Л.В. Князькова. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

В  2005 году наша область участвовала в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку. ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать выпускники средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

- их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы;
- при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в регионах в мае-июне по решению местных органов управления образованием с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в ВУЗы этих регионов, а также некоторые другие, также засчитывающие результаты ЕГЭ.
Вводится ЕГЭ по многим причинам и имеет сразу несколько целей. Это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки.
Кроме того, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов.
Ещё одна цель – попытка улучшения качества образования в России за счёт более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение.
Наконец, немаловажное соображение - разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать ЕГЭ, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.

В Новосибирской области сдавали экзамен 68 выпускников, из Центрального района - 4. Из 68 учащихся 6 человек получили оценку «2» , 23 получили «3» , 37 сдали экзамен на «4», 2 – на «5». Из Центрального района 1 учащийся получил «3», 2 получили «4» , 1 учащийся сдал экзамен на «отлично». Это выпускник гимназии №1 г. Новосибирска Уткин Кирилл (учитель Н.Ю. Дробышева), он набрал самый высокий балл - 90.

Экзамен по английскому языку состоит из пяти частей: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо, говорение. Я бы хотела остановиться на части «Говорение»,  так как это самое сложное задание и выпускник получает 50% баллов за выполнение части «Говорение». Кроме того, я выступала в роли эксперта-экзаменатора именно в части «Говорение».

Часть «Говорение» включает три задания:
- тематическое монологическое высказывание,
- диалог с целью обмена фактической информацией,
- диалог с целью обмена оценочной информацией.
На устный ответ отводится 12 минут.

Следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Некоторые учащиеся не были знакомы с содержанием устной части экзамена, поэтому им не хватило времени на подготовку всех трех заданий.
2. Часть учащихся не внимательно прочитали задания, поэтому в ролевой игре не смогли принять правильное решение, а в задании С5 не смогли прийти к согласию с экзаменатором.
3. В монологическом высказывании некоторые учащиеся отвечали заученный «Topic», не обращая внимание на вопросы, которые следовало осветить.
4. Большая часть учащихся испытывали страх и дискомфорт от того, что их ответ записывался на магнитофон.
Учащимся не хватало умений быстро реагировать и восстанавливать разговор в случае сбоя или отклонения от темы, умения аргументировано отвечать на вопросы. Учителям необходимо обратить внимание на формирование данных умений при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Хотелось бы отметить неплохую подготовку учащихся района к экзамену. В ЕГЭ меня подкупает то, что к этому экзамену невозможно подготовиться за 1-2 недели, для этого необходима планомерная и кропотливая работа в течение нескольких лет.

Думаю, что выражу мнение многих учителей о школьном выпускном экзамене. Его следует максимально приблизить к формату ЕГЭ. Кроме того, необходимо проводить тренинги не только с экспертами-экзаменаторами, но и с учителями, которые готовят учащихся к экзамену. Хочется надеяться, что в следующем году, как учителя, так и ученики будут более подготовлены к экзамену и большее количество выпускников выберут форму сдачи экзаменов ЕГЭ по английскому языку.