Александрова И.В. Развивающая среда для работы с одаренными детьми на занятиях изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества
Человечество действительно нуждается в
чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах.
Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.
Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.
В.П.Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист
Уважаемые взрослые, взгляните, пожалуйста, внимательнее на своих детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед вами уникальный, одаренный ребенок? Педагогам было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения особую метку, но в реальной жизни этого нет. И совершенно очевидно, что само понятие «одаренность» расплывчато. Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды.
Детство — пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. В этом смысле дворцы творчества, центры развития творчества детей и юношества имеют уникальные возможности, здесь дети могут попробовать свои силы в различных областях деятельности, активно вовлекаясь в групповые занятия музыкой, хореографией, сценическим искусством и, безусловно, изобразительным искусством.
Трудно переоценить значение изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в выявлении одаренности у ребенка. Занятия изобразительным искусством помогают вовлечь ребенка в собственное творчество, активизировать детское мышление, развивать и формировать зрительное восприятие, воображение, фантазию.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний об окружающем мире, что, в свою очередь, влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению мировоззрения ребенка.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Чаще всего одаренные дети перегружены дополнительными занятиями, и сохранение их здоровья является первостепенной задачей педагога. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник у педагога есть возможность применения здоровьесберегающих технологий. Так, с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника кляксография) дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, при этом имеют возможность осуществить своеобразную дыхательную гимнастику.
Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными техниками рисования. Сначала у детей возникает интерес к движению красок на листе бумаги, к следам, оставляемым на бумаге с помощью штампов или рук, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение, иногда даже непохожее на то, что мы, взрослые, привыкли видеть в обычной жизни. Так проявляется детская одаренность. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.
Современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления. Воображение и фантазия — важнейшая сторона жизни одаренного ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у таких детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных мыслей, обид, снимает нервное напряжение, страхи, которым зачастую подвержены одаренные дети.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику кляксография. Использование в работе с одаренными детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.
К сожалению, школьное образование предлагает детям минимальный стандартный набор художественных материалов и ограниченный круг художественных техник для уроков изобразительного искусства, что сдерживает активацию творческих возможностей одаренных детей и отрицательно сказывается на выразительности детских работ в целом. На настоящем этапе задача активации творческих способностей детей приводит педагогов дополнительного образования к необходимости поиска новых способов художественного выражения.
Исследователи Т.Г. Казакова, В.Б. Косминская, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова и другие специалисты рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, — а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем использования мягких материалов: сангины, соуса, пастели, угля.
Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать пальчиком, использовать вместо кисточки колосок или лист рябины, поролон, ватные палочки и т.д.). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности, которая так важна для одаренного ребенка. У него сразу возникают вопросы: «Чем еще я могу рисовать? «Что я могу этим материалом нарисовать?».
Именно в раннем возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, выявление его уникальности.
В дополнительном образовании на первый план выходит личность ребенка. Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий. Одной из наиболее удачных технологий, позволяющих осуществлять реализацию инновационной деятельности в работе с одаренными детьми в области изобразительного искусства, является артпедагогика (арттерапия).
Арттерапевтические методы и приемы занимают в комплексе средств, направленных на развитие творческих способностей, сохранение и восстановление здоровья одаренного ребенка место, достойное их значимости. В некоторых случаях арттерапия может быть использована в дополнительном образовании как инструмент развития определенных психологических и личностных (неординарных) качеств обучающихся. Элементы арт-терапии с успехом используются на занятиях с одаренными детьми и способствуют их творческому самовыражению, вызывают у детей положительные эмоции. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Это особенно важно для детей, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать.
Для методов арттерапии характерно то, что в центре внимания находится не столько продукт творчества ребенка, сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.
Через работу с нетрадиционными художественными материалами развиваются блокированные или слаборазвитые системы восприятия ребенка. Чем лучше ребенок научится выражать себя, тем полноценнее будет его ощущение себя неповторимой личностью.
Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами — песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать «нужную» краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Дети играют с красками, восковыми карандашами, крупами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Они могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Детские творческие работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.
Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Понятно, что составляющая термина «арт» акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, вхождение в образ, формообразующие движения, сочинение историй, элементы театрализации, что помогает развивать в одаренном ребенке ценные социальные навыки, способность принятия самостоятельных решений, формирует умение высказывать собственное мнение и выслушивать альтернативное, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности одаренного ребенка.
Основные принципы занятий с элементами арттерапии:
-
поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
-
говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
-
отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
-
не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
-
не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
-
применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.
Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Работа с одаренными детьми невозможна без хорошей подготовки педагогов и их желания творить. Дополнительное образование — составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребенка, а не учебные программы в своем формализованном виде.
«Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А зажечь может лишь тот, кто сам горит», — гласит древняя мудрость.
Список литературы
Беляева Н.В., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. 2004. N° 9.
Ветлугина НЛ. Художественное творчество и ребенок.М., 1974.
Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. № 8. С. 13-18.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1. М.: Скрипторий 2003, 2008.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2000.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. №4.
Лукашова АЛ. Формирование выразительного образа в рисунках старших школьников средствами нетрадиционных художественных техник. М., 1998.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пос. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.
Ветлугина НЛ. Художественное творчество и ребенок.М., 1974.
Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. № 8. С. 13-18.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1. М.: Скрипторий 2003, 2008.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М., 2000.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. №4.
Лукашова АЛ. Формирование выразительного образа в рисунках старших школьников средствами нетрадиционных художественных техник. М., 1998.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пос. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.
«Одаренный ребенок» . – 2012 . - № 4 . – С. 54-59.
И.В. АЛЕКСАНДРОВА,
педагог дополнительного образования
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦРДТЮ № 1», г. Старый Оскол