Русь, Россия, родина моя! Сценарий общешкольного праздника

 
Цели: восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на судьбах наших земляков, прошлом, настоящем и будущем Родины; пробуждение национального самосознания.

Оборудование и оформление: зал оформлен в русском стиле, на стене - название праздника в обрамлении русского орнамента; плакаты с пословицами: «Родина любимая, что мать родимая», «Человек без родины, что соловей без песни» и т. п.; подготовлен эпидиаскоп и экран, необходимое музыкальное сопровождение; для демонстрации приготовлены герб и флаг Российской Федерации; ведущие и участники фольклорной группы одеты в народные костюмы.

Ход мероприятия

Звучит музыка.
 
Ведущий 1.
«Родина!» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
 
Ведущий 2.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.
 
Ведущий 1.
«Родина!» - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность.
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега,
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,
 
Ведущий 2.
Коль придется, сердцем защитим.
Россия, Россия, края дорогие, -   -
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
 
Песня «С чего начинается Родина»
 
Ведущий 1. Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной? Страну, в которой родился? Дом, в котором живет? Березку у родного порога, место, где жили его предки? (Вопрос в зал.)
Ведущий 2. Вот как говорил Ушинский: Наше Отечество, наша Родина - матушка-Россия. Отечеством зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды каши. Родиной мы зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов».
Ведущий 1. Стихотворения о Родине читают победители школьного конкурса чтецов {называет исполнителей). Исполнение песни «Уголок России».
Ведущий 2. Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? {Вопрос в зал.) Подведем итог:  они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.
Сейчас ребята расскажут нам о символах нашего государства. Ученик 1. У нас очень красивый герб (показывает). На нем изображен двуглавый орел золотого цвета. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III Васильевич - великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба - герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Ученик 2. Российский флаг (показывает) - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом России стал во время царствования Александра Ш. С 1993 года это Государственный флаг Российской Федерации. А что же символизируют белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии. По одной - это единство моря, земли и неба.
Ученик 1. По другой - это содружество трех славянских народов: русских, украинцев, белорусов.
Ученик 2. По третьей - цвета флага символизируют: белый - веру, чистоту; синий - небо, благородство, верность; красный - героизм, отвагу, смелость.
Ученик 1. Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, красный - любовь.
Ученик 2. Гимном Российской Федерации стала музыка А. Александрова, слова написал С. Михалков. Сейчас прозвучит гимн нашего государства. Запомните, что гимн надо слушать стоя.

Звучит гимн России.

Ведущий 1. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает -леса, поля, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это - природа. Наша жизнь неотъемлема от нее. Природа кормит нас, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Ведущий 2. В нашем селе красоту и щедрость природы воспевал Николай Иванович Белозерских - ветеран войны, бывший учитель, поэт, всеми уважаемый человек. Он был частый и желанный гость в нашей школе. Его беседы о жизни очень нравились старшеклассникам. К сожалению, недавно его не стало. Но он оставил после себя так много доброты, энергии, любви и много хороших стихов. Сейчас мы послушаем песню «Тойда-речка», которая была написана на слова Н.И. Белозерских.

На экране высвечиваются картинки с изображением природы, церквей и т. д. На фоне музыки и при смене картинок дети произносят текст.

Ученик 1. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это - Россия.
Ученик 2. Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это - Россия.
Ученик 1. Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. И это - Россия.
Ученик 2. Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже - Россия. Музыка и показ картинок прекращаются.
Ведущий 1. Крепко любили свою Родину русские люди. Они сложили о ней много пословиц. Давайте их вспомним! (Вопросы в зал.)
Ведущий 1. Берегли родную землю русские люди. Воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березоньке белой, травушке шелковой.

Ученик 1.  Ты, рябинушка, раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла.
 
Ученик 2.  Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела.
 
Хоровод «Вдоль по морю».
 
Ведущий 1. У каждого человека есть своя малая родина. Это то место на земле, где человек родился и вырос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным.
Для большинства из нас малой родиной является село Старая Тойда. Может быть, чужому здесь многое покажется обыкновенным и неистовым, но нашему сердцу дорога каждая мелочь вокруг.

Ведущий 2. С чего начинается Родина? Конечно же, с малой родины - с той улицы, где есть верные друзья, со школы, где встречаемся с первыми радостями и трудностями, с русской задушевной песней, с березками в палисаднике.
Пройдет время, и многих из вас уведет дорога из родного дома.

Ведущий 1. Но сколько бы лет ни прошло, вы всегда будете помнить, что в самом начале этой дороги стоит село Старая Тойда. И оно будет сниться вам, и хотя бы мысленно вы будете возвращаться к речке, где водятся караси и щуки, к своей улице, родному дому, школе. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родился, где прошло детство, т. е. свою малую родину как часть большого Отечества.

Ведущий 2. Из писем бывших выпускников. Пишет Демкова Серафима Васильевна из Республики Беларусь. Она училась в нашем селе с 1936-го по 1939 год. Эти 4 года детства (с 10 лет до 14), проведенные в Старой Тойде, остались в ее памяти как самые счастливые дни жизни. Послушайте, как она вспоминает наше село спустя 60 лет:
«.. .В конце мая 1936 года на лодке папа повез меня вправо по Белому озеру, и с левой стороны в лесу (заливная часть суши) я набрала большую охапку на длинных ножках ландышей...» «Весной луг около речки Тойда заливался и после спада воды покрывался дикими тюльпанами желтого и коричневого цвета в крапинку...»
 
Звучит музыка, на сцену выходят участники фольклорного хора школы и народного хора.
 
Ученик 1.  Как у нас на Руси Уж давно повелось, Чтобы весело всем И счастливо жилось, Чтоб не плакал никто И никто не скучал, Сам народ для себя Шутки, песни слагал.
Ученик 2. 
Наши дедушки, бабушки
Нам говорили,
Как плясали они,
Хороводы водили,
Как смеялись, шутили,
Песни звонкие пели,
Своих деток учили
Петь еще с колыбели.
 
Песни «Во кузнице», «Белый лебедь воду пил».

Ведущий 1. В далекие грозные годы войны несколько женщин из нашего села, уже давно известные в округе как замечательные певуньи, были приглашены в Воронежский народный хор. В общем-то, они и явились началом, костяком этого хора. Среди них была А.Н. Королькова, будущая прославленная сказительница. Так началась история создания нашего Старотойденского народного хора, ведь вернувшись домой наши женщины собрали вокруг себя местных певуний и стали выступать с концертами по всему району. Более 60 лет наш хор радует своим творчеством жителей Аннинского района и всей Воронежской области. Нам очень повезло, что в нашем селе рядом с нами живет так много талантливых людей, которые дарят всем радость общения с ними, делятся своей жизненной энергией, учат нас жизнестойкости и жизнерадостности.

Ведущий 2 (представляет гостей-участниц народного хора). Одна из участниц хора Азарова Нина Борисовна взяла на себя инициативу в создании в нашей школе фольклорной группы «Бабушки и внучки», за что ей большое спасибо и от детей, и от родителей. Творчество этой группы мы сейчас и увидим.

Песни «Совью веночек», «Мой муж гуляка», «А все кумушки домой».

Ученик 1.   Глубоки у нас моря,
Ученик 2.  Широки у нас поля,
Ученик 3.  Изобильная,родная,
Хор.  Славься русская земля!