Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования
Сегодня вновь заговорили о преподавании экологии в школе и включении этого предмета в обязательную школьную программу. На недавнем заседании Госсовета Президент России Дмитрий Медведев поддержал предложение ввести в школе уроки, посвященные экологической тематике.
В этом контексте полезно обратиться к идеям академика Никиты Николаевича Моисеева, который много занимался методологическими проблемами взаимоотношений человека и природы и указывал на роль экологического образования как основы нравственности и опоры для решения практических вопросов жизни. Он считал, что экологические знания и экологизация воспитания должны стать достоянием всех, а не только энтузиастов и экологов, то есть они должны стать частью системы общего школьного и вузовского образования.
Концепцию экологического образования Н.Н. Моисеев изложил в записке, подготовленной в 1994 году для Минприроды РФ, Минобразования, Госкомвуза РФ и Международных организаций Зеленого Креста и ЮНЕП. Его мысли и предложения и сегодня созвучны времени и могут быть полезными при решении проблем экологического образования. Мы предлагаем читателям сокращенный вариант записки Н.Н. Моисеева.
Исходные постулаты
Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положения философского характера. Сегодня они формируются как результат обширных исследований специалистов самого разного профиля. Ниже приводятся в тезисной форме некоторые общие выводы этих исследований, необходимые для изложения концепции. Нарушение равновесия биосферы вследствие стихийной деятельности человека и превращение его в основную природо-преобразующую силу планеты неизбежно приведет к общепланетарному экологическому кризису. Его преодоление будет означать переход к состоянию коэволюции природы и общества, смысл и содержание которого еще придется познать.
Производственная деятельность людей должна постепенно менять свою основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т.е. вписывающихся в ее биогеохимические циклы.
Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его деятельности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.
Новая цивилизация, для того чтобы она оказалась способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества как развивающегося вида, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т. е. нового общественно необходимого поведения людей. Широкая образованность населения планеты необходима и для становления новой морали, т. е. духовного мира людей.
Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы, т.е. в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества. Это утверждение столь очевидно, что оно может быть включено в исходную систему постулатов.
Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.
Несмотря на разнообразие цивилизаций, которое будет существовать и впредь, начнет формироваться некоторая общепланетарная система экологических знаний и принципов взаимоотношения с природой, в равной степени необходимых всем обитателям планеты. В самом деле, в современных условиях человечество взаимодействует с биосферой как одно целое, значит, оно обязательно должно обладать некоторыми общими стандартами в своих взаимоотношениях с природой.
Сегодня вряд ли возможно предложить некую единую и универсальную систему воспитания и образования как его составную часть. Они будут формироваться постепенно, как обобщение опыта специалистов в области образования, достижений науки, т.е. наших знаний об окружающем мире и деятельности политиков. Однако некоторые основные положения будущей системы, позволяющие сделать первые шаги, просматриваются уже достаточно отчетливо.
Общая схема
Экологическое воспитание должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества. В этом и состоит принцип современного антропоцентризма, основанного на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразия и богатства.
В такой формулировке принцип антропоцентризма практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к ИТ. Песталоцци, М. Монтеню, Ж. Ж. Руссо, утверждавшим, что цель воспитания — развитие симпатии к другим людям и любви к природе. Воззрения классической педагогики обладали высокой степенью «экологичности».
Для того чтобы реализовать этот принцип, экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Еще в семье и в дошкольные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития.
Существуют два разных термина — «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека.
Экология — большая научная дисциплина, но ее преподавание, по моему мнению, должно быть дозировано и не превращаться в систематический многолетний курс. Начальные сведения должны быть получены дома или в дошкольных учреждениях и закреплены серией специальных уроков и целенаправленных экскурсий в первых классах. Они должны быть «природоведчески ориентированы», подобно тому как излагались начальные знания в учебниках по природоведению в дореволюционной земской школе.
Что же касается систематического курса экологии, то он, по моему представлению, должен быть прочитан в одном из последних классов средней школы. В нем следует не только обобщить и систематизировать знания, полученные в предшествующих классах, но и внести некоторые общие философские (идеологические) представления, закладывающие основы современного миропонимания.
Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представления об окружающей среде и месте в ней человека должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Она состоит в том, что практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Не только биология, химия, география, но и математика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.
В высшем образовании есть три существенно разных направления экологического образования. Первое направление следует назвать мировоззренческим. Оно непосредственно продолжает то образовательное (скорее, воспитательное) направление, которое было заложено еще в средней школе. Вне зависимости от той области деятельности, которую выбирает будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением, определенным философским фундаментом для своей деятельности, эмпирически обоснованным рационалистическим видением человека в биосфере и быть способным опираться на достижения естественных наук.
Но этот философский фундамент должен быть не классическим рационализмом XVIII или XIX века, который рассматривал человека в качестве постороннего наблюдателя, а рационализмом века, представляющим человека активным участником процесса развития биосферы.
Второе направление — экологический профессионализм будущего специалиста. Если первое направление достаточно универсально, то второе связано с характером будущей деятельности студента, с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов. Такая подготовка должна быть совершенно различной в учебных заведениях различного профиля.
Третье направление деятельности связано с необходимостью подготовки специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды. Это должны быть специалисты, сочетающие экологические знания с широкой гуманитарной подготовкой: в области экономики, правоведения и многих других гуманитарных дисциплин.
Следующим важным звеном единой системы экологического образования должно стать послевузовское обучение и широкое экологическое образование граждан.
(Публикуется по изданию: Моисеев Н.Н. «Экология и образование», М., 1996).
Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь . – 2010 . - № 8 . – С. 4-6.