследуются предпосылки и тенденции трансформаций "вопроса пола" в педагогической науке и практике образования России XYIII-XX вв., устанавливаются различия между полоролевым и гендерным подходами, характеризуются проблемы интеграции и институционализации гендерного подхода в современной российской педагогике.