Марчукова И.А. Экскурс в одарённость
Еще полвека назад одаренность не являлась актуальной в аспектах общественного развития. Мировая педагогика не признавала высокие ступени развития детей как фактор прогрессирования общественного строя.
Мало того, понятие «одаренность» часто отождествляли с расовой дискриминацией, считали, что «элитарность» талантливых детей порождает особую прослойку общества, стоящую выше остальных. Интересно то, что мировые ученые пытались объединить одаренность с проблемами генетики. «Вырождение нации, генетические патологии» — вот те основы, в которых вновь воскресли понятия «одаренность», «талант», «способности».
Не стоит отрицать эти связи, так как способности — это действительно дар природы, который дается каждому из нас, но вот проявляется, к сожалению, не у каждого. Еще И.П. Павлов в свое время отмечал, что возможности у человека не ограничены: «...ничего не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
Советская педагогика, выросшая на ошибках педагогики и не сумевшая долго найти в ней рациональное зерно, просто не замечала одаренности, внедряя повсеместно в школах политику «средних талантов». Может быть, поэтому у нас родилось мнение, что «талант сам пробьет себе дорогу».
На старте XXI в. одаренность по-прежнему остается загадкой для талантливых детей, учителей, родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, влияние таланта на потенциал развития общества в целом. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Наверное, резкое снижение этого потенциала и заставило ученых посмотреть на способных детей с другой стороны и заметить, наконец, проблему одаренности. Известный российский ученый лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица напрямую связывает уровень развития общества с ростом и развитием интеллектуальных способностей людей.
Прогресс в образовании и науке, экономике, искусстве и культуре, в политике, спорте, в образе жизни всего общества в значительной степени определяется многообразием деятельности свободных в творчестве и поведении индивидумов.
Талант — это не только экономический фактор, но и общественное достояние; талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом. Вот почему одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки — не только психологии и педагогики, но и генетики, эндокринологии, обществоведения, социологии, экономики. А прежде всего нужно признать сам факт, что они есть, что они другие не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным структурам.
Талантливые люди, гении веками воспринимались как подарок небес или бесчисленных богов. Почти две с половиной тысячи лет тому назад один из первых философов в истории человечества, Конфуций, отбирал и интенсивно развивал одаренных детей при дворе своего правителя. В этих детях высоко ценились все формы творческой фантазии, способность к написанию стихов и романов. У них была безошибочная память и чрезвычайно логичное мышление. В этих детях видели гарантов будущего национального богатства и высоко чтили их. Основатель Китайской империи Лю Бан Хань считает отбор и обучение одаренных детей своеобразным инструментом государственной власти. И грек Платон (427 г. до н.э.) требовал, чтобы частью аристократии стали талантливые дети. По его мнению, общество должно «заставить лучшие натуры» изучить все то, что наиболее полезно государству. Почти две тысячи лет спустя, в XVI в. турецкий правитель Сулейман Великолепный рассылал по империи искателей талантов, детей и подростков с особыми дарованиями.
Непреходящая заслуга многих европейских ученых в том, что задолго до целенаправленного изучения одаренности стало возможным и реальным видеть в гении человеческую личность, научно исследовать природу гениальности, снять покров таинственности с этого явления.
Группа молодых ученых Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор и другие осуществляли ряд крупных исследований, которые очертили новые границы в изучении проблем одаренности, способствовали объединению теоретических исследований для построения учебных программ в области дифференцированного обучения.
К началу 70-х годов XX в. психология индивидуальных различий становится практической наукой, исследования стремительно перемещаются в область образования, и начинает развиваться уже совсем новая, прикладная область психологии — психология таланта. В начале 80-х годов был осуществлен крупный международный проект по развитию возможностей высокоодаренных детей, прогнозировать будущее, проигрывать ситуации риска и возможные выходы из таких ситуаций. В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков.
История развития исследований в области одаренности и талантов тесно связана с советской психологической школой. На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в начале нового столетия были приняты попытки оценить уровни одаренности. Фундаментальные исследования способностей в работах Б.М. Теплова, и Н.С. Лейтеса, в концепциях A.M. Матюшкина и Е.Е. Туник позволили определить понятие «возрастная одаренность» и дать ее научно-практическую характеристику в различных видах одаренности.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что одаренность является одним из ведущих факторов научного потенциала общества. Растущий спрос на таланты, изобретательность, оригинальность и творчество заставляет государство субсидировать программы, направленные на поиск и развитие детей с особыми потребностями. Одаренные дети — целый мир, особый мир детства, требующий разумного и оптимального воспитания, построенного на собственных траекториях развития. Вопросы обучения и воспитания способных детей приобретают важное общественное значение. Психологические исследования подтверждают: количество одаренных детей с каждым годом возрастает, поэтому в последнее десятилетие заметно вырос интерес к явлениям интеллектуальной и академической одаренности. Предмет и формы этого интереса менялись довольно быстро от удивления и восторгов по поводу детской «гениальности» и стремительности в обучении до сочувствия несостоявшимся вундеркиндам и такого же сильного удивления масштабам их эмоциональной патологии.
Поведенческие модели одаренных настолько непредсказуемы, что психологи дифференцируют два этапа развития одаренности: «Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствием в развитии интеллектуальной и личностной сферы. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития (таких большинство!). Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем в силу того, что они могут быть зачислены в группу риска». Таким детям необходима четко продуманная система обучения и воспитания при ведущем развитии мотивации. А главное — руководство заинтересованных лиц: родителей, педагогов, менторов.
Любые программы сопровождения предполагают деятельность педагогов, талантливых наставников, обладающих специальными знаниями, позволяющими индивидуализировать развитие одаренного ребенка. Проблема подготовки педагогического персонала для работы с одаренными детьми должна иметь государственный статус и поддержку. Благодаря реформе образования в 1998 г. в Казахстане открыт Республиканский центр «Дарын», в котором собран систематизированный опыт работы с одаренными детьми, успешно действует социально-психологическая служба поддержки талантливых детей, который контролирует сеть специальных школ для одаренных детей. Но, обладая методиками выявления, обучения и поддержки талантливых детей, республика не имеет государственных программ подготовки учителей для работы с одаренными детьми, хотя опыт такой программы есть в Павлодарском педагогическом колледже им. Б. Ахметова, где с 2002 по 2007 г. была организована республиканская экспериментальная площадка по подготовке учителей к работе с одаренными детьми.
В колледже разработаны научная методологическая база эксперимента (В.Н. Афанасьева, А.Т. Авдонина), созданы программы и курсы «Феномен детской одаренности» (И.А. Марчукова), «Научно-экспериментальная работа в школе» (А.Т. Авдонина), «Учитель одаренных» (А.Т. Авдонина) и др. Преподавателями колледжа разработан диагностический инструментарий для выявления одаренных детей, созданы модели обучения одаренных детей. На основании серьезного опыта работы прописана модель учителя, готового к работе с одаренными детьми, главным компонентом которой является позитивная «Я-концепция», включающая профессионально-эмоциональную зрелость ведущих качеств педагога. Студенты Павлодарского колледжа на республиканских конкурсах «Одаренный учитель — одаренным детям» регулярно занимают призовые места. В этом им помогает разработанный преподавателями психологический тренинг для развития творческих способностей.
Сегодня педагогический колледж имеет систему работы, позволяющую выпускать будущих учителей начальной школы и воспитателей детских садов, ориентированных на взаимодействие с одаренными детьми.
Проблемы одаренности детей волнуют ученых и родителей, и это неслучайно: по последним статическим данным, примерно пятая часть детей дошкольного и школьного возраста может быть отнесена к одаренным. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки.
В результате всего лишь 2-5 % детского поколения действительно проявляют себя как одаренные.
Хочется верить, что в наших силах увеличить их количество.
Список литературы
Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1997.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1977.
Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
ВенгерАА. Педагогика способностей. М., 1973.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети! М., 1991.
Матюшкин AM. Задатки одаренности. М., 1993.
Луковская Г.В. Гениями не рождаются. М., 1999.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1977.
Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
ВенгерАА. Педагогика способностей. М., 1973.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети! М., 1991.
Матюшкин AM. Задатки одаренности. М., 1993.
Луковская Г.В. Гениями не рождаются. М., 1999.
И.А. МАРЧУКОВА, преподаватель Павлодарского педагогического колледжа им. В. Ахметова, г. Павлодар
"Одаренный ребенок" . - 2011 . - № 5 . - С. 48-52.