Фотомастерская. Родион Ковенкин. Старый добрый ч/б (перевод цветного изображения в ч/б)

 

Родион Ковенкин
 
Старый добрый Ч/Б  (перевод цветного изображения в ч/б)

Родион Ковенкин   kovenkin.com
Фотограф и арт-директор из Минска. С детства мечтал стать иллюстратором, о фотографии не помышлял, пока в 2006 году к нему в руки не попал фотоаппарат. С тех пор снимает профессионально и для своего удовольствия, считает, что красота таится внутри, а детали могут рассказать историю. Специализируется на travel и food-фотографии, особо выделяет скандинавский стиль и дизайн. Любит готовить, встречаться с людьми и путешествовать.
 
 
Существует множество способов перевода изображения в ч/б. Не секрет, что многими из них мало кто пользуется. Определить по готовому снимку, как он был переведен — через Lab или с помощью Duotone — крайне сложно. Любой разбор качества перевода в черно-белое изображение ограничивается фразами: «Вот тут темнее нужно, а вот тут и вот здесь — светлее.. В конце концов все сводится к использованию инструмента Dodge/ Bum. Выходит, что для получения качественной черно-белой картинки нужно лишь чувство меры, внимательность и несколько простых инструментов Photoshop. Об этом я сейчас и расскажу.
 
Все действия будут происходить на корректирующих слоях. Таким образом исходное изображение останется нетронутым, и можно будет внести исправления на любом этапе работы.

Создадим слой Channel Mixer. Это и будет по сути сам перевод в ч/б. Нужно поставить галочку Monochrome и с помощью трех каналов добиться от нашего изображения желаемого вида. Я начинаю обычно с выставления в меню Source Channels значений R35 028 В37 и потом вношу изменения, если требуется.
 
Следующим слоем будет Curves. Самый, наверное, мощный и часто используемый инструмент. В данном случае я использую кривую для усиления контраста Мои отправные точки такие:

1. input 82/output 76;
2. input 132/output 150;
3. input 207/output 234.
 
Здесь важно не «пережечь» фотографию. Следите за света-ми на коже или, если у вас не портрет, на значимом объекте фотографии.

Как мы ни старались, но у нас появились вылеты по светам и теням. Сейчас нам нужно их вернуть. Для этого я делаю выделение области, которую буду исправлять, инструментом Magic Wand. Потом я беру мягкую кисть и рисую по маске корректирующего слоя Curves черным цветом в тех местах, где мне нужно вернуть света либо тени, то есть по сделанному ранее выделению.
 
Далее создаем слой Selective Color С его помощью мы сделаем черный цвет на нашей фотографии по-настоящему черным, таким, как привыкли видеть его на хорошо напечатанном снимке. Для этого выбираем из списка цветов нужный нам — черный, переводим инструмент Selective Color в значение Absolute (ставим соответствующую галочку) и добавляем несколько процентов ползунком Black. Обычно я добавляю 7-11%.
 
Для большинства фотографий трех слоев (Channel Mixer + Curves + Selective Color) будет достаточно. Однако некоторые требуют большей работы с тенями и светами. В таком случае я использую технику Dodge/Burn. Создаем новый слой (Layer > New Layer), назовем его Dodge/Burn. В поле режимов наложения (Mode) выберем Overlay. У нас стала активной галочка Fill with Overlay-neutral color (50% gray). Активируем ее и жмем ОК.

Мы создали слой нейтрально-серого цвета. По этому слою мы будем рисовать черной и белой кистью, тем самым осветляя или затемняя необходимые нам участки. Для этого выбираем очень мягкую кисть и регулируем силу ее воздействия. Я использую значения от 1 до 10%. Если же вам понадобится внести поправки в ваши действия или отменить что-то. то все. что вам необходимо — это выбрать цвет R128 С128 В128 (это и есть наш нейтрально серый) и закрасить этим цветом те области, в которых нужно отменить осветление или затемнение.

У нас получилось хорошее черно-белое изображение, и на этом можно было бы остановиться, однако есть еще несколько моментов: это полутоновый контраст и зерно.
 
 
 
Полутоновый контраст
 
Это то, что делает изображение объемным Я буду использовать методику, описанную Маргулисом, так называемую HiRaloAm (high Radius, low Amount) с той лишь разницей, что буду применять большой радиус (Radius) и очень большое количество (Amount).

Создаем копию слоя Background, назовем новый слой Mid Contrast.
Применяем к нему фильтр UnsharpMask (Filter > Sharpen > UnsharpMask) с параметрами Amount 200, Radius 20, Threshold 0. Меняем режим наложения этого слоя на Luminosity. Теперь создаем маску слоя Mid Contrast и заливаем ее черным цветом Берем очень мягкую белую кисть с непрозрачностью 5-10% и начинаем рисовать по маске в тех местах, где нужно усилить контраст. Самое главное на этом этапе не перестараться, иначе получится сильно «перешарпленное. изображение. Я советую при работе с резкостью, Dodge/Burn и полутоновым контрастом ставить масштаб на 50% и время от времени уменьшать его, чтобы не переусердствовать. На стопроцентном изображении можно не увидеть картину действий целиком и получить неожиданный результат.
 
 
Зерно
 
Тут все совсем просто. Я не люблю цифровое зерно, поэтому покупаю пленку Kodak Т-Мах 400, проявляю ее и делаю скан с пустого кадра. Результат я помещаю в верхний новый слой и меняю режим наложения на Overlay. Остается лишь выбрать нужное значение Opacity слоя.

Как видите, после всех манипуляций у нас получилось шесть слоев, при этом в каждый из них мы можем внести изменения на любом, даже финальном, этапе нашей работы. Мы использовали простые и понятные инструменты Photoshop (контраст, высветление,  затемнение — все то, что мы используем в черной комнате), только наши инструменты — более «продвинутые, новые, цифровые.
 
 
 

 

"Фотомастерская"  . - 2013 . - № 4 . - С. 52-53.