Павлова С. Да здравствует лицей! (200-летие со дня основания Императорского Александровского лицея, Санкт-Петербург)

 
19 октября 2011 г. исполнилось двести лет со дня основания Императорского Лицея, созданного для высокой цели - воспитания личности, призванной достойно служить обществу. Его выпускники, люди широко образованные, оставили заметный след в отечественной истории и культуре и прославили свою альма-матер. «Да здравствует Лицей!» - написал самый знаменитый из них, великий русский поэт Александр Пушкин, считавший проведенные здесь годы самыми счастливыми. Сегодня специалисты пытаются понять феномен этой удивительной школы, не имевшей аналогов в отечественном образовании. А постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», открытая ныне в нашем музее в г. Пушкине (бывшем Царском Селе), помогает удержать тонкую связь времен.
 
Императорский Александровский лицей. Литография 1840-е г.
 
Давно перестало существовать прославленное учебное заведение, ушли из жизни его питомцы, но память о них бережно хранят в мемориальном музее-Лицее (Мемориальный музей-Лицей - отдел Всероссийского музея А.С. Пушкина (прим. ред.)), открытом в 1949 г., когда вся страна отмечала 150-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, и размещенном в здании, где на протяжении 32 лет находился Царскосельский Лицей.

Во время проведенной в 1966-1974 гг. реконструкции приобрели первозданный вид все помещения третьего и четвертого этажей: рекреационный зал, библиотека, учебные классы, кабинеты, дортуары. А к двухсотлетнему юбилею Лицея на первом этаже установлен бюст автора этого плодотворного проекта, выдающегося государственного деятеля XIX в., реформатора, почетного члена Петербургской АН с 1819 г. Михаила Сперанского. Воссоздана квартира гувернера и учителя рисования Сергея Чирикова, не только преподававшего свой предмет, но и поощрявшего питомцев к занятиям литературным творчеством. Вышел из печати первый том энциклопедии, посвященный царскосельской странице истории славного учебного заведения, увидели свет мемуары его выпускников. Скоро будет выпущен альманах «Пушкинский музеум», рассказывающий о Лицее. Красочный, богато иллюстрированный альбом «Отечество нам Царское Село» доставит удовольствие всем любителям пушкинианы.
 
Зал экспозиции "Живём мы памятью Лицея"
 
 
 
«ЖИВЕМ МЫ ПАМЯТЬЮ ЛИЦЕЯ!»
 
Среди подарков гостям Царского Села — литературная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», названная строкой из стихотворения воспитанника LIII курса Лицея (выпуск 1897 г.) Александра Мясоедова «19 октября», написанного в эмиграции в Риме в 1949 г. Подготовленная коллективом сотрудников Всероссийского музея А. С. Пушкина и «Республиканским музейным центром Российского исторического музея» выставка развернута на втором этаже здания, занимает девять залов и включает свыше 500 экспонатов: рукописи, книги, изобразительный материал, лицейские реликвии, личные вещи воспитанников. Мы привлекли современные технические средства — цифровые альбомы, мультимедийный экран, благодаря которым ярче становятся впечатления от увиденного.

Для многих посетителей станет открытием, что история Императорского Лицея не исчерпывается судьбой прославленного первого выпуска, связанного в нашем сознании с именем любимейшего поэта России. Она насчитывает более ста лет, а завершилась после Октябрьской революции в 1918 г., когда Лицей как «учреждение вредное» был закрыт. Но временные рамки новой экспозиции значительно шире периода существования самого учебного заведения: сначала мы обращаемся к XVIII столетию — веку просвещения, детищем которого и является наш юбиляр. Одна из неотъемлемых составляющих той эпохи — путешествия, ставшие не просто развлечением, но способом познания новых стран и культур. Продолжить свое образование за рубежом отправлялись русские студенты. Странствовали люди, вещи, книги, мысли, идеи. Показанные в залах музея гравюры с видами европейских городов, университетских центров переносят нас в Европу нового времени.
 
Герб Лицея
Золотой значок, подаренный А. Кони воспитанниками 64 курса Лицея. 1908 г.

Бюсты французских философов и просветителей XVIII в. Вольтера и Дидро работы их знаменитого соотечественника, скульптора конца XVIII — начала XIX в. Жана Гудона напоминают о роли этих великих людей, оказавших огромное влияние на мировоззрение многих образованных представителей русского общества. Оригиналы и переводы их сочинений получили в России широкое распространение. Так, на протяжении XVIII в. вышло 25 сборников переводов из великой «Энциклопедии» Дени Дидро. В 1765 г. императрица Екатерина II (ее портрет — гравюра Николая Уткина с картины кисти выдающегося художника конца XVIII — начала XIX вв. Владимира Боровиковского представлен здесь же) купила библиотеку Дидро, которую после его смерти перевезли в Петербург. По приглашению царицы он сам приезжал в Россию. Но наибольшей популярностью пользовался Вольтер. В 1746 г. он был произведен в члены Петербургской АН и ему поручили написать историю Петра Великого. Когда будущий знаменитый писатель Анри Бейль (известный под псевдонимом Стендаль) в 1812 г. в составе наполеоновской армии вошел в Первопрестольную, он был поражен тем, что в особняках покинувших Москву российских аристократов находились сочинения Вольтера.

Начиная со второй половины XVIII в. одной из основных идей, воспринятых от французских философов в России, стала та, что просвещение отдельного человека — главное средство совершенствования общества. В царствование Екатерины II впервые начали обращать внимание на нравственное образование, предполагавшее прежде всего воспитание гуманности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. Взгляды императрицы во многом определили направление и характер развития педагогической мысли второй половины XVIII в.
 
 
 
«ДНЕЙ АЛЕКСАНДРОВЫХ ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО»
 
В воспитании любимого внука Александра Екатерина II старалась придерживаться высоких педагогических требований. В письме светлейшему князю Николаю Салтыкову, в 1783 г. приглашенному быть при цесаревиче, она изложила свои принципы: «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми, в добронравии, чистосердечии, в удалении гневной горячности, боязливости и пустого подозрения...». Не случайно взращенный на лучших традициях европейского просвещения, ставший затем императором Александр считался одним из самых образованных монархов Европы.

Организаторы экспозиции уделили внимание и рассказу о воспитании дворянских недорослей того времени. Большинству из них приглашали домашних учителей, гувернеров, в основном иностранного происхождения, и уровень преподавания чаще всего был очень низок. Родители не были заинтересованы в хорошем образовании своих детей, поскольку чины, должности в ту пору давались не за достижения, а по выслуге лет. Потому и было принято рано записывать в полки: шли годы, а вместе с ними звания. Заставил дворян учиться именно император Александр I.
 
Инсценировка лицейского экзамена
 
Лицеисты в "Каменке"
 
Пушкинский музей Александровского Лицея
 

Вступление его на престол ознаменовалось необыкновенным общественным подъемом. Пушкин назвал это время надежд, ожиданий, новых планов преобразования Российского государства — «Дней Александровых прекрасное начало». Сподвижники императора, «молодые друзья», члены «Негласного комитета», чьи портреты представлены у нас в экспозиции, подготовили проекты учреждения министерств, реформы Сената и другие документы. Министерство народного просвещения создали одним из первых, а назвать его так предложил будущий директор одного из департаментов Иван Мартынов (отец товарища Пушкина по Лицею), ибо цель нового учреждения — забота о просвещении государства в целом. Это нашло отражение в проекте образования граждан страны «соответственно обязанностям и пользам каждого состояния». И вот уже открыты новые университеты, гимназии, уездные и приходские училища. Написаны новые уставы — университетский и школьный. Выделены учебные округа.

В этот момент и создан особенный Лицей, учрежденный для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий». Эта цель записана в первом пункте его Устава, страницы которого представлены в нашей экспозиции. Лицеем назвал школу автор проекта — Михаил Сперанский. По мысли этого выдающегося советника императора, работавшего в ту пору над планами преобразования Российского государства, здесь надлежало подготовить молодых людей к осуществлению реформ и работе после их завершения. По словам историка конца XIX — начала XX в. Константина Военского, «Лицей утверждался со светлыми надеждами создать сословие людей государственных, долженствующих вести Россию по пути просвещения и общей пользы».
 
 
ПИТОМЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ
 
В экспозиции представлены портреты воспитанников первого курса: Александра Пушкина, Антона Дельвига, Ивана Пущина, Николая Корсакова, Сергея Комовского, Сергея Ломоносова, Федора Матюшкина, Александра Горчакова. Некоторые из них изображены в лицейской форме. Этот выпуск оказался первым во всех отношениях. Золотым, славным называли его в XIX в., «пушкинский» — говорим сегодня мы. По словам государственного деятеля, почетного члена Петербургской АН (с 1852 г.) Модеста Корфа, «одного имени Пушкина довольно, чтобы обессмертить этот выпуск; но и кроме Пушкина, мы, из ограниченного числа 29-ти воспитанников, поставили по несколько очень достойных людей почти на все пути общественной жизни». Это они заложили традиции, которыми Лицей гордился во все времена своего существования, высоко подняли звание лицеиста. И каждое новое поколение несло нравственную ответственность перед предыдущими за свои дела и поступки. О тех, кто пришел на смену Пушкину и его товарищам, также рассказывает наша экспозиция.

Особое место занимает раздел «Лицеисты на государственной службе». Долгое время специалисты, говоря о знаменитых выпускниках, ограничивались именами, прославленными на литературном поприще, в науке, культуре, связанными с революционно-освободительным движением. Портреты этих замечательных людей и сегодня можно увидеть в экспозиции: писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин, поэт Лев Мей, литератор и журналист Владимир Зотов, ученый, философ и естествоиспытатель, автор труда «Россия и Европа» Николай Данилевский, создатель общества социалистов-утопистов Михаил Буташевич-Петрашевский, блестящий ученый-лингвист, академик Петербургской АН (с 1856 г.) Яков Грот, экономист, академик (с 1852 г.) Константин Веселовский. Однако подготовила ли новая школа достойных государственных мужей? Ведь в этом была ее главная задача. Недаром выпускник Лицейского благородного пансиона Александр Берг, камергер, действительный статский советник, служивший генеральным консулом в Лондоне, помогая племяннику советом в выборе учебного заведения, писал: «...если ты хочешь служить государству и сделать карьеру на высшем уровне...ты должен приехать ко мне в Петербург...чтобы здесь под моим руководством целый год готовиться для поступления в Лицей...».

Михаил Сперанский надеялся, что питомцы Лицея будут служить отечеству в царствование императора Александра I. Но для большинства из выпускников первых курсов зрелая служебная деятельность пришлась на эпоху Николая 1 (1825-1855 гг.), а звездный час настал с вступлением на престол Александра II (1855-1881 гг.). Его царствование нередко сравнивают с началом правления Александра I: тот же либеральный курс, те же надежды общества. Вот тогда-то и оказались востребованными лицеисты, не только широко образованные, но и воспитанные в убеждении, что их деятельность должна служить на благо общества, «для общей пользы». С живописных и гравированных портретов смотрят на нас эти люди, проводившие в жизнь реформы Александра II.

Среди них Александр Горчаков, министр иностранных дел, почетный член Петербургской АН (с 1856 г.). По словам историка Василия Ключевского, «...с осанкой русского вельможи былых времен, мастер яркой патриотической фразы, что было очень кстати в минуту международного унижения России, к тому же либерально настроенный, князь Горчаков, по признанию даже его недоброжелателей, и помимо дипломатии был очень способен понимать дела внутренней жизни России и скоро стал одним из ближайших советников Александра».

Дмитрий Замятнин, министр юстиции. «Имя это должно быть с благодарностью помянуто в истории Лицея, — утверждал историк и библиограф Дмитрий Кобеко. — Замятину выпал на долю счастливый жребий быть проводником в жизнь одной из величайших реформ императора Александра II — преобразования судебной части в империи». Лучшим в своей жизни министр считал день открытия новых судов. В Петербурге над входом в здание одного из них начертали слова: «Правда и милость да царствуют в судах». Руководя действиями прокурорского надзора, Замятнин всегда рекомендовал служащим держаться в пределах закона, отнюдь не подчиняясь случайным административным видам и соображениям. Именно при нем впервые в России был введен суд присяжных заседателей.

Александр Головнин, министр народного просвещения, почетный член Петербургской АН (с 1861 г.), творец нового университетского устава 1863 г., руководитель университетских, гимназических, цензурных реформ 1860-х годов. Он повысил статус Министерства просвещения, прежде считавшегося одним из второстепенных.

Михаил Рейтерн, министр финансов, почетный член Петербургской АН (с 1863 г.), истинный сторонник гласности. Он первым решился раскрыть тайны государственного бюджета. Со смелостью и откровенностью изложил в особой записке для императора Александра II настоящее положение государства в финансовом и политическом отношении. Напечатал в официальном журнале поданный ему документ о неполадках в деятельности Монетного двора. На замечание управления сего учреждения об оскорбительности публикации Рейтерн ответил: «Напротив, я даю этим господам отличный случай оправдаться печатаю».

Большой интерес у посетителей вызывают лицейские реликвии — пенковая курительная трубка с подписями выпускников и надписью «Помни Лицей»; оттиски лицейской печати с изображением двух кистей рук, соединенных в рукопожатии и надписью «Судьба на вечную разлуку, быть может, здесь сроднила нас»; портфель генерал-майора Владимира Вольховского (сюжет его рисунка напоминал об участии владельца в войнах с Персией и Турцией); бювар из семьи первого директора Лицея Василия Малиновского; помещенные в футляре семь записных книжек на каждый день недели, хранившиеся в семье потомков однокурсника и товарища Пушкина Александра Тыркова.
 
 
«В СТОЛИЦУ НАШ ПЕРЕНЕСЕН ПРИЮТ»
 
Историю Императорского Лицея традиционно делят на два периода — царскосельский и петербургский. В Царском Селе учебное заведение находилось с 1811 по 1843 г. 6 ноября 1843 г. по приказу Николая I его переименовали в Императорский Александровский Лицей в честь основателя императора Александра I и перевели в Петербург. Здесь на Каменноостровском проспекте, в доме 21 оно существовало вплоть до официального закрытия в мае 1918 г. Этому малоизвестному этапу жизни школы посвящена значительная часть экспозиции: портреты знаменитых питомцев и их наставников, документальные фотографии интерьеров учебных помещений, лицейские реликвии, памятные книги.

Долгое время полагали, что петербургский период не представляет интереса, ибо Лицей утратил былую прогрессивную направленность, «пройдя сложный путь от демократического по своему духу учреждения начала XIX века, давшего великих писателей и деятелей освободительного движения, до учреждения с религиозно-монархическим уклоном» (первый хранитель Лицея Мария Руденская, историк Светлана Руденская «Наставникам... за благо воздадим», Лениздат, 1986).

Считалось, что Александровский Лицей не может сравниться с Царскосельским по обилию выдающихся выпускников; свобода суждений, которой здесь прежде так дорожили, была уничтожена, что привело к полному регрессу. Однако обратившись к истории, современные специалисты пришли к иному выводу: начиная с 1840-х годов из прославленной школы вышло немало выдающихся людей, оставивших заметный след в отечественной истории. Назовем, к примеру, министра финансов, председателя Совета Министров Владимира Коковцова. Свидетельство об окончании Александровского Лицея имел знаменитый писатель Михаил Салтыков-Щедрин. Среди лицеистов были такие авторитетные финансисты, как Евгений Ламанский, Сергей Тимашев, Дмитрий Сольский, Эдуард Плеске, Иван Шипов. Внешней политикой России на протяжении ряда лет руководили Алексей Лобанов-Ростовский, Александр Извольский, Сергей Сазонов. Среди философов, социологов — Григорий Вырубов, Евгений де Роберти, Николай Тимашев. Список выдающихся выпускников можно продолжить.

С Александровским Лицеем связаны и имена известных ученых, преподававших здесь: литературоведа, академика Нестора Котляревкого и географа, экономиста Владимира Безобразова, знаменитых юристов Николая Таганцева, Федора Мартенса, Анатолия Кони, историка Василия Семевского, математика Пафнутия Чебышева.

Кони читал в Лицее курс уголовного судопроизводства и неизменно начинал с лекции «Нравственные основы в уголовном судопроизводстве». Он любил рассказывать слушателям о своем герое — докторе Федоре Гаазе, всю жизнь посвятившем работе врача в тюремных больницах. Часто повторял воспитанникам слова Конфуция: «Уважение к человеку должно измеряться той степенью любви к людям, на которую он способен». А последние слова умирающего Кони: «Воспитание — вот главное».
 

ПУШКИН И АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ
 
Лицей всегда гордился тем, что в его стенах воспитывался великий русский поэт, и во все времена считал своим долгом и правом быть во главе начинаний, связанных с его именем. К их числу относится сооружение первого памятника Пушкину, открытого в Москве 6 июня 1880 г. (скульптор Александр Опекушин). В стенах учебного заведения зародилась Пушкинская библиотека, был создан первый в России Пушкинский музей, учреждено Пушкинское лицейское общество. Именно Александровский Лицей сумел превратить день 19 октября, воспетый самым знаменитым выпускником, в день дружбы, поэзии, отмечаемый широкой общественностью и поныне. Этой деятельности лицеистов второй половины XIX в. посвящен отдельный зал в нашей экспозиции, причем большинство представленных здесь материалов хранилось в созданном ими Пушкинском музее Лицея.

В центре зала установлена модель памятника Пушкину работы скульптора Опекушина, принадлежавшая Александру Головнину и подаренная Лицею сестрами после его смерти.

В этом же зале по сохранившимся фотографиям воссоздана часть интерьера Пушкинского музея. На стене — знаменитая картина Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене», написанная по заказу членов Пушкинского лицейского общества к 100-летию Лицея. Художник с увлечением приступил к работе. Его ознакомили с полным списком участников экзамена, предоставили для работы портреты некоторых из них, сведения о костюмах той эпохи, об оформлении зала, где происходило событие. В учебном заведении специально устроили инсценировку экзамена, в которой приняли участие воспитанники разных курсов, преподаватели и воспитатели, а фотограф Карл Булла запечатлел этот интересный момент. И сегодня сделанный им снимок помещен в экспозиции рядом с полотном Репина.
Картина «Пушкин на лицейском экзамене» стала первым волнующим подарком, полученным Лицеем в день юбилея. При ее передаче присутствовали воспитанники всех классов, бывшие ученики. Затем дар поместили в Пушкинский музей Александровского Лицея.

Еще одна ценность, хранившаяся когда-то там же, — папка-футляр, в которой однокурсник Пушкина Михаил Яковлев преподнес в дар учебному заведению автограф стихотворения Александра Сергеевича «19 октября» (1825 г.). На крышке футляра надпись: «19 октября. Автограф Александра Сергеевича Пушкина. Михайловское 1825 года. От совоспитанника поэта Михаила Лукьяновича Яковлева принесенный в дар Лицею 2 марта 1855 года». Это стихотворение, ставшее гимном лицейскому братству, поэт написал в уединении родового имения Михайловское, и каждый лицеист считал своим долгом знать его наизусть. Сам автограф хранится в Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом).
 
 
«ЛИЦЕАНА»
 
Еще один музей — «Лицеана», созданный в Александровском Лицее, был посвящен его истории и судьбам выпускников. Основой коллекции послужила библиотека, состоявшая из трудов бывших воспитанников (надо сказать, что подобной не существовало ни в одном учебном заведении). Помимо книжного собрания в «Лицеане» хранились архивы курсов, групповые фотографии, лицейские реликвии. Размещался музей в «Каменке» — комнате, где хранили камень от фундамента здания Царскосельского Лицея, перевезенный в Петербург в знак преемственности лучших традиций и неразрывной связи Царскосельского и Александровского Лицеев. В нашей экспозиции представлена большая художественно оформленная репродукция с изображением «Каменки», а рядом можно увидеть старинные фотографии из собрания «Лицеаны».
 
Аверс и реверс медали, выпушенной бывшими воспитанниками Лицея в 1961 г. в Париже
в честь 150-летия их альма-матер
 
 

Когда-то для того, чтобы связать своих учеников каким-либо вещественным знаком, директор Царскосельского Лицея Егор Энгельгардт надел на палец каждого из них чугунное кольцо в память о шестилетнем соединении. В Александровском Лицее существовал другой обычай. В день выпуска курс собирался в «Каменке». Положив на царскосельский камень верный спутник лицейской жизни — колокольчик, созывавший к «молитве и ученью», лицеисты разбивали его, и каждый из юношей оставлял себе маленький кусочек на память о курсовом братстве, о товарищах, о родной школе. Осколки разбитого колокола потом оправляли в золото, и они служили как брелоки.

В 1911 г. Лицей торжественно отмечал свое столетие. Николай II трижды осчастливил его своим присутствием. Были выпущены памятные издания, медали. По случаю юбилея состоялся прием в Зимнем дворце, дан парадный спектакль в Мариинском театре. В прославленное учебное заведение пришло множество телеграмм, приветствий, адресов с высокой оценкой его труда «Для общей пользы» и перечислением имен знаменитых питомцев, в первую очередь Пушкина. И никто тогда не мог предвидеть, что пройдет всего шесть лет, и Лицей прекратит свое существование.

В новой экспозиции представлены материалы, рассказывающие о юбилейных днях Лицея, об участии его воспитанников в Первой мировой войне, о последних выпусках и о сложных судьбах лицеистов после октябрьского переворота — тех, кто оказался в эмиграции, и тех, кто остался в советской России. Но все же Лицей неизменно был для своих стареющих питомцев «как светоч чистый» — строка из стихотворения Александра Мясоедова (19 октября 1955 г.). Несомненно, столь восторженные чувства спустя десятилетия могут вызывать лишь воспоминания о школе, где отношения основаны на взаимном уважении и живы высокие идеи служения обществу.

В эмиграции выпускник 1897 г. Виктор Кюхельбекер (внук товарища Пушкина по Лицею поэта-декабриста Вильгельма Кюхельбекера) напишет об альма-матер: « ... товарищество, преданность традициям и заветам Лицея, а также энциклопедичность образования и великолепное воспитание, которое давал Лицей своим питомцам, сделали из него совершенно своеобразное учебно-воспитательное заведение, сыгравшее очень крупную роль в истории Российской Империи последнего столетия, и не имевшего себе равного, кажется, во всем мире».
 
 
Заслуженный работник культуры Светлана ПАВЛОВА, хранитель литературной экспозиции «Живем мы памятью Лицея» Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
 
Наука в России . - 2011 . - № 6 . - С. 92-100