В. Динисова. Как научиться писать эссе по обществознанию

 
В Едином государственном экзамене по обществознанию наибольшее затруднение для выпускников представляет задание С9. Предлагаем практическое занятие по отработке навыков написания эссе.
 
Некоторые виды проблем (соответствующие разделам курса обществознания)
 
1. Философские: проблемы смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч.
2. Культурологические: проблемы современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношений науки и религии, сущность религии и ее значение и проч.
3. Экономические: проблемы уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч.
4. Социальные: проблемы богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальное™, социального обеспечения и проч.
5. Политические: проблемы власти, взаимоотношений власти и народа, разделения ветвей власти, роли политических партий, сущности демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.
6. Правовые: проблемы права и справедливости, справедливости и закона, соотношения морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.
 
 
Структура эссе

Выявив проблему (то есть задачу, требующую разрешения), сформулируй тезис (мысль автора по той или иной проблеме). Мысль автора выражается в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, а три аргумента могут перегрузить текст (эссе — это все же «малый жанр»!).
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
 

Схема эссе:

I. В
П. П
III.   Т Al А2
IV.  В
Возможно написание эссе с двумя тезисами к одной проблеме.
Тогда схема эссе будет выглядеть так:

I. В
И. п
III. Tl Al А2
IV. T2 Al А2
V. В

Логике изложения материала и его структурированию способствуют разделение текста на абзацы и красная строка в начале каждого абзаца. Каждый предыдущий абзац и каждый последующий должны быть связаны между собой.
Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счет короч-ких, простых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.
Уместно использование клише.
 
 
Примеры клише
 
Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.
Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое...
Я полностью согласна с позицией авто-ра.
...оказывает благотворное действие...
Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для...
С одной стороны, я согласен, потому  что... С другой — нет, так как...
Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
Мне очень импонирует фраза... Проиллюстрируем это положение примерами.
Рассмотрим несколько подходов.
Во-первых... Во-вторых...
После того как ознакомился с памяткой, выполни практические задания. Они помогут тебе в формировании навыков написания эссе.
 
Практические задания
 
Задание 1

Прочитай тему и текст эссе. Выполни предложенные после эссе задания.
Тема: «Налоги — это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).
 
Эссе 1
Я полностью согласна с позицией автора, так как налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги — это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги — это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определенной денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм — налог на прибыль); косвенные налоги (например НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги — одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.
Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.
 
Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие-то социальные программы плохо финансируются!
Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, например в Швеции, уплачиваются всеми гражданами государства, так как они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.
Таким образом, налоги — это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов все общество выигрывает, так как они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!
 

1. В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.
2. Зачитай строки, являющиеся вступлением (В).
3. Зачитай проблему (П).
4. Зачитай тезис (T).
5. Зачитай первый аргумент (А1) к тезису.
6. Зачитай второй аргумент (А2) к тезису.
7. Соответствует ли вывод содержанию? Докажи.
8. Есть ли эмоциональный заряд? Докажи.
9. Назови обществоведческие термины в данном эссе.
10. Найди в данном эссе клише.
 
 
Задание 2

Проанализируй текст, данный ниже, с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.
Тема: «Устойчивость обществу придают или цепи, или собственность» (Ф. Искандер).
 
Эссе 2

Я полностью согласна с позицией Ф. Искандера. Смысловую нагрузку в данном высказывании несет в себе слово «устойчивость», синонимом к которому является слово «стабильность». Попытаемся разобраться, каким образом «цепи» и «собственность» придают стабильность обществу. Думаю, что существуют разные виды стабильности. С одной стороны — негативная стабильность на уровне консерватизма, а с другой — позитивная на уровне либерализма.

Стабильным было наше государство в период советской власти. Тогда отсутствовала обратная связь между потребителем и производителем. При отсутствии конкуренции такая ситуация вела к тому, что производители могли работать, невзирая на качество продукции. Поэтому государственным органам приходилось специально побуждать предприятия заботиться о качестве производимого товара. Директивный план принимался центром. Государство являлось собственником произведенной продукции и осуществляло ее распределение. Контроль выполнения плана, принявшего форму закона, происходил на основе административно-уголовной ответственности. При этом зарплата не служила стимулом к труду. У многих формировалась психология социального иждивенчества. Наблюдался дефицит товаров повседневного спроса. Все эти минусы командно-административной экономики иначе как цепями не назовешь, потому что они сдерживали развитие экономики. Но были и свои плюсы: низкие цены, гарантированные заработки, отсутствие безработных и в итоге — устойчивое развитие без экономических кризисов. Неэффективность чисто командных методов в экономике проявила себя довольно рано: в 1960-1970-е гг. наблюдались попытки осуществления экономических реформ.

Более приемлемой формой устойчивости общества является собственность. Считаю, что Ф. Искандер имел в виду частную собственность. Потому что именно она способствует устойчивому развитию общества.
Мы все хотим жить в стабильном обществе. Но если бы нас поставили перед выбором, большинство выбрало бы рыночную экономику со свободой частной собственности, а не командно-административную экономику с ее цепями.
 
 
 
Задание 3

Определи проблемы в темах эссе.

1. «Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает»
(П. Буаст).
2. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
3. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф.Бэкон).
4. «Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти» (А. Смит).
5. «Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э. Севрус).
6. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).
7. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).
8. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (С. Батлер).
9. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
10. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
11. «Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).
 
 
Задание 4
 
Попробуй самостоятельно написать эссе по экономике на любую понравившуюся тему (названия тем смотри в задании 3) и выделить в нем все части эссе. Помни! Совсем не обязательно во всем придерживаться структуры эссе, данной в настоящей статье. Дай волю впечатлениям, раздумьям, ассоциациям.
 
 
 

История и обществознание для школьников . – 2012 . - № 1 . – С. 9-12.