Фотомастерская. Патерсон Дж. Напустить туману (дополнить фотоальбом туманным пейзажем)

 
 
НАПУСТИТЬ ТУМАНУ
Хочется дополнить фотоальбом туманным пейзажем, но не любите вставать в промозглую рань? Джеймс Патерсон расскажет, как заполучить желаемое и при этом вволю выспаться.
 
 
ВАМ ПОНАДОБИТСЯ: PHOTOSHOP CS3 (ИЛИ ВЫШЕ)
ВЫ НАУЧИТЕСЬ: РАБОТАТЬ С ОТТЕНКАМИ И НАСЫЩЕННОСТЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
АККУРАТНО РАБОТАТЬ С ФИЛЬТРОМ CLOUDS.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАСКИ СЛОЕВ И ИНСТРУМЕНТ SMUDGE
ВРЕМЯ РАБОТЫ: 20 МИНУТ
 
 
 
 
 
Погода, быть может, и друг фотографа, но уж больно непостоянный. Нужно, чтобы было солнечно, а небо затягивает тучами. Летом слишком жарко для продолжительной фотопрогулки, а зимой слишком холодно. Нужен штиль, а ветер гнет деревья и качает штатив. А уж для того, чтобы поймать особые погодные условия — специфическую облачность, красивую изморозь или туман — и вовсе нужны таланты охотника: выдержка, терпение и наблюдательность. Впрочем, проблематичность обретения одновременно желания, возможности и особых условий часто побуждает к поиску альтернативных вариантов. Если повилять на погоду в реальности мы не можем, то что нам мешает изменить все по своему желанию уже в самой фотографии? С графическим редактором это оказывается не так уж и сложно.

Возьмем пейзажный снимок, сделанный в ясный солнечный день, и напустим на него туману. Но чтобы все выглядело естественно, нужна небольшая подготовительная работа.

Для начала нам понадобится сделать более холодной общую тональность изображения и выборочно скорректировать цветовую насыщенность. В этом нам помогут корректирующие слои Photoshop. Пелену тумана мы создадим с помощью фильтра Clouds. Но делать это мы будем не топорно, а аккуратно, в несколько приемов, используя слои и маски. Это позволив сымитировать естественную глубину тумана, особенности его распределения по ландшафту, неравномерную плотность.

КОНТРАСТ
ОТКРОЙТЕ С ДИСКА ФАЙЛ MIST_BEFORE.JPG В PHOTOSHOP И ПЕРЕЙДИТЕ В МЕНЮ WINDOW>LAYERS>CREATE ADJUSTMENT LAYER. ВЫБЕРИТЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СЛОЙ CURVES. УСТАНОВИТЕ КОНТРОЛЬНУЮ ТОЧКУ В ЦЕНТРЕ КРИВОЙ, А ЗАТЕМ ВТОРУЮ ТОЧКУ НИЖЕ И ПЕРЕМЕСТИТЕ ЕЕ НЕМНОГО ВЫШЕ ИСХОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. ГРАФИК ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ ЛЕГКУЮ S-ОБРАЗНУЮ ФОРМУ.
 
ОСЛАБЛЯЕМ СИНЕВУ
ДОБАВИМ НОВЫЙ КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СЛОЙ COLOUR BALANCE. ИЗНАЧАЛЬНО ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОЯ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ПОЛУТОНА, НО ЭФФЕКТ МОЖНО ОГРАНИЧИТЬ ТОЛЬКО СВЕТАМИ ИЛИ ТЕНЯМИ. В ВЫПАДАЮЩЕМ МЕНЮ НА ПАНЕЛИ НАСТРОЕК СЛОЯ ВЫБЕРИТЕ HIGHLIGHTS, ЗАТЕМ ПЕРЕМЕСТИТЕ ПОЛЗУНОК YELLOW/BLUE ДО-65..
 
Инструмент Clone позволяет делать более аккуратную ретушь, если снизить непрозрачность примерно до 20%. Так вы сможете добиться плавного совмещения запечатываемых и клонируемых областей. Clone оказывается очень полезен в случаях, когда нужно подчистить грубую работу автоматического инструмента Spot Healing Brush.

СНИЖЕНИЕ НАСЫЩЕННОСТИ
СОЗДАЙТЕ СЛОЙ HUE/SATURATION. МЫ ХОТИМ ПОНИЗИТЬ НАСЫЩЕННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ. ДЛЯ ЭТОГО ВОСПОЛЬЗУЕМСЯ ВЫПАДАЮЩИМ СПИСКОМ MASTER. ПРИГЛУШИМ ЗЕЛЕНЫЕ КРАСКИ, ВЫБРАВ GREENS И УСТАНОВИВ ПАРАМЕТР SATURATION РАВНЫМ «80». ТО ЖЕ САМОЕ СДЕЛАЕМ ДЛЯ CYANS, УМЕНЬШИВ НАСЫЩЕННОСТЬ ГОЛУБОГО ЦВЕТА.
 
СЕРОСТЬ
НОВЫЙ СЛОЙ HUE/SATURATION ДАСТ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРОЧНО ОБЕСЦВЕТИТЬ СНИМОК. ОБЩУЮ НАСЫЩЕННОСТЬ СНИЗИМ ДО «31». ЗАТЕМ ВЫБЕРЕМ BLUES В СПИСКЕ MASTER. УСТАНОВИТЕ SATURATION РАВНЫМ «73», A LIGHTNESS ПОВЫСЬТЕ ДО «35». ДЛЯ GREENS УСТАНОВИТЕ НАСЫЩЕННОСТЬ -64». А ДЛЯ YELLOWS «59».
 
РАЗГОНЯЕМ ОБЛАКА
ПОГОДА НА СНИМКЕ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ПАСМУРНЕЕ, НО ЛЕГКИЕ ОБЛАЧКА НА ГОРИЗОНТЕ МЕШАЮТ ПОЛНОТЕ ЭФФЕКТА. ЩЕЛКНИТЕ ПО ФОНОВОМУ СЛОЮ И СОЗДАЙТЕ ЕГО КОПИЮ КОМАНДОЙ LAYER>DUPLICATE. ВОЗЬМИТЕ КИСТЬ SPOT HEALING, ОТКЛЮЧИТЕ ПУНКТ SAMPLE ALL LAYERS И ЗАКРАСЬТЕ ОБЛАКА.
 
ПОДЧИЩАЕМ РЕЗУЛЬТАТ
ЕСЛИ КИСТЬ SPOT HEALING В НЕКОТОРЫХ МЕСТАХ СРАБОТАЛА ГРУБО, ЭТИ ОПЛОШНОСТИ МОЖНО ИСПРАВИТЬ ИНСТРУМЕНТОМ CLONE. УСТАНОВИТЕ ПАРАМЕТР OPACITY РАВНЫМ 20%. УДЕРЖИВАЯ КЛАВИШУ ALT, ОТМЕТЬТЕ ЧИСТУЮ ОБЛАСТЬ НЕБА, ЗАТЕМ ОТПУСТИТЕ ЕЕ И ЩЕЛКНИТЕ ПО ДЕФЕКТУ. УМЕНЬШИТЕ НЕПРОЗРАЧНОСТЬ СЛОЯ ДО 74%. НА ИЗОБРАЖЕНИИ ПРОСТУПИТ ЛЕГКИЙ НАМЕК НА ОБЛАКА.

Инструмент коррекции Hue/ Saturation, как и следует из его названия, дает возможность изменять оттенок и насыщенность изображения. По умолчанию изменения затрагивают все цвета, но в списке Master можно выбрать для коррекции один из шести цветов. Соответственно, изменение насыщенности, к примеру, в этом случае затронет только выбранный цвет и наиболее близкие ему опенки. Еще удобнее работать с инструментом локальной коррекции. Нажмите на иконку с рукой, выберите область изображения, которую вы хотите изменить, щелкните по ней и, удерживая клавишу мыши, переместите указатель. Изображение будет динамически меняться в соответствии с движениями мыши.
 
Изменить произвольно форму изображения в слое можно с помощью инструмента Transform. Удобнее всего с ним работать, если отметить в настройках инструмента пункт Show Bounding Box. В этом случае вокруг содержимого слоя появится рамка с опорными точками по сторонам. Достаточно потянуть за них указателем в виде стрелочек, чтобы изменить форму слоя. Если удерживать клавишу Ctrl и перемещать угловые точки, то можно убрать или добавить на изображении перспективные искажения.
 
ВЫБЕЛИВАЕМ НЕБО
СОЗДАЙТЕ ОБЫЧНЫЙ НОВЫЙ СЛОЙ И НАЗОВИТЕ ЕГО GRADIENT. ВОЗЬМИТЕ ИНСТРУМЕНТ GRADIENT И УСТАНОВИТЕ РЕЖИМ LINEAR GRADIENT. ВЫБЕРИТЕ ГРАДИЕНТ ОТ ОСНОВНОГО ЦВЕТА К ПРОЗРАЧНОСТИ (FOREGROUND ТО TRANSPARENT). НАЖМИТЕ КЛАВИШУ D ЗАТЕМ X ДЛЯ ТОГО. ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ БЕЛЫЙ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ЦВЕТА. УДЕРЖИВАЯ SHIFT. ПРОТЯНИТЕ ЛИНИЮ ОТ ВЕРХА ИЗОБРАЖЕНИЯ ДО ГОРИЗОНТА. УСТАНОВИТЕ НЕПРОЗРАЧНОСТЬ СЛОЯ В 43%.
 
ЗАТЕМНЯЕМ ХОЛМЫ
УДЕРЖИВАЙТЕ ALT И ЩЕЛКНИТЕ CREATE NEW LAYER. В ПОЯВИВШЕМСЯ ОКНЕ NEW LAYER ВЫБЕРИТЕ ПАРАМЕТР MODE - OVERLAY, ЗАТЕМ ОТМЕТЬТЕ ПУНКТ FILL WITH OVERLAY-NEUTRAL COLOUR. НАЖМИТЕ ОК. ВООРУЖИТЕСЬ ИНСТРУМЕНТОМ BURN И УСТАНОВИТЕ ДЛЯ ПАРАМЕТРА RANGE ЗНАЧЕНИЕ MIDTONES. A EXPOSURE РАВНЫМ 20%. ОБРИСУЙТЕ КИСТЬЮ ХОЛМЫ В ПРАВОЙ ЧАСТИ ПЕЙЗАЖА ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ИХ ЗАТЕМНИТЬ.
 
ОБЛАЧНЫЙ ФИЛЬТР
ВЫДЕЛИТЕ ВЕРХНИЙ СЛОЙ И СОЗДАЙТЕ НАД НИМ НОВЫЙ С НАЗВАНИЕМ MIST. НАЖМИТЕ КЛАВИШУ D, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ЦВЕТА НА ИСХОДНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ. ПЕРЕЙ ДИТЕ В МЕНЮ FILTER>RENDER CLOUDS. В ВЕРХНЕМ СЛОЕ ПОЯВИТСЯ ОБЛАЧНАЯ ТЕКСТУРА. ПЕРЕКЛЮЧИТЕ РЕЖИМ НАЛОЖЕНИЯ НА SCREEN. СЕРЫЙ ФОН ПРОПАДЕТ. А ЧЕРЕЗ ОБЛАКА ПРОСТУПИТ НАШЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
 
ГРАДИЕНТНАЯ МАСКА
ВЫПОЛНИТЕ КОМАНДУ FILTER>CONVERT FOR SMART FILTERS. ЗАТЕМ ПРИМЕНИТЕ ФИЛЬТР GAUSSIAN BLUR С РАДИУСОМ 45 ТОЧЕК. СОЗДАЙТЕ МАСКУ ДЛЯ СЛОЯ MIST В ПАЛИТРЕ. ВОЗЬМИТЕ ИНСТРУМЕНТ GRADIENT TOOL. НАЖМИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО D И X ДЛЯ УСТАНОВКИ ЧЕРНОГО ЦВЕТА В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ. УДЕРЖИВАЯ SHIFT, ПРОТЯНИТЕ ЛИНИЮ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАДИЕНТА СНИЗУ ВВЕРХ.

Smart Filter — это форма существования обычных фильтров, но, в отличие от них, параметры -умного фильтра- можно в любой момент отредактировать. Это очень удобно в случае с эффектами, настройки которых сложно правильно подобрать с первого раза — например, фильтра Gaussian Blur.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ
ЩЕЛКНИТЕ ПО ВЕРХНЕМУ СЛОЮ, ЗАТЕМ АКТИВИРУЙТЕ ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ КОМАНДОЙ EDIT>TRANSFORM>DISTORT. УМЕНЬШИТЕ МАСШТАБ ИЗОБРАЖЕНИЯ ТАК. ЧТОБЫ НА ЭКРАНЕ ВОКРУГ ИЗОБРАЖЕНИЯ БЫЛИ БОЛЬШИЕ ПОЛЯ. РАСТЯНИТЕ ЗА НИЖНИЕ УГЛЫ СЛОЙ С ОБЛАКАМИ ТАК. ЧТОБЫ ОН ПРИНЯЛ ТРАПЕЦИЕВИДНУЮ ФОРМУ. ОПУСТИТЕ ВЕРХНИЕ УГЛЫ НА УРОВЕНЬ ГОРИЗОНТА. НАЖМИТЕ ENTER ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ.
 
РИСУЕМ ПО МАСКЕ
УДЕРЖИВАЯ ALT, ЩЕЛКНИТЕ ПО ИКОНКЕ ADD LAYER MASK. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ВЕСЬ СЛОЙ ОКАЖЕТСЯ СПРЯТАННЫМ. С ПОМОЩЬЮ БЕЛОЙ КИСТИ С МЯГКИМИ КРАЯМИ И НЕПРОЗРАЧНОСТЬЮ 20% УДАЛИТЕ МАСКУ НАД ОБЛАСТЬЮ ВОДЫ. ТУМАННЫЙ ПОКРОВ ПРОСТУПИТ НА СНИМКЕ.
 
КОПИРОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ
СДЕЛАЕМ КОПИЮ СЛОЯ MIST КОМАНДОЙ CMD/CTRL+J. ПРАВОЙ КНОПКОЙ МЫШИ ЩЕЛКНИТЕ ПО МАСКЕ СЛОЯ И В КОНТЕКСТНОМ МЕНЮ ВЫБЕРИТЕ ПУНКТ DELETE LAYER MASK. НАЖМИТЕ СОЧЕТАНИЕ КЛАВИШ CMD/CTRL+T. ВЫЗВАВ ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ, И ПЕРЕТАЩИТЕ НИЖНЮЮ СРЕДНЮЮ ТОЧКУ РАМКИ ВВЕРХ. НАЖМИТЕ ENTER И ДОБАВЬТЕ ПУСТУЮ МАСКУ К СЛОЮ.
 
ГЛУБИНА И ПЛОТНОСТЬ
ВОЗЬМЕМ ИНСТРУМЕНТ GRADIENT И В ЕГО НАСТРОЙКАХ ВЫБЕРЕМ РЕЖИМ REFLECTED GRADIENT. ВЫБЕРИТЕ ГРАДИЕНТ FOREGROUND ТО BACKGROUND И НАЖМИТЕ КЛАВИШУ D. В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО ЦВЕТА У НАС ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬСЯ БЕЛЫЙ. ПРОВЕДИТЕ КОРОТКУЮ ЛИНИЮ ВНИЗ ОТ ВЕРХНЕГО КРАЯ ОБЛАСТИ ОЗЕРА ТАК, ЧТОБЫ ОСТАЛАСЬ ВИДНА ТОЛЬКО УЗКАЯ ПОЛОСКА. УСТАНОВИТЕ ЗНАЧЕНИЕ OPACITY ДЛЯ СЛОЯ РАВНЫМ 75%.
 
Палитра Brush содержит в себе огромное количество очень важных и полезных опций, определяющих поведение кистей и то. как они «накладывают» краску. В левой части палитры расположены основные опции — такие как Scattering (распыление) или Colour Dynamics (изменение цвета при движении кисти). В правой — настройки этих опций. Если научиться работать с этими параметрами, можно избежать цифровой нарочитости в мазках кистей, сделать их более естественными. В этом уроке мы использовали опции Angle Jitter (угловые колебания) и Shape Dynamics (изменение формы по мере движения кисти) для того, чтобы придать мазкам, которыми мы имитировали отдельные фрагменты фактуры тумана, нерегулярность и «случайность».
 
СНОВА КОПИЯ
СДЕЛАЕМ НОВУЮ КОПИЮ СЛОЯ CMD/CTRL+J, УДАЛИМ ЕЕ МАСКУ И ТРАНСФОРМИРУЕМ, ЕЩЕ БОЛЬШЕ УМЕНЬШИВ ИЗОБРАЖЕНИЕ ТУМАНА ПО ВЕРТИКАЛИ. СОЗДАЙТЕ МАСКУ С БОЛЕЕ ТОНКИМ ЗЕРКАЛЬНЫМ ГРАДИЕНТОМ ТАК ЖЕ, КАК БЫЛО ОПИСАНО В ПРЕДЫДУЩЕМ ШАГЕ.
УСТАНОВИТЕ OPACITY ДЛЯ СЛОЯ В 45%. СОЗДАЙТЕ НОВЫЙ СЛОЙ С НАЗВАНИЕМ SWIRLS, ВОЗЬМИТЕ КИСТЬ С НЕПРОЗРАЧНОСТЬЮ (OPACITY) 20% И FLOW 35%.

КЛОЧЬЯ ТУМАНА
В ПАЛИТРЕ КИСТЕЙ ВЫБЕРИТЕ SPATTER .14-. ОТКРОЙТЕ МЕНЮ WINDOW>BRUSH>BRUSH TIP SHAPE. УСТАНОВИТЕ РАДИУС КИСТИ РАВНЫМ -300», А ПАРАМЕТР SPACING - 50%. ПЕРЕЙДИТЕ ВО ВКЛАДКУ SHAPE DYNAMICS И ПОДНИМИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ANGLE JITTER ДО 100%. ДОБАВЬТЕ НЕСКОЛЬКИМИ ШТРИХАМИ ФРАГМЕНТЫ ТУМАНА НАД ВОДОЙ.
 
УСТАНОВИТЕ OPACITY ДЛЯ СЛОЯ В 45%. СОЗДАЙТЕ НОВЫЙ СЛОЙ С НАЗВАНИЕМ SWIRLS, ВОЗЬМИТЕ КИСТЬ С НЕПРОЗРАЧНОСТЬЮ (OPACITY) 20% И FLOW 35%.
 
ИНСТРУМЕНТ SMUDGE
ВОЗЬМИТЕ ИНСТРУМЕНТ SMUDGE. НА ПАНЕЛИ ЕГО НАСТРОЕК УСТАНОВИТЕ ЗНАЧЕНИЕ 50% ДЛЯ ПАРАМЕТРА STRENGTH. УБЕДИТЕСЬ. ЧТО ОПЦИИ FINGER PAINTING И SAMPLE ALL LAYERS ОТКЛЮЧЕНЫ. ЗАТЕМ АККУРАТНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ КИСТИ ЗАКРУТИТЕ НАРИСОВАННЫЕ В ПРЕДЫДУЩЕМ ФРАГМЕНТЫ ТУМАНА.
 
ТОНОВАЯ КОРРЕКЦИЯ
ВЫДЕЛИТЕ ВЕРХНИЙ СЛОЙ В ПАЛИТРЕ И ДОБАВЬТЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СЛОЙ CURVES. ИЗОГНИТЕ ГРАФИК, ТАК, ЧТОБЫ ОН ПРИНЯЛ ПОЛОГУЮ S-ОБРАЗНУЮ ФОРМУ. ПОТЯНИТЕ ОПОРНУЮ ТОЧКУ В ВЕРХНЕЙ ПОЛОВИНЕ КРИВОЙ ВВЕРХ, А В НИЖНЕЙ ПОЛОВИНЕ-ВНИЗ.
ЕСЛИ ВАМ ЗАХОЧЕТСЯ ПРИМЕНИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ КОРРЕКЦИЮ ЦВЕТА, КОНТРАСТА ИЛИ ЯРКОСТИ, ПРОСТО ДОБАВЬТЕ НУЖНЫЙ КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СЛОЙ.
 
Рисуя по маске слоя, помните, что белый цвет проявляет, а черный прячет изображение. Используйте клавиши ] и [ для оперативного изменения радиуса кисти, а клавишу X для переключения между черным и белым цветом. Это значительно ускорит процесс работы. Варьировать непрозрачность удобнее всего цифровыми клавишами. -1» установит значение Opacity равным 10%, «6» — 60%, «О» —100%.
 

«DigitalPhoto» . – 2013 . - № 4 . – С. 74-77.