Хуртина Е.Р. Решение заданий в формате ЕГЭ по теме «Атмосфера». Готовимся к ЕГЭ
Введение новой формы итоговой государственной аттестации выпускников 11-х классов в форме единого государственного экзамена показали необходимость изменения подхода к географическому образованию школьников. В настоящий момент как никогда актуален вопрос об изменении подхода к образованию в общем, корреляции методов и приемов обучения в связи с появлением нового способа контроля и учета полученных знаний.
К ЕГЭ, как и к любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ЕГЭ», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов.
География представляет собой систему родственных наук, одной из которых является метеорология - наука об атмосфере. Знания из области метеорологии необходимы для подготовки географа любой специальности, а также являются важным компонентом КИМов ЕГЭ.
Для подготовки учащихся к решению заданий части «А» единого государственного экзамена рекомендуется форма занятий в виде лекции с элементами практикума. Также подготовка выпускников к ЕГЭ осуществляется как на уроках через обобщающее повторение, мини-тесты по темам, итоговый контроль, так и вне уроков (консультация, факультатив). С целью повышения качества географического образования при подготовке к единому государственному экзамену необходимо:
1. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности.
2. Провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков.
3. Широко использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, рассуждений, парадоксов, с проблемным изложением.
4. При изучении сложных вопросов, трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами, ситуациями;
5. Использовать для организации практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы.
6. Дифференцировать и индивидуализировать обучение (на основе результатов контроля на входе, промежуточного и на выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала.
7. Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий;
8. Формировать у учащихся:
• навыки работы с тестами;
• технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по теме и т.д.).
9. С целью закрепления навыков работы с тестами и определения уровня подготовки учащихся, проводить тренировочный экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ).
10. Использовать систему элективных курсов, факультативов, индивидуально-групповых занятий для удовлетворения познавательных потребностей учащихся.
11. Оформить в кабинете стенд «Готовимся к ЕГЭ», в экспозиции которого должны быть демонстрационные материалы КИМов ЕГЭ, примеры решения отдельных заданий, образцы бланков ЕГЭ, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы выпускнику.
5. Использовать для организации практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы.
6. Дифференцировать и индивидуализировать обучение (на основе результатов контроля на входе, промежуточного и на выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником материала.
7. Применять новые формы промежуточной аттестации учащихся с использованием тестовых технологий;
8. Формировать у учащихся:
• навыки работы с тестами;
• технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, «спиральное» движение по теме и т.д.).
9. С целью закрепления навыков работы с тестами и определения уровня подготовки учащихся, проводить тренировочный экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ).
10. Использовать систему элективных курсов, факультативов, индивидуально-групповых занятий для удовлетворения познавательных потребностей учащихся.
11. Оформить в кабинете стенд «Готовимся к ЕГЭ», в экспозиции которого должны быть демонстрационные материалы КИМов ЕГЭ, примеры решения отдельных заданий, образцы бланков ЕГЭ, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы выпускнику.
Методические указания к решению заданий части «А» по теме «Атмосфера»
Типичные ошибки, в первую очередь, связаны с ошибочным механическим переносом знаний в измененных ситуациях.
Распространенными заблуждениями учащихся являются представления о преобладании кислорода в атмосфере воздуха; о том, что самые низкие температуры на Земле наблюдаются на географических полюсах; о том, что на побережьях океанов всегда выпадает много осадков. Причиной этих заблуждений являются поверхностные знания о географических закономерностях распределения тепла и влаги на поверхности Земли, недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.
Методические рекомендации: для успешного выполнения экзаменационной работы учащимся необходимо знать и уметь применять термины и понятия темы «Атмосфера», сравнивать свойства оболочек атмосферы, описывать процессы, происходящие в атмосфере, по их существенным признакам; показывать климатические пояса и области и уметь давать количественные характеристики типов климата; уметь применять знания о распределении тепла и влаги по поверхности Земли, для характеристики климата отдельных территорий и объяснения его особенностей.
Успех на экзамене зависит также от умения ученика контролировать время выполнения задания, в связи с этим разумно их выбирать. Необходимо оценивать трудность заданий, находить заведомо ложные варианты ответа и исключать их. Интуитивный выбор правильного ответа в большинстве случаев возможен только при глубокой эрудированности ученика в других сферах. Эти достаточно простые механизмы и навыки работы с тестами должны быть отработаны на классных и дополнительных занятиях. В следующей главе представлены примерные варианты заданий и алгоритм их решения, которые можно использовать при подготовке выпускников к сдаче единого государственного экзамена.
Демонстрационные задания части «А» в формате ЕГЭ по теме «Атмосфера» и алгоритм их решения
1. Сколько кислорода в процентах по объему содержится в атмосфере Земли:
а) 78; Ь) 21;
с) 0,08; d) 34?
Правильный ответ - Ь.
Объяснение правильного ответа: 21% - действительно процентное содержание кислорода по объему в атмосфере.
Объяснение ложности других ответов:
ответа - неверный, поскольку 78% - это содержание азота по объему в атмосфере.
ответ d - неверный, так как в атмосфере нет такого элемента, который содержался бы в атмосфере в объеме 34%, это заведомо ложный вариант.
ответ с — неправильный, так как 0,08% - это содержание углекислого газа по объему в атмосфере.
а) 78; Ь) 21;
с) 0,08; d) 34?
Правильный ответ - Ь.
Объяснение правильного ответа: 21% - действительно процентное содержание кислорода по объему в атмосфере.
Объяснение ложности других ответов:
ответа - неверный, поскольку 78% - это содержание азота по объему в атмосфере.
ответ d - неверный, так как в атмосфере нет такого элемента, который содержался бы в атмосфере в объеме 34%, это заведомо ложный вариант.
ответ с — неправильный, так как 0,08% - это содержание углекислого газа по объему в атмосфере.
2. Какую роль выполняет водяной пар в тепловом режиме атмосферы:
а) смягчает амплитуду колебаний температуры воздуха;
Ь)уменьшает температуру воздуха в приземном слое и увеличивает в более высоких слоях;
c) при конденсации водяного пара поглощается тепло;
d) не оказывает влияние на тепловой режим, но формирует осадки?
Правильный ответ - а.
Объяснение правильного ответа: водяной пар поглощает длинноволновую инфракрасную радиацию, идущую от земной поверхности в основном днем, и в свою очередь переизлучает ее все время суток Большая часть этой радиации идет обратно к земной поверхности, что уменьшает ночное охлаждение почвы и соответственно нижних слоев воздуха. Таким образом, амплитуда колебаний температуры воздуха уменьшается. На испарение воды с поверхности земли затрачиваются большие количества тепла, а при конденсации водяного пара это тепло передается воздуха. Это есть один из способов теплообмена между верхней частью литосферы и атмосферой.
Объяснение ложности других ответов:
ответ с - неверный, так как при конденсации водяного пара тепло не поглощается, а выделяется. Этот вариант заведомо ложный;
ответ b - неверный, так как разное количество водяного пара в течение суток по-разному влияет на температуру атмосферы, а изменение температуры с высотой связано скорее не с наличием водяного пара, а с низкой теплопроводностью воздуха или конвекционными потоками;
ответ d - неверный, потому что водяной пар оказывает влияние на тепловой режим атмосферы не только за счет снижения амплитуды колебаний температуры воздуха, но и за счет механизма парникового эффекта.
а) смягчает амплитуду колебаний температуры воздуха;
Ь)уменьшает температуру воздуха в приземном слое и увеличивает в более высоких слоях;
c) при конденсации водяного пара поглощается тепло;
d) не оказывает влияние на тепловой режим, но формирует осадки?
Правильный ответ - а.
Объяснение правильного ответа: водяной пар поглощает длинноволновую инфракрасную радиацию, идущую от земной поверхности в основном днем, и в свою очередь переизлучает ее все время суток Большая часть этой радиации идет обратно к земной поверхности, что уменьшает ночное охлаждение почвы и соответственно нижних слоев воздуха. Таким образом, амплитуда колебаний температуры воздуха уменьшается. На испарение воды с поверхности земли затрачиваются большие количества тепла, а при конденсации водяного пара это тепло передается воздуха. Это есть один из способов теплообмена между верхней частью литосферы и атмосферой.
Объяснение ложности других ответов:
ответ с - неверный, так как при конденсации водяного пара тепло не поглощается, а выделяется. Этот вариант заведомо ложный;
ответ b - неверный, так как разное количество водяного пара в течение суток по-разному влияет на температуру атмосферы, а изменение температуры с высотой связано скорее не с наличием водяного пара, а с низкой теплопроводностью воздуха или конвекционными потоками;
ответ d - неверный, потому что водяной пар оказывает влияние на тепловой режим атмосферы не только за счет снижения амплитуды колебаний температуры воздуха, но и за счет механизма парникового эффекта.
3. В каком атмосферном слое преимущественно содержится озон:
а) тропосфера; Ь) ионосфера;
с) стратосфера; d) мезосфера?
Правильный ответ - с.
Объяснение правильного ответа: процесс образования озона из кислорода происходит в слоях от 60 до 15 км при поглощении кислородом ультрафиолетовой солнечной радиации. Эти высоты соответствуют расположению тропосферы. Максимальное содержание озона наблюдается на высотах 25-30 км.
Объяснение ложности других ответов:
ответ а - неверный, так как озон в тропосфере образуется в результате атмосферных электрических разрядов, гроз, или из-за перемешивания со стратосферой;
ответы b и d - неправильные, потому что на высотах около 60км и более атмосферный озон не встречается вообще.
а) тропосфера; Ь) ионосфера;
с) стратосфера; d) мезосфера?
Правильный ответ - с.
Объяснение правильного ответа: процесс образования озона из кислорода происходит в слоях от 60 до 15 км при поглощении кислородом ультрафиолетовой солнечной радиации. Эти высоты соответствуют расположению тропосферы. Максимальное содержание озона наблюдается на высотах 25-30 км.
Объяснение ложности других ответов:
ответ а - неверный, так как озон в тропосфере образуется в результате атмосферных электрических разрядов, гроз, или из-за перемешивания со стратосферой;
ответы b и d - неправильные, потому что на высотах около 60км и более атмосферный озон не встречается вообще.
4. В каком атмосферном слое наблюдаются такие явления как полярное сияние и постоянная люминесценция атмосферного воздуха:
а) стратосфера; Ь) экзосфера;
с) тропопауза; d) ионосфера?
а) стратосфера; Ь) экзосфера;
с) тропопауза; d) ионосфера?
Правильный ответ - d.
Объяснение правильного ответа: ионосфера характеризуется высокой степенью ионизации, то есть большое количество молекул воздуха диссоциировано на ионы, в результате ультрафиолетового излучения. Энергия диссоции достаточна велика, чтобы привести к свечению ионов газов - люминесценции атмосферного воздуха. Существование полярного сияния связано с возбуждением частиц солнечного ветра в ионосфере и их излучением в видимом диапазоне в ионосфере.
Объяснение неправильных ответов:
ответы а и с - неправильные так как, для люминисценции необходимо ультрафиолетовое излучение, которого нет в тропопаузе и стратосфере, т.к. оно задерживается озоновым экраном;
ответ b - неверный, так как в этом атмосферном слое, плотность газов недостаточна для атмосферного свечения.
Объяснение правильного ответа: ионосфера характеризуется высокой степенью ионизации, то есть большое количество молекул воздуха диссоциировано на ионы, в результате ультрафиолетового излучения. Энергия диссоции достаточна велика, чтобы привести к свечению ионов газов - люминесценции атмосферного воздуха. Существование полярного сияния связано с возбуждением частиц солнечного ветра в ионосфере и их излучением в видимом диапазоне в ионосфере.
Объяснение неправильных ответов:
ответы а и с - неправильные так как, для люминисценции необходимо ультрафиолетовое излучение, которого нет в тропопаузе и стратосфере, т.к. оно задерживается озоновым экраном;
ответ b - неверный, так как в этом атмосферном слое, плотность газов недостаточна для атмосферного свечения.
5. Какая наука изучает атмосферу:
а) метеорология; Ь) аэрономия; с) климатология: d) палеоклиматология? Правильный ответ - а. Объяснение правильного ответа: действительно, метеорология наука об атмосфере.
Объяснение ложности других ответов:
ответ с - неправильный, так как климатология - это наука о климате. Климатология является частью метеорологии;
ответ b - неверный, так как аэрономия - это наука о высоких слоях атмосферы;
ответ d - неправильный, потому что палеоклиматология - это историческая климатология.
а) метеорология; Ь) аэрономия; с) климатология: d) палеоклиматология? Правильный ответ - а. Объяснение правильного ответа: действительно, метеорология наука об атмосфере.
Объяснение ложности других ответов:
ответ с - неправильный, так как климатология - это наука о климате. Климатология является частью метеорологии;
ответ b - неверный, так как аэрономия - это наука о высоких слоях атмосферы;
ответ d - неправильный, потому что палеоклиматология - это историческая климатология.
6. До какой высоты (в км) простирается тропосфера:
а) 10-15; Ь)75-90;
с) 50-55; d)30-40?
Правильный ответ - а.
Объяснение правильного ответа: действительно, тропосфера простирается до высоты 10-15 км.
Объяснение ложности других ответов:
ответ b - неверный, так как 75 -90 км - это граница мезосферы;
ответ с - неверный, так как 50 -55 км - это граница стратосферы;
ответ d - неправильный, потому что высота 30 - 40 км соответствует толще стратосферы.
а) 10-15; Ь)75-90;
с) 50-55; d)30-40?
Правильный ответ - а.
Объяснение правильного ответа: действительно, тропосфера простирается до высоты 10-15 км.
Объяснение ложности других ответов:
ответ b - неверный, так как 75 -90 км - это граница мезосферы;
ответ с - неверный, так как 50 -55 км - это граница стратосферы;
ответ d - неправильный, потому что высота 30 - 40 км соответствует толще стратосферы.
7. Какой атмосферный слой называют «сферой рассеяния»:
а) тропопауза; Ь) ионосфера;
с) экзосфера; d) мезосфера?
Правильный ответ - с.
Объяснение правильного ответа: в экзосфере скорости частиц настолько велики, что самые легкие и самые быстрые частицы преодолевают силу тяжести и уходят в космическое пространство.
Объяснение ложности других ответов:
ответы a, b и d - неверны, так как эти слои находятся ближе к поверхности Земли, поэтому в них на частицы действует большая сила тяжести и дальше от космоса. Кроме того, в этих атмосферных слоях высокая плотность воздуха, частицы которого сталкиваются, меняют траекторию и в целом движутся хаотически.
а) тропопауза; Ь) ионосфера;
с) экзосфера; d) мезосфера?
Правильный ответ - с.
Объяснение правильного ответа: в экзосфере скорости частиц настолько велики, что самые легкие и самые быстрые частицы преодолевают силу тяжести и уходят в космическое пространство.
Объяснение ложности других ответов:
ответы a, b и d - неверны, так как эти слои находятся ближе к поверхности Земли, поэтому в них на частицы действует большая сила тяжести и дальше от космоса. Кроме того, в этих атмосферных слоях высокая плотность воздуха, частицы которого сталкиваются, меняют траекторию и в целом движутся хаотически.
В широком смысле основная цель преподавания географии заключается в том, чтобы сформировать всесторонне образованную и инициативную личность, обладающую системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Однако в настоящее время одной из основных целей становится подготовка учеников к успешной сдаче экзаменов, в том числе ЕГЭ, и для этого учителю, как и ученику, требуются уже новые знания и умения. Данная работа посвящена разработке таких методических рекомендаций по подготовке к решению заданий части «А» по теме «Атмосфера», которые помогли бы ученик) овладеть способами решения этих заданий, а учителю - наилучшим образом преподать их.
Е.Р. Хуртина, учитель географии ГБОУ ЦО №771 Северного административного округа Москвы