Авдеева Е.В. Покоритель ландшафта (Болотов А.Т.)

 
ПОКОРИТЕЛЬ ЛАНДШАФТА
 
 
В современный век урбанизации и глобализации время, отводимое человеком на общение с «дикой» природой, неизбежно сокращается. Назревает потребность в создании уголков природы, включенных в городскую среду, при этом дающих ощущение ее неповторимости, уникальности и первобытности. Это призваны сделать «покорители ландшафта», «устроители садов и парков», или, как их теперь называют, — ландшафтные дизайнеры.
 
 
Все, что вы видите — от носков своих ботинок до горизонта, — ландшафт. Французы предпочитают говорить «пейзаж», но суть дела не в названиях. Это место для прогулок, отдыха, охоты, туризма. Скалы, деревни, дороги, малиновка на ближнем кусте и отражение леса в дальнем озере — все это ландшафт — неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте.

Со времен зарождения ремесла люди изменяли природные ландшафты, застраивали их различными архитектурными сооружениями. В скором времени они стали ощущать дефицит того, что когда-то ими же самими было разрушено. Это было понятно человечеству уже в Древнем мире, и именно оттуда берет свое начало современное садово-парковое искусство, или ландшафтный дизайн.
 
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИИ
 
Сад — самое чистое из человеческих наслаждений.
Оно более всего освежает дух человека,
без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук.
 
Френсис Бэкон.
 
Само понятие «ландшафтный дизайн» возникло чуть более ста лет назад в Америке, где в то время закладывали первые национальные парки. Сегодня ландшафтный дизайн — истинное искусство по созданию гармоничных парковых ансамблей. Ошибочным будет мнение о том, что простые газоны и деревья на садовом участке — это уже ландшафтный дизайн.

По рисункам, сохранившимся на стенах пещер во Франции, видно, что у древнего человека были развиты эстетические потребности. Он, в частности, любил цветы, и гирлянда живых цветов, очевидно, была первым подарком, который он сделал возлюбленной. Считается, что человек стал разумным тогда, когда он сумел подняться над жестокими настоятельными потребностями природы. Осознав, что «бесполезное» может дать утонченное наслаждение, он вступил в царство искусства, и это был величайший шаг в культурной эволюции человека.

Следующий шаг — возникновение сельского хозяйства в период неолита. Первые сады имели чисто утилитарное назначение, и если среди плодовых, овощных и лекарственных растений встречались декоративные формы, их выбор был случайным. Некоторые плодовые очень декоративны в период цветения, но выращивались они в основном из-за плодов.

История садов и садоводства тесно связана с историей народа, его культуры, науки, искусства и литературы. Главное назначение этих садов — создать среду покоя и гармонии. Фундаментальные принципы построения различных форм искусства: музыки, поэзии, живописи, архитектуры, в том числе и ландшафтной, одни и те же — ритм, гармония и равновесие. Эти же принципы лежат в основе религии, которая считается искусством духовной жизни. Гармония должна быть во всем, что окружает человека. Сад и дом должны благоприятствовать созданию гармонии души.

Самая древняя из известных нам цивилизаций — Шумеро-Аккадианская (IV тысячелетие до н.э.). От этого времени сохранились развалины храмов и дворцов — свидетельство того, что часть населения уже была освобождена от трудоемкого выращивания продуктов питания. Властелины и жрецы изучали звезды, созерцали красоту природы, задумывались над причинами явлений. Они дали миру ряд открытий, также покровительствовали садоводству.

Немного позже возникла иранская цивилизация. Иран — родина чинары, миндаля, персиков, слив, фисташки и розы. Кир I, основатель династии Ахеменидов, был и первым садоводом Ирана. Самый знаменитый сад Ирана — Чар Баг. Впоследствии так стали называть определенный вид сада, отличительным признаком которого является разделение его территории каналами на четыре гряды. Чар Баг — вклад иранской цивилизации в садоводство мира. Иран оказал влияние на развитие эллинской цивилизации. Сад при греческом храме в Сциллах, где симметрично расположены фруктовые деревья, выращенные Ксенофоном в IV в. до н. э., копирует «сады для удовольствия», которые существовали в Иране.

Можно выделить базовые элементы, присутствующие во всех исламских садах. Территория их прямоугольная, как и площадь, на которой пророк Мухаммед общался с людьми. Одним из важнейших элементов является вода. Она имеет не только эстетическое, но и практическое значение для местностей, где 4 месяца может не быть дождя.

По таким же принципам строились парки, которые также имели большое духовное значение для арабов. Сад обязательно закрыт стенами, выражая метафору, что за этими стенами скрывается рай (в переводе с мусульманского «рай» значит «сад»). Сады и парки были крестообразными, ориентированными на четыре стороны света. Согласно Корану, их разделяли на 4 части 4 реки — из воды, меда, молока и вина. С тех пор схема и символизм арабских садов не изменились. Добавилось лишь, что в Средние века регулярные сады в арабских странах состояли из двух половин — цветочной (гюлистан) и плодовой (бустан).

Сельское хозяйство и садоводство достигли значительного развития в Древнем Египте, который многое заимствовал из Шумеро-Аккадианской цивилизации. Под сады здесь начали осушать болота.
У египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах. Безусловно, самые роскошные сады создавались при дворцах и храмах, но и состоятельные горожане также позволяли себе сад в качестве зеленого обрамления домов. Историки сделали важное открытие: слово «храм» первоначально значило «священная роща».

При посадке садов и парков возле дворцов и храмов, важно было посадить деревья, предпочитаемые тем или иным божеством. Так, например, в Древнем Египте сикамор античный связывали с именем Нут, богини неба, деревом Осириса считалось хвойное, гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия. У греков дуб или бук — символ Юпитера, лавр — Аполлона, а олива олицетворяла Минерву. Мирт считался священным деревом Афродиты, яблоня — Юноны, тополь — Геркулеса. Вообще в мифологии Греции с шумом дубовых рощ связывали миссию оракула: считали, что листья дубов наделены могуществом вещего слова. В Риме культовым деревом считали священное фиговое дерево Ромула. Оно почиталось на протяжении веков, и увядание его наводило ужас на весь город.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

За всю историю ландшафтного дизайна в Древнем Египте садовое искусство превратилось из простой необходимости в настоящую науку. Для древнеегипетского сада было характерно четкое планирование композиции с учетом геометрических законов симметрии. Формировались в основном замкнутые композиции, центром которых становился водоем (иногда их было даже несколько). Широко использовались аллейные и рядовые посадки с учетом сторон света. Впервые в истории ландшафтного дизайна в Древнем Египте появилось использование ритма, т.е. сочетание объектов по росту и колористике определенным способом. Любимые цвета древних египтян — «цвета земли»: красный, желтый, коричневый, белый, черный.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Этот расположенный террасами сад — лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет. Вход — начало оси. Сама ось — крытая аллея (перго-ла), увитая виноградом, образует тенистый свод. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград. Симметрично дороге размещаются четыре бассейна и беседки. По периметру — рядовые посадки, предположительно пальмы. Специфическая черта этого сада — наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. В саду были посажены священные растения — лотос, папирус. Кроме местных видов широко использовались интродуценты — инжир, гранат, розы, жасмин. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198-1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса. В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.

Как обеспечивалось водоснабжение в садах? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев.

Говоря об истории ландшафтного дизайна в Древнем Египте, нельзя забыть и о самых известных дошедших до нас упоминаниях о памятниках культуры. Один из них — город Ниневия.
Видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов. По обеим сторонам улиц и дорог располагались ряды пальм. Роскошь окружала дворцовый комплекс и парк с искусственными водоемами, павильонами, беседками и экзотическими растениями. Главной особенностью этого первого в истории ботанического сада была большая культовая башня — зиккурат. Она была похожа на ступенчатую пирамиду, на вершине которой находилась обзорная площадка. Террасы башни были усажены цветами и декоративными кустарниками и соединялись между собой лестницами и пандусами. По такому же принципу были построены и «висячие сады» Семирамиды — одно из семи чудес света (В основу «висячих садов» Семирамиды также положены террасы. На четырех ступенчатых террасах для возлюбленной Навуходоносора II были посажены деревья, кустарники и цветы. Позднее эту идею подхватили в Персии, Италии и даже в России).

Таким образом, можно сказать, что история ландшафтного дизайна зародилась еще в Древнем Египте. Но даже сейчас мы используем многое из того, что придумали наши предки тысячелетия назад.
Еще одним великим садоводом считается царь Соломон. Однако о величии его садов мы можем судить только по сохранившимся описаниям. Также мало известно о ландшафтном искусстве Персии, но судя по изображениям, которые сохранились до наших дней, это были большие парки, заселенные различными животными, и назывались они парадизы.

Позже обрабатывать землю начали в Эфиопии, Индии, Средиземноморье, Средней Азии, Мексике, Индонезии, Судане и Перу, и эти страны стали новыми центрами антропогенных ландшафтных работ. Под термином антропогенный ландшафт понимают природный рельеф, который был существенно изменен человеческой деятельностью.
 
Индийское садоводство зарождалось с садов при храмах. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей баньяны. Без баньяна, как без Ганга и Гималаев, невозможно представить себе природу Индии. От одного-единственного корня это дерево воздвигает огромный зеленый храм с бесчисленными залами, тенистый, прохладный шатер которого не пропускает света и, кажется, создан исключительно для того, чтобы дать кров бездомному первобытному человечеству (В каждой деревне предписывалось сажать баньяновые и пипаловые деревья, ибо они не только дают густую тень, но и охраняют поля и сады от птиц. Во время плодоношения баньян и пипал покрываются таким количеством фиг, что ими могут неделями кормиться тысячи пернатых. Таким образом, остается невредимым урожай культурных растений).

Для садоводства у монахов было достаточно свободного времени, вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Так было и в Индии, где буддийские монахи выращивали цветущие рощи ашоки и кадамбы, и в Китае, где они бережно сохраняли такие редкие деревья, как гинкго.

Цель содержания садов при монастырях была в первую очередь сугубо практической и духовной. Монахи выращивали овощи, фрукты и травы для еды, целебные растения — для врачевания, антисептики и красители — для домашнего хозяйства. Выращивали они и декоративные растения. Монахи верили в облагораживающую роль труда и получали удовольствие от садоводства.

В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно 3 тыс. лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае, как и в Индии, происходило под влиянием религии и философии. Здесь нельзя не упомянуть и философию фэн-шуй, основными положениями которой считают: Человек и Природа должны находиться в гармонии относительно друг друга, а всю целостность бытия пронизывает незримая положительная энергия, именуемая ци. Сад в данном стиле отличается от традиционных европейских садов. Гармония и равновесие являются здесь приоритетами, при этом абсолютно не важен размер участка. Китайцы понимают жизнь как равновесие двух начал, инь (мужское светлое) и янь (женское темное), сил, не способных существовать друг без друга. Каждое растение и элемент ландшафта должны быть расположены в строгом соответствии с соответствующими им сторонами света. В переводе с китайского языка слово «ландшафт» обозначает «горы и вода», а сам процесс создания сада звучит как «выкапывание водоемов и сооружение гор». Таким образом, камень и вода — основные элементы любого китайского сада.

Неотъемлемый элемент китайской ландшафтной архитектуры — многочисленные крутые мостики. Они сделаны в виде идеального полукруга, потому что со своим отражением в воде составляют полный круг.
Элементами китайского парка также являются беседки, грядки с ароматными и лечебными травами, множество клумб и цветочных бордюров. Делится он на три зоны: устрашающую, идиллическую и смеющуюся.

Парк считался совершенным, если все три зоны обустроены. Устрашающая зона представляла собой скалы и груды камней, большие деревья и быстрые ручьи. За ним следовала смеющаяся зона: солнечная поляна, украшенная цветниками и беседкой с фонтанчиком, в котором обязательно плавали рыбки. Дальше шла идиллическая зона, где плодоносные деревья, такие, как вишни, яблони, миндаль, соседствовали с сиренью и рододендронами. Далее шел маленький пруд, окруженный ивами и камышом, возле берега которого лежала полузатопленная лодка, а в маленькой деревянной беседке всегда имелся запас бумаги и тушь.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзэн-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Первые японские сады создавались мудрецами-философами. Они считали, что раскрытие тайн бытия заключено в познании природы и ее созерцании: «Вселенная каждый раз возникает, когда человек открывает глаза, чтобы взглянуть на нее». Первый принцип — Син, означал делать только то, что создала природа, только то, что можно в ней увидеть, второй принцип Го — вся композиция и каждый элемент в отдельности должны быть наполнены смыслом и третий принцип Сё — свобода представления, следуя ему, японские ландшафтные архитекторы создали «сухие» реки из песка, клумбы из гравия. Кроме того, японцы всегда поклонялись горам, водопадам и деревьям, ставя их в ряд живых существ, как человека и животных.
 
Японские сады делятся на несколько видов, в зависимости от основы, на которой акцентируется внимание. Это могут быть сады камней, воды, деревьев, времен года или мхов. Допускается и смешивание вышеперечисленных элементов в одном саду, при этом большое значение придается расстановке камней. Располагать их следует справа налево, поскольку считается, что именно так перемещает свой взгляд человек. Наиболее известный пример сада камней — сад монастыря, созданный в конце XV — начале XVI в., в древней столице Японии Киото. Сад представляет собой прямоугольную площадку 23x9 м2, расположенную перед домом с верандой. Веранда является местом его созерцания, поскольку на заднем плане имеется невысокая стена, за которой расположены, в виде фона, группы деревьев. На площадке, покрытой белым песком, размещены группами 15 камней. Песок расчесан специальными граблями таким образом, что борозды идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы из 2-3 или 5 камней. Самое главное: в какой бы точке веранды вы не находились, из 15 камней одновременно вы видите только 14. В целом сад создает впечатление моря, омывающего группу островов. Или, наоборот, представляется, что вы находитесь высоко над землей и наблюдаете сверху пелену облаков, сквозь которые выступают высокие горные вершины.

Японцы устраивали сады даже на маленьком пятачке земли, что отточило в них искусство бонсай — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре.

Эпоха Возрождения — своеобразный рубеж в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

XIX в. отмечен стремительным развитием средств коммуникации. Сейчас, в XXI в., люди, живущие на разных континентах, легко общаются друг с другом. Все лучшее, что возникает в той или иной стране, быстро становится достоянием других стран. Стали интернациональными и приемы садоводства. Английский бордюр из травянистых растений и зеленые газоны приняты как в Индии, так и во многих других странах.

Гималайские растения нашли пристанище во многих садах Европы и Северной Америки. Растения из «нерегулярных» японских и китайских садов адаптировались в Европе, Америке и Индии. Таким образом, сады, созданные различными цивилизациями, распространились по всему миру.
В истории садового и паркового дизайна, смене мировых садовых стилей для нас раскрываются мировая история, движение ее философской мысли и развитие традиционных ценностей. Современные садоводы имеют счастливую возможность выбирать самое лучшее из всего богатства накопленных идей.
Таким образом, на сегодняшний день садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой. Многообразные приемы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зеленом строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизированными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Казалось бы, определения имеют много общего, но сейчас принято называть специалиста в области садово-паркового искусства на европейский манер ландшафтным дизайнером, хотя смысл от этого не меняется, а скорее, наоборот, употребляя русское словосочетание, мы подчеркиваем вклад отечественных «устроителей садов и парков» в развитие этой сферы деятельности человека.

Как уже было отмечено выше, садово-парковое искусство и ландшафтный дизайн развивался двумя путями: геометрическим и живописным. Позднее на их основе сложились основные типы садов парков:

1) террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами);
2) регулярные «французские» (с боскетами, аллеями, партерами и водоемами геометрически правильных форм);
3) пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта с лужайками);
4) миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испано-мавританских дворах; японские сады — символические композиции из воды, растений и камней, современные дизайны ландшафтов).

Абсолютно точно можно сказать, что на формирование современных классических стилей оказали влияние и традиции различных стран.

Особая роль в истории принадлежит паркам, созданным в регулярном стиле. Особенность регулярного стиля — наличие обширного партерного пространства, строгость в симметрии, четкость линий, зеркальность по отношению к осевой композиции, главенствующее положение отдано дому. Регулярный, формальный, «французский» — все это разные наименования одного и того же стиля ландшафтного дизайна. Его отличают геометрически правильные контуры, прямые линии и симметрия во всем (главная идея регулярного стиля). Законченную форму он приобрел в абсолютистской Франции. Ее король Людовик XIV добивался покорности ото всех и даже от самой природы. В России первым поклонником французского стиля был император Петр Великий. И сегодня садово-парковые ансамбли Петербурга — живое свидетельство его вкуса.

Садовый парк во французском стиле сейчас встречается очень редко: это удовольствие доступно лишь очень состоятельным людям, не привыкшим делать что-то своими руками. И немудрено — чтобы ухаживать за таким парком и регулярно подстригать растения, нужен не один профессиональный садовник.

В различных, в том числе и литературных, источниках отмечается, что пейзажный стиль зародился в Англии в XVIII в. В то время английские естествоиспытатели и натуралисты привнесли новые веяния культуры с Востока, реализовав культурный скачок, приведший, в свою очередь, к формированию новых взглядов на ландшафтное проектирование. Английский пейзажный стиль — не плод заимствованных с Востока идей, а самобытное явление английской культуры, воплощающее в себе представление о естественности и красоте мира, лиц его создававших.

Данный стиль предполагает свободное, естественное расположение элементов ландшафта — прямолинейность, правильность форм и симметричность полностью исключаются. Основной признак английского ландшафтного стиля — отсутствие искусственности пейзажа и намека на его рукотворное происхождение. Часто используется «хаотичное» и в то же время тщательно продуманное расположение деталей и элементов. Обязательная черта данного стиля — неровный рельеф местности с оврагами, искусственными и естественными возвышенностями, водоемами неправильных очертаний. Гармоничность в сочетании элементов — главное мерило законченности пейзажа. Плавность и извилистость линий должны присутствовать во всех элементах ландшафта — в плакучей форме деревьев, в природном камне и даже крыши домов не должны оставаться в стороне.

Из примеров оформления ландшафта в пейзажном стиле, безусловно, выделяются старинные английские усадьбы. На территории бывшего Советского Союза некоторые крымские парки созданы в стиле, заимствованном у англичан, поскольку французский классический стиль планировки в 30-е гг. XIX в., в связи с наполеоновским нашествием, утратил свои модные позиции в мире ландшафтного проектирования.

Также следует выделить в отдельную категорию русский пейзажный стиль. Хотя многие считают, что по сути такого стиля не существует, но это скорее заблуждение, чем истина. Русский пейзажный стиль характеризуется большими пространствами лишь слегка прирученной природы, прудами, плодовыми рощами, цветниками.

Типы парков, относящиеся к миниатюрным, могут быть выполнены в различных стилистических категориях: итальянское патио, сельский стиль кантри, сочетающий в себе элементы сада и огорода, природный стиль (Оформление участка в лесном стиле часто можно наблюдать в домах отдыха и пансионатах Средней полосы, а также в любом другом месте лесной зоны России), тематический стиль, дающий массу творческих разрешений, смешанный стиль (В настоящее время участок, оформленный в строго определенном стиле, является большой редкостью. Как правило, разные зоны участка оформляются в различных стилях. Подобный сад, под названием Параду описан в романе Эмиля Золя «Проступок аббата Муре».).
 
 
 
У ИСТОКОВ РУССКОГО САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА
 
Первые сведения о русских садах относятся к XII в. Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады и парки стали разбивать и в монастырях, вокруг храмов, в богатых усадьбах. Государевыми садами славился и Кремль.
 
В XVII в. в Москве был построен Верховой сад Кремлевского дворца (Нередко в Кремле сады устраивали на сводах каменных построек, поэтому их называли «висячими», как знаменитые сады Семирамиды. Сад на крыше — сложная и дорогая постройка, «царская роскошь». Однако, несмотря на сложность устройства таких садов, в XVII веке в Кремле существовало два больших и несколько малых (прикомнатных) верховых садов на крышах и террасах дворцов. В 1685 году верховой сад был устроен в Кремле при хоромах тринадцатилетнего царя Петра. Сад был 20 метров в длину и 8 метров в ширину. Для этого сада вылили свинцовые доски весом в 640 пудов, на которые положили землю в метр высотой), располагавшийся в верхних этажах зданий и отличавшийся богатым декоративным убранством. Для русских садов всегда было характерно сочетание декоративного с утилитарным. В садах устраивались рыбные пруды, для посадок выбирались плодовые деревья. В верховом саду росли грецкие орехи, кусты шиповника и «пионы махровые и семенные, коруны, или цветы-венцы, тюльпаны, лилии белые и желтые, нарчица белая (нарцисс), рожи алые (мальва), мымрис, флик, гвоздики душистые и репейчатые, филорожи, касатис, калуфер, девичья красота, рута, фиалки лазоревые и желтые, пижма, иссоп».

Верховые сады были уничтожены при закладке большого Кремлевского дворца в 1773 г. Идея «висячих садов» претворялась в жизнь и в последующие годы. В Петербурге при царице Елизавете Петровне на Аничковом дворце, над колоннадой вдоль Невского и Фонтанки, которая в то время была сквозной, находился висячий сад.

Во времена Екатерины II висячий сад устроили в Зимнем дворце. Этот сад не был виден со стороны, поскольку находился внутри здания, окруженный с одной стороны залом Эрмитажа, а с трех других — галереями. Сад занимал площадь всего 1200 квадратных метров (50 м в длину и 24 м в ширину), но в нем росли ряды берез, среди газона с клумбами из цветов шли дорожки, в конце которых стояли мраморные статуи. К открытому саду на крыше примыкала оранжерея, в которой содержались наши певчие птицы и иноземные — попугаи, канарейки и другие. Там были также обезьяны, морские свинки и даже кролики. Висячий сад Эрмитажа сохранился до наших дней. В нем — зеленый газон, цветы и статуи, но уже нет деревьев.

В XVI в. также появляются Набережные и Комнатные сады. На подклети Запасного дворца на склонах Боровицкого холма в Москве был устроен Верхний Набережный сад. Он охватывал дворцовое здание со стороны реки. Сад-крыша был обнесен стенкой с частыми проемами — окошками для обзора окружающей местности. Находился там и небольшой бассейн с водяными взводами. Так тогда назывались фонтаны. Сад снабжался водой с помощью машин, созданных мастером Кристофером Галловеем в 1633 г. Разместили их в Свибловой башне, из-за этого и переименованной в Водовзводную.
Крупнейшим историком Москвы И.Е. Забелиным приводится список растений, доставленных в 1683 г. для посадки в другой, Нижний Набережный сад, который также был устроен на искусственном основании. Это яблони, смородина красная, анис, бобы, морковь, огурцы, шалфей и другие растения. Сохранились имена садовников того времени — Назар Иванов, Иван Телятевский, Степан Мушаков.

В Нижнем Набережном саду также находились водоемы с взводами, расписные беседки, резные ограды, теплицы для овощей и цветов. Малолетний Петр I учился в этих бассейнах управлению потешными («Потешными» суда называли от слова «потеха», т.е. служащие для развлечения) судами, которые потом появились на Яузе. И Верхний и Нижний Набережные сады просуществовали до конца XVIII в., когда была предпринята перестройка южной части Кремля.

Пример комнатного сада — Верхний комнатный сад, устроенный на плоских кровлях Потешного дворца в 1685 г. мастером Галактионом Никитиным. В комнатных садах высаживали большое число редких растений. Пейзаж прикомнатных садов завершали разные скамьи, навесы, балюстрады. Подобную террасу с оранжереей для диковинных растений имела и мать Петра I Наталья Кирилловна. Лестница с нее вела на детскую Потешную площадку с установленными там походными шатрами, расписными пушками и кожаными ядрами.

Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в Петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII в. проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы — Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго.
С середины XIX в. наряду с частными получают распространение общественные парки. В них обычно сочетались приемы регулярного и ландшафтного построения.
 
 
 
ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР
 
Изучив немного историю ландшафтного дизайна, возникает резонный вопрос: руками каких мастеров все это создавалось?

У истоков ландшафтного дизайна стояли фараоны, императоры и короли, богатые и влиятельные люди, философы, монахи. Говоря современным языком, они выступали в роли заказчиков. В России XVII—XIX вв. не существовало понятия «дизайнер» или «архитектор», эта профессия называлась «устроитель садов и парков». Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры садово-паркового искусства того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии».
 
Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

В Российской Империи непосредственное участие в практической деятельности по созданию садов и парков принимали представители самых различных социальных и общественных групп: от Петра I, который сам выписывал в Россию самых лучших паркостроителей, и Екатерины II, которая собственноручно для «устроителей дач по Петергофской дороге» переводила и комментировала книгу У. Чемберса «Об устройстве садов в английском вкусе» (1773 г.), до многочисленных безымянных крепостных мальчиков; их подготовке для работы в этой области уделялось значительное внимание.

Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) - известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской агрономической наукиПервым российским ландшафтным дизайнером именно в том смысле, который сегодня вкладывается в словосочетание, обозначающее столь модное в последние годы занятие, был Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833 гг.) - русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный , ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии в  России.
 
Кто-то может возразить, что тогда не было этой профессии. Это так и не так. Не было понятий «ландшафтный дизайн», «ландшафтный дизайнер», да и многих других, но искусство создания садов и парков, конечно же, было. Были и творцы, создатели превосходных садово-парковых композиций, к сожалению, практически не дошедших до нашего времени в силу специфики этого «хрупкого» вида искусства.

Если вы желаете лично познакомиться с дизайнерским наследием Болотова, отправляйтесь в Тульскую губернию и посетите там два замечательных уголка русской земли.
Это Дворяниново — собственная усадьба А.Т. Болотова — и усадьба А.Г. Бобринского (сына Екатерины II и Г.Г. Орлова) в Богородицке (Когда понадобился опытный сельский хозяин для управления Киясовской волостью (в Серпуховском уезде), купленной Императрицей Екатериною II, то князь С.В. Гагарин по рекомендации Вольного экономического общества предложил Болотову сначала описать эту волость, а затем принять на себя и управление ею. Болотов более 23-х лет управлял собственными волостями Императрицы, сначала только Киясовской, а потом также Богородицкой (Тульской губернии) и Бобриковской.
 
За труды по управлению Болотов был удостоен Высочайшего благоволения и награжден чином коллежского ас ессора). Современное состояние парков, несмотря на все усилия музейных работников и местных властей, пока не дает возможности увидеть все изыски, созданные здесь когда-то Андреем Тимофеевичем.
 
Попробуем воспроизвести облик усадеб по документам, книгам, гравюрам, рисункам.

Между двумя ансамблями есть много общего — оба находятся на высоком берегу реки. Сады располагаются террасами, но не регулярными, с четкими границами, а живописными, естественными, включающими различные сооружения, скульптурные композиции, зеленые насаждения и даже небольшие пруды. Они спускаются от наиболее высокой точки, где располагается главное строение. В Дворянинове это деревянный одноэтажный дом, выстроенный по собственному проекту Болотова, небольшой, но удобный и уютный. В Богородицке центр композиции — двухэтажный дворец с бельведером, построенный по проекту И.Е. Старова, известного мастера русского классицизма. От дома и дворца открываются прекрасные виды на противоположный берег. В Дворянинове — на поля, луга, леса и окрестные села, в Богородицке — на город, сохранившаяся система улиц которого доносит до нас замечательную градостроительную идею А.Т. Болотова. Пять лучей составляют основу плана городского пространства: улицы Екатерининская, Павловская, Мариинская, Александровская и Константиновская (мы приводим их исторические названия) расходятся веером от берега реки Уперты. Точкой их схождения является главный дом усадьбы, так как именно он задуман как центр не только садово-парковых усадебных композиций, но и всего городского пространства. Дворец Бобринского доминирует, он великолепно виден издалека, замыкая перспективу названных улиц. А город раскинулся перед ним торжественным амфитеатром. Предложенная Болотовым система позволяет городу расти, развиваться, не изменяя заложенной в плане идеи.

Вблизи главных сооружений Болотов придерживается регулярной планировки. Эта традиция надолго сохранится в русском усадебном строительстве. Зеленые поляны и цветники, очерченные дорожками, постепенно переходят в пейзажную зону. Именно здесь разыгрываются самые интересные «акты садового действа». В Богородицке это и «Церерина роща», и «Долина Эхи», и многочисленные сиделки (Так раньше называли скамейки) — как, например, «Утренняя» и «Вечерняя» — для созерцания наиболее красивых видов в утренние или вечерние часы; и руинированная триумфальная арка, и беседки, и гроты различного назначения и выполненные из разных материалов местного происхождения. В первом русском парке были плавающие клумбы из ивняка со слоем почвы, среди которых лавировали лодки. Искусственные водопады, а возле них — философские беседки. Вдоль дорожек прятались замаскированные платформы: из воды выскакивал вдруг водяной черт — судя по этой и другим деталям, А.Т. Болотов не был обделен чувством юмора. Яркая смена видов, впечатлений, неожиданные эффекты, неповторимость испытываемых ощущений — вот то, что поражает в творении А.Т. Болотова. Богородицкий парк был создан в небывало короткие сроки — за два года, точнее, за два строительных сезона. В зимнее время Болотов прорабатывал свои идеи, записывал, зарисовывал, писал статьи в журналы. Основные работы в парке были завершены в 1785 г.
 
 
Дом-музей А.Т. Болотова (Тульская область, Заокский р-н, д. Дворяниново)
 

Над родовым имением Дворяниновым Андрей Тимофеевич трудился дольше (В Дворяниново Болотов приехал после смерти Екатерины II. Тогда же Богородицк отошел к Бобринскому, его отец, граф Орлов, приглашал Болотова принять участие в заговоре против Петра Третьего, тот отказался, вышел в отставку), работы велись в несколько этапов. Начало было положено в 1762 г., когда Болотов, уйдя в отставку, поселился здесь, обзавелся семьей и начал обустройство своей сельской жизни. Практически не обладая опытом садового строительства, зачастую полагаясь на интуицию, а главное, испытывая огромную любовь к родной земле, родной природе, речке и лесу, каждой травинке, листику, цветочку, он, как истинный ландшафтный дизайнер, искал лучшие решения.

Определял, где будет поставлена беседка, где создана дерновая скамья, где — открытая лужайка, ограниченная «лесочком», а где — пергола. Дворяниновский сад включал все, что было и прежде в традиционном русском саду: это и нарядный цветник — гордость хозяина, и фруктовый сад, и огород (Мало кто знает, что при Болотове стали охотно сажать картофель и помидоры. В XVIII веке помидоры выращивали на клумбах, как цветы, и называли «любовные яблочки» (от французского «ротте» — яблоко и «атоиг» — любовь). Болотов был первым, кто с клумб перенес их на огород. Болотов придумал выставлять около картофельных грядок охрану, а затем снимал часовых на два-три часа. Народ смекнул: раз охраняют, значит, надо брать. Так в быт крестьян вошла картошка. Болотов делал и чипсы, называл их «картофельные стружки».), и сад лекарственных трав (ведь А.Т. Болотов был известным врачом), и пруды — декоративные и для разведения рыбы. Сочетание эстетического и практического элементов в русском саду — неотъемлемая его черта во все времена. Сегодня в залах дворяниновско-го музея стоит фигура Татьяны Назаренко — дань памяти обманкам А.Т. Болотова: при входе в дом он установил фигурку мальчика, которого принимали за настоящего и часто подавали ему пальто, и даже сохранились воспоминания, ругались на него за нерасторопность. Уныние Болотов считал первейшим грехом, на свадьбе внучки — ему было уже за 90! — перетанцевал всех молодых.
 
А.Т. Болотов, проведя критический анализ теоретических трудов западноевропейских ученых того времени и отнюдь не отрицая достижений европейских садовых школ, разработал собственную оригинальную систему взглядов на строительство «натуральных» садов в России. В многочисленных статьях, публиковавшихся в журналах «Экономический магазин» и «Сельский житель», редактором которых он являлся, в 80-х гг. XVIII в. были не только освещены общие теоретические вопросы садоводства, но и давались детальные практические рекомендации.
 
Главная заслуга А.Т. Болотова — привлечение внимания к проблемам самобытности и естественности, т.е. созданию такого типа парка, который отвечал бы реальным природным условиям и культурно-историческим традициям России. В своей статье «Некоторые замечания о садах в России» (1786 г.), подчеркнув факт широкого распространения садов в старинных усадьбах, А.Т. Болотов отмечает, что «всего бы благоразумнее было быть нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеры у других, а паче испытать производить сады собственного своего вкуса, и такие, которые бы, колико можно, сообразнее были с главнейшими чертами нашего нравственного характера... А при таковых обстоятельствах не было б ни мало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Английские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали РОССИЙСКИМИ».

Проектируя парки, Болотов применял передовые по тем временам методы анализа природной ситуации, подобные методам современной компьютерной графики. Так, например, он, глядя через стекло, наносил на него основные контуры реально существующего пейзажа, а потом поверх изображения — новые элементы, которые предполагал построить, затем сравнивал получившийся образ с натурой. Путем многократного повторения различных вариантов эскиза он приходил к наиболее эффектному решению и переносил его на окончательный план. Это позволяло с особой точностью определить положение и размеры различных парковых сооружений и их увязку с рельефом местности, древесно-кустарниковыми композициями, водоемами, положением дорог и так далее.

Помимо заслуг в устроении садов и парков, гений Болотова оставил множество работ в других прикладных науках, в частности в биологии и медицине, за что многие называют его «Ломоносовым с биологическим уклоном», первым русским физиотерапевтом. В 1871 г. Болотов опубликовал в «Экономическом магазине» статью «Ботанические примечания о классах трав», в которой изложил систему растительного мира согласно классам линнеевской системы. Эта статья считается первым российским трудом по систематике растений. Он составил первое русское ботаническое описание сорных, лекарственных и культурных растений.

Болотов особенно любил садоводство, занимаясь в своем имении разведением плодовых садов. Существует старинная русская пословица: «Сады разводить — не плетень городить». Ее справедливость Андрей Тимофеевич по достоинству оценил на собственном опыте. Опыт садовода, природное любопытство, страсть к познанию нового, острый глаз, тщательность позволили Болотову стать первым русским ученым-помологом, давшим описание более 600 сортов яблонь и груш и создавшим ряд новых сортов плодовых культур. Наблюдая за своими яблонями, Болотов увидел и впервые описал явление дихогамии (Дихогамия (от греч. dicha — на две части, отдельно и gamos — брак), в биологии феномен раздельного во времени проявления противоположных половых признаков у организмов-гермафродитов. Свойственна некоторым рыбам, брюхоногим, а также многим цветковым растениям. У растений проявляется как неодновременное созревание в цветках пыльников и рылец. Д. имеет значение для перекрестного опыления, что впервые отметил А. Т. Болотов (1780 г.)).

Болотов, изучая формирование кроны у яблони, сделал интересные выводы. Он установил, что в годы с хорошим урожаем под тяжестью плодов обламываются чаще всего сучья, отходящие от дерева под острым углом. Учитывая это обстоятельство, Андрей Тимофеевич рекомендовал при формировании кроны удалять побеги «с узкой развилкой», а оставлять — отходящие под углом ближе к прямому. Это важное открытие Болотова и в наше время принимается во внимание при формировании крон плодовых деревьев.

Андрей Тимофеевич не только хорошо знал все способы прививок, применявшиеся в то время, но и внес в их технику весьма важные усовершенствования. А.Т. Болотов предпочитал прививке черенком прививку глазком — окулировку, хотя в его время многие садовники поступали наоборот. Чтобы облегчить работу садоводам, Болотов разработал правила, которые необходимо соблюдать при прививке глазками. Большинство из правил, разработанных А.Т. Болотовым, не устарело и поныне.

Болотов довольно резко критиковал тех садоводов, которые приурочивали прививку к религиозному празднику — Ильину дню. Ученый считал, что главные неудачи с прививкой глазком происходят чаще всего именно из-за неправильных сроков работы.

На основании огромного количества экспериментов Болотов пришел к выводу, что правильная постановка дела в садоводстве, обеспечивающая наиболее высокую продуктивность садов, обусловливается выбором участка под сад и состоянием почвы на нем, а также качеством посадочного материала и приемами его выращивания. Андрей Тимофеевич разработал следующие основные рекомендации по закладке сада и выбору участка под него:
  • выбирать ровное место или незначительные склоны (только не на север и восток). Во впадинах и котловинах — садов не разбивать;
  • никогда не сажать деревья как попало, а только рядами. При этом применять не квадратную посадку (с равными междурядьями и расстояниями в рядах), как это практиковалось тогда многими садоводами, а прямоугольную (с более широкими междурядьями по сравнению с расстояниями в рядах), что обеспечивает большие удобства для транспортных работ и обработки почвы в саду;
  • до закладки произвести съемку местности, начертить план разбивки сада. После этого плодородный слой почвы с будущих дорог снять и переместить на участки, намеченные для посадки деревьев;
  • всю территорию сада разделить на части в зависимости от качества почвы (чем она хуже, тем меньше должно быть участков) и ежегодно вносить навоз на эти участки поочередно;
  • в молодом саду междурядья можно занимать овощными культурами, установив чередование последних в соответствии с числом участков;
  • не занимать междурядья в саду другими деревьями и кустарниками.

Наученный первым печальным опытом закладки сада, Болотов очень внимательно относился к подбору посадочного материала. Очень скоро он отказался от покупки его на стороне и стал выращивать сам. После многолетних исследований ему удалось разработать систему выращивания посадочного материала, мало чем отличающуюся от современной. Он назвал ее «садовый завод».
Перечитывая труды Болотова по ботанике, селекции, почвоведению, мы можем только поражаться, как глубоко проникал его пытливый ум в эти области науки, которые тогда только зарождались. Труды Болотова известны и за рубежом, но там его, прежде всего, ценят как мастера паркового дизайна. За время своей службы в Богородицком Болотов создал в царской усадьбе настоящее чудо паркового искусства. Он был большим знатоком декоративных культур и обладал архитектурными навыками, а кроме того не был обделен наблюдательностью и талантом живописца, что очень важно в профессии ландшафтного дизайнера.

Скончался Андрей Тимофеевич Болотов в Дворянинове, не дожив трех дней до своего 95-летия, и был похоронен на кладбище села Русятина (ныне Заокского района Тульской области). Могила его сохранилась до наших дней.

В своих стремлениях к созданию прекрасных русских парков Андрей Тимофеевич, к счастью, был не одинок. В последние десятилетия XVIII в. в России появилась целая плеяда мастеров садово-паркового искусства. Это Н.А. Львов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, П.И. Эрлер и другие. Эти мастера, и Болотов среди них, опираясь на опыт древнерусского садоводства, на воспринятые уроки западноевропейских творцов садов и парков, сумели создать собственно «Русский сад» (иногда его называли «натуральный сад (Правильно подобранное озеленение, с помощью которого создается парковый ландшафт, создает впечатление натуральности ландшафта, максимально приближенной к природной. После того как деревья достигают своей окончательной величины, отличить такой парк от природного образования практически невозможно)) с его специфическими национальными особенностями.
Вот что писала последняя императрица Александра Федоровна (принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) в своем дневнике, будучи женой императора Николая II и матерью многочисленного семейства: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети — растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер... Очень хотелось бы, чтобы наши, пусть даже небольшие, сады и дома были не только землей и стенами, но и настоящим уютным, со вкусом украшенным Домом, в который вложены не только большие средства, но и большая любовь».
 
 
ПОДРОБНЕЕ О ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕРЕ
 
ПОРТРЕТ
 
Современный ландшафтный дизайнер — высокооплачиваемый и востребованный специалист. В руках ландшафтного дизайнера — создание неповторимой атмосферы, картинки живой природы, благоустроенной территории, предназначенной для комфортного существования человека. Профессия предполагает работу на свежем воздухе, поэтому очень важен настрой. Если не любить свою работу, она и получаться не будет.

Наверное, многие из нас принадлежат к этой профессии на любительском уровне. Ведь у многих есть дача или частный дом с небольшим двориком, который мы каждую весну пытаемся облагородить и украсить. Но здесь речь идет о специалистах с образованием.
 
ТИП ПРОФЕССИИ
 
По системе Е.А. Климова, профессия ландшафтного дизайнера относится к типу «человек — художественный образ», по системе Дж. Голланда этот тип профессии можно классифицировать как реалистический, артистический, предпринимательский. Класс профессии: эвристический (творческий).
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности.
 
 
КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР?
 
Основные требования к ландшафтному дизайнеру:

1. Наличие специальных знаний. Профессионалу нужно знать: материаловедение, почвоведение, дендрологию, мелиорацию, цветоводство, флористику, ландшафтное проектирование и строительство, ботанику, историю садово-паркового искусства, начертательную геометрию, черчение, химию, правила разработки сметы на реализацию проекта, рисование,теорию ландшафтного искусства, основы архитектуры, классические традиции и стили, технологии, современные течения и новинки в мире дизайна. Приветствуется хорошее владение рисунком от руки: это приятно, хотя и не обязательно для дизайнера — сейчас можно все на компьютере сделать.
2. Чувство стиля. Сад должен быть стильным во всех отношениях. Наука о ландшафтном дизайне создала для нас множество различных стилей садов, каждый из которых имеет свои особенности. Ландшафтный дизайнер должен быть знаком со всеми существующими стилями ландшафтного дизайна, а также уметь применять свои знания на практике.
3. Владение компьютерными программами. Проектирование в ландшафтном дизайне сегодня осуществляется при помощи специальных компьютерных программ. Создание качественной 30-картинки помогает заказчику рассмотреть свой будущий участок со всех сторон и внести коррективы в дизайн-проект. Поэтому ландшафтный дизайнер обязан виртуозно владеть программами 3D-визуализации, проектирования и графическими редакторами.
4. Умение мыслить творчески. Создание ландшафтного дизайна — творческий
процесс, который требует от ландшафтного дизайнера полной отдачи. Сад, созданный ландшафтным дизайнером, должен быть ярким, оригинальным, неповторимым. В ландшафтном дизайне не приемлемы штампы и повторения. Основа для работы ландшафтного дизайнера — индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Можно подгонять понравившийся образец под участок, а можно создавать, творить уникальный ландшафт именно для этого участка. Дизайнер должен уметь учитывать ограничения климата, финансовые возможности, статус клиента и соблюдать его пожелания (и тактично корректировать «маниловские» проекты), использовать разнообразные материалы и объекты в создании ландшафта.
5. Умение общаться с людьми. Заказчик, в первую очередь, работает с ландшафтным дизайнером и обсуждает с ним все свои требования и пожелания. Каждый ландшафтный дизайнер должен суметь найти подход к заказчику, выслушать его, учесть его мнение. В этом плане он должен быть немножко психологом.
6. Обладание идеальным вкусом. Создание дизайн-проекта — сложная работа, которая отнимает много времени и сил. В нем необходимо учесть каждую мелочь и расставить все по своим местам. Ландшафтный дизайнер должен иметь художественное мышление и уметь грамотно сочетать цвета, формы, размеры.

Нюансов в работе много. Можно все делать «по науке», а деревья не приживаются, цветы вянут. У специалистов есть свои маленькие секреты. И они их тщательно берегут. Например, чтобы добиться идеально ровного газона, нужно очистить площадку, завезти хороший грунт, дождаться, пока взойдут сорняки, тщательно выполоть их. Но главное, перед тем как посеять «благородную» траву, дать земле минимум месяц-два выстояться. Профессионалы не случайно начинают делать газон «под зиму».
 

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
 
Ландшафтный дизайн для современного человека играет важную роль, поскольку его результаты непосредственно влияют на эмоциональное состояние, здоровье. В последние годы ландшафтный дизайн становится популярнее, потому что все больше людей желают видеть вокруг себя благоустроенное пространство и живописный вид. Положительные чувства помогают человеку справляться с трудными ситуациями, а природная гармония помогает найти душевный покой и равновесие.

Ландшафтный дизайнер — довольно редкая профессия в нашей стране, ведь услугами таких специалистов пользуются в основном состоятельные люди или городские власти. Этих специалистов можно встретить в управлении архитектуры городов и в частных фирмах, занимающихся комплексным строительством или обустройством территорий. Для того кто занимается проектированием ландшафта с душой, перспективы открываются огромные. Востребованность профессии на рынке труда средняя с тенденцией к возрастанию. Перспективы у профессии есть. Вот только конкуренция большая.
 
Виды деятельности ландшафтного дизайнера
 
Прием заявки на ландшафтный дизайн
Беседа с потенциальным клиентом, умение отстаивать свою точку зрения, способность дать необходимую консультацию по всем вопросам
Знакомство с объектом
Первичный осмотр участка, оценка его возможностей, сбор технической информации о рельефе, виде почвы, имеющихся растениях и сооружениях, фотографирование участка, геодезические замеры
Беседа с заказчиком
Обсуждение всех важных вопросов, выбор стиля дизайна, выбор растений, малых архитектурных форм, необходимые консультации, планирование затрат
Разработка проекта
Создание эскизов, создание плана участка на компьютере, подготовка презентации для заказчика, создание необходимой документации (генеральный план, смета, дендроплан, посадочные и разбивочные чертежи)
Проведение презентации проекта
Представление проекта заказчику с подробными комментариями, обсуждение и внесение поправок в проект
Реализация проекта
Контроль всех выполняемых работ, ведение сопроводительной документации, тесное сотрудничество с заказчиком, ведение переговоров с поставщиками ландшафтных материалов, растений и аксессуаров
 
 

ОБРАЗОВАНИЕ
 
 
Начинать следует с обучения в вузе по этой специальности. Определенные знания в сфере ландшафтного дизайна можно получить на курсах. Они будут интересны уже практикующим специалистам, так как начинающим дизайнерам за 40 ч. или несколько дней будет сложно разобраться, что к чему.

На ландшафтного дизайнера можно выучиться в Москве. В Московском государственном университете леса (МГУЛ). В этом университете есть факультет ландшафтной архитектуры, где можно получить квалификацию инженера садово-паркового и ландшафтного строительства со специализацией «ландшафтный дизайн (проектирование)» или «декоративное садоводство (растениеводство)».
 
В Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева также есть специальность «ландшафтная архитектура, дизайн архитектурной среды». Получить специализацию ландшафтный дизайн можно в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на факультете почвоведения и географическом факультете, в Российском университете дружбы народов (РУДН) на аграрном факультете.
 
В Санкт-Петербурге получить высшее профессиональное образование по специальностям «садово-парковое и ландшафтное строительство», «дизайн архитектурной среды» можно в Академии лесного хозяйства. Во многих других вузах страны гуманитарного, экологического, дизайнерского профилей также можно учиться по специальности дизайн со специализациями дизайн среды или ландшафтный дизайн.
При поступлении в высшие учебные заведения для получения специальностей «дизайн», «садово-парковое и ландшафтное строительство» абитуриенты, как правило, проходят следующие испытания (ЕГЭ): русский язык, литература, некоторые вузы в испытания включают математику, биологию, географию, историю, творческий экзамен (рисунок, живопись, композиция).

Те, кому в силу тех или иных причин недоступно получение высшего образования, могут пойти в колледж или на курсы ландшафтного дизайна.
 
 
МЕДИЦИНСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
 
Аллергия на рабочие материалы. Артриты. Частые простудные заболевания. Болезни опорно-двигательного аппарата. Низкая энергичность, апатичность.
 
 
ПРОФНЕПРИГОДНОСТЬ
 
Если когда-то невозможно было себе представить художника-модельера или дизайнера, не умеющих хорошо рисовать, то сейчас, с развитием компьютерных технологий, такие люди — реальность. Специальное программное обеспечение позволяет выразить художественные образы без помощи карандаша и бумаги, были бы идеи. И это сейчас веб-дизайнеров начинают причислять к отдельной серьезной отрасли дизайна, а еще недавно их считали профнепригодными. Получилось, что они смогли совместить свой интерес к компьютерным технологиям и креативность, создав, по сути, новую профессию.

Талант превращает «профнепригодность» в уникальность. Профессия — открытая система. То, что сейчас кажется непригодностью, возможно, завтра станет требованием к одной из специальностей. Похоже, главным профессионально важным качеством всё же стоит считать мотивацию — интерес к профессии, увлеченность ею, любовь к своему делу. А сочетание мотивации со всеми необходимыми способностями и качествами называется уже призванием.
 

Связь с близкими профессиями
 
Вид деятельности
Объект труда
Специальности
Профессии
Творчество
Растения
Архитектура ландшафта, ландшафтный дизайн, садоводство, цветоводство
Ландшафтный дизайнер, озеленитель, садовод, фитодизайнер, флорист, цветовод
Конструирование
 Растения
Архитектура ландшафта, ландшафтный дизайн, биотехнологии, лесное хозяйство, садоводство, селекция сельскохозяйственных культур, цветоводство
Агротехник, биотехнолог, ландшафтный дизайнер (архитектор), озеленитель, семеновод, садовод, фитодизайнер, флорист, цветовод
Творчество
Природные ресурсы
Архитектура, ландшафтный дизайн, фитодизайн, ювелирное искусство
Архитектор, декоратор, ландшафтный дизайнер, озеленитель, садовод, цветовод, ювелир
  
 
 
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
 
 
«Красота спасет мир»: сказал в свое время Ф.М.Достоевский устами одного из самых любимых своих героев — князя Мышкина. Последний, как теперь выясняется, вовсе не был «идиотом», когда произнес свою знаменитую фразу; наоборот — был мудрейшим из мудрых. Если говорить о среде обитания человека, то красота — это, в первую очередь ландшафтный дизайн, древнейшая область творческой деятельности человека, которая переживает сейчас свое второе рождение.

Ландшафтный дизайн как наука постоянно развивается, появляются новые технологии и возможности. И каждый ландшафтный дизайнер обязан постоянно совершенствовать свои знания и умения, чтобы соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям. Ведь в первую очередь от него зависят успешная реализация проекта и удовлетворение требований заказчика.

Сейчас основная миссия растений не изменилась — они по-прежнему создают комфорт и красоту. А вот требования к рациональной организации пространства сильно возросли. Появилось понятие композиционного решения дома и территории, определенные направления, стили и приемы разбивки садов и скверов. Это гораздо более серьезное занятие, сочетающее в себе эффект психологической разгрузки и эстетического наслаждения. На смену грядкам с овощными культурами пришли роскошные клумбы и альпийские горки, строго по ранжиру высаживаются декоративные кустарники, на участках появляются целые композиции, включающие в себя беседки, пруды и фонтаны. Словом, благоустройство территории, прилегающей к домам и коттеджам, становится одновременно и философией, и индустрией.

Экодизайн — попытка создания сада как определенной экосистемы, где растения подобраны не только по эстетическому принципу сочетаемости, но и по принципу общности требований к условиям выращивания. В таком саду растения не только прекрасно сосуществуют друг с другом, но и отличаются завидной устойчивостью ко всякого рода неблагоприятным факторам и отсутствию должного ухода. Они успешно противостоят сорнякам, так как растут в оптимальных для себя условиях и вследствие этого обладают повышенной жизненной силой.

В последние годы дизайн ландшафта в стиле этно (Слово «этно» произошло от греческого ethnos — племя, народ. В основе этностиля лежат древние знания об окружающем нас мире и силах, которые им управляют. Этностиль основывается на элементах родных искусств и ремесел, на древних символах, которые с течением времени превратились в орнамент. Именно поэтому ландшафтный дизайн сада в стиле этно является наиболее живым и естественным, комфортным для человека) стал достаточно популярным как в России, так и в Европе. Чаще всего ландшафтный дизайн сада в этно-стиле представлен японскими или китайскими садиками, которые дизайнер вписал в озеленяемую территорию. Однако этнотематику можно обыграть гораздо шире и интересней. Английская усадьба, русский пейзажный парк, мексиканское патио, ландшафтный дизайн сада в стиле инков-ацтеков — варианты бесконечны. Этновещи экологичны. Ландшафтный дизайн садового участка в стиле этно позволяет использовать множество аксессуаров из натуральных материалов — во всех изделиях, выполненных в этом стиле, мы можем видеть отражение природы.

Наиболее выраженными и востребованными являются также такие направления, как колониальный, романтический, сельский сад, сад в стиле хайтек. XXI в. ознаменовался таким направлением, как техно, что не могло не отразиться и на садово-парковом искусстве. Сегодня в моде эклектика. Ярким примером современного садово-паркового искусства может считаться зеленый фасад музея Бранли в Париже. Поражает и восхищает то, как авторам удалось на небольшой территории создать иллюзию джунглей. С тропическими растениями, с возвышенностями и низинами, водоемами, с повышенной влажностью, и пением птиц (используя полифонию). Сад обладает определенной магией, производит сильное впечатление на посетителей. Его создатели: Жиль Клемань и архитектор Жан Нувель.

Мода применительно к ландшафтному дизайну в отличие от моды на одежду достаточно демократична. К концу XX в. среди всего разнообразия садов выделяется определенная группа, имеющая резкое отличие от традиционных представлений о саде, — так называемые «артландшафты». Сады этой группы используют язык садовых символов, но форма и структура таких садов сходны с произведениями беспредметного искусства XX в. В такого рода ландшафтном дизайне садов идея превалирует над традиционными характеристиками ландшафта. Другая отличительная особенность ландшафтного дизайна — использование новых технологий и материалов. Артландшафты — лаборатории, в которых зарождаются новые идеи, демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтного дизайна в целом.

Огромное количество нововведений не означает, однако, полного отрицания общепринятых классических канонов в этом виде искусства. Новинки, невольно отражающие мировоззрение и философию современности, органично дополняют уже сложившиеся направления ландшафтного проектирования.

О современном ландшафтном дизайне, садах последних десятилетий и о том, что сопутствует им в области архитектуры и искусства, написано немало. Обсуждение этой проблемы продолжается, оставаясь актуальным и сегодня. Главное правило — «не навреди природе». Трудно предуп дать, какие модные тенденции будут превалировать в садовой моде в ближайшее время. Наверняка когда-нибудь настанет момент, когда именно проекты российских ландшафтных дизайнеров поднимутся на недосягаемую высоту и станут ориентиром для профессионалов и любителей всего мира.
 
 
Литература
 
Болотов, А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описанные им самим для своих потомков: в 3 хт. — М.: ТЕРРА, 1993.
Болотов, М. П. Андрей Тимофеевич Болотов. 1737-1833//Русская старина, 1873.— №11.
Вергунов, А.П., Денисов, М.Ф.,Сожегов, С. Ландшафтное проектирование. — М.: Высшая школа, 1991.
Егоров, В. И. Из истории русского садоводства. Андрей Болотов // Сад и огород, 1949. — № 5.
Новиков, С. Болотов. — М.: Сов. Россия, 1983.
Осипов, Я.П. Новый и совершенной русской садовник, или Подробное наставление Российским садовникам, огородникам и наипаче любителям садоводства — СПб., 1790.
Понкрашова, О. Охотник до садов российских // Цветоводство, 2009. — № 3.
Саймондс, Джон Ормсби. Ландшафтный дизайн: шагза шагом. Ландшафт и архитектура. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1965.
Титова, Н.П. Андрей Тимофеевич Болотов // Ландшафтный дизайн, 1997. — № 1.
http://points.net.ua/article. php/20081027235615110
http://www.osvic.ru/school-abitu/different-professions-50/article8538.html
http://www.landart.ru/01-motivs/c-randhawa/01 c003.htm
 
 
Е.В. Авдеева, учитель биологии и химии СОШ № 3,
г. Козельск Калужской обл.
 
Авдеева, Е.В. Покоритель ландшафта // Биология для школьников. – 2011. - № 4. – С.41-61