Ведущий. Издавна славится русский язык как один из самых выразительных и богатых языков мира. Только высказывания русских писателей-классиков о русском языке составили 426 страниц, собранных в хрестоматии A.M. Докусовым. «Глаголом времен» называл русский язык Г.Р. Державин.
Ученик. «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово» - эти слова принадлежат Николаю Васильевичу Гоголю.
Ведущая. Но и поэты не отстают от писателей и ученых. Немало вдохновенных стихотворений посвятили они русской речи. Одно из таких стихотворений «Песня русскому языку» написано Михаилом Дудиным.
Ученик.
Глагол времен, мой гений, мой язык,
Скрещение судеб и мужества народа,
Через тебя явила миру лик Ответственности строгая свобода.
Ты - ручейком из глубины веков.
Ты - светом путеводным из тумана,
От сердца к сердцу музыкой.
Таков Твой трудный путь к величью океана.
Ведущая. Михаил Дудин эти строки писал с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык - это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли. И это звучит в строках поэта.
Ученик.
Ты - тверд и гибок, нежен и силен,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты - сталь и пепел, колокол и лен, ;
Загадка тьмы и откровенье света.
Из тьмы времен ты выбился на свет,
Сквозь стены отчужденья прорастая.
И обрела в твоей судьбе привет
И почву жизни истина простая.
Учитель литературы. Я хочу рассказать вам быль. Называется она «Великий русский язык».
Быль
Урок литературы в 9-м классе близился к концу. Учитель дал задание: к следующему уроку выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».
Класс недовольно загудел. Учитель взглянул на часы и сказал: - У нас есть еще несколько минут. Я, пожалуй, успею рассказать вам небольшую историю.
Класс притих... Кто из ребят не любит слушать интересные истории?
Учитель снял со стены портрет И.С. Тургенева, и вот что он рассказал ребятам.
- Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы хозяйничали в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С. Тургенева. Наступили тяжелые дни оккупации. Люди с ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома-музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.
- Я учительница, - сказала она, - и хочу работать на благо великой армии. Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш.
Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе...
Рука учителя, державшего перед классом портрет Тургенева, слегка вздрагивала, казалось, что это говорит не он, а сам Тургенев, заглянувший через десятилетия в светлый класс.
Прозвенел звонок на перемену, но ученики не шевельнулись, в торжественном молчании продолжали звучать вещие слова великого русского писателя-патриота.
(Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)
Ведущий. Поэт Александр Яшин не боится признаться в своей любви к родному языку.
Ученик.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех.
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик.
Как держава наша могуч.
Ведущий. В стихотворениях Ярослава Смелякова русский язык представлен самобытным, величественным и могучим. Для поэта язык - это гордость нации, сила его духа, ум и смелость.
Ученик. Вы, прадеды наши, в неволе,
Мукою запудривши лик.
На мельнице русской смололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше могли.
Чтоб им не одним доставалась
Ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском.
Писался и черной лучиной,
И белым лебяжьим пером.
Ты - выше цены и расценки –
В году сорок первом, потом
Писался в немецком застенке
На слабой известке гвоздем.
Владыки, и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На самую суть языка.
Ученик. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.. . Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (Иван Сергеевич Тургенев).
Ведущая. Были годы, когда в России пытались навязать французскую речь. А гувернерами к детям приглашали немцев. Что из этого получилось? В стихотворении «Язык России» ответил на этот вопрос Алексей Марков.
Ученик.
О, как французским усмиряли
Вольнолюбивый мой язык!
Сперва к салонам примеряли,
Но он к салонам не привык.
Пропахший порохом и потом,
Был на конюшню сослан он.
Протестовал там, но работал
Его кузнечный добрый звон...
Ученица. ...
Его монголы укрощали,
Плетьми стегали на бегу.
А он, без жалоб и печали.
Богаче стал назло врагу.
Язык мой немцы сокращали.
В учителя пробравшись к нам.
От слов мужицких очищали:
Зачем России лишний хлам?
Ученик. Но так заботилась о русском
Не потому ль ученых рать.
Что слишком тяжкая нагрузка
Язык как следует узнать?
Ученица. Да мало ль кто удобной ванной
Хотел бы сделать океан?
А он, безмерный, разливанный.
Народу во владенье дан!
Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих!
Ведущий. Русская литература... классика... И сразу представляем Толстого и Тургенева, Гоголя и Достоевского, Карамзина и Лескова... Всех и не перечислить. И поневоле вспоминаются слова великого И.С. Тургенева:«.. .нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученица. В век темноты самодержавия
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправия.
Наш златокованый язык.
Он чужеземцев знал обличье.
И наше прошлое он знал:
Народу русскому величье
По языку он предсказал.
И слово вещее мы ценим.
И слово русское мы чтим,
И силе слова не изменим,
И святотатцев заклеймим.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
С. Сергеев-Ценский
Ведущий. В стихотворении Александра Прокофьева ярко показано, что русская речь неотделима от народного фольклора. Слава русской речи велика, Год от году все сильней становится, И острей граненого штыка Наши поговорки и пословицы. А какие пословицы подтверждают эту мысль поэта? (Дети говорят по очереди русские пословицы.)
- На пословицу ни суда, ни расправы.
- Сила народа сильней ледохода.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Способность без труда не приносит плода.
- У плохого мастера и пила тупая.
- Без столба и забор не стоит.
- От совести не утаишь.
- Увечье честь не отнимет.
- Без терпенья нет уменья.
- Захочешь - на гору вскочишь, а не захочешь - и с горы не съедешь.
- Дело мастера боится.
- Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
- Желанная работа светлее солнца.
- Старый верблюд не боится тяжелой клади.
- Уменье работать дороже золота.
- Хороший кузнец по пальцу не ударит, искусная швея нитку не запутает.
- Птице - поля, человеку - мир.
- По крыльям - полет, по делу - почет.
- По работе плата, по товару и цена.
- К празднику готовься, а буден не срами.
Ведущая. Стоит проехать по необъятным просторам России, чтобы убедиться насколько по-разному звучит русская речь в разных областях и краях России. Не поэтому ли Виссарион Саянов обращался с такими словами:
Не говор московских просвирен,
Но сердцем старайся сберечь.
Как звездное небо России,
Обычную русскую речь.
А какой мы ее можем услышать простую русскую речь?
Ученик. Из вечной бронзы выкован
Извечный русский выговор,
Чеканное, глубокое,
То аканье, то оканье.
Слова в иной пословице
Поются, а не молвятся.
Слова звенят звоночками.
То - ечками, то - очками.
Вот палочка. Вот палица:
Ударит - слон повалится.
Вот скрипка. Или скрипица:
Играет - слезы сыплются.
Ученица. А речек звоны светлые!
Люблю за ними следовать:
То сетовать над Сетунью,
То с Беседью беседовать.
Ведущая. Представьте, что мы оказались в Костроме. Ведь именно о костромском говоре писал Сергей Марков.
Ученик. Всю жизнь я верен звуку «о» -
На то и костромич!
Он - речи крепкое звено.
Призыв и древний клич.
И, говор предков сохранив.
Я берегу слова: «Посад», «Полома», «Кологрив», -
Покуда речь жива.
На свете тот народ велик.
Что слово бережет,
И чем древней его язык,
Тем дольше он живет.
Ведущая. А вот чем примечателен вологодский выговор, о том написал Аркадий Сухарев.
Ученица. Я ни словенец,
Ни словак,
Ни с Дона,
Ни с Кубани.
У нас народ круглит слова
Со звуком «о» губами.
Встречаю в кофточках льняных
Девчонок по селу я.
А рты у них округлены.
Как будто все здесь влюблены
И просят поцелуя.
Ученица. Николай Браун писал в стихотворении «Говор мой...»:
Говор тульский. Орловский,
То протяжный, как вздох.
То забористый. Броский.
Рассыпной, как горох.
Он - как с дудочкой дударь,
Стародавний, как Русь,
В ней и русичей удаль,
В нем и русская грусть.
Метой прадедов мечен,
Горем дедов горюч,
То он чистый, как речка.
То он жгучий, как ключ.
В нем березовый трепет,
Гром колесный с дорог...
Мой младенческий лепет.
Детский мой говорок!
Ведущая. Вблизи алтайского аила
В привычном грохоте дорог
С какою сдержанною силой
Звучит сибирский говорок!
Спроси попутчика:
- Бывает? Тебе ответит он:
- Быват. Ты скажешь:
- Дождик поливает. Он согласится:
- Поливат.
Так подметил Валентин Сидоров. А вот Борис Слуцкий сделал обобщение и как бы призвал почаще обращаться к устной русской народной речи.
Ученица. Толстовско-тургеневский,
Орловско-курский –
Самый точный.
И волжский говор - самый вкусный.
И русско-восточный
Цветистый говор там, за Казанью.
И южный говор –
Казачьи песни и сказанья.
Их грусть и гонор.
Ученик. Древлехранительница Новгородчина –
Там песню словишь.
И Вологодчина, где наворочены
Стога пословиц.
Я как ведро, куда навалом
Язык навален,
Где в тесноте, но без обиды
Слова набиты.
Ведущий. Не обошли своим вниманием русский язык и национальные и зарубежные поэты.
Ученица. Киргизский поэт Кубаныч Акаев писал о русском языке так:
Полон ты любви и красоты,
Ты - язык победы и мечты.
Я, владея русским языком.
Вижу мир с прекрасной высоты.
У ч е н и к. Узбекский поэт Джуманияз Джаббаров:
Ты подарил мне мудрый свет прозренья.
Минуты истинного торжества,
Слова любви, призыва, ободренья.
Присяги сокровенные слова.
Я счастлив тем, что у тебя учился,
Что был с тобою с малых лет знаком,
Что навсегда в груди моей сроднился
Язык узбекский с русским языком.
Ученица. Татарский поэт Ахмед Ерикеев:
Мне, нерусскому, близок и дорог
Замечательный русский язык,
Я постиг его строй в разговорах
И к нему, как к родному, привык.
Как же может быть речь не родною,
Если с ней я богаче стократ! –
Пушкин, Герцен, Некрасов со мною
На одном языке говорят.
Песнетворчества русского гений
Окрылил мой неопытный стих.
В дом вошли и Толстой, и Тургенев –
Много в жизни узнал я от них...
<...>
О Россия! Нет песни чудесней.
Чем твоя, величавая мать.
Свои самые первые песни
Я старался по-русски слагать.
Мне открыла сокровище мира.
Все, что я буду вечно беречь,
Вдохновенная русская лира,
Многозвучная русская речь.
Ведущая. Поэты в своих произведениях рассуждают о национально-историческом своеобразии русского языка.
У ч е н и к. И это подтверждают слова, написанные киргизским поэтом Райханом Шукурбековым:
Самой историей навеки
Земле в советчики он дан.
Бывают языки, как реки,
А русский - это океан.
Нам свой язык безмерно дорог,
Мы им, как жизнью, дорожим.
Но если гость придет к нам в горы.
По-русски с гостем говорим.
Ученица. Якутский поэт Семен Данилов:
... Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ведущий. Украинский поэт Ростислав Братунь уверен, что Русь всегда придет на помощь своим соседям.
Ученик. Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой...
Мне виделись Татьяны очи,
Полтавы полдень золотой...
Олег дружинников сзывает,
В бой Пугачев ведет людей.
Волшебной сказкой озаряет
Мне детство Пушкин-чародей...
А «буря мглою небо кроет...»,
Но солнце - верилось - взойдет...
День брезжит новою зарею –
К нам Русь на выучку идет!
Ученик. Алексей Максимович Горький считал русский язык могучим орудием культуры. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, - писал он, - есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней».
Ведущий. Богатство и многообразие русского языка подмечали многие поэты. И кто из нас не употребляет фразеологизмы? А как трудно перевести их значение иностранцам? (Далее в зале появляются плакаты с фразеологизмами, которые громко скандируются отдельными детьми вслух.)
Сломя голову.
Диву даться.
Попасть впросак.
Вверх тормашками.
Дать маху.
Съесть собаку.
Петь Лазаря.
Сесть в калошу.
Дать стрекоча.
Согнуть в бараний рог.
Ложка дегтя в бочке меда.
Делать из мухи слона.
Шевелить мозгами.
Кровь с молоком.
Ученик. Наверное, об этом писал и поэт Илья Фоняков:
Люблю я русский разговор
Моих товарищей нерусских,
Сынов степей, лесов и гор,
Бескрайних тундр, ущелий узких.
Как речь России хороша
И как свежа невыразимо
В живой трактовке латыша,
В интерпретации грузина!
Как будто в правду рождены
На высшем взлете вдохновенья,
Как неожиданно точны
Бывают словостолкновенья!
Ведущий. Проведем небольшую викторину. Употребляя фразеологические обороты, мы стремимся сделать нашу речь более меткой, образной, выразительной и интересной. А как вы понимаете их значение?
Поднять на щит - ... вознести высоко.
Строить воздушные замки — ... мечтать о недоступном.
Вырвать с корнем - ... уничтожить окончательно.
Медовые речи - ... льстивые слова.
Мертвая тишина — ... ничем не нарушаемая.
Кот наплакал - ... очень мало.
Филькина грамота - ..: поддельный или ненужный документ.
Держать нос по ветру - ... умение приспосабливаться.
Маменькин сынок - ... изнеженный молодой человек.
Ведущая. Михаил Иванович Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Прежде всего вы должны знать русский язык... Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».
Русский литературный язык - величайшее достижение речевой культуры народа.
Ведущий. Русский язык вечен, насколько вечно человечество. Русский язык — это национальное достояние великого народа, преданно любящего свою Родину. Не об этом ли писал Константин Алтайский?
Ученик. Издревле,
Когда еще чтилась рогатина,
Богатствами славилась наша земля.
В слоенье хребтов - изумруды да платина,
В реках - осетры,
В лесах - соболя.
Недаром повсюду молвою крылатою
Так взысканы, радуя всех красотой,
Московский наш Кремль с Оружейной палатою,
Василия Блаженного купол витой.
Ученица. Но, всех самоцветов стократ драгоценнее,
Во мгле лихолетья смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения –
Могучую, Звучную, Сочную речь.
О русское слово! Ни лязгами цепи,
Ни визгами розги, ни свистом кнута
Твое не шелохнуто великолепие,
Твоя чистота и твоя простота.
Ученик. Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и
В строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы,
Академики
И мужики.
Прошел ты сквозь мрак исторической полночи
К сиянью кремлевских негаснущих звезд.
Правдив по-толстовски,
По-пушкински солнечен,
По-горьковски ясен, прозрачен и прост.
Ученица. Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник.
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.