Цели и задачи: воспитать у учащихся уважительное отношение к духовному наследию предков; развить у них интерес к славянской культуре, побудить к ее самостоятельному изучению; ознакомить учащихся с историей создания славянской азбуки.
Оборудование: магнитофон, кассеты с записью русских народных мелодий, духовных песнопений, икона святых Кирилла и Мефодия, свеча, костюмы для сценки «И сложили они письмена...», реквизит для этой сценки, листы формата A3 с написанными на них буквами славянской азбуки.
Оформление: микрофон, фортепьяно, цветы. На сцене - икона святых Кирилла и Мефодия, перед нею - свеча. На заднике сцены надпись: «Дни славянской культуры и письменности», цветные буквы из кириллицы. На стенах актового зала газеты по теме: русский язык и литература.
Участники: учащиеся 2, 5-11-х классов.
Дата проведения: 24 мая 200... г.
Место проведения: актовый зал школы.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в этом зале. Может быть, кто-то не знает, но сейчас проходят Дни славянской культуры и письменности во всех славянских странах. Именно этому событию и посвящен наш устный журнал. Итак, открываем первую его страничку, а называется она «Подвиг просветительства».
На сцену выходят дети с цветами.
Ребенок 1. Какой радостный крик благодарности вырывается из уст людей, от рождения сидевших в темной пещере и лишенных света, когда кто-то, растворив их мрачное жилище, вольет в него живительные лучи солнца и затем выведет их на свободу!
Ребенок 2. Такое же чувство благодарности должны испытывать и мы в отношении святых братьев Кирилла и Мефодия. Подходит к иконе и зажигает свечу.
Ребенок 1.
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной,
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодро и смело
Ты за подвиг берись.
Ребенок 2.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилия
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы людской,
Выше воплей и криков,
Гордой черни мирской.
Кладет цветы к иконе.
Ребенок 1. Мы по праву называем жизнь и деятельность святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла подвигом. Но это особый подвиг - подвиг просветительства. Они не совершали побед в героических битвах, не воздвигали дворцов, не строили городов... Они всего лишь создали азбуку.
Ребенок 2. Много это или мало? Мы не задумываемся о том, какую роль в нашей жизни играет написанное слово и звучащая речь, но без преувеличения можно сказать - определяющую!
Ребенок 1. Вся наша жизнь организована словом, какую бы сферу ее мы ни взяли, везде видна его животворящая сила. Потому что от плодов своих слов люди получают благодарность и добро или горе и смуту.
Звучит русская протяжная мелодия.
Ребенок 2. Полудикие славянские племена не знали письменности. Это тормозило их культурное и политическое развитие. Многие из славян были крещены, но не понимали Священного Писания, которое было на греческом или латинском языках.
Ребенок 1. «Добрый владыко, пришли нам ученого мужа, который научил бы нас всякой правде», - обратился славянский князь к византийскому императору, и послал император двух братьев, искусных философов, разумеющих славянский язык, и поехали они в славянские земли».
Звучит русская мелодия.
Ребенок 2. Много трудов и лишений претерпели братья в течение всей жизни, просвещая славянские народы. Они создали азбуку, перевели Евангелие, Псалтирь и другие книги. Братья открывали школы, учили славян пользоваться письменностью, положили начало их умственному просвещению. По их книгам учились славить Бога русские, украинцы, белорусы, сербы, поляки, по ним учились в училищах, их читали в семейном кругу. Эти книги положили начало победе веры и успеху русской государственности.
Ребенок 1. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славян во всех областях жизни. Полуразбойничьи племена превращаются в великие народы и создают сильные государства, проникнутые духом христианства.
Ребенок 2. Как апостолы, они несли людям свет веры, поэтому церковь их почитает как равноапостольных святых.
Вместе. Слава вам, братья, славян просветители! Звучит торжественная музыка.
Ведущий. Слова... Иногда они бывают настолько напевными и мелодичными, что становятся похожи на музыку. А когда слова и музыка звучат вместе, что получается? Правильно, песня. Следующая страничка нашего журнала - музыкальная.
Школьный хор исполняет несколько песен о школе.
Ведущий. Давайте с вами на несколько минут перенесемся в те стародавние времена, когда жили Кирилл и Мефодий, и посмотрим, как же создавалась наша азбука.
И сложили они письмена... (сценка)
К л и м е н т. Я, Климент, ученик святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, расскажу вам житие сих великих мужей. Милостивый Бог, желая покаяния и просвещения человеческого, посылал людям во все времена великих учителей. Он сделал это и для нашего поколения тоже, потому что народ наш был невежествен и жесток.
М е ф о д и й. Я, Мефодий, и брат мой, Константин, в пострижении названный Кириллом, родились в городе Солуни. Отец наш был богатым и знатным. И было нас семеро детей. Я - старший, а самый младший - Константин.
Климент. Было Константину семь лет, когда увидел он сон.
Кирилл. Брате мой, какой я видел чудный сон! Будто наш царь собрал всех девушек страны и сказал: «Избери себе любую в супруги на помощь себе». Я же, рассмотрев и разглядев всех, увидел одну, прекраснее всех сияющим ликом, я ее избрал. Имя ее было София, т. е. Мудрость.
Мефодий. Однажды вышел Константин в поле на охоту, взяв с собой своего любимого ястреба, и когда пустил его, поднялся ветер и унес ястреба. Константин же с тех пор впал в уныние и печаль.
Климент. Так Господь, не желая, чтобы Константин привык к мирским удовольствиям, показал ему другой путь.
Кирилл. Не буду я тратить ни дня моей жизни на забавы и удовольствия, ведь все это быстро проходит и наступает разочарование.
Мефодий.И взялся Константин за учение. Он изучил грамматику, риторику, геометрию, астрономию, музыку, стал известен всем как мудрый христианский философ, даже прозвище получил - Философ.
К л и м е н т. Но Константин ушел от мирской жизни, приняв монашеский постриг, и был наречен Кириллом. И случилось в те дни, что Ростислав, князь славянский, снарядил послов к византийскому царю Михаилу.
Посол. Славна наша земля, много гостей приезжает к нам: итальянцы, греки, немцы, и учат нас по-разному. А мы, славяне, люди простые, грамоты у нас нет, и нет никого, кто наставил бы нас и дал нам знание. Пришли нам такого человека, который наставит Нас всякой правде.
Михаил. Слышишь ли, Философ, эту речь? Никто другой не сможет этого сделать, кроме тебя. Знаю, ты утомлен, но подобает тебе туда идти, взяв с собой брата, игумена Мефодия.
Кирилл. Тело мое утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для письма.
М и х а и л. В том-то и дело, что нет у них букв.
Кирилл. Кто же может писать на воде беседу? Как же без букв?
Михаил. Но может, Господь поможет тебе создать их? Он помогает тем, кто просит с верою.
Климент. И по святым молитвам Кирилла и Мефодия труды их увенчались успехом: явил Бог Кириллу славянское письмо, и стал он писать слова Евангелия на славянском языке.
Выходят дети с буквами алфавита.
К и р и л л. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1,1).
Климент. Собрали Мефодий и Кирилл учеников своих и стали их учить, как проводить богослужение, какие законы Бог заповедал людям: не убий, не укради, не пожелай чужого, чти отца своего, возлюби ближнего своего как самого себя... Услышали славяне слово Божие, возрадовались, вся жизнь пошла у них по-другому, когда стали они славить Бога на родном своем языке.
Ведущий. Сначала были «аз» да «буки», а потом уже и все науки...
Ребенок 1. С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружочков передавать любые звуки и слова. Очень редко вспоминаем мы и о том, что наш современный алфавит был создан на основе славянской азбуки - кириллицы.
Ребенок 2. Многие буквы пишутся так же, как и русские (дети с такими буквами делают шаг вперед), но некоторые совсем непохожи на известные нам буквы, их звучание нужно запомнить.
Ребенок 3. Когда какая буква пишется, определяют особые правила.
Ребенок 4. Азбука получила свое название от первых букв: «аз» и «буки».
Ребенок 5. Азбука.
Ребенок 6. Но нашим предкам было нелегко. И поэтому для наилучшего запоминания азбуки была составлена специальная азбучная молитва. Часть ее мы вам покажем:
Аз словом сим молюся Богу.
Боже всея твари Создателю,
Видимым и невидимым,
Господа Духа поели живущего,
Да вдохнет в сердце мне слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедях Твоих.
Засветил Светильник жизни,
Закон Твой - свет пути моего.
И уже ищет Евангельского слова
И просит дары Твои принять славянское племя.
К крещению обратились мы все,
Людьми Твоими называться хотим,
Милости Твоей желаем, Боже.
Но мне теперь просторнее слово дай,
Отче и Сын и Святой Дух.
Ребенок 1. Эта молитва передана частично по-церковнославянски, частично по-русски. Вы, наверное, заметили, что многие слова звучат непривычно, они по смыслу понятны, но не всегда. Так почему же в церкви не молятся на привычном языке? Согласитесь, нельзя одними и теми же словами разговаривать друг с другом и обращаться к Богу, общаться с миром Небесным! Это должен быть совсем особый язык. И такой язык был создан великими братьями Кириллом и Мефодием, он называется церковнославянским.
Ведущий. Кто-нибудь из сидящих в зале школьников когда-нибудь слышал, как звучит церковнославянский язык? А задумывался ли кто-нибудь, как наши предки относились к сквернословию? Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня.
Ребенок 1. Любил дедушка Влас церковнославянский язык. Как заговорит, бывало, о красотах его, то так и обдаст тебя монастырским ветром, так и осветит всего святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень. Тяжко грустил дедушка, что мало кто постигал светозарный этот язык. Не раз говорил он мягко гудящим своим голосом...
Ребенок 2 (продолжает). ...В кладезе славянских речений - латые струны вод Господних. В нем и звезды, и лучи, и ангельские гласы, и каменья многоцветные, и чистота снега горного светлейшая. Вникни, чадо, красота-то какая! Что за слово-то чудесное - латозарный. Светится это слово... А какие слова-то еще встречаются - световидный, светоблистанный, светоносный. Все светло, все от сердца, от чистоты, от святости, от улыбки Господней.
Ребенок 1. Подозвал, помню, меня дед к себе, погладил по голове и сказал: «Возлюби Божью красоту!»
Ребенок 3.
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей древней Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье .
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковнославянский язык!
Ребенок 1. Без слова звучащего, печатного невозможна наша жизнь. Родной язык - сокровище, которое нужно беречь! Нельзя засорять и осквернять его.
Ребенок 2. «Пусть никакое гнилое слово не выйдет из ваших уст, а только доброе, чтобы доставляло оно благодать окружающим» - так говорил апостол Павел.
Ребенок 3. Нечестивое слово, скверное слово, злое слово может нанести человеку непоправимый вред. Для наших предков сквернословие было тягчайшим грехом. Мы - дети своего народа и обязаны хранить в чистоте свой язык, не употребляя грубых слов и непристойных выражений.
Ребенок 1.
Язык наш славен и велик!
Храни родную речь!
Язык любви сердца целит
Тебе его беречь!
Ребенок 2. Язык! Великолепный наш язык!
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клокоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Ребенок 3.
Не верь, не верь чужим, родимый край.
Их ложной мудрости и наглым их обманам.
И, как святые братья, ты не покидай
Великого служения славянам.
Звучит торжественная музыка.
Ведущий. На этом наш устный журнал подошел к концу, но перед тем, как вы разойдетесь по домам или по классам, мне хотелось бы напомнить вам еще одну непреложную истину:
Шелест книжных страниц
Нам сопутствует в жизни повсюду:
От бурлящих столиц
До поселка у тихой запруды,
От горячих низин
До просторов полярного крута,
От кудрей до седин...
Книги - нет у нас лучшего друга!