Хуртина Е.Р. Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Атмосфера». Готовимся к ЕГЭ


Введение новой формы итоговой государственной аттестации выпускников 11-х классов в форме единого государственного экзамена показали необходимость изменения подхода к географическому образованию школьников. В настоящий момент как никогда актуален вопрос об изменении подхода к образованию в общем, корреляции методов и приемов обучения в связи с появлением нового способа контроля и учета полученных знаний.

К ЕГЭ, как и к любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ЕГЭ», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов.

География представляет собой систему родственных наук, одной из которых является метеорология - наука об атмосфере. Знания из области метеорологии необходимы для подготовки географа любой специальности, а также являются важным компонентом КИМов ЕГЭ.

Для подготовки учащихся к решению заданий части «А» единого государственного экзамена рекомендуется форма занятий в виде лекции с элементами практикума. Также подготовка выпускников к ЕГЭ осуществляется как на уроках через обобщающее повторение, мини-тесты по темам, итоговый контроль, так и вне уроков (консультация, факультатив). С целью повышения качества географического образования при подготовке к единому государственному экзамену необходимо:

1. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности.
2. Провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков.
3. Широко использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, рассуждений, парадоксов, с проблемным изложением.
4. При изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами, ситуациями;
5. Использовать для организации практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы.
6. Дифференцировать и индивидуализировать обучение (на основе результатов контроля на входе, промежуточного и на выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала.
7. Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий;
8. Формировать у учащихся:
• навыки работы с тестами;
• технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по теме и т.д.).
9. С целью закрепления навыков работы с тестами и определения уровня подготовки учащихся, проводить тренировочный экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ).
10. Использовать систему элективных курсов, факультативов, индивидуально-групповых занятий для удовлетворения познавательных потребностей учащихся.
11. Оформить в кабинете стенд «Готовимся к ЕГЭ», в экспозиции которого должны быть демонстрационные материалы КИМов ЕГЭ, примеры решения отдельных заданий, образцы бланков ЕГЭ, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы выпускнику.


Методические указания к решению заданий части «А» по теме «Атмосфера»

Типичные ошибки, в первую очередь, связаны с ошибочным механическим переносом знаний в измененных ситуациях.

Распространенными заблуждениями учащихся являются представления о преобладании кислорода в атмосфере воздуха; о том, что самые низкие температуры на Земле наблюдаются на географических полюсах; о том, что на побережьях океанов всегда выпадает много осадков. Причиной этих заблуждений являются поверхностные знания о географических закономерностях распределения тепла и влаги на поверхности Земли, недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.

Методические рекомендации: для успешного выполнения экзаменационной работы учащимся необходимо знать и уметь применять термины и понятия темы «Атмосфера», сравнивать свойства оболочек атмосферы, описывать процессы, происходящие в атмосфере, по их существенным признакам; показывать климатические пояса и области и уметь давать количественные характеристики типов климата; уметь применять знания о распределении тепла и влаги по поверхности Земли, для характеристики климата отдельных территорий и объяснения его особенностей.

Успех на экзамене зависит также от умения ученика контролировать время выполнения задания, в связи с этим разумно их выбирать. Необходимо оценивать трудность заданий, находить заведомо ложные варианты ответа и исключать их. Интуитивный выбор правильного ответа в большинстве случаев возможен только при глубокой эрудированности ученика в других сферах. Эти достаточно простые механизмы и навыки работы с тестами должны быть отработаны на классных и дополнительных занятиях. В следующей главе представлены примерные варианты заданий и алгоритм их решения, которые можно использовать при подготовке выпускников к сдаче единого государственного экзамена.
 
Демонстрационные задания части «А» в формате ЕГЭ по теме «Атмосфера» и алгоритм их решения
 
1. Сколько кислорода в процентах по объему содержится в атмосфере Земли:
а) 78; Ь) 21;
с) 0,08;       d) 34?
Правильный ответ - Ь.
Объяснение правильного ответа: 21% - действительно процентное содержание кислорода по объему в атмосфере.
Объяснение ложности других ответов:
ответа - неверный, поскольку 78% - это содержание азота по объему в атмосфере.
ответ d - неверный, так как в атмосфере нет такого элемента, который содержался бы в атмосфере в объеме 34%, это заведомо ложный вариант.
ответ с — неправильный, так как 0,08% - это содержание углекислого газа по объему в атмосфере.
2. Какую роль выполняет водяной пар в тепловом режиме атмосферы:
а) смягчает амплитуду колебаний температуры воздуха;
Ь)уменьшает температуру воздуха в приземном слое и увеличивает в более высоких слоях;
c) при конденсации водяного пара поглощается тепло;
d) не оказывает влияние на тепловой режим, но формирует осадки?
Правильный ответ - а.
Объяснение правильного ответа: водяной пар поглощает длинноволновую инфракрасную радиацию, идущую от земной поверхности в основном днем, и в свою очередь переизлучает ее все время суток Большая часть этой радиации идет обратно к земной поверхности, что уменьшает ночное охлаждение почвы и соответственно нижних слоев воздуха. Таким образом, амплитуда колебаний температуры воздуха уменьшается. На испарение воды с поверхности земли затрачиваются большие количества тепла, а при конденсации водяного пара это тепло передается воздуха. Это есть один из способов теплообмена между верхней частью литосферы и атмосферой.
Объяснение ложности других ответов:
ответ с - неверный, так как при конденсации водяного пара тепло не поглощается, а выделяется. Этот вариант заведомо ложный;
ответ b - неверный, так как разное количество водяного пара в течение суток по-разному влияет на температуру атмосферы, а изменение температуры с высотой связано скорее не с наличием водяного пара, а с низкой теплопроводностью воздуха или конвекционными потоками;
ответ d - неверный, потому что водяной пар оказывает влияние на тепловой режим атмосферы не только за счет снижения амплитуды колебаний температуры воздуха, но и за счет механизма парникового эффекта.
3. В каком атмосферном слое преимущественно содержится озон:
а) тропосфера;    Ь) ионосфера;
с) стратосфера;   d) мезосфера?
Правильный ответ - с.
Объяснение правильного ответа: процесс образования озона из кислорода происходит в слоях от 60 до 15 км при поглощении кислородом ультрафиолетовой солнечной радиации. Эти высоты соответствуют расположению тропосферы. Максимальное содержание озона наблюдается на высотах 25-30 км.
Объяснение ложности других ответов:
ответ а - неверный, так как озон в тропосфере образуется в результате атмосферных электрических разрядов, гроз, или из-за перемешивания со стратосферой;
ответы b и d - неправильные, потому что на высотах около 60км и более атмосферный озон не встречается вообще.
4. В каком атмосферном слое наблюдаются такие явления как полярное сияние и постоянная люминесценция атмосферного воздуха:
а) стратосфера;    Ь) экзосфера;
с) тропопауза;     d) ионосфера?
Правильный ответ - d.
Объяснение правильного ответа: ионосфера характеризуется высокой степенью ионизации, то есть большое количество молекул воздуха диссоциировано на ионы, в результате ультрафиолетового излучения. Энергия диссоции достаточна велика, чтобы привести к свечению ионов газов - люминесценции атмосферного воздуха. Существование полярного сияния связано с возбуждением частиц солнечного ветра в ионосфере и их излучением в видимом диапазоне в ионосфере.
Объяснение неправильных ответов:
ответы а и с - неправильные так как, для люминисценции необходимо ультрафиолетовое излучение, которого нет в тропопаузе и стратосфере, т.к. оно задерживается озоновым экраном;
ответ b - неверный, так как в этом атмосферном слое, плотность газов недостаточна для атмосферного свечения.
5. Какая наука изучает атмосферу:
а) метеорология;   Ь) аэрономия; с) климатология:  d) палеоклиматология? Правильный ответ - а. Объяснение правильного ответа: действительно, метеорология    наука об атмосфере.
Объяснение ложности других ответов:
ответ с - неправильный, так как климатология - это наука о климате. Климатология является частью метеорологии;
ответ b - неверный, так как аэрономия - это наука о высоких слоях атмосферы;
ответ d - неправильный, потому что палеоклиматология - это историческая климатология.
6. До какой высоты (в км) простирается тропосфера:
а) 10-15; Ь)75-90;
с) 50-55; d)30-40?
Правильный ответ - а.
Объяснение правильного ответа: действительно, тропосфера простирается до высоты 10-15 км.
Объяснение ложности других ответов:
ответ b - неверный, так как 75 -90 км - это граница мезосферы;
ответ с - неверный, так как 50 -55 км - это граница стратосферы;
ответ d - неправильный, потому что высота 30 - 40 км соответствует толще стратосферы.
7. Какой атмосферный слой называют «сферой рассеяния»:
а) тропопауза;      Ь) ионосфера;
с) экзосфера;      d) мезосфера?
Правильный ответ - с.
Объяснение правильного ответа: в экзосфере скорости частиц настолько велики, что самые легкие и самые быстрые частицы преодолевают силу тяжести и уходят в космическое пространство.
Объяснение ложности других ответов:
ответы a, b и d - неверны, так как эти слои находятся ближе к поверхности Земли, поэтому в них на частицы действует большая сила тяжести и дальше от космоса. Кроме того, в этих атмосферных слоях высокая плотность воздуха, частицы которого сталкиваются, меняют траекторию и в целом движутся хаотически.

В широком смысле основная цель преподавания географии заключается в том, чтобы сформировать всесторонне образованную и инициативную личность, обладающую системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Однако в настоящее время одной из основных целей становится подготовка учеников к успешной сдаче экзаменов, в том числе ЕГЭ, и для этого учителю, как и ученику, требуются уже новые знания и умения. Данная работа посвящена разработке таких методических рекомендаций по подготовке к решению заданий части «А» по теме «Атмосфера», которые помогли бы ученик) овладеть способами решения этих заданий, а учителю - наилучшим образом преподать их.
 
Е.Р. Хуртина, учитель географии ГБОУ ЦО №771 Северного административного округа Москвы